Российский Государственный архив древних актов 11 страница



Придворное платье русских дам особенно эффектно выглядело на торжественных приемах при иностранных дворах, где требовалась подобного рода одежда. Традиционный обычай требовал лишь от англичанок специального головного убора, состоящего из страусовых перьев. Отличительной деталью придворного костюма был шлейф, прикреплявшийся к плечам при бальном платье. «Русские же дамы неизменно привлекали всеобщее внимание красотой и богатством наших национальных платьев. Кокошник, фата, богато вышитое исторического покроя русское платье с шлейфом и большое количество драгоценных камней не могли не производить впечатления»[149], — вспоминала М.П. Бок (урожденная Столыпина) об одном из придворных балов в Берлине начала XX в. Придворные парадные туалеты производили неизгладимое впечатление на современников. «По пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства <...> зрелище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться»[150], — писал французский посол в России М. Палеолог.

Целый ряд государственных указов XVIII — XIX вв., регламентирующих формы одежды, говорит о большом значении, которое придавалось костюму как выразителю сословных и моральных идей дворянства в этот период.


ВЛАСТЬ ЦЕРЕМОНИАЛОВ И

ЦЕРЕМОНИАЛЫ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

XVIII — НАЧАЛА XX ВЕКА

 

«Пехотных ратей и коней однообразная красивость»

 

Русские военные парады и

церемониальные марши

 

В проведении государственных и военных церемониалов допетровского периода русской истории православной церкви отводилась главная роль. Благословляя войско, священнослужители превращали военное мероприятие в священное. Церемониал подчеркивал прежде всего богоданность верховной власти. Без веры нет государства. Защищая православие, русское воинство стоит на страже интересов Отечества. В 1311 г. князь Дмитрий Иванович Тверской, собираясь в поход против Юрия Даниловича, распустил войско, так как он не получил благословения на поход митрополита Петра.

Одно из ранних упоминаний о проведении смотра и росписи полков относится к 1380 г. Смотр состоялся в Коломне после соединения практически всех вооруженных сил русских князей. «Можно предполагать, что смотры продолжались в течение одного-двух дней. Разрозненные отряды земель и княжеств сводились в крупные соединения и происходило окончательное назначение главных воевод похода. Основываясь на описании смотра 1380 г. в Коломне, на собраниях из летописных источников XV в. и разрядных книг XVI — XVII вв., можно утверждать, что это были достаточно торжественные мероприятия»[151], — подчеркивает в своем исследовании А.К. Левыкин.

Образная картина торжественного марша дана ав­тором «Сказания о Мамаевом побоище»: «Уже бо тогда аки соколи урвашася от золотых колодиц ис каменна града Москвы, и възлетеша под синиа небеса, и възгре-меша своими златыми колоколы... то, брате, не соколы вылетели ис каменна града Москвы, то выехали русскыа удальци с своим государем, с великим князем Дмитрием Ивановичем...»[152] Полки выходили из города тремя воротами, в которых стояли священники и кропили войска святой водой.

На проведение военных церемоний XVI — XVII вв. большое влияние оказали события 1380 г. Так, смотр русского войска в июне 1552 г. включал в себя развертывание царского знамени «Спаса Нерукотворного», бывшего у «прародителя его великого князя Дмитрия на Дону»[153]. В Успенском соборе Коломны и на поле прошли торжественные молебны. В конце XVI — XVII вв. в Москве проводились два вида смотров — смотр войск накануне военного похода и смотр Царского, или Большого Государева, полка. Последние организовывались во время выезда царя на богомолье или его выхода для участия в таких праздниках, как Святая Пасха, Крещение, Рождество, а также во время приема послов.

Каждый стрелецкий полк имел свой цвет знамени, которому соответствовал цвет кафтанов. За пешими полками следовала кавалерия. Охрану царя нес особый стрелецкий стремянной полк. Рынды везли оружие царя — три саадака, большое копье, сулицу и рогатину. Государь ехал в окружении «ближайших людей».

При возвращении в Москву из польского похода Алексея Михайловича во главе процессии несли знамя и два барабана, затем следовало войско в три ряда. Если знамя белое, то за ним ратники в белом, если синее — ратники в синем и точно так же, если знамя красное, зеленое, розовое и т.д. Перед каждым крестом и иконой над дверями церкви или монастыря ратники снимали головные уборы и молились. Сначала в Кремль вошли сановники. Царь вступил в Кремль пешком, с непокрытой головой, в одеянии из алого бархата с золотом и каменьями. Рядом с царем находился патриарх, впереди и позади несли хоругви и иконы, не было ни барабанов, ни музыки. После вечерни царь поднялся во дворец[154].

Царский воинский церемониал включал церемонию прощания с женами — «последнее и конечное целование» — на соборной площади Кремля, царские пиры перед отпуском полков, перемену царских одежд в начале и в конце похода, «вседание на конь», «вооружение» царя перед началом битвы[155].

С 1683 г. царь Петр Алексеевич устраивал в селе Преображенском игру в «потешные». К юному Петру из придворной знати назначались в стольники и спальники сверстники, становившиеся его «комнатными людьми». Набирались «потешные» официальным порядком. Так, в 1686 г. предписано было Конюшенному приказу выслать в Преображенское 7 придворных конюхов в пушкари, в их числе оказался и сын конюха А.Д.Меншиков, позже в «потешные» начали поступать и знатные молодые люди, например И.И. Бутурлин и князь М.М. Голицын. В «потешные» батальоны призывались и иностранцы-офицеры. Главным командиром обоих полков, Преображенского и Семеновского, был A.M.Головин, занимавшийся со стольниками на «потешном дворе» строевой подготовкой.

После возвращения из Воронежа Петр I начинает лично участвовать в учениях, проходивших в селах Преображенском и Семеновском. Одним из первых церемониальных маршей, в котором были задействованы полки нового типа, была встреча турецкого посланника. Как вспоминал И. Желябужский, «недоросли встречали в уборе немецкой конницы <...>. А после встречи недорослей изволил смотреть сам государь; и по смотру, которые годились в службу, писали всех в солдаты, а которые не явились, по всем городам к воеводам посланы грамоты, велено их выслать к Москве к смотру»[156].

1 января 1710 г. состоялся торжественный въезд в Москву по поводу победы под Полтавой. Впереди выступали музыканты — трубачи и литаврщики. Командир Семеновской гвардии генерал-лейтенант князь М.М. Голицын вел одну часть этого полка, посаженную на коней, хотя сам полк был пехотным. Далее двигалась полевая артиллерия, отнятая у шведов в битве с генералом Левенгауптом. После знамен и штандартов, взятых в той же битве, следовали пленные обер- и унтер-офицеры. Замыкали так называемую торжественно-официальную часть процессии семеновские гвардейцы. На этом церемониал не заканчивался. Без царского шутовства не обошлось и это торжество.

Шествие завершали 19 самоедских саней, запряженных парою или тремя северными оленями. «Самоеды эти, низкорослые, коротконогие, с большими головами и широкими лицами, были с ног до головы облачены в шкуры северных оленей, мехом наружу; у каждого к поясу прикреплен меховой кукол[157]. Понятно, какое производил впечатление и какой хохот возбуждал их поезд <...>. Без сомнения, Шведам было весьма больно, что в столь важную трагедию введена была такая смешная комедия»[158], — вспоминал Ю. Юль.

Шествие по случаю взятия Нотебурга 14 ноября 1702 г. состоялось 4 декабря и происходило следующим образом: впереди шел полк гвардии под началом немца полковника Риддера. Любопытно, что половина полка была одета в форму немецкого образца, а другая половина —в форму русского покроя (к началу шествия не успели сшить новые немецкие костюмы для всего полка). Между гвардейцами шли пленные шведские солдаты и крестьяне, окруженные тремя ротами солдат. За ними двигались первые гвардейские гренадеры (рота), гобоисты и шесть офицеров. Затем — Преображенский полк во главе с царем, Семеновский полк, далее несли взятые у шведов знамена, за которыми следовали сорок пушек. Замыкали шествие пленные офицеры, каждый между двумя солдатами, и несколько саней с больными и ранеными пленными в сопровождении русских солдат.

Примерно в час пополудни шествие вступило в Москву (начался марш из Никольского). Когда первый полк прошел через Триумфальные ворота, Петр Алексеевич остановился на четверть часа, чтобы принять поздравление духовенства. Находящиеся рядом с воротами дома были увешены коврами, на крыльцах стояли музыканты, исполняющие музыку на различных инструментах. Пройдя вторые Триумфальные ворота, процессия направилась к Мясницким воротам, затем — в Немецкую слободу. После небольшой остановки в слободе царь сел на лошадь и поехал в Преображенское[159].

Одной из главных задач для Петра Великого была военная реформа. Петр I не только не снял с дворянства обязательной службы, поголовной и бессрочной, напротив, он отяготил ее новыми повинностями и установил более строгий порядок ее отбывания. Верховная власть строго регламентировала порядок проведения военных церемониалов. Законодательные документы подчеркивали их воспитательное значение.

В 1732 г. выходит высочайше утвержденный доклад Сената «О смотре и обучении полков»[160]. В нем, в частности, говорится, что дважды в год, весной перед началом кампании и осенью по ее окончании, должны состояться генеральные смотры. На них не запрещалось присутствовать простым людям, особенно молодым, чтобы «возымели желание к воинской службе»[161]. В документе содержится описание порядкопостроения в марше, команды. Согласно указу, генералитет или губернаторы должны составлять список офицеров и рядовых участников генерального смотра. 26 января 1740 г. гвардия прошла торжественным маршем по Петербургу в честь возвращения из турецкого похода. «Штаб- и обер-офицеры, так как были в войне, шли с ружьем, со примкнутыми штыками; шарфы имели подпоясаны; у шляп, сверх бантов, за поля были замкнуты кукарды лавровога листа, чего ради было прислано из дворца довольно лаврового листа, для делания кукардов к шляпам: ибо в древние времена римляне, с победы, входили в Рим с лавровыми венками! И было учинено в знак того древнего обыкновения, что с знатною победою над турками возвратились. А солдаты такияж за полями примкнутыя кукарды имели, из ельника связанные, чтобы зелень была»[162].

После марша штаб- и обер-офицеры были приглашены во дворец. Произнеся торжественную речь, императрица Анна Иоанновна поднесла каждому из приглашенных кубок венгерского вина.

30 января во дворце состоялся высочайший прием для участвовавших в турецком походе гвардейских унтер-офицеров и капралов.

Парады и церемониальные марши устраивались в Российской империи на протяжении всего XVIII в. Но особую страсть к военным церемониалам питали императоры Петр III и Павел I. Одним из последних остатков парадных военных церемоний, заведенных в армии императором Петром III и сохранившихся до начала 80-х гг. XIX в., был так называемый развод с церемонией, происходивший зимой в высочайшем присутствии в Михайловском манеже, весной — на разводной площадке между Зимним дворцом и Адмиралтейством.

У входа в манеж государя ожидали главнокомандующие войсками гвардии и Петербургского военного округа, военный министр. Императора встречали также петербургский комендант, начальствующие лица военного округа и гвардейского корпуса, иностранные агенты. Войдя в манеж, государь здоровался с встречающими лицами и садился верхом на подведенную к нему лошадь. В то же мгновение раздавался бой барабанов, хор музыкантов исполнял марш полка, бывшего в наряде, трубы конницы играли «поход». Государь объезжал войска медленным шагом, начальствующие лица шли за ним пешком, и только главнокомандующий следовал верхом. По окончании объезда его величество останавливался посередине манежа и вынимал из кармана носовой платок; в это мгновение главнокомандующий подавал команду «на плечо», которая исполнялась штаб-офицером, дежурным по караулам на следующие сутки. После этого главнокомандующий командовал «по караулам стройся», и те части, которые заступали в караул, перестраивались из батальонного расчета по караулам так, чтобы каждый караул, назначенный в Зимний дворец, в Государственный банк и т.д., составлял свою отдельную часть под началом своего начальника[163].

Затем следовали рапорты караульных начальников, офицеров взводов военно-учебных заведений и морских экипажей, фельдфебелей военных училищ. После этого государь приказывал начать церемониальный марш, завершавшийся манежной ездой и джигитовкой конвоя его величества. По окончании развода государь благодарил всех представлявшихся. Развод продолжался около часа. В будние дни он производился «без церемоний» — в казармах очередного полка, его командиром[164].

В царствование Екатерины II разводы с церемонией не производились; они возродились при императоре Павле I — при нем вахт-парады ежедневно производились в высочайшем присутствии. Церемониал проходил по особым правилам в манеже или на плацу, на нем должны были присутствовать все командиры частей или 1/3 офицеров от каждой части гарнизона, а от части, вступившей в караул, — все офицеры.

Как вспоминал император Николай Павлович, его отец Павел I каждый день устраивал во дворе Зимнего дворца парады. Император шел во главе Конной гвардии и по окончании парада собственноручно свертывал знамя. Если Павел I считал парад неудавшимся, он заставлял несколько раз проходить неудачно парадировавшую гвардию[165]. Парады проходили также в Царском Селе и Петергофе.

Разводы с церемонией были любимым занятием Александра I; при нем они проходили не только в Петербурге, но и во всех местах, где останавливался император во время путешествий.

19 марта 1814 г. русские войска торжественно вошли в Париж. Военный историк М.И.Богданович приводит в своей книге «История войны 1814 г. во Франции и низложения Наполеона I по достоверным источникам» высказывания маркиза Лондондерри, который был свидетелем этого события: «Все, что можно сказать о русских резервах, останется ниже действительности. Вид и вооружение их удивительны. Когда подумаешь о трудах, перенесенных этими людьми, из коих многие, прибыв от границ Китая, в короткое время прошли пространство от Москвы до Франции, исполняешься чувством ужаса к необъятной Российской Империи»[166].

В тот славный день звуки труб и военной музыки с утра оглашали город. Казалось, весь Париж высыпал на бульвары, по которым должны были пройти союзные войска. Балконы, террасы, окна были заполнены людьми. Полки появились на бульварах в час дня. Ярко светило солнце, и шагающие шеренги, гарцующие всадники представляли собой, по свидетельству очевидцев, незабываемое зрелище. Участник этого марша С.Н. Глинка писал: «Никто и никогда даже из защитников собственного царства не видели такой встречи, какая сделана была союзным Государем в столице Франции. Непрестанно гремели восклицания: «Да здравствует Император Александр I!», «Да здравствует Фридрих Вильгельм!»[167].

Парижане предлагали воинам вино и еду, но, как вспоминал очевидец, ни один солдат «ничего не брал безденежно». Парижане восхищались красотой мундиров русских военных, учтивостью и остроумием говоривших по-французски офицеров.

Союзные войска, пройдя бульвары, повернули по Королевской улице на площадь Людовика XV и к Елисейским полям, где в течение нескольких часов продолжался парад. Впереди парада шел Донской полк, за ним уланский цесаревича Константина Павловича, на некотором расстоянии от последнего двигался конвой русского императора, потом следовали два генерал-адъютанта. С правой стороны на темно-сером коне ехал прусский король, с левой — император Александр Павлович. Император был в кавалергардском сюртуке темно-зеленного цвета с черным бархатным воротником и серебряным прикладом, в шляпе с белым султаном. На груди Александра Павловича — только три белых, младших степеней, креста, орденов Святого Георгия, Марии-Терезии и Красного Орла, такие же — на короле Пруссии.

За монархом следовали рядом фельдмаршалы, за ними — полные генералы, потом прочие генералы, разные чины свиты, затем Преображенская музыка, вслед за которой во главе колонны пехоты двигался гренадерский корпус, имея впереди полк Аракчеева. Преображенский полк шел в конце колонны пехоты, которую замыкали гвардейская артиллерия, кавалергардский и лейб-гусарский полки.

После парада русский император почти на руках парижан внесен был в квартиру его, в дом Талейрана. В эти же дни в Париже на заседании одного из ученых обществ, в присутствии Александра Павловича, историк Лакретель приветствовал русского императора торжественной речью, в которой сравнивал его с Петром Великим. Такое же сопоставление делает и один из французских журналов того времени.

Казалось, что 20-летняя эпопея всемирной истории, связанная с военным гением Наполеона, завершилась. В конце сентября 1814 г. в Вене открылся конгресс держав-победительниц, распрям которого, по словам А.П. Ермолова, положил конец Наполеон, бежавший с Эльбы. «Полет орла длился всего 100 дней»[168]. Разгром при Ватерлоо завершил поход императора 15 июля 1815 г. Наполеон был отправлен па остров Святой Елены. В августе 1815 г. император Александр Павлович назначил маневры на полях Шампани, недалеко от местечка Вертю (120 км от Парижа), которые стали местом устройства и одновременно смотром блеска русской армии, в составе 150 145 человек (в том числе 87 генералов, 4413 штаб- и обер-офицеров, 146 045 нижних чинов)[169].

26 августа, в годовщину Бородинского сражения, состоялся так называемый примерный смотр. Из Парижа прибыли император Австрии, король Пруссии, князь Шварценберг, герцог Веллингтон, принц Леопольд Кобургский (впоследствии король Бельгии), множество сановников и военачальников. Из Парижа, Реймса, Шалона, Труа и других городов приехало немало прекрасных дам. В целом число зрителей простиралось от 8 до 10 тысяч.

29 января 1815 г. с трех часов по полуночи войска поднялись из лагеря. В восьмом часу армия стояла в боевом порядке напротив высоты Монтэме. По первым сигналам войска приветствовали появление русского императора и союзных монархов троекратным «Ура!». После следующих трех выстрелов почти полтораста тысяч человек пришли в движение и вскоре исчезли в облаках пыли; когда она улеглась, то вместо прежнего порядка в несколько линий предстало каре. Александр Павлович, австрийский император и король Пруссии в сопровождении свиты объехали все фасы каре, приветствуя войска, которые встретили их барабанным боем, музыкой и восклицаниями. Герцог Веллингтон с несколькими иностранными генералами следовал за государями, всматриваясь в русские части, объехав которые монархи со свитой встали внутри каре. Войска, построясь к церемониальному маршу, прошли мимо государя. Император Александр Павлович с обнаженной шпагой, командуя армией, обращался к венеценосным союзникам, называя по фамилиям корпусных, дивизионных и бригадных командиров, номера корпусов, дивизий, имена полков. По окончании церемониального марша войска построились в первоначальный боевой порядок: сделали на караул, ударили поход, в полках заиграла музыка, и вместе с троекратным «Ура!» была отдана честь государю. По последнему сигналу раздался в артиллерии и пехоте беглый огонь, и войска скрылись в густых облаках дыма и пламени. Весь маневр длился около двух с половиной часов.

Вооружение и обмундирование русской армии, здоровый вид солдат, быстрота и правильность боевых построений вызывали немалое удивление собравшихся зрителей. Постепенно стали разъезжаться высокие гости. «Только знаменитый воин, лорд Веллингтон, облокотившись на перила ограды, оставался недвижимым несколько минут. Государь, заметив его задумчивость, тронул его за руку и вместе с ним отправился в Вертю»[170].


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!