Особенности государственного устройства.                                                                                       



В середине VI в. до н. э. сделана была первая известная нам попытка упорядочить взаимные отношения между обеими частями населения Рима. Она связана с именем царя Сервия Туллия, который считался шестым от основания Рима (всего царей было 7; первым считался основатель Рима Ромул). Его реформа имела сходство с законодатель-ством Солона, потому что в ее основу были положены разделение населения на имущественные классы независимо от происхождения, распределение между ними обязанностей сообразно достатку и предоставление больших прав более зажиточным. Весь народ был разделен на пять классов (с имуществом в 100 тыс., 75 тыс., 50 тыс., 25 тыс. и 12 тыс. ассов). И патриции, и плебеи вместе, каждый в своем классе, должны были участвовать в новых народных собраниях, так называемых центуриатных комициях. Это название произошло из того, что весь народ был разделен на 193 центурии (сотни), из которых 98, (причем 18 было конных, 80 пеших), приходилось на первый класс, по 20 на второй, третий и четвертый, 30 на пятый, 4 на ремесленников и одна на всех неимущих (пролетариев), освобожденных совсем от службы и налогов. Каждый подавал свой голос, положительный или отрицательный, на вопросы царя и сената в своей центурии, и большинство голосов в каждой центурии считалось, за общий ее голос. Следовательно, всех голосов в центуриатных комициях было 193, и большинство всегда было обеспечено за первым классом, который располагал 98 голосами. Таким образом плебеи были включены в состав граждан и получили доступ в народное собрание. Богатые плебеи могли принадлежать к первому классу, обедневшие патриции - спуститься до одного из низших.
Создав новую организацию, Сервий Туллий, однако, не разрушил старой и не уравнял плебеев с патрициями в правах. После реформы лишь патриции имели право занимать высшие должности в государстве. Наконец, лишь одним этим родам принадлежало по-прежнему право распоряжения государственными землями. Браки между патрициями и плебеями были запрещены.
Вскоре после включения плебса (народа) в государственную общину Рима в ней была отменена царская власть, так что и в этом отношении римская история напоминает греческую. Последним царем в Риме был Тарквиний Гордый, зять Сервия Туллия, по преданию, убитого патрициями. Легенда изображала этого царя тираном самого худшего свойства, произвольным и жестоким, и сообщала подробности о том, как жена одного знатного римлянина, оскорбленная царским сыном, лишила себя жизни и как ее муж произнес у ее трупа горячую речь, имевшую своим результатом изгнание Тарквиния и всего его рода из Рима. Это событие относят к 510 г. Вместо царя, римляне поставили над собою двух консулов.

Социальная структура римского общества                                                                                                             

Отмена царской власти в Риме в 510 г. напоминает перемены, происходившие в греческих городах. Устройство государства и права граждан остались прежними, но только царская власть была разделена между магистратами (чиновниками). Во главе республики царя заменили два претора, т.е. полководца, которые скоро стали называться консулами. Их власть отличалась от царской тем, что консулов было два, выбирались они только на один год и по истечении срока подлежали ответственности. Царскою властью во всем ее объеме (т.е. империем) консулы могли пользоваться лишь в военных походах, в самом же Риме и в ближайшей местности (на расстоянии тысячи шагов) они не могли народ ни казнить, ни подвергать телесным наказаниям.
Консулы были равны по своим правам, и один всегда мог помешать действовать другому. Выбирались консулы в центуриатных собраниях и выбираться могли лишь одни патриции. Сенат, благодаря отмене царской власти получил особенно большое значение. В число его членов стали вступать отслужившие свой срок консулы и другие чиновники и звание свое сохраняли уже пожизненно. Значение, которого достиг сенат в государственной жизни Рима, особенно обнаруживалось во внешней политике государства, сделавшейся предметом деятельности главным образом этого учреждения, потому что ему принадлежало право представлять собою Рим перед иностранными государствами, вести с ними переговоры, объявлять им войну, заключать мир и вступать в другие договоры.
Самым важным и даже наиболее существенным явлением внутренней истории Рима в V и IV вв. до н. э. была борьба патрициев с плебеями. Эта борьба тянулась очень долго и отличалась большим упорством с обеих сторон. После отмены царской власти положение плебса в Риме ухудшилось, потому что вся власть в государстве попала в руки патрицианских родов, которые пользовались ею исключительно в своих интересах. Все выгоды доставались патрициям, все невыгоды падали на долю плебеев. Подобно тому, как это было в Аттике перед реформою Солона, простолюдины находились очень часто в неоплатных долгах у знати, причем долговое право и в Риме было крайне жестоко. Должник отдавал в залог не только свое имущество, но и себя: кредитор имел право заковать его в цепи или запереть в тюрьму, заставить на себя работать и даже подвергать наказаниям. Плебеи стали добиваться лучшего положения в государстве, каждый раз, однако, встречая сильное сопротивление со стороны патрициев. В Риме повторялась в новой форме такая же борьба аристократии и демократии, какая была в Греции. Но у римлян эта сословная борьба приняла иной характер, чем у греков.
В 494 г. до н. э., возвращаясь из одного удачного военного похода, плебеи, находившиеся в римском войске, отказались вернуться в Рим и удалились на Священную гору (недалеко от Рима) с намерением построить свой, особый, плебейский город. Сенат, испуганный таким решением, пошел на уступки. Патриции согласились на то, чтобы плебс получил свою собственную организацию под начальством особых трибунов. Народные (Плебейские) трибуны, которых было сначала два (позже их число достигло десяти), могли выбираться только из плебеев и лишь плебеями. Эти собрания, кроме того, имели право совещаться о делах плебеев и делать по ним постановления, плебисциты, которые могли потом представляться сенату в виде прошений. Обязанность трибунов заключалась в том, чтобы оказывать членам своего сословия помощь и покровительство в тех случаях, когда их притесняли, ради чего трибун не мог проводить ночи вне города и двери его дома должны были быть всегда открыты. Внутри городской черты трибуны скоро добились права уничтожать своим вмешательством одним только словом "veto" (т.е. запрещаю) постановления консулов и других магистратов (чиновников), если ими нарушались какие-либо права плебеев. Трибуны были признаны священными и неприкосновенными, и весь плебс поклялся защищать их от обид и насилия. Но особенно было важно то, что, пользуясь своим правом вмешательства в распоряжения властей, трибуны стали распространять его и на постановления сената, которые тоже могли быть остановлены их "veto". Таким образом государственная община Рима как бы разделилась на две разные общины - патрицианскую и плебейскую, и это разделение имело решающее значение для всей дальнейшей борьбы между обоими сословиями.
Плебеи были недовольны тем, что во всех обыкновенных гражданских и уголовных делах судили одни патрицианские магистраты и притом по обычаям и законам, которые они держали в тайне, они стали добиваться, чтобы составлены были писаные законы, и патриции вынуждены были уступить. Для написания законов в 451 г. до н. э. была образована комиссия децемвиров, т.е. десяти мужей, в 450 г. до н. э. полномочия комиссии были продолжены, и в состав ее вошло несколько плебеев. Когда законы были, наконец, готовы и вырезаны на двенадцати медных досках, децемвиры удержали за собою власть под тем предлогом, что составленные ими и принятые народом законы нуждаются еще в дополнениях.
Составленные децемвирами законы XII досок легли в основу всего дальнейшего развития римского права. Их содержанием были законы гражданские и уголовные, а также разные распоряжения полицейского характера, касавшиеся благоустройства города с его округом и нравов жителей. Законы XII таблиц особенно ограждали права собственности: пойманный ночью вор мог быть безнаказанно убит, долговые обязательства по-прежнему влекли за собою кабалу, но величина роста была определена. Равным образом браки между патрициями и плебеями были по-прежнему запрещены. Консулы обязаны были теперь руководиться в своих приговорах определенными правилами, т.е. в область суда была введена законность. Медные доски с законами были выставлены на форуме, дабы все могли их знать, и сам суд производился на форуме тоже гласно.
Только в  445 г. народному трибуну Канулею удалось добиться закона, устанавливавшего право плебеев вступать в законный брак с членами патрицианского сословия и выбираться на высшую должность в государстве. В течение сорока лет около двадцати раз выбирались консулы из одних патрициев и около двадцати военные трибуны, но лишь в 400 г. в первый раз плебей был избран на должность консула. Предвидя, однако, что рано или поздно это все-таки может случиться, патриции еще в 443 г. отделили от консульства в исключительное обладание своего сословия новую должность -  цензора, или оценщика имущества граждан для распределения их по классам, т.е. для определения их политических прав. Цензоров было два, и выбирались они сначала на пятилетний срок, но потом пребывание их в должности было ограничено 18 месяцами. Должность цензоров получила огромное значение. Они не только распределяли граждан по классам, но и наблюдали за их нравами, за верностью их национальным преданиям и обычаям, за образом их жизни и даже могли наказывать за отступления от добрых нравов. Это право цензоров распространялось и на "отцов - сенаторов", заседавших в сенате, назначение членов которого стало зависеть от усмотрения цензоров. Допущение новых граждан и лишение гражданства тоже зависело от цензоров. Патриции особенно охраняли цензуру, как достояние своего сословия.
  По мере того как падали сословные перегородки, все большее и большее значение стали получать имущественные различия, на которых основано было деление граждан на пять классов. Богатые патриции и плебеи стали сближаться между собою, родниться посредством браков, поддерживать друг друга. Избрание магистратов в центуриатаых комициях зависело лишь от них, и только они могли брать на себя безвозмездное выполнение трудных и ответственных должностей консула, претора и т.п. Вот почему все должности, а с ними и места в сенате сделались достоянием определенного числа фамилий, образовавших из себя новую аристократию нобилей, т.е. именитых людей, иначе нобилитет. Это уже не была родовая знать, освященная в глазах народа религиозными преданиями: это была знать служебная, все значение которой, кроме богатства, держалось на занятии государственных должностей.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!