Периодизация истории Древнего Рима



Цивилизация Древнего Рима

                                                    

                                                   ПЛАН                                                                               изучения нового материала:

1.Введение. Роль и значение цивилизации Древнего Рима в мировой культуре.

2. Периодизация истории Древнего Рима

2.1 Основание города Рим

  2.2 Царский период.

2.3 Рим эпохи республики

2.4 Римская империя.

3. Особенности государственного устройства.                                                                                      4. Социальная структура римского общества                                                                                                                  5. Культура Древнего Рима                                                                                                                       

5.1 Искусство                                                                                                                                           5.2 Литература                                                                                                                                          5.3 Архитектура                                                                                                                                                      5.4 Образование и наука.                                                                                                                               

 6. Римская империя в первые века нашей эры и её падение.

Заключение. Значение Римской цивилизации.

Древний Рим -- одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула.

Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Поэтому между историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная римская цивилизация? Некоторые известные ученые отвечали на этот вопрос отрица-тельно. К их числу относятся прежде всего немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936) и А. Тойнби, которые считали, что история Рима - это всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной) цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян - в технике, прикладных науках, в законода-тельстве. А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием.
Другие историки, и их большинство, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей и государственность, резко отличающие его от Древней Греции. Ряд исследователей (в советской историографии в этом направлении работал С. Л. Утченко) считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зародившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев, а также почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.

Её определял, прежде всего, патриотизм - представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.

    Римской цивилизацией является цивилизация, созданная римлянами на территории Италии и затем распространенная на все завоеванные народы. Центром этой цивилизации был город Рим, давший ей название, первый мегаполис мировой истории, достигавший в периоды наибольшего могущества около 2 миллионов жителей.                        По преданию, Рим был основан на семи холмах братьями Ромулом и Ремом в 753 году до нашей эры, но археологические данные показывают следы поселений бронзового века, возрастом не менее трех с половиной тысяч лет. В VI столетии до нашей эры центром поселений стал Форум Романум на Палатине. Подчинив себе Лациум и остальную Италию, Рим стал столицей огромного государства -- Древнего Рима.

Римская цивилизация первоначально занимала материковую часть Италии на севере, Апеннинский полуостров, разделявший Средиземное море на западную и восточную части, что предопределило господство во всем средиземноморском мире, и остров Сицилию. В дальнейшем эта цивилизация простиралась на западе до Атлантического океана, занимая Испанию и Лузитанию, Северную Африку и Карфаген, на востоке - до Дона и Кавказа, на севере - до Британии включительно, на юге - до Парфии и верхних порогов Нила.

Древний Рим создал культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, водяная мельница). Христианство как вероучение родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой.

Периодизация истории Древнего Рима

В истории Рима выделяют следующие периоды:

· Царский период - с 753 г. до н. э. (появление города Рима) по 509 г. до н. э. (изгнание последнего римского царя Тарквиния)

· Период республики - с 509 г. до н. .э. по 82 г. до н. .э. (начало правления Луция Суллы, объявившего себя диктатором)

· Период Империи - с 82 г. до н. э. по 476 г. н. э. (захват Рима варварами под предводительством Одоакра и изъятие у последнего императора символов императорского достоинства).

Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской. Апеннинский полуостров, отгороженный от материка Альпами, омывается с запада Тирренским морем, а с востока - Адриатическим, которые являются частями Средиземного моря. Правда, в отличие от Греции береговая линия Италии изрезана гораздо меньше: там нет большого количества удобных гаваней и островов, которые так облегчали жизнь греческим мореплавателям. Но это не помешало Риму стать крупнейшей морской державой. Самые удобные бухты были в Неаполитанском заливе и в устье реки Тибр.

Климат в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. Условия для земледелия были не так благодатны, как, например, в Египте или в Междуречье, но гораздо богаче чем в Греции многие античные историки с похвалой отзывались об изобильной растительности и других природных богатствах Италии.

Древнее население Италии.

В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен, которых называют италиками: среди них были лигуры, умбры, венеты, оски, сабиняне, а также латиняне, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации. В VIII в. до н. э., т. е. в эпоху зарождения римской цивилизации, все эти племена еще не вышли окончательно из состояния первобытности. Но рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, - греческие, карфагенские поселенцы и племя этрусков.
В VIII-VI вв. до н. э. греческие колонисты расселялись по берегам Южной и Средней Италии, а также в Сицилии. Там возникли города, среди них Неаполь и Сиракузы - крупные торговые и культурные центры. Это сыграло большую роль для развития будущей римской цивилизации. Ведь в городах-колониях устанавливались те же формы управления государством, что и в самой Греции, расцветали философия, литература и искусство. Греческая техника, мифология, алфавит, навыки ведения сельского хозяйства, политическое устройство - все это в той или иной степени оказывало влияние на племена, населявшие Италию.
Западная часть Сицилии была колонизирована карфагенянами. Карфаген - в будущем главный враг Рима - был самой крупной североафриканской колонией финикийцев. Он находился на территории современного Туниса. Карфаген - важнейший центр посреднической торговли, был фактически самостоятелен и сам рассылал колонистов по берегам Средиземного моря. Карфагеняне были грозными противниками греков: в VII-VI вв. до н. э. они вели с ними упорную борьбу за Сицилию и сумели покорить значительную часть острова.

С племенем этрусков связано много загадок: неизвестно его происхождение, хотя большинство историков считают, что этруски пришли в Италию откуда-то с Востока. Этруски пользовались греческим алфавитом, но расшифровать их язык до сих пор не удалось. И все-таки от культуры этрусков сохранилось достаточно много, чтобы судить о ее высоком уровне. Этруски были ближайшими соседями римлян: они занимали область, которая называлась Этрурией (в районе современной Тосканы). Римляне называли этрусков - тусками, отсюда Тоскана, а греки назвали этрусков тирренами - отсюда название Тирренского моря. Этруски воздвигали города с правильной прямо-угольной планировкой и каменными домами и храмами. Они занимались земледелием, торговлей и морским пиратством, ремеслом. Именно этруски первыми построили водопровод и канализацию, и даже Капитолийская волчица - символ вечного города Рим была отлита этрусскими мастерами, римляне только добавили к ней маленьких Ромула и Рема.
Этруски оказали сильное влияние на римлян: это проявилось в искусстве, религии, в планировке городов, в особой архитектуре домов - с внутренним двориком. От этрусков римляне взяли знаки царской власти - пучки прутьев с вложенными в них топориками. Через этрусков перенималась греческая культура. Связи с Этрурией были сильны: туда посылали учиться юношей из знатных семей, в VI в. до н. э. цари этрусской династии правили римлянами, а в самом Риме даже возник особый квартал, где жили переселенцы из Этрурии.
По мере того как возрастало могущество римлян, этруски утрачивали свое значение. К середине I в. до н. э., потерпев ряд поражений от римлян, они уже не играли никакой роли в истории древней Италии, и их язык вскоре был забыт. Похожая судьба постигла и греческие города - колонии: они стали терять силу в V - IV вв. до н. э. Среди соседей римлян самыми грозными противниками вплоть до середины II в. до н. э. оставались только карфагеняне.

Римская религия.

Самым важным народом Италии сделались латины, в земле которых был основан Рим. Древнейшая культура латинов нам менее известна, чем греческая, да и мифологи-ческие верования и предания этого народа были гораздо беднее греческих. В общем, римская религия, на которую, очевидно, была похожа религия и других италиков, напоминает греческую. Когда оба народа познакомились друг с другом, они легко узнавали в чужих богах своих собственных. Римский Юпитер соответствовал греческому Зевсу, Юнона - Гере, Нептун - Посейдону, Минерва - Афине, Марс, особо чтившийся римлянами, - Аресу, Венера - Афродите, Меркурий - Гермесу,  и т. д. Однако римские представления о богах не отличались такою живостью представления и такою образностью, как греческие, а скорее стояли в родстве с разными отвлеченными понятиями. Боги и богини римлян не были, подобно греческим, существами с людскими потребностями, интересами и слабостями, но главным образом покровителями разных занятий и отношений. Поэтому у них были даже чисто отвлеченные боги вроде Януса, бога всякого начала, Термина, охранителя границ, и т.п. У римлян и, как у греков был развит культ предков, связанный с почитанием домашнего очага; богиня очага у римлян называлась Веста (греч. Гестия), и в честь ее существовал храм, на алтаре которого особые жрицы (весталки) постоянно поддерживали огонь. Домашние боги назывались пенатами. Далее, в отличие от греческой религии, в которой господствовала свобода поэтического творчества, в римской религии царил формализм. Римлянин представлял себе взаимные отношения богов и людей, как основанные на договоре, т.е. на взаимных обязательствах. Договор должен был соблюдаться точно, почему в обрядах и в молитвах все было заранее определено до последних мелочей. Наконец, подобно грекам, римляне "населяли" окружавшую их природу разными духами.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!