Древнейшее устройство римского государства.



. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. В Италии, как и в Греции, государство получило вид городской общины, и рано стали возникать городские союзы. Рим был тоже такой городской общиной. Первоначальные жители Рима делились на три трибы, что указывает на образование Рима из общин, бывших раньше самостоятельными. Эти трибы в свою очередь делились на курии, которых было по десяти в каждой трибе, а каждая курия состояла из отдельных родов. Все роды, курии и трибы имели своих глав, которые были вождями на войне и представителями перед богами, каждая такая часть народа имела и своих богов. Члены одного и того же рода носили общее имя, указывавшее на происхождение от общего родоначальника. Отдельные семьи каждого рода находились под безусловною властью своих отцов (патер фамилиас - отец семейства), который имел безграничное право распоряжаться и личностью, и имуществом всех членов семьи, мог продавать их в рабство и казнить. Его жена называлась матрона. Отцовская власть прекращалась лишь с его смертью, и взрослые сыновья, хотя бы они были женаты и сами имели детей, находились в полном у него подчинении. Когда отец умирал, сыновья его делались сами такими же отцами семейства и получали право опеки над матерью и незамужними сестрами: женщины были, как бы обречены на вечное несовершеннолетие. Фамилия в римском понимании это общность состоящая из семьи, их рабов и всего домашнего имущества. Только отцы семейств могли участвовать в народных собраниях, которые происходили по куриям и назывались поэтому сходками курий или куриатными комициями.
2.4 Царский период. Первые два с половиной века римской истории (753 - 510) приходятся на так называемый царский период. В начале VI в. до н. э. этруски захватили власть в Риме, основали свою династию и создали аппарат управления, что ускорило процесс формирования собственно римской государственности. Этруски организовали монархическое управление во главе с царем, но это была примитивная монархия, сильно ограниченная в своей компетенции народным собранием, сначала собраниями по куриям, а затем по центуриям. Во главе государства стоял царь (гех - рекс), бывший как бы отцом всего государства, его высшим жрецом, военным вождем и судьею. Власть царя была пожизненной, и новый царь выбирался особым заместителем царя, интер-рексом, после чего утверждался народом Обо всех важных делах царь совещался с собранием родовых старейшин (или "отцов"), называвшимся сенатом; по числу родов в римском сенате таких "отцов" было триста. Это собрание созывалось лишь царем и они обыкновенно правили в согласии с отцами-сенаторами. Куриатные комиции тоже созывались царями, но могли только давать ответы на предложенные вопросы, не входя в их обсуждение. Войско римское набиралось из одинакового числа всадников и пеших воинов от каждой трибы (по ста и по тысяче), над которыми начальствовали трибуны. Наконец, общий строй Рима отличался большим развитием дисциплины.
Восстание местного населения Рима в конце VI в. (около 510 г. до н. э.) ликвидировало царскую власть; было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины - магистраты. В Риме утвердилась республиканская форма правления (V-I вв. до н. э.). Высшим государственным органом считалось народное собрание. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключало мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляции и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всех высших должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть.
2.5 Патриции и плебеи                                                                                                   Первоначально римский народ, т.е. полноправное гражданство Рима, составляли одни потомки первых жителей города. Однако уже в очень древние времена в Риме жило немало переселенцев из других мест, которые на первых порах должны были становиться под защиту и покровительство какого-либо рода, делаясь при этом как бы его частью и даже принимая его общее имя. Это были клиенты ("послушные"), и по отношению к ним каждый покровитель был как бы отцом, патроном. Когда число пришельцев увеличилось, и римляне подчинили себе население ближайших к городу сельских округов, население государственной общины распалось на полноправных граждан (патрициев) и свободный, но бесправный люд (плебеев). Это разделение имеет такое же значение, какое в Греции принадлежало делению на эвпатридов и демос. Плебеи, по-видимому, считались клиентами царя и стояли вне государственной общины, т.е. не участвовали ни в куриатных комициях, ни в сенате, не могли занимать никаких должностей, зависели от патрицианского суда. В Риме существовали общинные земли, которыми распоряжались одни патриции; от них только одних и могли получать к этим землям доступ плебеи, желавшие обрабатывать поле или держать скот. Между тем плебеи обязаны были нести военную повинность и платить подати.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!