Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.



Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее.

М.А.Алексеев .

- Приход весны.

- Какова идея текста?

- Стремительная радость весеннего обновления.

- Как автору удалось донести до нас эту радость?

- Есть ли в нем абзацы?

- Нет.

- Почему?

- Автор хочет показать стремительность и неразделимость процесса наступления весны.

- Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст?

- К художественному.

- Определите тип речи?

- Соединение повествования и описания.

Лексика и фразеология

Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет?

Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.

Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль?

Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?

 

Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность.

Кротость – незлобливость, покорность, смирение.

Синонимы: послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав.

Антонимы: злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия.

Благовоние – аромат, приятный запах.

Антонимы: неприятный запах, зловоние.

Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно.

Эпитеты

Цветовые Эмоциональные
черный бархат темно-зеленая листва глянцевитая листва сероватая листва млечным снегом Рисуют картину в красках, передают настроение. свежая, мягкая зелень горячие пятна света горячее солнце мягкая листва Передают позицию автора; тепло и мягкость, яркость и нежность – все это радует душу.

Олицетворение

  • солнце вошло в силу
  • весна потеряла кротость и бледность
  • веселее засияло небо
  • сад стал одеваться
  • листва тронула ветви
  • закудрявились яблони и груши

Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы.

Аллитерация

Выделение [р], [p’], [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни.

- Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор?

- Начало мая (последнее предложение).

Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления.

Орфография и морфология

  1. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.
  2. Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?
  3. Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.
  4. Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?
  5. Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?

1. Безударные гласные, проверяемые ударением:

  • потеряла (потеря)
  • появилось (появится)

2. Непроверяемые гласные и согласные:

  • преображаться
  • сирени
  • металлически

3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:

  • черный
  • глянцевитый

4. н и нн в суффиксе:

  • особенно

5. пре- и при-:

  • превращать

6. Написание сложных прилагательных:

  • темно-зеленой

Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?

- Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.).

Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.

Глаголы (19) – действие предмета.

Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 1247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!