Вера и разум – парадигма схоластической философии.



Существование в рамках университетов двух факультетов создавало определенное напряжение в ученых занятиях: свободные искусства изучались на основе античного наследия – трудов Платона, Аристотеля, т.е. они представлялись знанием, основанным исключительно на разуме. Переход к изучению теологии означал господство установки на веру Þ противопоставление веры и разума. Это противопоставление, не доходящее до отбрасывания одной из его сторон, проходит через все этапы схоластической мысли. Под верой понималась вера в авторитет Священного Писания и святых Отцов церкви. Поэтому вопрос об отношении веры и разума означал разработку различных трактовок содержания Библии и творений святых Отцов церкви с учетом достижений античной философии. Схоластика стремилась сохранить авторитет Писания и Предания. В то же время она не могла отбросить учения и труды античных авторов. Отсюда проблема веры и разума становилась для нее неустранимой, но схоластическая мысль предложила множество вариантов ее решения. Само столь длительное существование схоластики есть свидетельство множества возможностей согласования свободы мышления с истинами Откровения.

Схоластическое философское мышление сосредоточивалось в сущности на двух проблемах:

1. Спор номинализма и реализма (спор об универсалиях).

2. Доказательство бытия бога.

В период ранней схоластики вновь вспыхнул спор, содержанием которого был вопрос, существуют ли универсалии или нет. Эта проблема проходит через всю схоластику и переходит в философию Нового времени. Проблема универсалий уходит корнями в философию Платона и Аристотеля: Аристотель критиковал учение Платона об идеях как особом мире, реальность которого состояла в неизменности и неподвижности идей, являющихся истинной причиной всех вещей, их свойств и одновременно их целью. По Аристотелю, идеи не предшествуют чувственно воспринимаемым предметам, не являются причинами вещей, но зависят от них. Невозможно, чтобы идеи как сущности вещей были отделимы от того, сущностью чего они являются.

Универсалия (от лат.universalis - общий) – общее понятие вещи.

Реализм (от лат.realis – вещественный, действительный) – это философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается как бытие идеальных объектов (универсалии существуют реально независимо от сознания).

Номинализм (от лат. nomen - имя) – философское направление, отрицающее онтологическое значение универсалий (универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении).

Подготовительный период схоластики наиболее ярко представлен в произведениях Иоанна Скота Эриугены (810-877гг.). Родился в Ирландии, в 840г. оказался на европейском континенте, когда был приглашен участвовать в теологическом споре о Божественном предопределении. Результатом участия в дискуссии стал написанный им трактат «О предопределении». В 50-х гг. он был приглашен на место руководителя школы в Париже при дворе французского короля Карла Лысого.

Доказывая, что между верой и разумом нет противоречия, религия и наука неразделимы. «Истинная философия есть истинная религия, и обратно, истинная религия есть истинная философия». Он утверждал, что без знания вообще не может быть истинной веры, что бездоказательная догматика сама по себе неубедительна: «Авторитет рождается не от истинного разума, но разум никогда не рожается из авторитета». Поэтому с его точки зрения «никто не восходит на небо иначе, чем через философию». Орудием разума является диалектика, которую он понимает, подобно Платону, т.е. как искусство сталкивать противоположные точки зрения в беседе, а затем преодолевать различия с целью выделить истину.

В целом Эриугена придавал большое значение разуму; он становится одним из первых защитников рационализации теологии, провозглашает, что авторитет основывается на истинности разума, но ни в коем случае не наоборот. Само стремление И.С.Эриугены совместить науку и религию в едином учении оказало большое влияние на всю западноевропейскую схоластику.

 

Ансельм Кентерберийский и оформление схоластики.

Нередко историки средневековой философии называют именно Ансельма первым схоластом, так как философский девиз Ансельма о «вере, ищущей разумения», составил основную идею схоластической философии – идею оправдания вероисповедальных формул средствами человеческого разума.

Ансельм (1033-1109) родился в Аосте (Италия), учился в школе Бекского аббатства. В последние годы жизни возглавлял Кентерберийское архиепископство. Главные произведения – трактаты «Монолог», «Прибавление к рассуждению». Уже при жизни Ансельм пользовался весьма большим авторитетом в католическом мире в качестве мыслителя, моралиста, политика. Недаром его уже тогда называли «вторым Августином».

Решал основополагающую для христианской философии проблему соотношения веры и разума. Ансельм развивал не только доказательство бытия бога и стремился осмыслить его характеристики, но и пытался рационально обосновать некоторые догматы вероучения.

Вопрос о соотношении веры и разума.

Ансельм тесно связывал философскую истину - разум и истину откровения - веру. Мышление должно быть подчинено вере, которая является его предпосылкой и должна ему предшествовать. Без веры нет подлинного познания: «Верю, чтобы понимать» («Credo, ut intelligam»). Вера должна быть исходной точкой и целью рационального мышления, но вера не может служить аргументом. Святое Писание указывает, что является истиной, но не объясняет, почему оно является истиной. Разум свободен и самостоятелен – но в границах догматов. «Вера ищет разум» - девиз Ансельма.     

Становление реализма связывают также с именем Ансельма, который считал, что универсалии имеют собственное, независимое от единичных вещей существование, но связаны с ними. Для Ансельма, как и для множества других схоластиков, позиция так называемого реализма (общее есть нечто объективное и первичное, а единичное, конкретное - вторичное) была необходима, так как эти мыслители рассуждали не о конкретных фактах природной и человеческой действительности, а о боге и его свойствах, а также о других сверхъестественных и сугубо отвлеченных предметах. Если и можно было рассчитывать на их постижение, то такая возможность открывалась отнюдь не на пути чувственного восприятия, а только на пути отвлеченного понятия Þ крайняя умозрительность схоластической философии. Ансельм считал, что единый и неприродный бог обладает в своем уме извечными понятиями или идеями, прежде всего его вневременные мысли, в которых содержалось бесконечное многообразие вещей, созданных им.

Ансельм получила известность также и приводимыми им доказательствами существования бога. Онтологическое доказательство: если бы бог существовала лишь в нашей мысли, он был бы лишен абсолютного совершенства, был бы чем-то противоречивым, потому-то бог как совершенство должен существовать в действительности.

Оформление в 11-12вв. номинализма и начало борьбы реализма и номинализма связано с именем Росцеллина (1050-1120). Его воззрения известны главным образом из критического выступления его противника – Ансельма Кентерберийского.

Основное утверждение Росцеллина – действительным объективным существованием могут обладать только «единичные вещи», а универсалии – это только наименования.

Универсалии – «звуки голоса», имеющие к вещам лишь косвенное отношение. (Только язык позволяет нам, например, создать слово «белизна», которое ничего не выражает, так как в действительности есть только белые предметы).

Номинализм Росцеллина угрожал церковной догматике, он поколебал августианскую концепцию единства церкви. Эти и другие выводы вызвали сопротивление церкви и в 1092г. учение Росцеллина было отвергнуто как еретическое. Ансельм с раздражением указывал Росцеллину, что он понимает общие понятия как колебания воздуха, звука.

Первым представителем умеренного номинализма стал Пьер Абеляр (1079-1142), наиболее яркая фигура западноевропейской средневековой философии этого периода. В вопросе об отношении веры и разума Абеляр занимал умеренную позицию. В труде «О божественном единстве и троичности» он пытается разрешить проблему, как сделать веру понятной при помощи доводов разума, так как нельзя верить в то, что непонятно. Он формулирует принцип «познаю то, во что верю».

Проблему универсалий Абеляр решал следующим образом: он стремился преодолеть односторонность как реализма, так и номинализма. Абеляр считал, что универсалия – это слово, способное определять другие предметы, они суть в вещах, т.е. абсурдно говорить, что реальной является «лошадность», а не отдельные лошади, но нельзя недооценивать общее в единичном, но и индивидуальные различия также существенны. Было бы ошибкой говорить, что лишь единичное является реальным и существенным.

Главное содержание номинализма – Абеляр признавал объективность общего в самом уме – т.е. универсалии – результат не столько существования неких объективных черт, сколько продукт деятельности человеческого ума. (Универсалии существуют, но только в уме человека). человеческое знание – знание о единичных вещах, которым только и принадлежит реальное существование. Именно в процессе чувственного познания и возникают универсалии, выражаемые в словах, ….?

Для самого Пьера Абеляра его идеи стали причиной всех жизненных бедствий. Однако они оказали самое непосредственное и значительное влияние на процесс развития всей западноевропейской науки, получили самое широкое распространение и в итоге повлияли на то, что уже в следующем 13в. сама римско-католическая церковь пришла к выводу о необходимости научного обоснования христианской догматики. Эту работу проделал Фома Аквинский.

Фома Аквинский (1125-1274гг.) родился в Неаполитанском королевстве в знатной семье Гр.Аквинского, воспитывался в бенедектинском монастыре, заем учился в неаполитанском университете. В 1244г. принял монашеский постриг, в 1252г. – преподаватель в Парижском университете, с 1272 по 1274 – преподает в г.Неаполе. Уже после смерти ему был присвоен титул «ангельского доктора», а в 1323г. за свои заслуги был признан святым.

Принадлежит много сочинений. Наиболее важные – «Суммы» («сумма истины католической веры против язычников», «Сумма теологии»).

1. Понимание проблемы веры и разума.

Аквинат считал, что наука и неразрывно связанная с ней философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, в то время как религиозное вероучение черпает их в откровении, в Святом Писании.

Только некоторые догматы поддаются доказательству (о бытии бога). Но это не означает, что недоказуемые догматы антиразумны, нет, они сверхразумны (их доказательство не под силу человеческому уму, но они полностью ясны совершенному уму бесконечной божественной личности). Значит, теология есть наука, которая стоит выше философии.

Учение о превосходстве веры над разумом опирается на его убеждение в большей достоверности веры (человеческий разум ошибается, а вера незыблемо опирается на абсолютную справедливость бога).

Аквинат настойчиво пытался устранить противоречия между откровением и разумом. Таким образом, философия способна лишь обосновать первостепенные догматы вероучения и помочь теологии в укреплении веры в них. 

2. Доказательства бытия бога.

Фома утверждал, что доказать существования творца можно лишь двумя способам: через причину (propter quid) и через следствие (quia). Переводя эту схоластическую терминологию на современный язык, можно сказать, что в первом случае речь идет о доказательстве априорном (от причины к следствию), а во втором – об апостериорном (от следствия к причине). Фома, принимая второй способ, доказывает, что, так как следствия существуют и зависят от причины, то существование последней не подлежит сомнению. Значит, поскольку существование бога не является для нас непосредственно очевидным, постольку оно может быть доказано при помощи известных нам следствий. 

1) Доказательство от движения (ex motu)

«Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное», так как нечто не может быть движущим и движимым в одно и то же время. Т.е. все движущееся приводится в движение чем-то другим, другое – третьим и т.д. Мы должны дойти до первой причины движения, которая никем не движется и которая все движет – это бог.

2) Доказательство от производящей причины (ex ratione efficientis)

В материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, т.е. бога.

3) Доказательство от необходимости и случайности (ex contigente et necessario)

В природе и обществе существуют единичные вещи, которые возникают и уничтожаются или могут существовать либо не существовать. Но мир в целом не может быть какой-то случайностью, не имеющей никакой причины. Он требует представления о некоей абсолютно необходимой причине, которой может быть только бог.

4) Доказательство от степени совершенства (ex gradibus perfectionis)

В вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия и благородства, добра и красоты. Все вещи, существа, люди обнаруживают различную степень красоты, блага, истинности, того или иного совершенства. Но степень этого совершенства измеряются неким абсолютным мерилом, неким пределом всех этих достойнейших качеств. Им может быть только бог.

5) Доказательство от божественного руководства миром (ex gubernatione rerum)

В мире разумных и неразумных существ, а также в вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Это происходит неслучайно, и кто-то должен целенаправленно руководить миром. «Следовательно, есть разумное существо, полагающее целью для всего, что происходит в природе, и его мы именуем богом».

Как видно, все приведенные выше доказательства бытия бога носят космологический характер, т.е. исходят из определенных явлений материального мира. Нетрудно заметить, что томистские «доказательства» бытия бога представляют собой 5 вариантов одного и того же способа обоснования. В них речь идет не столько о боге, сколько о некоторых явлениях материального мира, в которых отыскиваются следы «первой причины». Они представляют попытку рационализации религии, попытку разумного обоснования главного догмата веры – догмата сотворения мира из ничего. Фома, опираясь на явления материального мира, пытается доказать существование бога.

Вопрос об универсалиях.

Фома является представителем умеренного реализма. Он учил о трояком существовании универсалий. Он утверждал, что:

1) общее содержится в единичных вещах, составляя таким образом их сущность (непосредственная универсалия);

2) общее извлекается человеческим умом и поэтому наличествует в нем уже после вещей (мысленная универсалия);

3) универсалии существуют до вещей как идеальный предобраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме (это идеи или первоначальные формы, универсалии до вещей).

Учение Фомы далеко не сразу получило признание в философских кругах католицизма. Но постепенно учение Фомы приобретало все больше сторонников. К концу 13-нач.14в. томизм полностью возобладал в доминиканском ордене, а потом был провозглашен официальной философской доктриной католической церкви. 

Томизм (от лат. Thomas - Фома) – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. Свойственно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла.

Наиболее ярким представителем поздней схоластики, чьи атаки на основы схоластики являются шагом к Новому времен, является Уильям Оккам (1280-1349гг.). Родился в Оккаме, близ Лондона, учился и преподавал в Оксфорде. Резкий способ аргументации и гибкость в полемике. Отлучен от церкви, умер от чумы. Его имя ассоциируется в первую очередь со знаменитой «бритвой Оккама» (принцип, выдвинутый мыслителем: «Не следует умножать сущности сверх необходимого»). Это принцип экономии разума, т.е. следует избегать усложненных теоретических построений.

В.Оккам призывает к отказу от метафизических претензий. Он говорит о доверии факту и только факту. В своем учении Оккам практически разделяет теологию и философии, веру и науку, разрывает связь, которая столетиями укреплялась и развивалась схоластикой. Обе области становятся самостоятельными, и общим для них является принцип двух истин. Наука и вера, теология и философия развиваются по своим собственным закономерностям, что является основой всей новой культуры. Оккам еще стоит на позициях защиты веры, и его творчество по своему содержанию относится к схоластике. Но уже легко заметить, что оккамовский подход составляет эпилог средневековой схоластической учености и одновременно является введением к новоевропейской науке. Он открывает новые перспективы изучения природы на путях рациональных и экспериментальных.

 

Литература по философии Средних веков.

1. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Оатинская патристика. М., 1979.

2. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

4. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

5. Гараджа В.И, Неотомизм – Разум – Науки (Критика католической концепции познания). М., 1969.

6. Долгов К.М. Диалектика и схоластика. М., 1983.

7. Майоров Г.Г. Средневековая философия. М., 1982.

8. Котарбиньский Т. Спор об универсалиях в Средние века. М., 1963.

9. Стяжнин Н.И., Стяжнина Г.Г. К оценке философских взглядов Уильяма Оккама // Философские науки. 1974. №6.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!