Российский Государственный архив древних актов 26 страница



«Пора очнуться. И куда я забрел? Эрмитажный Павильон! Бал! Что это за сказочный сад? Откуда этот яркий свет в воздухе и даже в раковинах под водою фонтанов? Греческий зал с белоснежной мраморной колоннадой, кокетливыми хорами и с фонтанами «слез»... Какая прелесть!

Высочайшие пальмы, цветущие тюльпаны, ландыши, азалии, орхидеи, — целые кущи сирени и роз в цвету. Фонтан Заремы и Фатимы! Музыка, захватывающая душу, — плавно-унылые звуки вальса «My Queen»... Да, да, — ведь сегодня 20 февраля 1886 года, «прощенный день» и — танцуют! — Описывать бал, да разве это возможно?!»[453] — писал камердинер императрицы Марии Федоровны А. Степанов.

Громадные залы Зимнего дворца, украшенные зеркалами в золотых рамах, бесчисленными пальмами и тропическими растениями, были переполнены сановниками, иностранными дипломатами, офицерами гвардейских полков. Их блестящие мундиры, шитые золотом и серебром, являлись великолепным фоном для придворных нарядов дам. Когда в большую залу входили хозяева празднества, искра беглого огня пробегала по нитям, протянутым между светильниками. Мерцающее пламя нескольких тысяч свечей отражалось в зеркалах, наполняя дворец волшебным сиянием. По отзывам современников, русский бал представлял феерическое зрелище.

Важную роль в оформлении интерьеров играло растительное убранство. Вне зависимости от времени года дворцовые гостиные превращались в день праздника в цветущие сады, мир гармонии, некую идеальную модель общества, в котором высокий эстетический вкус подчинялся определенным этическим нормам.

30 декабря 1900 г. фрейлина императрицы княжна М. С. Щербатова устроила в зале Дворянского собрания благотворительный бал «Праздник в царстве роз». Бал посетили великий князь Александр Михайлович с великой княгиней Ксенией Александровной, великий князь Владимир Александрович с великой княгиней Марией Павловной и сыновьями, градоначальник Клейгельс и множество других знатных особ. Вход в большой зал украшали гирлянды роз, а над залом красовался огромный шатер из роз, розами был усыпан так же газон вокруг поставленного в центре фонтана.


ВЛАСТЬ ЦЕРЕМОНИАЛОВ И

ЦЕРЕМОНИАЛЫ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

XVIII — НАЧАЛА XX ВЕКА

 

«Кому много дано,

С того много и спросится»

 

Престиж верховной власти

 

Государственные и военные церемониалы — это события в жизни общества, имеющие символическое значение. Церемониалы устанавливают равновесие между непосредственными участниками действа и высшей властью, свидетельствуют о стабильности внутри правящей элиты общества. Участие в церемониалах важная обязанность высших сановников государства. Церемониал является эстетическим отражением нравственных принципов жизни административной и военной элиты государства, своеобразной иллюстрацией духовного состояния общества, его нравов и вкусов.

В Российской империи XVIII — начала XX в. законодателем и хранителем церемониалов выступал императорский двор — особый социально-политический институт, являвшийся средоточием верховной власти в стране. «Грамматика» светских церемониалов составлялась при дворе императора. Русский императорский двор сложился в XVIII в. Перевороты XVIII в. создали вокруг престола своеобразный правящий класс, состоящий из лиц различного социального происхождения. В XIX в. двор — замкнутая система со своей сословно-бюрократической иерархией, очерченной жизненной тер­риторией, со своим административным аппаратом, флагом и гербом. Это своеобразное государство в государстве. В начале XX в. придворные — особое сословие, главной задачей которого являлось укрепление авторитета монархической власти.

Монархи внушали подданным, что военная и государственная деятельность для дворянина важнее иллюзорной независимости. Оправдывать привилегии нужно на службе. Участие в церемониале — демонстрация значимости персоны при дворе.

Этикет оттачивался на протяжении столетий. Он дисциплинировал, упорядочивал двор, делал его классически совершенным, подчиняющимся определенной логике.

Государственный и военный церемониалы были неотъемлемым элементом системы государственного управления империи. Они играли существенную роль в легитимации монарха (обряд коронации), в отправлении государством внешне — и внутриполитических, идеологических и культурных функций.

Нравственное и политическое значение государственных и военных церемониалов особенно ярко проявлялось в период коронационных торжеств. Несмотря на официальное перенесение столицы в Санкт-Петербург, венчание на царство происходило в Москве. Таким образом, Москва продолжала оставаться духовным центром нации, первопрестольной столицей государства.

Представители армии являлись важнейшими участниками церемониалов. В свою очередь, военные парады были неотъемлемой составляющей не только визуальной характеристики российской жизни, это была ее нравственная характеристика.

При Екатерине II в Петербурге состоялась первая в России конная карусель. В числе других придворных торжеств высшего света рыцарские карусели занимали особое место, их внутреннее содержание наиболее полно отвечает основам мировоззрения дворянина, ключевыми понятиями которого были честь и долг.

Являясь едва ли не важнейшей составной частью образа великой империи, государственные и военные церемониалы выступали как мощный идеологический фактор, способствовавший укреплению жизненных устоев общества. В основе их лежали идеи незыблемости, вековечности и богоданности монаршей власти, величия и мощи империи. Государственные и военные церемониалы играли важную роль в деле военно-патриотического воспитания армии, нравственного воспитания населения в духе любви к царю и Отечеству.

Большей части российского дворянства была присуща устойчивая государственно-консервативная система взглядов: монархическая власть незыблема; дворяне — посредники между верховной властью и народом; любые реформы не должны нарушать целостности государства. Какими бы ни были личные воззрения современников на действия властей, истинный патриот обязан служить Отечеству на избранном им поприще. Честное выполнение обязанностей, возложенных императором, становилось основой жизненной позиции. Успехи в карьере выступали своеобразной оценкой принесенной за время службы пользы. Но ключевым понятием формировавшегося мироощущения было понятие чести. Честь — это нравственная ответственность перед памятью предков и последующими поколениями. Именно эти принципы закладывались в основу воспитания в большинстве дворянских семей. Этические нормы тесно соприкасались с правилами хорошего тона.

Аристократ — это не только родовитый, знатный, наиболее уважаемый представитель дворянства, но и особый тип личности. Реакция различных слоев общества на государственные и военные церемониалы демонстрировала отношение граждан к представителям власти.

Участие в церемониалах было почетным правом и обязанностью дворянского сословия. Сам факт такого участия укреплял социальный статус личности. В культуре имперских государств символы и символические церемониалы играли важную роль. Они не были условностями, облегчающими тот или иной род деятельности. За деталями этикета вставали вопросы политики государства, его идеологии и престижа верховной власти.

Человек предстает перед другими людьми в совокупности внутренних и внешних свойств. Целый ряд государственных указов XVIII — XIX вв., регламентирующих формы одежды, говорит о том большом значении, которое придавалось костюму как выразителю сословных и моральных идей дворянства.

Язык костюма подчеркивал социальный статус человека, говорил о его художественном вкусе. Но прежде всего он уравновешивал этические и эстетические принципы. Для представителей высшего света понятия морали и вкуса были взаимодополняющими. В то же время государственные и военные церемониалы являлись языком культуры правящего класса и в этом качестве являлись неотъемлемой частью культурной жизни общества того времени.

Смена форм правления всегда влечет за собой введение новых церемоний и наполнение новым идеологическим содержанием общепринятых старых форм. Так было в начале XVIII в., когда шел процесс европеизации общества и консолидации дворянского сословия. В начале XX в., накануне крушения монархии, попытки приспособить отжившие церемониальные нормы к новым условиям общественного развития оказались безуспешными.

В России не произошло слияния элит. Представители буржуазных кругов не были допущены в социальные институты светской жизни и соответствующие им пространства, частью которых являлись государственные церемониалы.

Государственные и военные церемониалы поддерживали престиж верховной власти. Попытка же создания на рубеже веков нового для России ритуала — приема народных избранников при царском дворе — оказалась неудачной и вместо укрепления союза властных структур высветила политические и социально-экономические противоречия в обществе.

Таким образом, ритуал подтвердил свое символическое значение. Если традиция культивирует изживший уклад жизни, она становится тормозом на пути развития общества.

XX в. Мученики и безбожники, пошляки и утонченные эстеты, палачи и безвинные жертвы, отверженные таланты и востребованные властью бездари... Писать об этом времени трудно — «большое видится на расстоянии».

В первые годы после революции новые «хозяева России» жили в Кремле весьма непритязательно, но с течением времени «слуги народа» начали существовать в режиме «спецжизни». Подчеркнутая скромность — официальный стиль жизни светских правителей. Хотя в Кремле тоже были хозяева и слуги. Шоферы, повара, уборщицы, охранники, распорядители обеспечивали жизнь, далекую от аскетической. Владислав Ходасевич вспоминал, что советские дамы Кремля одевались у Ламановой, покровительствовали искусствам, ездили в «роллс-ройсах». На прием по случаю второй годовщины Октября Ф. Раскольников и Л. Рейснер привезли из волжского похода захваченные бочки с черной икрой и разложили ее перед гостями. Рейснер и Раскольников нарушили условия проведения церемониалов тех лет, пропагандирующих скромный образ жизни новых правителей государства. Прошли десятилетия, но до сих пор этот прием — пятно на нравственном облике большевиков.

8 марта 1935 г. по инициативе Сталина в Кремле был устроен первый советский банкет для передовых женщин страны. Идеологический отдел и редколлегия журнала «Работница» составляли список приглашенных. Вопрос о костюмах был решен в пользу парадных платьев. Главная часть торжества — застолье с песнями и танцами. Сталин поднял тост за советских женщин и их трудовые подвиги. За столами пели песни и частушки, Буденный наигрывал на гармони. К слову, Сталин запретил мелодию фокстрота. Буржуазным танцам нет места на советских праздниках.

С этого времени банкет — норма советских официальных отношений. Для ритуала характерно преобладание визуальных средств общения. Язык движений лежит в основе ритуального поведения. Посредством особых манипуляций вещами, языка жестов, поз передается наиболее значимая информация. Семантика этикетного жеста, в отличие от церемониального, не является жестко фиксированной, он скорее определяет тональность общения, тогда как ритуальный жест наделен жестко определенным смыслом.

Официальные подарки вождям осуществляли парадную репрезентацию власти. Подарки советским вождям — выставочные экспонаты. Так, Сталину от чешского народа были преподнесены фонарь и кирка горнопроходчика из серебра и редких пород дерева. В 1949 г. польские рабочие подарили Сталину весьма символичную композицию — телефонный аппарат, трубка которого лежала на глобусе. Подарки из-за рубежа создавали картину всемирной власти, иллюзию размытости границ.

С начала XX в. костюм перестает быть носителем национальной, социальной, исторической информации. Фрак и бальное платье законсервированы для церемониальных торжеств элиты.

По мнению специалистов, есть два главных события моды XX в. — мини-юбки и джинсы. Эти изобретения перечеркнули все предыдущие стили, словно и не было античности, Средних веков, Возрождения. Офелию и Вертера невозможно себе представить одетыми в джинсы.

В конце XX в. входят в моду игры с вещами, игры желаний и соблазнов. С одной стороны, вещи говорят о социальном положении человека; с другой стороны, семья — адресат вещей.

В России работают, чтобы потреблять, или потребляют, чтобы работать? Можно не говорить о возвращении прежней элитарности? Вещь — часть политики. Концепция «классовой одежды» в мире непопулярна, первенство — за «национальной одеждой».

В период хрущевской «оттепели» глава государства совершает официальный зарубежный визит с супругой. Теперь это не буржуазная роскошь. Нина Петровна проявила выдержку и такт. Во время поездки в Америку пресса отмечала достоинство «первой леди», восхищение вызывало ее умение обходить в разговоре острые политические проблемы и переводить беседы на семейные темы. В конце 50-х гг. ЦК КПСС и советское правительство решили возродить традицию встречи Нового года на официальном уровне. Это была идея объединения руководства страны за столом. Устраивалось застолье в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, с 1961 г. в банкетном зале Кремлевского Дворца съездов (КДС). На торжество приглашались иностранные послы, министры, военачальники, советские дипломаты. Высшее руководство являлось с семьями.

В начале 60-х гг. приемов устраивалось много (по два-три в неделю). В 1958 г. вышло постановление об экономии государственных средств: разрешалось расходовать 4 руб. 50 коп. на человека[454] (с 1 января 1961 г.). Крепкие напитки — водку и коньяк — подавать запрещалось. На Новый год организовывались сказочные пиршества: рыжики, икра красная и черная разных сортов, осетры, фаршированная стерлядь, крабы с клешнями в ладонь, перепела, фазаны, оленьи языки в желе и т.д. Приглашались лучшие артисты.

С 1965 г. елку в КДС наряжали только для детей. Елка в Кремле для руководства страны и дипломатического корпуса покинула Кремль вместе с Никитой Сергеевичем Хрущевым.

В советский период тщательным образом разрабатывалась каждая деталь государственных и военных ритуалов. Церемонии открытия и закрытия партийных съездов, военные парады на Красной площади являлись событиями международного значения. Практически каждый церемониал был своеобразной художественной иллюстрацией этических норм, принятых в социалистическом обществе. Как и в дореволюционный период, большое значение отводилось невербальным средствам общения: жесту, языку костюма, музыкальному сопровождению.

Парад 7 ноября 1941 т. и парад Победы 24 июня 1945 г. — между ними почти четыре года трагической и великой русской истории. Четыре года потерь и страданий, но Советский Союз выстоял, не встал на колени, сохранил свою целостность. Парады на Красной площади еще раз подтвердили, что военные церемониалы способны поднять дух нации, сплотить армию и народ, заставить высшее руководство государства, каких бы политических взглядов оно ни придерживалось, осознать: нация, забывшая уроки военных побед и поражений, теряет честь и благородство.

В современном российском обществе происходит образование новой политической элиты. Прежняя, сформировавшаяся в годы перестройки, не оправдала возложенных на нее надежд. Отсутствие национальной идеи в государстве сказалось и на нравственном облике представителей высших эшелонов власти. Они не только не являлись носителями государственной общенациональной идеи, но и, будучи выходцами из криминальных структур, не пользовались уважением ни внутри страны, ни на международной арене. В то же время популярные в народе деятели культуры, перейдя во властные структуры, стали постепенно утрачивать былое расположение своих избирателей не только из-за профессионального несоответствия новым должностям, но и прежде всего из-за отсутствия четких нравственных ориентиров.

Окружение первого Президента СССР и первого Президента РФ постепенно утрачивало признаки социального института власти, о которых говорилось выше. У представителей «двора» не было общих государственных интересов, целей, задач и единства действий, иерархия существовала, но отсутствовала устойчивость положения. В России не произошло сплочение в единое сообщество лучших представителей различных социальных групп; «аристократии духа» не существует. Чтобы попасть в элитарные круги общества, достаточно иметь богатство и любую известность, включая скандальную. Представители российской элиты в большинстве своем не стремятся прославиться благодаря просвещенности, хорошим манерам, результатам своей профессиональной деятельности. Образ жизни человека — зеркало, в котором отражается его внутренний мир.

Посольские церемониалы обязаны поддерживать иллюзию могущества государства. Я полагаю, что так называемые встречи «без галстука» 90-х гг. XX в. (то есть встречи глав государств без соблюдения правил дипломатического протокола) не прибавили уважения к политике Российского государства. «Всякое общество нуждается в центре; здесь же центра не существует; здесь есть только никак не связанные между собой партии — разрозненные члены тела, искалеченного революциями <...> Каждая из них — листок, вырванный из великой книги национальной истории», — писал 20 января 1843 г. из Парижа секретарь русского посольства Виктор Балабин, который едва ли мог предполагать, что спустя 150 лет его слова будут характеристикой к политической ситуации в России.

Трансляция в 1993 г. из Кремля «Встречи политического Нового года» вызвала неоднозначную реакцию у населения и во многом повлияла на стиль общественного поведения в определенный исторический период. Реакция на несоблюдение этикета следует незамедлительно, реакция на нарушение правил церемониала может последовать спустя десятилетия.

В последней так называемой инаугурации, или, говоря по-русски, посвящении президент шел по залам один, рядом не было никого; создавалось впечатление, что рядом с этим человеком и за ним никто не идет. Сподвижники должны были бы следовать за президентом в строго установленном порядке, согласно их заслугам перед Отечеством. В ходе церемониала граждане России имели право увидеть элиту науки, лучших ее представителей. Но президент один пришел и один ушел.

В организации этого церемониала трудно винить его устроителей; для его достойного проведения следовало определить, какие нравственные принципы объединяют стоящих у власти. В России участники светской жизни «аристократия» денег и власти. В большинстве своем эти люди удостоены привилегий не в силу своих нравственных качеств или таланта, а благодаря материальному положению и политическому влиянию.

В России появилась новая социальная эстетика. Элита убеждена в том, что она по-любому будет править страной. Церемониалы с ее участием зачастую превращаются в циничные действа, которые беззастенчиво разыгрываются на глазах миллионов граждан: «наследники» традиций русского купечества устраивают в период поста благотворительный церемониал, по окончании которого жертвователи демонстрируют народу специально изготовленный для них гигантских размеров торт. Новая элита демонстрирует свое могущество, в то время как граждане невольно задаются вопросом: «На чем основано это могущество? В чем заслуга этих людей перед Отечеством?» Таким образом, современные ритуалы не устанавливают равновесие, а, напротив, обостряют социальную обстановку в обществе. Своей филантропией элита пытается доказать, что способна творить добро, но это лишь отдельные эпизоды на фоне циничной вакханалии чистогана.

В XX в. за поведением первых лиц государства имеет возможность наблюдать любой гражданин. Доверие общественности к политическому деятелю складывается в том числе и во время репортажей о проведении государственных и военных церемониалов, которые, как и государственная символика, призваны способствовать сплочению народа, укреплению его самосознания.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!