Зз . Процедурные правила функционального анализа



"...Функционалистекая ориентация в значительной мере определяет то, что включается в описание явления, подлежащего интерпретации" [1.С.419].

 

Дескриптивный протокол должен включать : ЧТО ?

ДЛЯ ЧЕГО ?
1) "установление положе­ния участников стандарти­зированного поведения в социальной структуре — дифференциальное уча­стие" Структурное описание участников анализируе­мой деятельности : • круг лиц, их групповая принадлежность; • роли, статусы; • социальные связи участ­ ников (типы и нормы взаимодействия) Дает основную идею функции, —► выполняемой яв­лением (дает ги­потезы для функ­циональной ин­терпретации)
     

133


Дескриптивный протокол должен включать : ЧТО ?

ДЛЯ ЧЕГО ?
2) "рассмотрение альтерна­тивных способов поведе­ния, исключаемых благода­ря преобладанию наблю­даемого стандарта (т. е. следует обращать внима­ние не только на то, что происходит, но и на то, что устраняется благодаря су­ществующему стандарту)" Структурный контекст стандарта поведения: описание альтернативных способов действия, исклю­чаемых типичным стандар­том решения стандартизи­рованной проблемы Возможность * сравнительного анализа и провер­ки функциональ­ных гипотез: анализ влияния образца на другие образцы и систе­му в целом
3) "эмоциональное и ра­циональное значение, вкладываемое участниками в это стандартизированное поведение" Многообразие значений явления для членов группы __ > Указание на мо­ тивы участия в данной деятель­ ности = материал для обнаружения яв­ных функций
4) "различие между моти­вами участия в такого рода поведении и его объектив­ной стороной" Совокупность мотивов для конформного и отклоняю­щегося поведения Психологические """^ функции, выпол-\ няемые стандар-\ тизированным по-\ ведением \ Ключ к понима­нию социальных функций
5) "закономерности поведе­ния, не осознаваемые уча­стниками, которые тем не менее связаны с главным стандартом поведения" Скрытые стандарты куль­туры (т. е. обычаи и убеж­дения, упорядоченные столь же строго, как и яв­ные, но не рассматривае­мые самими участниками в качестве нормативных, ре­гулятивных предписаний); закономерности поведения, отличного от номинально признанного главным —► Ключ к латентным функциям явле-.ния /

4. Социальная структура и аномия . ( По работе 1938 г . " Социальная структура и аномия ")

Р. Мертон сделал один из важных (после Дюркгейма) шагов в анализе причин аномии. Этому посвящены работа 1938 г., впоследствии вышедшая в новой редакции, а также статья "Еще раз к вопросу о социальной структуре и аномии". Задача, поставленная Мертоном, — вскрыть "социальную и культурную основу" отклоняющегося поведения (доктрина "социально порожденного греха").

134


"... некоторые социальные структуры оказывают определенное давление на отдельных членов общества , толкая их ... на путь неподчинения , < а не на > путь поведения , сообразующегося с общепринятыми правилами " [2, с.300].

Для анализа структурных источников отклоняющегося поведения Мертон раз­деляет два социально-структурных элемента:

(1) Цели — "цели, намерения и интересы, определяемые данной культурой".

(2) Институциональные нормы, которые "определяют, регулируют и кон­тролируют приемлемые способы достижения этих целей".

" Каждая социальная группа обязательно сочетает свою шкалу желаемых це­ лей с моральным или институциональным регулированием допустимых и тре­ буемых способов достижения этих целей . Этого рода регулятивные нормы и моральные императивы не обязательно совпадают с нормами , определяющи­ ми техническую целесообразность или эффективность этих способов ... Вы­ бор подходящих средств ограничен институционными нормами " [2, с. 300].

Далее Мертон выделяет три идеальных типа социального порядка, образуемых различными сочетаниями (типами связи) между культурно-определяемыми це­лями и средствами их достижения.


(1)


" Значимость определенных целей может изменяться независимо
от степени значимости институционных средств " [2,
с.300]. _______


Цель значима, но не выработаны нормы, регулирующие выбор социально приемлемых средств.

"Своего крайнего выражения подобная ситуация достигает в том случае, когда выбор альтернативных способов ограничивается только техниче­скими, а не институционными соображениями" [2, с.301].

(Тогда выбираемые средства могут быть любыми .)

Это один тип несогласованности элементов культуры.

(2) Второй тип несогласованности

"обнаруживается в тех группах, где деятельность, первоначально заду­манная в качестве средства достижения цели, становится самоцелью" [2, с.301]:

• ритуалистическая приверженность стандартам;

• исключительная ориентация на стабильность;

• жесткое ограничение выбора средств;

• боязнь нового.

(3) Равновесие между целями и институционными средствами.

Если во второй группе существует ритуализм, то в первой развивается аномия.

135


Согласованность двух элементов культуры — целей и институциональных средств — существует до тех пор, пока индивиды, подчиняясь ограничениям обоего рода, получают удовлетворение.

= Издержки, связанные с соблюдением второго типа ограничений, должны ком­пенсироваться эмоциональным удовлетворением от достижения цели.

" Распределение статусов и ролей посредством соревнования должно быть организовано таким образом , чтобы для любой позиции в рамках установлен­ного распределением порядка существовал положительный фактор , стиму­лирующий соответствие каждого своей роли и выполнение обязательств , связанных со статусом . Поэтому отклоняющееся от нормы поведение может быть расценено как симптом несогласованности между определяемыми куль­турой устремлениями и социально организованными средствами их удовле­ творения ' [2, с.302].

В группах первого типа — "непропорционально большое ударение... на целях". Здесь эмоциональные убеждения группируются вокруг комплекса при­знанных обществом целей, "лишая одновременно своей поддержки опре­деленные данной культурой средства их достижения".

"... Определенные аспекты социальной структуры могут породить противо - нравы и асоциальное поведение именно вследствие различия в значении , при­даваемом целям и нормам , регулирующим их достижение " [2, с.302].

Один из элементов, порождающих аномию — "цель достижения денежного успеха , разъединенная со средствами ее достижения".

Развитие предпочтения технически практичных способов институциональ­но предписанным ведет к ослаблению интеграции общества и развитию аномии.

Процесс "деморализации" ("деинституционализации средств").

" Чрезвычайное значение , придаваемое в нашем обществе накоплению богат­ства в качестве символа успеха , препятствует установлению полностью эффективного контроля над использованием институционно урегулирован­ ных способов приобретения состояния . Обман , коррупция , аморальность , пре­ ступность , короче говоря , весь набор запрещенных средств становится все более обычным , когда значение , придаваемое стимулируемой данной культу­ рой цели достижения успеха расходится с координированным институцион­ ным значением средств " [2, с.304].


Далее Мертон углубляет анализ, выделяя пять ло­гически возможных альтернативных способов при­способления индивида к социальным условиям


+ принятие - устранение ± отказ и замена новыми целями и стандартами


  Определяемые культурой цели Институциона­лизированные средства
1. Подчинение + +
II. Инновация +
III. Ритуализм +
IV. Ретритизм
V. Мятеж + ±

I-IV — приспособление к социальной структуре; V — стремление изменить структуру.

Приспособление IV — редкий случай (психопаты; психоневротики; лица, стра­дающие хроническими психическими расстройствами и ушедшие во внутренний мир болезненных переживаний; парии; отщепенцы; праздношатающиеся; бро­дяги; хронические алкоголики и наркоманы).

" Это результат постоянных неудач в стремлении достигнуть цели за­конными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным спосо­бам вследствие наличия внутреннего запрета и институционализиро­ванного принуждения ... Конфликт разрешается путем устранения обоих воздействующих элементов как цепей , так и средств . Бегство за­вершено , конфликт устранен , индивидуум приспособлен к требованиям общества " [2, с.307].

Та же самая структурная ситуация:

(1) наличие культурно-определенной цели;

(2) невозможность достичь ее законными средствами — лежит в основе приспособлений III и II, по-разному устра­няющих конфликт.

Одним из подтипов приспособления II является

НЕЗАКОННОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, которое сопряжено с выбором и исполь­зованием незаконных средств достижения цели.

Какие аспекты социальной структуры побуждают к такого рода при­способлению?

" Антисоциальное поведение приобретает значительные масштабы только тогда , когда система культурных ценностей превозносит , фак­тически превыше всего , определенные символы успеха , общие для насе­ления в целом , в то время как социальная структура общества жестко ограничивает или полностью устраняет доступ к апробированным средствам овладения этими символами для большей части того же са­мого населения " [2, с.310].

137


" Доминирующее влияние существующих в группе стандартов успеха приводит ... к постепенному вытеснению законных , однако сплошь и ря­ дом неэффективных попыток его достижения и ко все большему исполь­ зованию незаконных , но более или менее эффективных средств амораль­ ного и преступного характера . Требования культуры , предъявляемые к лицу в подобном случае , несовместимы между собой . С одной стороны , от него требуют , чтобы оно ориентировало свое поведение в направле­нии накопления богатства , с другой ему почти не дают возможности сделать это институционным способом . Результатом такой струк­турной непоследовательности является сформирование психопатиче­ской личности и ( или ) антисоциальное поведение , и ( или ) революционная деятельность " [2, с.309].

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ МЕРТОНА.

"Для поддержания стабильности социальной структуры необходимо равномерное распределение эмоций в отношении составляющих ее частей.

...Недостаточность такой координации ведет к аномии" [2, с.312].


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!