Проблема насилия и природы человека.



 

 

Наиболее острая проблема, которую ставит перед нами антиутопическая фантазия о «судной ночи» заключается в самой готовности человека убивать себе подобного. Американцы на шестой год такой практики воспринимают ежегодное убийство как свой гражданский долг. Ведутся онлайн-трансляции из районов с особо массовыми расправами, бодрые отцы семейств собираются на судную ночную прогулку как на охоту, другие устраивают костюмированные вечеринки. Когда, в какой момент добропорядочный гражданин становится убийцей, если это дозволено законом?

Первым мыслителем, наиболее остро и безжалостно сформулировавшим проблему вражды между людьми, был английский мыслитель Т. Гоббс. Размышляя о природе человека и равенстве всех людей в их естественных правах, Гоббс приходит к выводу, что нормальным состоянием человеческого общества является «война всех против всех». Поскольку способности и притязания людей равны, люди находятся в постоянно борьбе с себе подобными за блага, которые принадлежат им по праву. Испытывая страх перед насилием со стороны таких же эгоистичных индивидов, человек, по Гоббсу, осознаёт необходимость правопорядка как совокупности одинаковых для всех норм поведения. Государство оказывается механизмом, соединяющим индивидов в одно целое. Гоббс приходит к тому, что страсти, склоняющие к миру, могут и должны быть сильнее страстей, толкающих к войне, если они подкрепляются законами, правилами, предписаниями разума[3].

Этот мотив борьбы в душе человека добра и зла, любви и вражды, известен людям с древних времён, но в разные исторические периоды теоретизируется по-разному. Если Гоббс, мыслитель эпохи Просвещения, мог искать опору, защиту от деструктивности человека в предписаниях разума, то мыслители ХХ века, разочарованные во всемогуществе разума, ищут другие пути решения вопроса о насилии и его принадлежности человеческой природе.

В психоаналитической теории, начиная с З. Фрейда, существует представление о двух силах, присутствующих в психической жизни – созидательной (Эрос) и разрушительной (Танатос). По Фрейду, борьба Эроса и Танатоса в душе человека происходит с переменным успехом, но конечный итог один – побеждает Танатос, агрессия, стремление к разрушению, к смерти.

Другим представителем психоанализа, обратившим пристальное внимание на деструктивность человека, был Э.Фромм, посвятивший этой проблеме труд «Анатомия человеческой деструктивности» [5]. По Фромму, деструктивность является отличительной родовой чертой человека, которая является прямым следствием его существования в мире. В процессе эволюции человек утрачивает природные, биологические механизмы самозащиты и оказывается менее приспособленным к жизни. С одной стороны, человек при помощи разума создаёт для себя комфортные условия существования, но платой за это является деструкция его человеческой природы. Поэтому именно разуму Фромм отводит роль деструктивного элемента. Человек – единственное в природе существо, обладающее разумом и самосознанием. Противопоставляя себя природе, человек развивает в себе такую новую родовую черту, как деструктивность, то есть способность и стремление к насилию и разрушению.

Насилие как социальная деструкция, по Фромму, выполняет ряд функций. Одной из функций является функция самоопределения: если человеку не удаётся творческая реализация своих способностей, он самоопределяется в насилии и разрушении, что в определённой степени создаёт ощущение полноты жизни. Вторая функция – функция удовольствия, которая проявляется в «желании мучить безо всякой на то причины»[4].

По мнению Фромма, деструктивность в такой степени вросла в человеческую природу, что создаётся впечатление, будто она является врождённой человеку. На самом же деле общество задаёт условия, определяющие степень и формы проявления деструкции.

В психоанализе деструктивность понимается в качестве неотъемлемой части личности, формирующейся в условиях как биологического, так и культурологического конфликта, в результате чего формируется деструктивная личность. В конечном счёте, человеческая деструктивность в психоанализе признаётся амбивалентной, как разрушительной, так и созидательной для человеческой личности.

 

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!