Этап 3. Первичное открытие новых знаний



Формы организации обучения:

Беседа, практическая работа в группах, поисковая деятельность в сети интернет, рефлексия.

Дидактические материалы:

Электронная презентация, фрагмент телеинтервью, материалы печатных интервью (Приложения № 1 и № 2).

Оборудование:

Оборудование для просмотра презентации и видеоматериалов (компьютер, проектор), желательно выход в интернет с нескольких компьютеров.

 

 

Этап 1. Воспроизведение и коррекция знаний

Беседа

 

- Какова была тема прошлого занятия? Что мы изучали?

(Ответы учащихся. Закрытые и открытые вопросы, их роль в интервью, когда и зачем журналисты их используют).

 

- Хорошо, давайте поработаем с текстом интервью, с которым вы уже работали дома. Интервью журнала «Сноб» с Андреем Малаховым.

 

Примечание. Для удобства работы оба интервью из домашнего задания продублированы в папку данного занятия (Приложения №№ 1 и 2). Вы можете работать с бумажной версией интервью, с электронной версией (при наличии достаточного количества компьютеров в классе) или с версией в сети интернет по адресам:

 http://snob.ru/selected/entry/77836?v=1445604043 и

http://geometria.ru/blogs/music/72762 (при наличии выхода в интернет).

В бумажной версии интервью с А. Малаховым (Приложение № 2) дано в сокращении.

 

- Какие закрытые вопросы вам удалось обнаружить и какова их роль в данном интервью?

 

Презентация, слайд № 1. Вопросы закрытые и открытые. Итоговый слайд прошлого занятия.

 

(Учащиеся работают с текстом интервью.

«Ты согласен с такой оценкой?» Прямой вопрос, заданный для того, чтобы получить прямой ответ.

«Ты познакомился с ним?» Вопрос – уточнение, который провоцирует рассказ о знакомстве.

«Это хорошо или плохо?» Вопрос – уточнение, вопрос на понимание.

«Ты увидел свое возможное будущее?» Также вопрос на понимание, вопрос –уточнение.

«Телевидение – наркотик?» Закрытый вопрос, который, тем не менее содержит в себе приглашение к размышлению.

И т.д.)

 

Примечание. Для повторения темы прошлого занятия вполне достаточно разбора нескольких закрытых вопросов, которые предложат учащиеся. При этом для закрепления темы прошлого занятия очень важно акцентировать внимание на том, какую роль они играют в интервью, с какой целью журналист задает закрытые вопросы).

 

Этап 2. Постановка целей и задач.

Актуализация

Беседа

 

- Следующий вопрос также из вашего домашнего задания. Связаны ли в данном интервью вопросы журналиста друг с другом? Что произойдет, если мы удалим какие-то вопросы? Нарушит ли это ход интервью?

(Продолжаем работать с текстом интервью с А. Малаховым. Пытаемся механически удалить из текста один какой-то вопрос и убеждаемся в том, что интервью сразу начинает «разваливаться», теряет логичность и цельность. Если мы удаляем один вопрос и ответ на него, то дальше становится непонятно, о чем идет речь).

- Теперь давайте вернемся к интервью с Noize MC. Что мы можем сказать о нем?

(Снова работаем с текстом и экспериментируем с ним. Если мы удаляем из этого интервью какой-то вопрос и ответ на него, это ничего по сути не меняет. Далее следует другой вопрос и другой ответ, которые никак не связны с предыдущими. Более того, мы можем переставить вопросы местами, и это тоже ничего принципиально не изменит. В то время как в интервью из журнала «Сноб» переставить вопросы местами совершенно невозможно, логика вопросов и ответов сразу теряет смысл).

- Итак, разницу между этими двумя интервью мы с вами заметили. А в чем причина? Почему одно интервью можно сравнить со скрученной пружиной, в которой каждый новый виток на своем месте, а второе интервью – с конструкцией из кубиков, в которой все кубики можно поменять местами и конструкцию сложить заново уже в другом порядке?

(Варианты ответов учащихся. Возникновение затруднения. Возможно, кто-то из учащихся уже на этом этапе заметит, что в первом интервью вопросы следует из ответов. В любом случае приходим к выводу, что в первом интервью чередование вопросов и ответов представляет собой определенную логическую последовательность, жесткую связку).

- Какое из этих интервью кажется вам более профессиональным?

(С Малаховым, от «Сноба»)

 

- Почему?

(Рассуждаем. В данном случае можно руководствоваться самым простым критерием: такое интервью, как с Noize MC, может подготовить даже очень неопытный журналист. Если в редакции ему помогут составить вопросы, он эти вопросы просто задаст собеседнику и получит ответы. Второе интервью – с А. Малаховым – гораздо сложнее по исполнению, т.к. это не просто набор вопросов и ответов, а целая логическая система, подобная сценарию пьесы, где один вопрос-ответ невозможен без другого).

 

- Что должен сделать журналист, чтобы в его вопросах была логика? Чтобы интервью стало не просто набором вопросов и ответов, а диалогом, в которой одна реплика невозможна без другой?

(Варианты ответов учащихся. Тщательно продумать вопросы. А еще? Возможно, кто-то из учащихся скажет верную мысль, что нужно уметь слушать и слышать собеседника).

- Давайте попробуем в этом разобраться. Что нам для этого надо?

(Проанализировать логику вопросов и ответов в интервью с Андреем Малаховым, понять, как они строятся).

- Как мы сформулируем тему сегодняшнего занятия?

(Ответы учащихся).

 

Презентация, слайд № 2. Логика интервью в вопросах и ответах

- Какова задача сегодняшнего занятия?

(Понять, как один вопрос «цепляется» за другой, как связаны между собой вопросы и ответы).

 

Примечание. В принципе, эту тему – тему построения вопросов из ответов -  можно дать и на материалах видеоинтервью. Для этого достаточно использовать любое интервью Ксении Собчак или Владимира Познера. Но поскольку большинство людей все-таки можно отнести к визуалам, информация гораздо лучше воспринимается, когда она подана не только на слух, но и визуально, т.е. когда перед глазами есть текст, с которым можно работать. Поэтому для работы по данной теме выбрано интервью из печатных СМИ.

 

Этап 3. Первичное открытие новых знаний

 

Работа с текстом. Беседа.

- Давайте попробуем разобраться в том, как журналист задает вопросы в интервью с Малаховым, откуда вообще эти вопросы берутся. Начнем с самого начала. Каков первый вопрос?

(Первая фраза журналистки – это еще не вопрос, а подводка к нему, собеседник перебивает, поправляет. Фактически суть первого вопроса - во второй реплике журналиста:

- Тебя часто сравнивают с Опрой. Говорят, что ты для России воплощаешь образ, сходный с тем, который Опра воплощает для Америки. Ты согласен с такой оценкой?)

- Кто такая Опра, с которой журналистка сравнивает Малахова?

 

Примечание. Опра Уинфри - очень известная американская телеведущая, ведущая ток-шоу «Шоу Опры Уинфри». Очень хорошо, если учащиеся уже при выполнении домашнего задания задались этим вопросом и нашли ответ в интернете. Это означает, что их навыки работы с информацией достаточно сформированы. Если нет, то лучше дать не готовый ответ, а прямо во время занятия предложить им найти ответ на этот вопрос в сети интернет. Такое небольшое отступление от темы не помешает проведению занятия, но при этом поможет учащимся выработать привычку при столкновении с неизвестной им информацией немедленно уточнять, проверять ее.

 

- Возвращаемся к вопросу. Можем ли мы сказать, что этот вопрос придумал журналисткой заранее, еще до начала беседы?

(Да, конечно)

 

- Каков следующий вопрос?

(Зачем?)

- Откуда он взялся?

(Собеседник говорит, что люди, которые хотят сделать карьеру на ТВ, должны заниматься большую часть жизни тем, что читать книжки и смотреть телевизор. И журналистка сразу реагирует на его слова вопросом «Зачем?»).

 

- Можем ли мы сказать, что данный вопрос журналист придумала заранее?

(Нет. Она не могла знать заранее, что ответит Малахов. Этот вопрос родился из ответа собеседника, это экспромт, моментальная реакция на сказанное собеседником).

- Хорошо, каков следующий вопрос?

(Ты имеешь в виду ролевую модель?)

 

- А этот вопрос откуда взялся? Он заготовлен заранее?

(Нет. Он также возник из ответа собеседника. Малахов говорит, что каждый телеведущий должен выбрать себе персонажа, на которого он хочет быть похожим. А журналист сразу же уточняет этим вопросом, что он имеет в виду).

- Следующий вопрос?

(Почему? Это тоже вопрос, появившийся из ответа. Малахов практически все еще отвечает на первый, основной вопрос: согласен ли он с тем, что его сравнивают с Опрой. Он отвечает «нет», журналист сразу задает следующий вопрос: «Почему?»).

- Идем дальше. «Ты познакомился с ним?» - какова природа этого вопроса?

(Это тоже реакция на ответ собеседника. Малахов рассказывает о своей встрече с Мэттом Лауэр (неплохо бы сразу уточнить в сети интернет кто это), а журналист реагирует на реплику собеседника вопросом).

 

Для справки. Мэтт Лауэр - американский тележурналист, ведущий программы Today. Один из самых богатых телеведущих мира. В данном случае также рекомендуется предложить учащимся уточнить эту информацию в сети интернет, если они не сделали этого дома.

 

- Так что получается, журналисту достаточно придумать только один вопрос, а потом просто слушать собеседника и реагировать на то, что он сказал?

(Варианты ответов учащихся. А если собеседник не так словоохотлив, как Малахов и больше не о чем его будет спросить? Тогда нужны вопросы-заготовки. А если журналист хочет получить ответы на вполне конкретные вопросы, узнать какую-то информацию или поговорить на определенную тему, а собеседник об этот просто не догадывается? Приходим к выводу, что необходимы и те, и другие вопросы).

- А давайте попробуем еще раз просмотреть это интервью и понять, какие вопросы в нем все-таки были заготовлены заранее, кроме вопроса про Опру.

(Работаем с текстом, рассуждаем. Наверняка, такие вопросы как «Телевидение – наркотик?», что для Малахова означает популярность, зачем ему нужен был марафон в помощь Жанне Фриске – были продуманы заранее. И возможно, в списке журналиста они значились совсем в другой последовательности. Но журналист реагирует на слова собеседника и при этом умело «вворачивает» вопросы, приготовленные заранее, только перефразирует их в зависимости от того, какое направление принимает разговор.

Далее. Вопрос о том, каким образом он попал на стажировку за рубеж, наверняка, тоже был заготовлен заранее. Ну, хотя бы потому, что журналистка готовилась к интервью, узнавала какую-то дополнительную информацию о собеседнике и знала о его стажировке. Но задает она этот вопрос тоже весьма удачно. Малахов рассказывает о своей стажировке, а журналистка тут же спрашивает, как он на нее попал.

Далее. Наверняка, в планы журналистки заранее входило поговорить с Малаховым о его карьере: как появилась программа «Большая стирка», почему он ее бросил, как появилась программа «Пусть говорят». Все вопросы типа «Почему ушел из утреннего эфира?», наверняка, тоже были придуманы заранее. Но вставлены в диалог в нужный момент.

Конечно, заранее продумана обойма вопросов про доходы: чем зарабатывают журналисты ТВ, зачем им нужны корпоративы, приносит ли популярность деньги).

 

Резюмирование

 

Презентация, слайд № 3. Вопросы журналиста

 

- Попробуем сделать выводы? Как сочетаются в журналистском интервью вопросы, заготовленные заранее, и вопросы, рожденные экспромтом?

(Конечно, журналист готовит вопросы заранее. Но при этом он внимательно слушает собеседника, реагирует на его слова, задавая уточняющие вопросы или побуждая собеседника продолжить мысль).

- Что должен уметь журналист, помимо того, что заранее формулировать вопросы?

(Он должен уметь внимательно слушать и слышать собеседника. Искренне пытаться понять, что тот имеет в виду. Иначе он никогда не сможет задать дополнительные вопросы).

- Как вы думаете, какие вопросы приятнее собеседнику: заготовленные заранее или вопросы, рожденные из его ответов?

(Размышляем. Когда журналист задает вопросы, которые логично следуют из ответов собеседника, когда журналист уточняет сказанное, что это означает? Это означает, что он внимательно слушал, ему действительно интересно. Это всегда производит на собеседника приятное впечатление. Почему? Нам приятно, когда нас слушают и к нашим словам, к нашему мнению прислушиваются. Если собеседник будет видеть искренний интерес журналиста, он охотнее будет отвечать на вопросы. Кроме того, если вопросы возникают из ответов собеседника, для собеседника это возможность развить свою мысль, поговорить о том, что для него интересно и важно).

 

- Зачем нужны заготовленные заранее вопросы?

(Чтобы удержать логику беседы, не позволить собеседнику увести себя в сторону, чтобы не возникало пауз в разговоре, когда нечего спросить, чтобы интервью все-таки получилось содержательным и соответствовало изначально поставлено цели).

 

Презентация, слайд № 3. Заранее заготовленные вопросы

 

- Для чего нужны «вопросы из ответов»?

(Чтобы «докрутить» собеседника, уточнить, получить еще какую-то интересную информацию, сделать диалог живым и интересным).

 

Презентация, слайд № 3. Вопросы из ответов

- Может возникнуть ситуация, когда собеседник, отвечая на ваш вопрос, разом ответил и на два ваших следующих вопроса. Что делать тогда?

(Ни в коем случае не задавать вопросы, на которые собеседник уже ответил. Это будет означать, что журналист ответы не слушал, что они ему не интересны. Именно так поймет вас собеседник. Нужно «цепляться» к ответам и пробовать задавать другие вопросы: Почему вы так думаете? Что привело вас к этой мысли? Почему вы поступили так, а не иначе? И т.д. ).


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!