Российский Государственный архив древних актов 14 страница



В 1913 г. в Киеве по случаю открытия Первой Российской олимпиады состоялся церемониальный марш, в котором кроме военных принимали участие спортивные организации и гимназисты. После чего великий князь Дмитрий Павлович объявил об открытии Первой олимпиады[215]. Это был один из первых примеров прохождения в церемониальном марше военных и мирного населения.

В солдатских восстаниях в феврале 1917 г. причудливым образом переплеталось демонстративное нарушение воинских уставов и стремление употребить элементы военной дисциплины и организации. 27 февраля на штыках и саблях повстанцев появились красные флажки, а некоторые воинские отряды действовали под красными флагами. «Вместе с тем восставшие солдаты, лишенные первоначально руководства офицеров, немалое внимание уделяли военной ритуализации мятежа, они строились, выводили на улицу полковые оркестры»[216].

Войсковые части Петроградского гарнизона поочередно подходили к Таврическому дворцу и в последующие дни, революция стала напоминать «парад» войск под символами революции.

Все колонны несли красные флаги, полковые оркестры исполняли «Марсельезу». Возле Думы К.С. Чхеидзе встал на колени и стал целовать красный флаг как символ победы революции. Войска стекались к Таврическому дворцу стройными полковыми колоннами, с оркестром впереди, и возглавлялись офицерами. Таким образом, символы революции утверждались уже «сверху», по приказу командиров.

«Праздники свободы» в городах представляли подчас хорошо подготовленные манифестации с участием войск, оркестров, хоров. Особый отпечаток на военные парады накладывало участие в них военных властей. Во время «праздников свободы» появился новый ритуал, соединивший русскую военную традицию и традицию революционного подполья.

«Праздник революции» организовывался по образцу старых официальных праздников, хотя военные оркестры играли новые мелодии. Но атмосфера праздника скорее напоминала традиционный полковой праздник, присоединение к революции произошло как бы по приказу свыше.

Проведение «праздников революции» имело большое политическое значение: они либо утверждали революционную символику, либо провоцировали борьбу за ее утверждение. Попытки властей сдержать внедрение но­вых революционных традиций терпели крах.

В марте — апреле 1917 г. большое значение приобретает борьба за утверждение новых символов и ритуалов (красный флаг, красные банты, «Марсельеза» и др.) и за отрицание символов и ритуалов «старого режима» (национальный флаг, гимн, погоны, отдание чести и др.). Советы и войсковые комитеты не всегда сами были инициаторами данных политических сражений, чаще они шли за массовым стихийным движением. Политическая борьба, таким образом, была и борьбой политических ритуалов.

Парады — это идеальный порядок, совершенная регламентация, механическое подчинение огромных людских масс — все, к чему стремится император в управлении страной. Парад представлял собой детально разработанную, имевшую строгую последовательность развития художествеино-динамическую композицию, в которой не было ничего случайного. Это был высший эстетический уровень военного профессионализма.


Рыцарская карусель

 

В России не существовало феодального рыцарства, подобного тому, которое сложилось в Европе. Но имели место традиции рыцарственного служения. За многие века военно-дворянское сословие выработало рыцарский дух, создало предпосылки для возникновения особого типа офицерства, ставящего честь, долг и общее дело превыше всего.

У древних германцев оружие открывало дорогу к почестям и славе. Молодой человек становился полноправным членом общества после ритуала вручения ему копья и щита старейшиной или отцом. В 14 лет у алтаря молодой человек получал оружие и «титло» оруженосца. После трекратного ударения мечом (по плечам и шее) ему вручали щит, меч и другое оружие. Государи получали звание рыцаря в отрочестве, обряд включал в себя только касание мечом.

Рыцарство процветало с 1100 по 1400 г. В 1066 г. во Франции были введены рыцарские турниры, правила проведения которых составил Готфрид Преильи[217]. Сначала турниры устраивались по решению рыцарей, затем право назначать место и время поединка закрепляется за монархом. Рыцарь обязан защищать веру, ее служителей, храмы, слабых, бедных, никогда не лгать, стоять за правду, помогать сиротам и вдовам.

В Англии турниры продолжались при Елизавете, при Якове I и Карле I, то есть до середины XVII в. Традиции рыцарства были продолжены в каруселях, являвшихся одновременно конным состязанием с применением оружия и пышным праздником.

При Людовике XIV карусель это прежде всего политический церемониал. В карусели 1662 г. принимали участие пять кадрилей, то есть пять отрядов всадников, в сопровождении оруженосцев, пажей и музыкантов. Костюмы участников — стилизованные одеяния средневековых рыцарей или представителей какого-либо народа.

Механическая карусель появилась в России при Петре Великом, опередив конную рыцарскую. Первая карусель состоялась в Петербурге в 1766 г. и состояла из четырех кадрилей: Славянской, Индийской, Римской и Турецкой. Две последние управлялись Григорием и Алексеем Орловыми.

В турнире участвовали и неизвестные кавалеры; они должны были доказать свое дворянское происхождение обер-шталмейстеру, который, в свою очередь, ручался честью сохранить тайну рыцаря. Если кавалер не желал открыться и обер-шталмейстеру, он мог заручиться поддержкой присутствовавшей на карусели знатной особы, которая подтверждала его дворянство.

Для проведения карусели было решено построить на площади перед Зимним дворцом огромный деревянный амфитеатр на несколько тысяч зрителей. Состязание на колесницах напоминало конские бега древних. Амфитеатр карусели 1766 г. — образец раннего русского классицизма.

Славянская и Римская кадрили двигались от Летнего дворца по Миллионной улице к главным воротам амфитеатра (напротив Каменного Зимнего дворца). Кадрили Индийская и Турецкая проходили от Малой Морской. «Сколько великое стечение народа по улицам в то время было, того описать невозможно, ибо как в амфитеатре и по сторонам и на кровлях бесчисленное множество»[218].

Участники карусели решились превзойти друг друга в роскоши туалетов. Как утверждал обозреватель «Санкт-Петербургских Ведомостей», «зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных каменьях и всякого рода кавалерских и конных золотых и серебряных уборах. Одеяние кавалеров богато блистало драгоценными каменьями, но на дамских уборах сокровища явились неисчетные, словом, публика увидела бриллиантов и других родов каменьев на цену многих миллионов»[219].

Конвой церемониймейстера состоял из одного унтер-офицера, восьми всадников и двух трубачей. Ему помогали восемь герольдов. При кавалерах специальные люди несли дротики, пики и значки. На отведенное для карусели место пускали по билетам. Для императрицы и великого князя были приготовлены ложи. Прибывшие судьи занимали места под звуки труб и литавр. Получив разрешение от императрицы, обер-церемониймейстер князь П.А. Голицын сообщил главному судье генерал-фельдмаршалу графу фон Миниху о приказе начать состязание. Миних махнул трубачам. Звонкая медь пропела сигнал, турнир начался.

Состязание — поочередные скачки верхом или на колеснице с выполнением воинских упражнений — происходило у четырех ворот арены. Сначала кавалер Славянской кадрили скакал от своих ворот к Турецким, где ломал пику (ланцу) о столб с мишенью в виде манекена. Славянский кавалер метал дротик (шавелот) в фигуру льва. Завершив упражнения, кавалер галопом направлялся к Индийским воротам.

Следующим от Славянских ворот появлялся кавалер Индийской кадрили, который рубил голову чучела гидры, поднимал концом шпаги шишак (шлем с шишкой на конце остроконечной тульи) и скакал к Индийским воротам. «Турецкий» кавалер в завершение своего курса на арене снимал ланцей кольцо. У каждых ворот находилось по трое судей. В табель каждого участника начислялись очки: 1/2; 1; 2; 3; 4.

По окончании турнира судьи и рыцари возвращались в Летний дворец. Участники в особом зале ожидали призов, присуждаемых судьями большинством голосов, при этом решительное слово оставалось за главным арбитром. По окончании заседания обер-церемониймейстер с герольдами под звуки музыки вводили кадрили в зал для получения призов.

Старейший фельдмаршал Европы граф Миних сказал речь, последние слова которой были следующие: «В старости и седине моей, чрез шестьдесят и пять лет, под бременем службы, без сомнения нахожу себя древним солдатом и старшим в Европе фельдмаршалом, после того как я имел честь не единожды приводить Российскую армию к победам, за особливое почитаю себе воздаяние и тем славлюсь, знаменитые дамы и кавалеры, что в сей день не только я свидетель, но еще и главный судья ваших благородных доспехов»[220].

После раздачи призов и ужина до пяти часов утра продолжался «бал в масках». Праздник имел столь большой успех, что был повторен 11 июля, и снова победительницей среди дам была признана Н.П. Чернышева — легендарная «Пиковая дама» мировой литературы. Победительница карусели Чернышева получила прекрасное образование в Англии, где ее отец был послом. В 1766 г. фрейлина Чернышева вышла замуж за бригадира князя В.Б. Голицына. Наталия Петровна взяла на себя управление имениями мужа и значительно поправила расстроенное им состояние. Княгине Голицыной оказывали особое почтение не только представители высшего света, но и члены императорского дома. Княгиня принимала всех сидя, не трогаясь с места, и встречала стоя только императора. Гвардейские офицеры, надев эполеты, являлись к ней как к начальству.

Среди кавалеров первенство оспаривали братья Орловы — Григорий и Алексей. Мнения судей разделились, окончательное решение отложили до следующего дня. В результате предпочтение было отдано Григорию Орлову, получившему первый приз и лавровую ветвь.

Подобно карусели 1662 г. во Франции, русская карусель 1766 г. — это не только конное состязание. Прежде всего — это государственный церемониал. Церемониал может быть политикой, но может ли политика стать церемониалом?

У каруселей в Париже и Петербурге много общего: великолепные костюмы участников; виртуозное владение оружием; тысячи восторженных зрителей.

Но если Людовик XIV — активный участник карусели, утверждающей его политическое могущество, то русская императрица и наследник — зрители церемониала. Для подтверждения своей абсолютной власти русской императрице достаточно лишь присутствовать на церемониале. Положение женщины в государстве — зеркало, в котором отражается нравственное состояние общества.

Организаторы и участники каруселей конца XVIII начала XIX в. были видными государственными и военными деятелями своего времени, яркими творческими личностями, покровителями наук и искусств.

Граф А. Г. Орлов-Чесменский доживал свой век в Москве. «Какое-то очарование окружало богатыря Великой Екатерины, отдыхавшего на лаврах в простоте частной жизни и привлекало к нему любовь народную. Неограниченно было уважение к нему всех сословий Москвы, и это общее уважение было данью не сану богатого вельможи, но личным его качествам»[221].

Московская карусель 1811 г. устраивалась частными лицами по подписке. Список почетных членов включал 31 человека. Первое место занимала графиня А.А. Орлова-Чесменская. Второй в списке стояла Е.В. Апраксина, урожденная княгиня Голицына, дочь победительницы первой карусели 1766 г. Н.П. Голицыной. В числе других почетных членов — известные литераторы своего времени князь И.А. Долгоруков и сенатор Ю.А.Нелединский-Мелецкий, герой турецкой кампании 1806 — 1810 гг. генерал-майор А.Н.Бахметев.

Имена некоторых почетных членов карусели 1811 г. связаны с развитием российского коннозаводства. Так, И.И. Юшков, впоследствии камергер, управлял дворцовыми конными заводами, братья Н.С. и Ф.С. Мосоловы владели крупными конными заводами английских чистокровных скакунов в Тульской и Московской губерниях. Так как многие молодые москвичи пожелали принять участие в карусели, то накануне ее проведения стоимость хороших верховых лошадей поднялась до 10 и более тысяч рублей[222]. Взносы почетных гостей пошли на приобретение костюмов, призов, устройство бала и на другие расходы.

Для проведения карусели между Донским монастырем и домом П.А. Демидова в Нескучном саду по проекту Ф.И. Кампорези был выстроен амфитеатр с галереями и ложами для пяти тысяч человек, в окружности до 350 саженей.

Москва была взбудоражена предстоящими состязаниями, участие в которых для молодого дворянина было делом чести. Карусель проводилась 20 и 25 июня 1811 г.

Сначала всадник снимал последовательно пикой подвешенное металлическое кольцо и картонную голову, затем он отдавал оруженосцу пику и принимал стрелу (дротик), которую метал в мишень. Затем всадник ломал копье ударом о мишень, символизирующую щит соперника. Приняв пистолет, участник стрелял по мишени, после чего, поменяв пистолет на пику, поражал ею подвешенный мяч. Шпагой он наносил удар по картонной голове и поднимал каску с пьедестала. Завершив туры, сочиненные берейтором Ф.К.Шульцем, кавалер дожидался решения судей, подсчитывавших набранные участником очки[223].

Победителем карусели 20 июня был признан камер-юнкер Двора его императорского величества граф А.И. Апраксин, награжденный пистолетами Кухенрейтера. За первое место на карусели 25 июня получил золотую медаль граф А.П. Апраксин. Среди победителей карусели 1811 г.: князь Д.П. Волконский, Л.Л. Демидов, А.И. Шепелев. Специального приза от дам — красного шарфа с надписью «Отважность в юности — залог доблести зрелых лет» — удостоился неизвестный рыцарь за «ловкую, быструю и красивую езду». Когда он поднял забрало, все узнали А.В. Всеволожского.

Карусель 1811 г. была благотворительной. Собранную денежную сумму кавалеры раздавали находящимся в Москве раненым солдатам, бедным офицерам, вдовам и другим нуждающимся. Здесь же выкупались находящиеся за долги под арестом.

С тех пор карусели в России пошли на убыль. Они стали проводиться уже без всяких воинских упражнений и свелись к исполнению дамами и кавалерами на лошадях различных танцев.

В период правления императора Николая Павловича дворянство увлеклось не только рыцарскими романами, но и философией, самим духом средневековья, что отражалось на всех сторонах жизни общества.

Одним из проявлений интереса к рыцарским традициям было проведение при дворе конных каруселей. Императрице Александре Федоровне не было равных в грациозности не только на бальном паркете, но и в манеже. Среди светских дам одними из лучших наездниц своего времени считались А.О. Смирнова-Россет и А.А. Оленина.

Об одной из придворных каруселей начала царствования Николая I вспоминала (до 1828 г.) А.О. Смирнова-Россет: «Так как это было летом, то репетицию делали по летнему обычаю с музыкой. Напротив были дворецкие на лошадках, у каждой из нас был берейтор <...> После разных фигур галопом ехали мимо публики. Подъезжая к Жуковскому, я ему сказала: «Василий Андреевич, каково! Каприз на лошади». Государь был кавалер Вареньки Нелидовой, она прекрасно ездила верхом, но всех лучше императрица. Она была так грациозна и почти не прикасалась к лошади. Ее кавалер был Михаил Павлович. Государь мне сказал: «Зачем ты меня не выбираешь?» По-русски он всегда говорил мне «ты». «Ты» было знаком его расположения к женщинам и мужчинам»[224].

К каруселям, устраиваемым при дворе императора Николая I, готовились с особенной тщательностью. Так, в одном из писем родным в Москву А.С. Шереметева сообщала, что 5 апреля 1834 г. 3,5 часа продолжалась репетиция карусели, состоявшейся 14 апреля. В этом церемониале принимали участие император, императрица, наследник, великий князь Михаил, принц Ольденбургский, представители высших придворных кругов Петербурга. Кроме карусели в тот день был устроен и «концерт для бедных»[225].

К «самым модным» кавалерам, участвовавшим в карусели, принадлежали фейерверкер лейб-гвардии конной артиллерии А.Н. Карамзин, штабс-капитан лейб-гвардии конной артиллерии князь А.С. Голицын, камер-юнкер П.А. Валуев, кавалергардский офицер барон Ш.-Ш. Дантес. Очаровательные участницы карусели — фрейлина С.Н. Карамзина, княжна M.П. Вяземская, фрейлины высочайшего двора Е.Н. Гончарова и А.Н. Гончарова. Пройдет время, и две пары этой карусели сочетаются браком: будущий граф и министр внутренних дел Валуев и княжна Вяземская, барон Дантес и Екатерина Гончарова.

Во время великого поста 1842 г. в Михайловском манеже проходили репетиции карусели с участием почти всех представителей императорской фамилии. Само действо состоялось в манеже без присутствия зрителей.

23 мая карусель повторили в Царском Селе, на площади перед Александровским дворцом. Всего было 16 пар. Шествие открывал герольд, состоявший при наследнике, генерал Юрьевич, за ним ехали императрица со своим кавалером генерал-адъютантом графом Апраксиным; черный рыцарь генерал Мейендорф с великой княгиней Александрой Николаевной; наследник с одною из великих княжен; государь с графиней Воронцовой; герцог Лейхтенбергский; принц Александр Гессенский и далее фрейлины, придворные дамы и флигель-адъютанты. Пажами были младшие великие князья. После марша императрица вместе с кавалером села среди немногочисленных зрителей, большую часть которых составляли родственники участников карусели.

Кавалеры на карусели 1842 г. были одеты в подлинные доспехи, взятые из арсенала. Вскоре после карусели была создана гравюра, и везде продавался эстамп с изображением ее участников. Таким образом, несмотря на узкий круг приглашенных, о карусели 1842 г. смогли узнать многие современники.

Строгая роспись пар, участников карусели, тщательные репетиции, выбор определенных костюмов еще раз подтверждают, что карусель это не маскарад, допускающий свободное поведение участников, отрицающий регламентацию. И после 1811 г. карусель оставалась церемониалом, проведением которого занимался лично император или высшие чины двора.

Как всякий церемониал, карусель 1842 г. имела свое символическое значение. В том году исполнилось 25 лет со дня назначения императора шефом прусского кирасирского полка его имени и 25 лет — обручению государя. Эти события не совпадали по датам, но при дворе было решено отметить эти юбилеи в один день.

Торжество началось обедней в Малой Дворцовой церкви, без торжественного выхода, затем последовал развод караула и обед. Вечером во дворце состоялся концерт Листа. Депутацию полка, прибывшую из Берлина, разместили за счет двора в частной гостинице. В тот же день император вручил депутации для передачи в полк прекрасную фарфоровую вазу, на которой кроме портрета покойного прусского короля были начертаны фамилии всех офицеров, служивших в полку за 25 лет до описываемых событий и в 1842 г.

Императрица Мария Федоровна на протяжении всей своей жизни была шефом кавалергардского и кирасирского полков. Раз в году шеф полка вместе со своим супругом императором Александром III принимала у себя всех офицеров полка.

В коллекции Государственного Эрмитажа хранится веер императрицы Марии Федоровны, сделанный в память о карусели 1886 г., бывшей в кавалергардском полку. Это одно из последних свидетельств о проведении придворных каруселей.

В России на протяжении долгого времени представители армии были властителями дум целых поколений. Принадлежность к элите русской армии зависела не только от высокого воинского чина или участия в громких военных операциях. Прежде всего имелось в виду нравственное влияние личности, сила ее морального воздействия на окружающих. Мнение таких людей ценилось в обществе очень высоко, на них равнялись не только в военной, но и в мирной жизни. «Быть рыцарем, не нося знаков рыцарского достоинства, — лозунг современного офицерства. В этом — одна из трудностей офицерской профессии в современных условиях... Как бы высок или низок ни был моральный уровень данного народа в данную эпоху, рыцари этого народа — офицеры — должны стоять на более высоком моральном уровне, нежели лучшие группы или слои народа <...>. Офицер должен... иметь, как учил Петр Великий, «любление чести». Честь — драгоценнейшее свойство офицерского духа»[226], — писал Е.Э. Месснер.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!