Постановка дополнительных проблемных вопросов



 

- И еще один важный вопрос. Как обращаться к собеседнику: «ты» или «вы»?

(Ответы учащихся. Разумеется, если значительно собеседник старше по возрасту, выше по общественному статусу – только «вы». К ровеснику можно обратиться на «ты»).

 

- А если вы берете интервью, например,  у известного музыканта, восходящей поп-звезды и т.д., которая совсем не намного старше вас и позиционирует себя как явление именно молодежной культуры?

(Варианты ответов учащихся).

 

- Что делать если возникли сомнения?

(Варианты ответов учащихся).

 

- Смотрим, что в таких случаях делают журналисты.

 

Видео:

Собчак Живьём.avi (00.24.)

 

- Итак, что делает журналист, если сомневается, как обращаться к собеседнику на «ты» или на «вы»?

(Прямо спрашивает об этом в самом начале разговора).

 

- Теперь давайте вернемся к вопросам и ответам. Что делать, если собеседник все твои вопросы опередил, а у тебя больше нет вопросов. Ты понимаешь, что для интервью этого мало, а разговор дальше не клеиться, спросить нечего. Что делать?

(Варианта два: либо прощаться и уходить, понимая, что интервью не сложилось, либо попытаться спасти ситуацию)

- Как?

(Варианты ответов учащихся).

 

Примечание. Далее следует история, рассказываемая учителем. Я очень люблю рассказывать на занятиях такие небольшие истории – байки из опыта известных журналистов (а иногда и из своего собственного журналистского опыта), которые попадают в тему занятия. Учащиеся их слушают, затаив дыхание. Эта история рассказана журналистом Валерием Аграновским в его книге «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике».

 

Много лет назад (в 1964 году) я, работая в "Литературной газете", напросился в командировку к физикам Дубны: группа академика Г. Флерова синтезировала 104-й элемент таблицы Менделеева. Помню, когда я приехал и явился в приемную к Флерову, там уже была дюжина корреспондентов. Я с ужасом наблюдал, что происходит: журналисты входили в кабинет академика, получали уже отпечатанный текст, написанный научным обозревателем ТАСС, и ровно через пять минут возвращались. Не скажу, чтобы уж очень довольные, но и не сильно опечаленные.

"Что делать? - мучительно думал я, все ближе продвигаясь к дверям. - Как привлечь внимание Флерова, чтобы получить для газеты хоть несколько лишних слов? Как выделиться из массы, как остановить его глаз на своей персоне? Встать на голову? Сбегать куда-нибудь за гитарой и спеть шлягерную песню? Заговорить по-немецки, да еще стихами?" Очередь неумолимо двигалась, и вот передо мной распахнулась дверь. Я вошел. Г. Флеров сидел за письменным столом и довольно мило улыбался. Стопкой лежали тассовские тексты, я их сразу заметил. "Присядьте", - сказал Флеров. Я представился. Сел. "Мне нравится ваша газета. Если вас интересуют подробности открытия, прошу!" - и академик протянул мне "тассовку". "Простите, а сколько человек в группе авторов?" - спросил я сдавленным голосом. "Там написано", - ответил Флеров.

И все! Я мог со спокойной совестью ретироваться. В школе мои знания по физике выше "тройки" не котировались. Между мною и академиком лежала пропасть. Однако выход, как известно, надо искать на дне пропасти! И я сказал: "Только один вопрос, Георгий Николаевич!" Академик кивнул. "Скажите, почему вы атом рисуете кружочком, а не ромбиком или запятой?" - и показал на доску, висящую за спиной Флерова. Он тоже посмотрел на нее, испещренную формулами, потом на меня, и на лице академика появилась снисходительная улыбка врача-психиатра, имеющего дело с необратимо больным человеком. Он сказал: "Почему кружочком? А так удобней, вот почему! Берешь и прямо так пишешь - кружочек!" - "Позвольте, - сказал я с упорством маньяка, - но запятую рисовать легче!" - "Вы думаете? - заметил Флеров и на листочке бумаги нарисовал сначала кружочек, а потом запятую. - Пожалуй, - согласился он. - В таком случае по аналогии, вероятно, с планетарной системой..." В его голосе уже не было ни снисходительности, ни даже уверенности. Он определенно задумался! "Помните, - сказал он, - как у Брюсова? И может, эти электроны - миры, где пять материков... Хотя, конечно, аналогия с планетарной системой не вполне корректна, поскольку атом не круглый, скорее всего эллипсообразный, но даже этого никто не знает. Хм! Почему же мы рисуем его кружочком?" Он встал, прошелся по кабинету и нажал кнопку звонка. Вошла секретарша. "Попросите ко мне Оганесяна, Друина и Лобанова, - сказал Флеров. - И еще Перелыгина!"

Через несколько минут его соавторы по открытию явились. Академик хитро посмотрел на них, а потом сказал мне: "А ну-ка, повторите им свой вопрос!" Я повторил. "Товарищи, - сказал я, - почему вы атом рисуете кружочком, а не ромбиком, крестиком или параллелепипедом?" У них на лице сначала появилось нечто "психиатрическое", а Флеров не без удовольствия потирал руки, как автор удачной цирковой репризы. Однако минут через десять они уже яростно спорили, забыв о моем существовании. Им было интересно! Ведь атом, содержащий ядро размером десять в минус тринадцатой степени сантиметров, увидеть человеку пока не дано, он может всего лишь условно представить его внешний вид, а если условно, то почему непременно в виде шара? "Теперь я знаю, как выглядит атом!" - открыв ядро, воскликнул, говорят, Резерфорд, но на самом деле, убедившись, что атом не примитивный шарик, а невероятно сложный мир, великий физик узнал, как он не выглядит!

"Что вы делаете сегодня вечером?" - спросил меня Георгий Николаевич, когда они закончили спорить, так ни к чему и не придя. Что делаю? Трепещу! Вечером, приглашенный академиком, я сидел у него дома в коттедже, потом побывал в лаборатории, излазил весь циклотрон, перезнакомился с девятью авторами открытия, задержался в Дубне на целый месяц и написал в итоге не информацию в газету и даже не статью, а документальную повесть.

С тех пор, защищаясь от "знающих" собеседников, я, как самым безотказным оружием, пользуюсь советом старшего брата "не стыдиться незнания", что, конечно, и достойней, и полезней, чем скрывать невежество. А если открытое признание журналисту удается сделать в форме, вызывающей интерес собеседника, или, по крайней мере, его улыбку, он вообще может считать себя победителем.

.

- Откуда у журналиста взялся вопрос об атоме и кружочке?

(Он зацепился взглядом за формулы, которые были написаны на доске в кабинете академика Флерова).

 

- Т.е. что делал журналист, чтобы появился этот вопрос?

(Наблюдал за тем, что находится вокруг, какие вещи и предметы окружают собеседника).

 

- В каких случаях такое наблюдение полезно?

(Когда интервью проходит на территории собеседника: в его рабочем кабинете, в студии, у него дома…).

 

- На что в таких случаях нужно обращать внимание?

(Фотографии, необычные предметы (например, ручка с дарственной надписью), картины на стенах (если это репродукция с картины известного вам художника – это повод об этом поговорить). Зацепкой к разговору может стать вид из окна, необычная мебель, а также домашние животные. Если вы приходите к собеседнику домой, а навстречу вам выходит пушистый красавец-кот, считайте что ситуация спасена – у вас есть общая тема для разговора).

 

 

Этап 5. Рефлексия

 

- Что нового мы узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились? Как это может вам помочь в практической работе?

(Ответы учащихся)

 

Этап 6. Домашнее задание

 

В качестве домашнего задания учащиеся продолжают готовиться к своему собственному интервью, на индивидуальных занятиях обсуждают с учителем вопросы и, наконец, выходят на финишную прямую – договариваются с собеседником о встрече, назначают место и время.

______________________________

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!