Задание 1.  Выполнить однотонную отмывку.



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ (ЧАСТНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
(НОУ ВО «ТИБ»)

Гуманитарный факультет

Кафедра дизайна

 

 

Е.Н. Пыжова

 

 

Основы производственного мастерства

 

Методические указания

по подготовке к практическим занятиям

и организации самостоятельной работы студентов

 

направление подготовки 54.03.01 Дизайн

(уровень бакалавриата)

очной и заочной форм обучения

 

 

Томск 2019


 

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ……

1. Изображение текстуры объекта в технике линейного чертежа. (ф А4) ……...........................3

2. Орнаментальное построение.  ……........................................................................................4

3. Антураж, виды антуража(фасад, генплан) …..........................................................................5

4. Графическая работа Отмывка…………………………...…..............…….................................7

Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине…………………………..…11

ЗАДАНИЯ К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ……………………………......................................15

ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ…………………………………………….19

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...20

 


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Изображение текстуры материала в технике линейного чертежа

Вопросы для обсуждения

1. Различные виды графики, используемые в дизайне

2. Архитектурно-строительные чертежи ……….

3. Инструменты, применяемые для графических работ

4. Композиция чертежного листа.

5. Графические приемы

6. Условные обозначения материалов на чертежах

7. Какая нормативная документация регламентирует правила изображения.

Задание 1 Выполнить условные изображения строительных материалов по образцу.

Продолжительность проведения 4 часа

Цели и задачи практической работы:

Цель: закрепление теоретических знаний по теме «Графический язык дизайнера» и приобретение практических навыков стилизации и нахождение композиции чертежного листа;

Задачи: изучить специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства, ознакомиться с различными графическими приемами, сформировать умение использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, отработать навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка, совершенствовать умение инавыки использования чертежных инструментов и графических приемов.

Порядок выполнения практической работы

1. Выполнить компоновку образцов равномерно на листе формата А4, с учетом надписи, подписи образцов, подписи фамилии автора и номера группы.

2. Название листа расположить симметрично.

3. Выполнить условные обозначения в соответствии с представленным образцом, простым карандашом, затем обвести тушью или гелевой ручкой.

4. Выполнить подписи к образцам аккуратными печатными буквами, для чего расчертить две параллельные линии для написания шрифта (h=2,5-3мм)

Результат работы предоставляется для просмотра.

Виды контроля поэтапный просмотр

Упражнение направлено на развитие понимания у студентов выразительной роли линии в чертеже. Линия – главное изобразительное средство архитектурной графики (линейной). Кроме своего непосредственного назначения линии чертежа, выполненные разной толщиной и техникой, позволяют создать в чертеже ощущение плановости, т.е. глубины пространства, помогают улучшить общее композиционное построение. Упражнение выполняется на листе форматом А4 в два этапа: вычерчивание всех элементов в карандаше (без выявления различной толщины линии) и обводка тушью с изображением видимой разницы между различной толщиной линий. При этом все элементы изображения должны быть грамотно распределены, равномерно заполняя весь лист. По начертанию различают следующие виды линий:

- прямые и криволинейные;

-толстые и тонкие;

-сплошные и прерывистые.

Упражнение включает изображение разных типов линий различной толщины и начертания.

Домашнее задание: Выполнить графическое изображение разных по фактуре поверхностей выполненных по воображению (16 образцов).

Дополнительная литература к теме 1

1. Л.М. Вересова, О.В. Ронжина, Архитектурная графика: методические указания к выполнению практических работ [Электронный ресурс]/Л.М. Вересова,; О.В. Ронжина. – Вологда: ВоГУ, 2014. – 40 с. http://emp.vogu35.ru/vse-materialy/send/380-metodmat/5281-54-03-04-restavrator-arxitgrafm

2. Архитектурная графика и основы композиции Методические указания [Электронный ресурс]//Шумилкина Т.В. - Н.Новгород. ННГАСУ, 2015 https://docplayer.ru/55907889-Arhitekturnaya-grafika-i-osnovy-kompozicii.html

3. ГОСТ 2.306-68 ЕСКД Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертежах [Электронный текст документа]/ Сб. ГОСТов. - М.: Стандартинформ, 2007. http://docs.cntd.ru/document/gost-eskd-2-306-68

Орнаментальное построение

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «Орнаментального черчения»

2. Способы и приемы выполнения орнаментального черчения.

3. Композиционно-классические построения

4. Чертежные инструменты, применяемые в орнаментальных построениях……….

5. Виды орнаментов

6. Применение модульной сетки, для построения орнаментов.

7. Композиционные приемы в построении орнаментов.

8.

Задание 1 Выполнить замкнутый орнамент из прямых линий в квадрате 120*120 с использованием модульной сетки

Продолжительность проведения 4 часа

Цели и задачи практической работы:

Цель: закрепление теоретических знаний по теме «Графический язык дизайнера» и приобретение практических навыков работы с чертежными инструментами для орнаментального построения;

Задачи: изучить специфику выразительных средств различных видов графики, ознакомиться с различными графическими приемами, сформировать умение использовать графические инструменты в практике составления композиции, отработать навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка, совершенствовать умения и навыки использования чертежных инструментов и графических приемов.

Порядок выполнения практической работы

1. Выполнить компоновку замкнутого орнамента на листе формата А4, с учетом подписи фамилии автора и номера группы.

2. Вычертить модульную сетку 12*12 (11*11) в соответствии с представленным образцом, простым карандашом.

3. Переплести две прямоугольные ленты между собой совместно со сложной ломанной замкнутой лентой.

4. Изображение выполняем простым карандашом с последующей обводкой тушью.

Результат работы предоставляется для просмотра.

Виды контроля поэтапный просмотр

Упражнение направлено на развитие понимания у студентов выразительной роли линии в  орнаментальном чертеже . Линия – главное изобразительное средство архитектурной графики (линейной). Кроме того упражнение позволяет отработать умения и навыки работы с чертежными инструментами. Упражнение выполняется на листе форматом А4 в два этапа: вычерчивание всех элементов в карандаше (без выявления различной толщины линии) и обводка тушью с изображением видимой разницы между различной толщиной линий. При этом все элементы изображения должны быть грамотно распределены, равномерно заполняя весь лист. Упражнение включает изображение разных типов линий различной толщины и начертания.

Домашнее задание: Выполнить замкнутый орнамент из прямых и кривых циркульных линий в квадрате с использованием модульной сетки

Дополнительная литература к теме 2

1. Чернихов Я.Г. Композиционно-классические построения, [Текст]/ Чернихов Я.Г.-М.: «Сваро и К», 2007.-200с.

2. Л.М. Вересова, О.В. Ронжина, Архитектурная графика: методические указания к выполнению практических работ [Электронный ресурс]/Л.М. Вересова,; О.В. Ронжина. – Вологда: ВоГУ, 2014. – 40 с. http://emp.vogu35.ru/vse-materialy/send/380-metodmat/5281-54-03-04-restavrator-arxitgrafm

3. Архитектурная графика и основы композиции Методические указания [Электронный ресурс]//Шумилкина Т.В. - Н.Новгород. ННГАСУ, 2015 https://docplayer.ru/55907889-Arhitekturnaya-grafika-i-osnovy-kompozicii.html

3. Антураж, виды антуража (фасад, генплан)

При оформлении чертежа важную роль играет архитектурный антураж и стаффаж, которые создают масштабность изображения (соразмерность с человеком) и помогают выявлению особенностей изображаемого ландшафта.

Антураж – это с графическое стилизованное изображение на чертеже деревьев, кустарников, элементов природного окружения.

Стаффаж – это стилизованное изображение на чертеже людей, животных, транспортных средств и т.д.

Необходимо отметить, что при изображении архитектурного сооружения антураж и стаффаж лишь дополняют архитектурный чертеж. Это вызывает необходимость соподчинения рисунка деревьев и кустарников при изображении плана или фасада. Архитектурный графический антураж всегда изображается самой тонкой линией.

Упражнение «Архитектурный антураж» включает графическое изображение деревьев и кустарников в двух видах: в ортогональном (фронтальном изображении) и в ортогональном на плане. Каждое задание выполняется на отдельном листе форматом А3 с последующей обводкой тушью. Изображения должны быть закомпонованы на листе грамотно, равномерно заполняя всю поверхность листа, оставляя небольшое паспарту (свободное поле по периметру листа) 1,5-2 см. При изображении антуража на вертикальной (фронтальной) проекции необходимо показать не менее трех видов различных пород деревьев и кустарников. При изображении антуража в плане кроме изображения нескольких видов деревьев икустарников необходимо показать различные приемы изображения газонов, мощения и покрытия дорожек. (См. Приложение )

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «Архитектурная графика»

2. Способы и приемы выполнения архитектурной графики.

3. Понятие «Архитектурный антураж»

4. Виды архитектурного антуража

5.

Задание 1. Выполнить зарисовки последовательности построения элементов антуража по представленным образцам.

Продолжительность проведения 4 часа

Цели и задачи практической работы:

Цель: закрепление теоретических знаний по теме «Архитектурная графика» и приобретение практических навыков работы с графическими инструментами для архитектурной графики.

Задачи: изучить специфику выразительных средств различных видов графики, ознакомиться с различными графическими приемами, сформировать умение использовать графические инструменты в практике оформления чертежей, отработать навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка, совершенствовать умения и навыки использования чертежных инструментов и графических приемов в проектировании и оформлении чертежей.

Порядок выполнения практической работы

5. Выполнить компоновку элементов антуража на листе формата А4, с учетом подписи фамилии автора и номера группы.

6. Выполнить зарисовки элементов антуража в соответствии с представленным образцом,

7. Изображение выполнить  простым карандашом с последующей обводкой тушью.

Результат работы предоставляется для просмотра.

Виды контроля поэтапный просмотр

Домашнее задание. Выполнить зарисовки тушью антуража для генплана на формате А4 по представленным образцам.

Задание 2 Выполнить зарисовки тушью фасадного антуража и антуража для генплана на формате А4 по воображению.

Продолжительность проведения 4 часа

Цели и задачи практической работы:

Цель: закрепление теоретических знаний по теме «Архитектурная графика» и приобретение практических навыков работы с графическими инструментами для архитектурной графики.

Задачи: изучить специфику выразительных средств различных видов графики, ознакомиться с различными графическими приемами, сформировать умение использовать графические инструменты в практике оформления чертежей, отработать навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка, совершенствовать умения и навыки использования чертежных инструментов и графических приемов в проектировании и оформлении чертежей.

Порядок выполнения практической работы

1. Выполнить компоновку элементов антуража на листе формата А4, с учетом подписи фамилии автора и номера группы.

2. Выполнить зарисовки элементов фасадного антуража в соответствии с представленным образцом,

3. Изображение выполнить простым карандашом с последующей обводкой тушью.

Результат работы предоставляется для просмотра.

Виды контроля поэтапный просмотр

Домашнее задание. Графическая работа тушью и пером «Дом моей мечты» с использованием зарисовок архитектурного сооружения и антуража на формате А4.

Дополнительная литература к теме 3

1. Л.М. Вересова, О.В. Ронжина, Архитектурная графика: методические указания к выполнению практических работ [Электронный ресурс]/Л.М. Вересова,; О.В. Ронжина. – Вологда: ВоГУ, 2014. – 40 с. http://emp.vogu35.ru/vse-materialy/send/380-metodmat/5281-54-03-04-restavrator-arxitgrafm

2. Архитектурная графика и основы композиции. Методические указания [Электронный ресурс]//Шумилкина Т.В. - Н.Новгород. ННГАСУ, 2015 https://docplayer.ru/55907889-Arhitekturnaya-grafika-i-osnovy-kompozicii.html

3. Зайцев К.Г. Современная архитектурная графика:Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс]/Зайцев К.Г. –М.; Стройиздат,  2007 - 203 с., ил.

4. Кудряшев К.В. Архитектурная графика: Учебное пособие для вузов. [Текст]/ Кудряшев К.В. – М.: Стройиздат, 2006. – 312 с., ил.

 

Графическая работа Отмывка

Отмывкой называется светотеневая моделировка чертежа с помощью прозрачного раствора туши, который наносится на бумагу либо ровным слоем, либо с постепенным переходом от светлого к темному (растяжка тона). Правильно выполненная отмывка дает наглядное представление об объемно-пространственной структуре сооружения, материале, геометрической форме и освещенности сооружения.

Техника отмывки чертежа может быть успешной в том случае, если она опирается на закономерности реалистического изображения, то есть архитектор должен хорошо знать законы зрительного восприятия, светотени и воздушной перспективы. Самая яркая освещенность там, где лучи направлены перпендикулярно к поверхности. Там, где поверхность освещается наклонными, косыми лучами, появляется полутон. Граница освещения объема прямым светом проходит там, где лучи направлены по касательной к поверхности. Остальная поверхность, отвернутая от прямого света, находится в тени, которая называется собственной. Каждый предмет отбрасывает падающую тень. Падающая тень значительно темнее собственной. Она имеет четкие границы у основания (ближе к предмету, которое отбрасывает тень) и становится светлее по мере удаления.

Архитектурная отмывка производится сухой (плиточной), жидкой тушью или акварельными красками. Раствор для отмывки приготавливается на основе кипяченой воды с добавлением капельки туши. Раствор обязательно фильтруется через марлю или вату и хранится в закрытой посуде не более двух дней. Раствор считается пригодным к отмывке, если тушь не выпадает в осадок, не дает пленки и не имеет запаха. Бумага для отмывки должна быть максимально светлой и иметь однородную структуру. Наилучшая бумага для отмывки – плотный ватман. В ходе работы необходимо сохранять свежесть бумаги, избегать попадания масляных пятен, а также касания ладонями. Бумага под отмывку обязательно натягивается на подрамник. Для работы необходимы круглые беличьи или колонковые кисти различной величины: большие № 12-14 – для покрытия больших плоскостей и маленькие № 1, 3-5 - для прорисовки мелких деталей. Основная техника отмывки – лессировочная, то есть многократное покрытие бумаги светлыми растворами туши. Для приобретения навыка студентам необходимо выполнить несколько тренировочных упражнений.

Перед началом работы поверхность бумаги следует еще раз промыть чистой водой, чтобы удалить пыль и отпечатки от рук. Подрамнику придают наклонное положение (20-30 градусов к горизонтальной поверхности), что необходимо для предупреждения возможных подтеков. Работу над упражнениями начинают с равномерной покраски раствором прямоугольного участка. Отмывку проводят большой кистью, начиная от левого верхнего угла движением кисти, обильно напитанной раствором, так чтобы на нижнем ее конце образовался небольшой натек. Далее движения кисти должны быть пилообразными, состоящими из штрихов под наклоном 45 градусов свободно, без нажима. В результате косоугольного расположения штрихов получается равномерный тон. Покрыв всю необходимую поверхность раствором, кисть отжимают и удаляют натек, образовавшийся на нижней границе. Каждый последующий слой раствора наносится только по высохшему предыдущему. Более сложным упражнение является выполнение переходов от темного к светлому или наоборот .

Упражнение включает также изображение в технике отмывки фрагментов антуража (деревья и кустарники). Важной задачей отмывки является передача окружающей среды, характерной для избранного объекта.

 Для работы используется подрамник 550*750 и ватман формата А1.

Для подготовки подрамника:

1. Положить лист ватмана на горизонтальную плоскость.

2. Смочить лист с двух сторон (осторожно, чтобы не повредить лист).

3. Положить планшет, смазать торцы планшета клеем ПВА

4. Закрепить края бумаги кнопками на смазанные клеем торцы планшета

Вопросы для обсуждения

1. Способы ручной подачи архитектурных чертежей

2. Свето-теневая моделировка объема в технике отмывка.

3. Виды освещения. Геометрическая основа образования теней.

4. Особенности распределения светотени на геометрических телах.

5. Последовательность изображения натюрморта в тоновой графике.

6. Материалы и техника тоновой графики."

Задание 1.  Выполнить однотонную отмывку.

Продолжительность проведения 2 часа

Цели и задачи практической работы:

Цель: закрепление теоретических знаний по теме «Графический язык дизайнера» и приобретение практических навыков стилизации и нахождение композиции чертежного листа; изучение шкалы оттенков серого; освоение навыков технической покраски чертежа раствором акварели (отмывки).

Задачи: изучить специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства, ознакомиться с различными графическими приемами, сформировать умение использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, отработать навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка, совершенствовать умение инавыки использования чертежных инструментов и графических приемов.

Описание работы: акварельная бумага, натянутая на планшет формата А1 отмывка методами послойной, намывной и размывной отмывки.

Порядок выполнения практической работы

1. Отступая от края планшета на 10 мм вычертить прямоугольник.

2. Продумать композицию работы; на натянутой бумаге твердым карандашом наметить и вычертить контуры четырех прямоугольников 200*300 мм , на первом прямоугольнике выполнить однотонную отмывку.

3. Подготовить емкость с водой, кисти. Подготовить слабый раствор туши или акварели (черная нейтральная, умбра, сепия — на выбор); раствор процедить. Готовый раствор при нанесении должен оставлять едва видимое тоновое пятно (колер 1).

4. Смочить поверхность прямоугольника и дождаться высыхания.

5. Выполнить однотонную отмывку на четыре слоя в первом прямоугольнике, просушивая каждый слой.

Результат работы предоставляется для просмотра.

Виды контроля поэтапный просмотр


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!