Исторические гипотезы и изыскания о славянах



Рассмотрим чуть более подробно имеющуюся у всего человечества информацию по теме славянского народа, его мировоззрений и взаимодействий с другими народами.

 

2.3.1 Журналист, писатель, академик РАЕН Андрей Александрович Тюняев и биолог-генетик Анатолий Алексеевич Клёсов считают, что человек современного европеоидного типа возник к 50–40-ому тысячелетию до н. э. в пределах Русской равнины в ареале Костёнковско-стрелецкой археологической культуры, охватывающей центральные области России.

Известны находки из древних палеолитических стоянок (около сотни) наших предков, которые свидетельствуют о быте, верованиях и уровне социального развития носителей этой культуры.

Прежде германцев на всём побережье Балтийского моря проживали славянские племена. И историки в средние века прекрасно об этом знали. Одним из доказательств может служить европейская карта XIX в., составленная до сочинения норманнской теории, на которой на территории Руси располагаются гунны, аланы и готы и показано как они перемещались на территорию Европы.

Многие источники (письменные документы, карты и древние хроники) говорят о том, что вплоть до XVI–XVII века Европа говорила и писала на русском языке. А единый язык, предполагает и единое государство – например, Империю, по Фоменко. В Западной Европе в XVI в. использовался прарусский язык. Значит, там в ту пору языком международного общения был русский язык, и только с XVII в. таковым становится латинский.

На карте Швеции 1632 г. все названия стран пишутся латинскими буквами, но не так, как они называются местным населением и известны сейчас, а так, как принято в русском языке: SVECIA (не Sweden или Sverige), DАНИЯ (не Denmark), NОРВЕГИЯ (не Norway или Norge).

На считающейся самой древней карте Европы Геродота на Юге Европы показаны тиррены, на Апеннинах – этруски, а на севере – кельты. На месте Греции видим Элладу, дальше Тракия (Фракия) на месте Югославии, Венгрии и Румынии, ещё севернее Скифы, Сарматы. Германцев в Европе не видно. Они по Геродоту живут далеко на юге современного Ирана рядом с Эфиопами.

Мауро Орбини, средневековый историк, архимандрит Рагужский, который пользовался древнейшими источниками, впоследствии уничтоженными, вот что говорит в своей книге 1601 года «Славянское царство»: «Славяне Российскии суть ныне от иноземцов обще зовомы Москвитяне. Сии осталися во своих жилищах, егда протчие их товарыщи и единосвоясные вышли и пошли, инии к морю Германскому, а инии к Дунаю, якоже сказано в начале сея книги. Древние писатели называли их по разному. Элиан и Капитолин в «Жизнеописании Пия и Флавия» называли их роксоланы, Плиний называал их токсоланы, Птолемей троксоланы, Страбон – роксаны. Рафаел и многие другие – рутенами, ныне же названы Рассияне, сиречь рассеяны, понеже Россия языком Руским или Славянским знаменует рассеяние, наречены тако причиною не малою; понеже люди Славяне, овладели всю Сармацию Европскую, и часть Азии; егда с начала вышли из Скандии. Преселенцы Славянские рассеялися и расточилися от Океана мерзлаго, даже до моря Медитерранского, [Средиземнаго] и заливы Адриатские, и от моря Болшаго, даже до Океана Балтийского. Наипаче после того рассеяния первоначалного, Россияне Славяне имянно послали своих преселенцов во Фландрию, где за тое, люди от них основаные, названы суть Рутенами, что и Греки дали имя Славянам «спорос» [семя] сиречь народ рассеянный. Славяне Руси, жили всегда внутри Сармации Европскои, где обретаются и ныне».

Он также пишет, что «Рассея означает то же, что и Рассеяние, так как их колонии были рассеяны практически по всей Европе. Славяне–руссы по свидетельству Иоахима Малера посылали колонистов и во Фландрию, где их называли рутенами или ванами».

Мауро Орбини продолжает: «Прокопий Кесарийский называл их спорами, т. е. рассеянным народом. А сейчас как и в прежние времена живут они в европейской Сарматии». (Орбини в 1601 г. называл Европейской Сарматией Московию.)

Мауро Орбини – хорватский историк, автор книги «Славянское царство» (издание в Пезаро, 1601), родоначальник юго-славянской исторической науки, выразитель идеи единства славянского мира, полагал, что от славян произошли многие европейские народы: шведы, финны, готы, даки, норманны, бургундцы, бретонцы и др. По личному повелению царя Петра I в 1722 г. книга была переведена (с сокращениями) на русский язык с названием «ИСТОРИОГРАФИЯ початия имене, славы, и разширения народа славянского… Господина Мавроурбина Архимандрита Рагужского».

Мауро Орбини в труде «Славянское царство» писал: «Славяне всегда были во оружии храбры, и начальствовали над многими людьми прежде пришествия Христова за 1460 лет, в которое время вышли из Скандинавии Готфы под тем же именем, и Славяне покорили себе всю Сармацию Европскую, потом (этот народ) разделился в разные начальства, и тогда получил разные себе имена; сиречь: Венеды, Славяне, Анты, Верлы или Ерулы, Аланы или Массагеты, Гирры, Скирры, Сирбы, Эминклены, Даки, Шведы, Фенны или Финны, Прусы, Вандалы, Бургондионы, Готфы, Остроготфы, Визиготфы, Геты, Гепиды, Маркоманны, Квады, Авары, Певкины, Баштарны, Роксоляны или Руси, Ляхи, Боеми или Чехи, Шлёнцы, и Булгары, которые все были един той же род Славенской, который еще и ныне более всех есть иных народов…

В лето 617 Славяне немогуще более претерпевати наезничества от Аваров, вооружилися на них, и обессилили их, в то время единаго из своих солдат называемого САМ, за храброи поступок на оном бою, учинили себе началником и Царем, в котором он достоинстве содержал себе 36 лет с великим разумом и мощию во всех своих войнах и храбростях, противу предреченных Аваров, над которыми всегда он был победитель». (Мауро Орбини. «Славянское царство»)

История подтверждает, что в античности территория Каринтии (в долине реки Дравы) составляла древнеримскую провинцию Норик, заселённую славянами. Славянские племена расселились на восточных склонах Альп и в верхнем течении Муры, Дравы и Савы в конце VI-начале VII вв. Уже под 595 годом в «Истории лангобардов» Павла Диакона упоминается Славянская провинция. Славянское население этого региона практически сразу же попало под власть Аварского каганата. Позднее эти земли входили в состав раннефеодального славянского государства Само, а после его распада – в Карантанию, одно из древнейших славянских государств, возникшее в начале VII в. на территории Каринтии, Штирии и Словении. Государство просуществовало около трёхсот лет, пока не было включено в состав Каролингской империи. Славянское население Карантании (хорутане) является родоначальником современных словенцев.

Из других источников известно, что 23 августа 476 года пала Великая Римская Империя. Но пала она не под ударами германских племён, как принято считать, а была упразднена за ненадобностью славянским князем Одоакром, вождём ругов (по Иордану) или вождём русинов (у других историков). Он сместил с престола последнего римского императора Ромула Августула.

Одоакр (433–493) – предводитель племени герулов, ругиев или скиров, живших в долине Дуная. В X–XII вв. ругами именовали в Западной Европе жителей Киевской Руси. Сообщая о свадьбе в 1051 г. короля Франции с дочерью Ярослава Мудрого Анной, Гийом Жюмьежский, автор истории норманнов, писал, что Генрих женился на дочери короля ругов. Иногда ругами называют также полабских славян, населявших в средние века остров Рюген и прибалтийское славянское Поморье от Эльбы до Одера.

Сегодняшние немецкие историки и учёные не стесняются писать, что до германских народов на территории Германии жили славяне – бодричи и лютичи, которые были вытеснены на восток. В 1930-е годы в Германии производились раскопки, чтобы найти древние германские поселения, а нашли славянские (на мысе Аркона, в Мекленбурге и в других местах).

Мауро Орбини пишет о славянах, что «и от сего всегда славного народа в прошедших временах произошли сильнейшие народы: сами Славяне, Вандалы, Бургонтионы, Гофы, Острогофы, Руси или Раси, Визигофы, Гепиды, Гетыаланы, Уверлы или Грулы, Авары, Скирры, Гирры, Меландены, Баштарны, Пеуки, Даки, Шведы, Норманны, Фенны или Финны, Укры или Ункраны, Маркоманны, Квады, Фраки; Аллери были близ Венедов или Генетов, которые заселили берег моря балтийского, и разделилися на многие началы; то есть Помераняны, Увилцы, Ругяны, Уварнавы, Оботриты, Полабы, Увагиры, Лингоны, Толенцы, Редаты».

Во многих из них можно узнать знакомые нам названия.

Греческие писатели славян называли на свой манер склавенами. Отмечая близкую родственность склавенов и антов, византийские авторы отмечали: «У обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. И некогда даже имя у склавен и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами (греч. «рассеянными»), все же преимущественно они называются склавенами и антами ».

Различия в написании термина «склавены-славяне» обусловлено лишь тем, что для латинского и греческого языков сочетание СЛ труднопроизносимо и древние авторы вставляли между ними звук К.

Античные авторы пишут о многочисленных племенах антов, которые населяли эти просторы многие века. Древние Астрийские книги говорят о таинственном народе «хрос» или «ерос», в котором тоже видят предков русского народа.

Русский историк Классен Егор Иванович (1795–1862), преподаватель, автор научно-образовательных книг и учебных пособий, немец по происхождению, российский подданный с 1836 г. ещё в XIX веке выступал против принижения роли славянского начала в истории Европы. Он является автором известного историкам очерка «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до Рождества Христова» (т.1–3, М., 1854). Есть современные переиздания. Там он писал: «Между тем история древнейшей славянской Руси так богата фактами, что везде находятся ее следы, вплетшиеся в быт всех народов Европейских, при строгом разборе которых Русь сама собою выдвинется вперед и покажет все разветвление этого величайшего в мире племени».

И далее «… что все древние племена славян имели свои рунические письмена… сами греки приняли алфавит от пеласгов – народа тоже скифского, или, что всё равно, славянорусского происхождения. Из всего здесь выведенного явствует, что славяне имели грамоту не только прежде всех западных народов Европы, но и прежде римлян и даже самих греков и что исход просвещения был от русов на запад, а не оттуда к нам».

В сборнике Института Российской Истории РАН «Изгнание норманнов из русской истории» (2010 г.) приводятся строки из монографии Н. Н. Ильиной: «В первые века христианской поры на юге России жили россоланы, а в I веке места близ устьев Волги были заняты аорсами. Подобные названия встречаются и за пределами русских равнин.

Так на Памире ещё до Р.Х. было царство скифов Roxanake (ныне область Roshan); лет за 150 до Геродота скифы из этого царства приходили воевать с мидянами. Наконец, за много веков до Р.Х. в Италии процветало государство этрусков, созданное древним народом, пришедшим из Азии; одна ветвь его называла себя рушами, её путь проходил по Малой Азии в Лидию и дальше морем; другая ветвь называлась расами или расенами, покинув (в XII в. до Р.Х.) своё государство – Урарту (XIII–VI вв. до н. э.) в области озера Ван – расены жили некоторое время в долине Аракса, потом на Северном Кавказе, причём часть их двинулась дальше по северным берегам Чёрного моря на Балканский полуостров (пелазги) и в Италию, где соединились с рушами».

Сербский архимандрит Иоанн Раич (1726–1801), писавший на русском языке той эпохи, в 1794–1795 годах опубликовал в Вене два тома своего сочинения под названием «Исторія разныхъ славенскихъ народовъ, наипаче болгаръ, хорватовъ и сербовъ, изъ тмы забвенія изъятая», где он сетует на то, что западные авторы произвольно исказили всю славянскую историю: «добродетель за злочиние почли, славу же их и храбрые поступки молчанием прикрыли». (Ю. И. Венелин. «Истоки Руси и славянства». М. Институт русской цивилизации. 2011.)

В указанной книге Юрий Иванович Венелин (1802–1839), урождённый Георгий Гуца, русин с Карпат, один из основателей славяноведения, затрагивает многие вопросы славянской истории и на основе редких или не дошедших до наших дней источников приводит в своих исследованиях научную аргументацию, позволяющую понять многие вопросы искажённой истории славян и России.

Венелин доказывал, что многие названия народов, описываемых историками и хронистами в разные исторические времена на территориях Восточной и Центральной Европы (включая и описание племён известного Нестора) принадлежали одному многочисленному славянскому народу, отдельные племена и племенные союзы которого, расселившиеся на громадной территории, просто получили у разных авторов свои нарицательные названия, в основном связанные с их местами обитания. Он считал, что до IV, V и VI веков Русь была более плотно заселена и многочисленна, чем позже, когда значительные её массы стали расселяться на Дунай, в Карпаты и на Балканы. Венелин при этом включал в состав славян огромного региона Восточной Европы (т. е. праруссов) практически всех так называемых степняков (скифов, сарматов, хазар, булгар черноморских и волжских, гуннов, авар и всех других более мелких племенных образований в составе упомянутых. И перечислял, что для ранних территориальных объединений русов в Восточной Европе использовались общие названия Скифия, Сарматия, Гунния, Хазария, Булгария, Тартария, которые являлись зачатками государственных образований. Венелин убеждает читателя, что «сармат по-гречески и римски значит русь по-русски».

По мнению Венелина народа под именем готы не было в природе, а на самом деле по описаниям Аммиана Марцеллина это были полабские сербы (полебы Нестора, самоназвание сервы) или тёрвинги (как называл их Аммиан по месту их оседлости), что превратилось в IX веке в название Тюрингии. Отсюда и «германские корни» готов: раз жили на территории будущей Германии – значит, были германцами. Как считает Венелин, это распространённая ошибка древних историков.

В книге Юлия Цезаря «Записки о галльской войне» («Commentarii de bello Gallico», издана вскоре после 52 г. до н. э.) подробно описывается, что венеты занимали западное побережье Балтики напротив Британии: «Это племя пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию, а также превосходят остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нем».

У античных и более поздних авторов имеется целый ряд подтверждений древности славянских народов. Многие из известных историков, писателей, правителей или полководцев не обошли вниманием эту тему.

Одними из первых это сделали Гомер и Геродот. В их трудах славяно-арийские народы упоминаются под именами венедов, венетов, вендов, антов, энетов, ругов, скифов и сербов.

Прозванный отцом истории Геродот дал одно из первых описаний древних обитателей Причерноморья: «Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись».

Спустя почти два с половиной тысячелетия прославившийся своей воинственностью король Пруссии Фридрих Второй практически повторил эти слова: «Избегайте столкновения с жестоким и непобедимым народом. Русские происходят от скифов, разрушивших Римскую империю…»

Чтобы внести ясность в тему якобы «жестокости» славянских воинов, приведём слова ещё одного автора – Маврикия Стратега (6-7 вв. н.э., Византия), написавшего знаменитый трактат о военном искусстве «Стратегикон». В трактате довольно внушительная часть посвящена славянским народам, из этого документа мы узнаём, что «племена славян и антов… многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны. Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределённое время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья…»

Немногим ранее почти то же самое утверждал византийский историк и писатель Прокопий Кесарийский (507 – 565 гг.): «Самим нападать на других, чтобы завладеть их имуществом и людьми, законы их запрещают так же, как и торговать людьми. Поэтому рабов они не имеют, а работают все без различия должности и положения...» Прокопий отмечает не только бесстрашие и миролюбие, но и высокую духовность славянских народов. Об их могуществе, образе жизни, территории писали многие древнеримские, готские, итальянские, арабские, немецкие, а также русские и другие знаменитые историки, путешественники, географы, писатели и прочие выдающиеся люди своего времени. Но, пожалуй, наиболее однозначно около 400 лет назад высказался итальянский священник Мауро Орбини в своей книге «Славянское царство» (опубликована в 1601 году): «Славянский род старше пирамид и столь многочислен, что населил полмира».

Более поздние имена первой величины – Екатерины Великой и Михаила Васильевича Ломоносова. Российская императрица писала: «Славяне на востоке, западе и севере обладали толикими областями, что в Европе едва ли осталась землица, до которой они не касались». М.В.Ломоносов, русский гений и учёный-универсал, в своих исторических изысканиях имел возможность работать с ныне исчезнувшими летописями и античными источниками, в частности, он опирался на труды Плиния, Птолемея, Страбона. Свои выводы он изложил в обширном историческом труде, из которого до наших дней дошла малая часть, но и сохранившейся информации достаточно.

О древности Славян говорили учёные последующих столетий – Чертков, Классен, Воланский и многие другие.

Сохранилось довольно много сербских и болгарских источников, из которых можно почерпнуть богатые сведения о далёком прошлом славянских предков. Именно поэтому учёные этих стран практически сразу признали подлинность «Велесовой Книги» – они нашли в ней прямые подтверждения сведений, изложенных в их летописях и преданиях.

Найден и переведён на русский язык первый вариант сочинений Орбини, благодаря чему появилась возможность прочесть этот труд в первоначальном виде, без сокращений. Археологические находки текущих десятилетий вызвали новый всплеск интереса к истории славянских народов, в свет вышли сотни книг, исследующих эту тему. Благодаря этим исследованиям, можно с уверенностью сказать, что корни Славян-Ариев уходят в глубокое прошлое, которое насчитывает никак не меньше 4-5 десятков тысячелетий, а, по мнению целого ряда специалистов, этот возраст на порядок древнее.

Античные авторы о Славянах рассказывали в целом ряде известных трудов, часть из которых дошла до нашего времени. Упоминания именно склавинов-славян датируются началом-серединой первого тысячелетия уже новой эры. До этого времени они носили множество имён – пеласги, руги, венеды, энеты, скифы-землепашцы и пр. Одно из первых упоминаний протославян можно встретить у легендарного Гомера.

В своей знаменитой «Илиаде» Гомер говорит о неких энетах, которых целый ряд исследователей относит к славянским племенам (Песнь Вторая, 851-852, перевод Н.М.Минского).

Cреди венедских народов Птолемей называет и неких стлаванов или суовенов, многие исследователи считают это вообще одним из первых упоминаний Славян или Словенов. О каких ещё племенах рассказывает Птолемей: «…выше Дакии – певкины и бастарны; по всему берегу Меотиды – языги и роксоланы; далее за ними внутри страны – амоксавии и скифы-аланы». Русский историк Татищев все эти племена считал «однозначно славянскими».

Древние римляне о славянах оставили очень похожие свидетельства. Так, одновременно и о скифах, и о венедах говорил Плиний Старший (79 г. н.э.), описывая территорию за Вислой: «Некоторые передают, что она населена вплоть до Вистулы (Вислы) сарматами, венедами, скифами…».

Говоря о высказываниях древнегреческих историков о славянских народах, нельзя ещё раз не вспомнить Геродота. Он оставил настолько подробные исследования племён, населявших в прошлом Великую Скифию, что в научных кругах даже появилось такое понятие как «Геродотова Скифия». И у Геродота мы также встречаем упоминание об энетах (как и у Гомера).

Геродот одним из первых дал словесный портрет обитателей причерноморских просторов: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Упоминает он и «голубоглазых будинов», живущих по соседству со скифами-землепашцами, которых большинство современных учёных причисляют к протославянам. И далее: «Золото и серебро они столь же презирали, сколь прочие смертные желали его».

Древнегреческие историки о славянских народах упоминали на протяжении как минимум тысячи лет. Находилось им место и в географических трудах. Картой, составленной историком и географом Страбоном (около 64-23 гг. до н.э.), пользовались вплоть до пятого столетия нашей эры. Исторические труды Страбона не сохранились, а вот его «Географию» в 17 томах можно прочесть и сегодня. В этих трудах встречаются упоминания живущих «на высоких местах», вплоть до Альп, венделитов и нориков, которых исследователи тоже относят к славянским племенам.

Скифы, венеды, венеты, энеты, венделиты, норики – что между ними общего? А то, что на протяжении длительного времени, начиная с поздней античности и раннего средневековья, вплоть до наших дней, многие учёные ставят знак равенства между этими названиями и Славянами.

Ещё в первом веке древнеримский историк Тацит (около 58 – 117 гг. н.э.) писал, что венеды соседствовали с германцами и сарматами, они строили прочные деревянные дома, носили щиты и умели передвигаться пешими, «…притом с большой быстротой». Он же упоминал ругов, заселивших остров Рюген (южная Балтика).

Предшественников римлян, этрусков, античные авторы выводят кто из славянского племени лелегов или пелазгов (Гелланик Лесбосский, современник Геродота), кто из обитателей Лидии или Трои (Геродот). В целом, большинство сходится на том, что этрусками стали называть праславянские племена лелегов, брежан, венедов, задолго до Троянской войны начавших переселяться в Эртурию.

Характерно, что сами себя этруски называли «расена» (по сведениям Дионисия Галикарнасского, I век до н.э., работа «Римские древности»), а в более поздних византийских источниках этруски однозначно называются «словенским племенем».

Готский историк Иордан (VI век), живший во времена поздней античности, внёс ясность в путаницу с многочисленными названиями славянских племён: «Начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многочисленное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, всё же преимущественно они называются склавенами и антами».

Таким образом, несмотря на то, что обширнейшие славянские территории были мало знакомы историкам Древней Греции и Рима, даже разрозненные и довольно скупые сведения античных авторов о Славянах позволяют понять, что Славяне были очень древним, многочисленным и преимущественно оседлым народом.

Начиная с IV века, славянские народы выходят на историческую арену уже практически под собственным именем – как склавины и анты. То, что и те, и другие относятся к венедам, утверждал готский историк Иордан.

Византийские авторы о Славянах писали особенно подробно. Агафий, Менандр Протиктор, Феофилат Симокатта, Маврикий, Прокопий Кесарийский – все они писали преимущественно о славянских племенах Подунавья и Балкан. Лишь Прокопий охватил в своих трудах ещё и Северное Причерноморье. Маврикий Стратег утверждал, что склавины и анты «одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле». Интересно и такое свидетельство: «Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу…». Не меньшее удивление вызывало у Маврикия и славянское гостеприимство: «К прибывающим к ним иноземцам они относятся дружелюбно и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе их из одного места в другое охраняют их в случае надобности…», - сообщает автор «Стратегикона» и добавляет, что если гостям кем-либо причинялся какой-либо ущерб, считалось делом чести отомстить за чужеземца. Из трудов Маврикия Стратега мы также узнаём о бесстрашии и военной тактике древних Славян: «Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодою для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде…» Интересно, что способ передвижения славянских воинов под водой при помощи полой трубки, описанный у Маврикия, мы, спустя тысячелетия, обнаруживаем у казаков.

Прокопий Кесарийский описывает не только обычаи, внешность, но и общественную жизнь этих народов, бытующее у них народовластие: «Сии народы, славяне и анты, не подлежат единодержавной власти, но издревле живут под общенародным повелительством. Пользу и вред всеобще приемлют… Щиты у воинов из бычьей кожи, лёгкие, и всё оружие лёгкое… Железо звонкое и такое, что наш меч может рубить, но само не зазубрится. Когда на бой выходят, многие идут пеши со щитами и с копьями; лат не носят. Иные, не имея на плечах одеяния, в одних штанах бьются с неприятелем. Все ростом высоки и членами безмерно крепки, волосом русоваты… Они не злы и не хитры, а откровенны и добродушны...» Прокопий подчёркивает, что «все законы и обычаи славян дышали добром», а также сообщает, что «они верили в бессмертие души и воздаяние в будущей жизни».

Во времена правления Юстиниана византийские авторы о Славянах пишут, употребляя наравне со старыми названиями прилагательное «славянский». Так, в этнографическом словаре Стефана Византийского (527 – 565 гг.) прямо утверждается, что «этруски – это славянское племя».

В сочинениях Льва Диакона, составленных примерно после 992 года описывается поход русского князя Святослава Игоревича на Византию. Характерно, что Лев Диакон, говоря о войсках «Сфендослава», называет ратников русского князя то росами, то скифами, то тавроскифами. В одной части написано: «На следующий день тавроскифы вышли из города и построились на равнине, защищённые кольчугами». Ниже идут слова князя Святослава (в изложении Льва Диакона) о славе, которая «…шествовала за войском росов, легко побеждавших соседние народы, и без кровопролития покорявших целые страны».

Арабские хроники о Славянах более или менее подробно начали рассказывать примерно с 7-8 веков, многие исследователи не без оснований считают их довольно точными. Наиболее значительное наследие оставил уроженец Багдада, писатель, географ и путешественник Аль-Масуди (около 896 – 956 гг.), прозванный за свои энциклопедические труды арабским Геродотом. Добавим, что в арабских хрониках о Славянах (и об их соседях) уже к началу десятого века начали появляться вполне разнообразные сведения, собранные непосредственно восточными путешественниками и учёными. Довольно часто этим запискам придают форму литературных произведений. Не меньший интерес представляют арабские хроники о Славянах, в которых есть упоминания о славянской письменности. Так, писатель Ибн-аль-Надим в одной из своих книг сообщает о «Русских письменах». Аль-Надиму вторит персидский историк Фахр ад-дин Мубарак (13 век): «У хазар есть также письмо, которое происходит от (письма) русов». Среди множества арабских хроник о Славянах подробно рассказывается и в извлечении из Книги Эль-А-Лак Эн-Нафиса: «Все Славяне – огнепоклонники. Хлеб, наиболее ими возделываемый – просо. В пору жатвы кладут они просяные зёрна в ковш и поднимают его к небу…». Рассказывается в Книге и о музыкальных инструментах: «Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели…». Ещё один важнейший источник – записки Ахмеда Ибн-Фадлана, составленные в 908 – 932 гг. во время его посещения Волжской Булгарии. Ибн-Фадлан сообщил, что ему там довелось видеть русов в числе других народов: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам… Я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам…» Очень подробно в записках рассказывается о погребальном обряде Славян, во время одного из которых Ибн-Фадлану довелось присутствовать. Ему пояснили: «Воистину, вы берёте самого любимого для вас человека… и бросаете его в прах…, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас». Далее Ибн-Фадлан описывает сожжение погребального корабля, который затем вытащили из реки на сушу, а также сооружение на месте этого корабля кургана, на котором водрузили большой столб из белого тополя, после чего «написали… имя (этого) мужа и имя царя русов…» Не менее подробно описаны у этого автора оружие русов и женские украшения: «С каждым из них имеется секира и меч, и нож, и он с ним никогда не расстаётся… Мечи их плоские, с бороздками… А что касается женщин, то на груди каждой прикреплено кольцо или из железа, или из меди, или из золота…»

Арабские источники дают нам представление о славянских Предках как о доблестных, бесстрашных, сильных и красивых людях, обладающих Знанием (чего стоит одно только описание храмов с приборами для наблюдений за Светилом), владеющих письменностью, многими искусствами и ремёслами.

Средневековые авторы о Славянах пишут довольно подробно, причём, употребляя именно это самоназвание, и даже пытаясь объяснить его происхождение, в том числе, и от «Славы» или «Слова». Есть свидетельства европейских средневековых учёных и о некириллической письменности Славян.

Так, немецкий хронист Титмаp Мерзебургский (975—1018 гг.), приводит описание надписей, выполненных «особыми, не геpманскими pyнами», и сообщает, что в славянском хpаме Ретpы, расположенном в землях лютичей, «стояли идолы и на каждом было написано его имя». Это неудивительно, ведь в средневековые времена, как и в античные, практически никто не сомневался в скифских корнях славянских народов. А многие скифские племена, если вспомнить свидетельства Геродота и других древнегреческих авторов, владели письмом, некоторые из них считались образованнейшими людьми своего времени, да и сами древние греки свой алфавит заимствовали у пеласгов, которых большинство учёных относит к славянам-ариям. Этот факт вынуждены были признать даже такие славянофобы, как Шлёцер.

Дважды посетивший Русь (в 1124 – 1127 годах) Епископ Оттон Бамбергский не скрывает её достаток: «Изобилия рыбы в море, реках, озёрах и прудах настолько велико, что кажется просто невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих сельдей… По всей стране множество оленей и ланей, диких лошадей, медведей, свиней и кабанов и разной другой дичи. В избытке имеется коровье масло и овечье молоко, баранье и козье сало, мёд, пшеница… всякого рода овощи и фруктовые деревья, и будь там ещё виноградные лозы, оливковые деревья и смоковницы, можно было бы принять эту страну за обетованную, до того в ней много плодовых деревьев…»

В трудах средневековых авторов о Славянах есть много интересных страниц, которые, по мнению некоторых современных исследователей, подтверждают древность корней славянских народов. Так, чешский учёный Вацерад (XIII век), комментируя составленный тремя веками ранее этимологический словарь Соломона из Констанцы, приводит свои пояснения слова «Сарматы»: «Сарматы… сирбы, когда говорят, перевожу старосирбы», и далее: «Сарматы по народности сирбы» (то есть, сербы). О земле сербов говорится и в чешской рифмованной хронике начала XIII века, примечательно, что слово «серб» в немецком переводе этой хроники звучит как «винд», то есть «славянин». Но ведь ещё у античного учёного Птолемея встречаются упоминания сербов, живущих в Сарматии, равно как и город Сербиум, расположенный в Паннонии (именно там позднее находился славянский город Србац). То есть, одно из самых распространённых названий славянских имён встречается ещё в I веке.

В размышлениях средневековых авторов о Славянах можно встретить и разные интерпретации названия «Славянин». Так, если упомянутый выше Бернард Юстиниан явно отсылает нас к «Славе», то польский историк Мартин Кромер (1512 – 1589), живший на рубеже позднего средневековья и начала эпохи просвещения, считал, что «…словяне получили своё имя от слова, поскольку отличались правдивостью, были тверды и верны данному ими слову». Древность славянских корней не вызывала сомнения у многих историков. Но одно дело, когда её отстаивают русские учёные, начиная с Ломоносова, и совсем другое, когда то же самое утверждает итальянский священник. Монах бенедиктинского монастыря, а затем и аббат Мавро Орбини о Славянах написал уникальный по содержанию труд.

Мавро Орбини, уроженца Дубровника (Далмация), по праву считают родоначальником южнославянской ветви исторической науки. Труд по истории Славян он считал делом всей своей жизни. Через два года после публикации книгу внесли в список запрещённых изданий, и она почти сразу стала раритетом. Чуть более столетия спустя один из экземпляров попал в Россию. Интересно, что доставил его тот же человек, что в своё время привёз из Стамбула Петру I арапчонка Ибрагима (будущего адмирала и родоначальника ветви Ганнибалов). Книга была переведена на русский, правда, с сокращениями. Но и в таком виде, под названием «Книга Историография початия имени, славы и расширения народа славянского», она сыграла огромную роль. Важно и то, что при написании этого труда автор опирался приблизительно на 330 источников, поскольку у него была уникальная возможность пользоваться библиотекой князя Урбинского, насчитывающей более семисот латинских, древнегреческих и других манускриптов. Значительная часть этих книг попала в Ватикан и не дожила до наших дней.

«Прежде чем перейти к другим народам, также принадлежавшим к славянам, но ныне исчезнувшим, мне представляется необходимым обсудить этимологию и толкование имени славяне, или словины, которое не является очень древним. Впервые славяне были упомянуты Прокопием Кесарийским… Равно с ним и Иордан Алан… упоминает славян… Я же полагаю, что первым… был Птолемей Александрийский, который на восьмой карте поместил славян под несколько искажённым именем суланов в Европейской Сарматии… Пьетро Марчелло в «Происхождении варваров» называет их же силанами, и говорит, что это те народы, которых теперь называют склавонами… В прошлом это название, безусловно, подвергалось искажению и писалось по-разному. Греки, не понимая значения слова «славяне», или «славины», исказили его в «склавины», итальянцы – в «склавы…»

Книга Мавро Орбини о Славянах стала необычайно популярна на Балканах, на её основе была написана знаменитая «Славяно-болгарская история» афонского иеромонаха Паисия Хилендарского. В.Н.Татищев тоже использовал перевод древней сербской хроники из книги при работе над своей «Историей Российской». В одном из разделов книги рассказывается о том, что в Западной Европе довольно долго употребляли письменность, по виду напоминающую кириллическую: «… и сами Принцы Норицкие употребляли буквы славянские в народных письмах, якоже зрится во церкви Святого Стефана в Вене…». «Славяне прошли в Италию, где много времени воевали против ромеев. Иногда славянский народ был побеждён, иногда, после потерь в сражении, мстил ромеям большим кровопролитием, а иногда в сражении был равным. Наконец, покорив себе Ромейское государство, завладел многими их провинциями,… сделав данниками ромейских императоров, чего не проделал ни один народ на свете. Владел Францией, Англией и организовал государство в Испании; овладел лучшими европейскими провинциями; и от этого всегда славного в прошлые времена народа произошли другие сильнейшие народы: славяне, вандалы, бургонтионы, готы, остроготы. А также русы или расы, визиготы, гепиды, геты-аланы, уверлы или герулы, авары, скирры, гирры, меланхлены, бастарны, пеуки, даки, шведы, норманны, фены или финны, карпы, маркоманы, квады, фраки. Аллеры были близ венедов или генетов, которые заселили берег Балтийского моря, и разделились на многие начала, то есть, на поморян, увилцев, ругян, уварнав, оботритов, полабов, увагир, лингон, толенцев, редатов или риадут, цирципан, кизин, эрулов или элуелдов, левбуз, увилен, сторедан и брициан. Со многими иными везде был сам народ славянский» (Орбини Мавро. Книга историография. СПб, 1722. - С. 4). «Но если бы кто захотел затемнить или уничтожить вышеназванные деяния, пусть почитает книги из библиотеки светлейшего князя де Урбино, который смог содержать такую богатую и великую библиотеку в самом сердце Италии. А если кто-нибудь… будет из ненависти перечить этому истинному описанию и прекословить, то я сошлюсь на перечень историографов, объявленных мною в данной книге» (Орбини Мавро. Книга историография. СПб, 1722. — С. 5).

Автор, основываясь на древних рукописях, выводит славянское племя от Иафета, добавляя, что Славяне всегда были самыми смелыми и непобедимыми воинами. Добавим и такую цитату: «Аланы-славяне… распространились даже до реки ГАНГА, которая разделяет ИНДИЮ на две части и впадает в Южное море. Молодые люди обучались ездить на конях… Почти все они были искусные воины, имели высокий рост, были очень красивы лицом, волосы имели средне русые, глаза красивые и грозные…»

Орбини, ссылаясь на множество источников, показывает, что венеды, анты, сирбы, пруссы, певкины, бастарны, роксоланы и все выше перечисленные племена – это один славянский народ, перечисляет и множество современных ему славянских народов, не забыв упомянуть виндов, лужичан, мораву, силезцев, богемцев. Иными словами: «…славянский язык слышен от Каспийского моря до Саксонии, от Адриатического моря до Германского, и во всех этих пределах живёт славянское племя».

Екатерина II о Славянах в своих «Записках касательно русской истории» утверждала: «… славяне древнее Нестора письменность имели, да оные утрачены и ещё не отысканы и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели».

Императрица вела переписку с Вольтером, Дидро и многими другими просвещёнными европейцами того времени, в которых высказывала свои мысли, в том числе, и об истории России. Но наиболее ярко это отразилось в уже упомянутых «Записках касательно русской истории…», приведём из них некоторые выдержки:

«У греков имя Русь задолго до Рюрика знаемо было. Северные иностранные писатели именуют древнюю Русь разными именами, яко то: Бармия или Перми, Гордорики, Осторгардии, Хунигардии, Улмигардии и Холмо-гардии. Латины русь именовали рутении. Полуденные историки сказуют о русах, что издревле морем с торгом в Индию, Сирию и до Египта ездили.

Закон, или Уложение древнее русское, довольно древность письма в Русии доказывает. Русы давно до Рюрика письмо имели.
Сказывают, будто русы Филиппу Македонскому, ещё за триста десять лет до Рождества Христова, в войне помогали, також и сыну его Александру, и за храбрость от сего грамоту, золотыми словами писанную, достали, которая будто в архиве султана Турецкого лежит. Но понеже архивными бумагами бани султанские топят, то вероятно, что и сия грамота к тому же давно употреблена, буде тамо лежала.

О варягах русские древние писатели нередко упоминают, яко славянам единоплеменном народе.

Нестор точно сказывал, что поляне, древляне, бужане, радимичи, вятичи, хорваты и дулебы от греков называемы были великая Скифия.

О нраве и обычае древних скифов сказывают, что дружбу весьма почитали и за честь и славу ставили помогать друг другу во всякой нужде и опасности. Золото и драгоценные каменья пренебрегали, а почитали только добродетели.»

М.В. Ломоносов о Славянах сообщал множество уникальных сведений. Он, как и Татищев, имел возможность пользоваться древними источниками, многие из которых были затем утеряны. Мало того, в первоначальном виде почти не сохранились исторические труды ни Ломоносова, ни Татищева. Все они подверглись сокращениям и «правкам».

Приведём лишь некоторые из высказываний Ломоносова о Славянах: «Аланов и роксоланов единоплеменство из многих мест древних историков и географов явствует, и разность в том состоит, что алане общее имя целого народа, а роксолане речение, сложенное от места их обитания, которое не без основания производят от реки Ра, как у древних писателей слывет Волга (ВольГа)». Древний историк и учёный Плиний — аланов и роксоланов вместе располагает. Роксолане же у древнего учёного и географа Птоломея — переносным сложением называются аланорси. Имена аорси и роксане или россане у Страбона — «точное единство россов и аланов утверждают, к чему достоверность умножается, что они обои славенского поколения были, затем что сарматам единоплеменными от древних писателей засвидетельствованы и потому с варягами-россами одного корене».

Ломоносов также даёт пояснение, почему отсутствуют ранние упоминания Славян: «Имя славенское поздно достигло слуха внешних писателей и едва прежде царства Юстиниана Великого, однако же сам народ и язык простираются в глубокую древность. Народы от имён не начинаются, но имена народами даются… Нередко новым поименованием старинное помрачается или старинное, перешед домашние пределы, за новое почитается у чужестранных. Посему имя славенское, по вероятности, много давнее у самих народов употреблялось, нежели в Грецию или Рим достигло и вошло в обычай».

В «Истории Российской» В.Н. Татищева сохранились ценные крупицы знаний, особенно в «изъяснениях», которые прилагает учёный к каждой главе. Как видим, множество древних племён – венеды, геты, фраки (они же мизы), скифы, сарматы, иллирийцы, бастарны, яподы, истры и многие другие, занимавшие огромные территории древнего мира, по мнению Татищева «бесспорно славяне».

Такие имена как Шишков, Чертков, Воланский, без сомнения, ещё займут причитающееся им место. Чертков одним из первых (почти одновременно с итальянцем Чьямпи) предположил возможность прочтения этрусских надписей, используя в качестве ключа славянские языки.

По всему миру исследователи находят надписи, напоминающие о древней истории славян, которая не вписывается в несколько тысячелетий, отведённых ей бытующей ныне версией. Так, великий Ломоносов считал, что историю славянских народов нужно отсчитывать, как минимум, со времён античности.

Языковед и археолог Фаддей Воланский – польский профессор (подданный Российской Империи) одним из первых попытался расшифровать «нечитаемые» древние надписи, используя в качестве ключа древнеславянский язык. Учёный пришёл к этому выводу, изучая славянские и скандинавские руны, древние памятники Северной Африки, этрусские саркофаги и знаки на кельтских монетах. Ярче всего его научные взгляды отражает прямая цитата: «Учёные претыкались на эти памятники и напрасно трудились до нашего времени разбором их надписей по алфавитам греческому и латинскому (…), потому что таинственный этот ключ ко всем неразгаданным надписям находится только в славянском первобытном языке… Как далеко простиралось в древние времена жительство славян в Африке, пусть докажут славянские надписи на камнях Нумидии, Карфагена и Египта…»

Часть его работ, напечатанных на польском и немецком, на русский язык перевёл Е.И. Классен. Классен не только перевёл его «Описание памятников, объясняющих славяно-русскую историю», но и снабдил перевод предисловием с подробными комментариями. Всё это было собрано в книгу «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов дорюриковского времени в особенности с лёгким очерком ИСТОРИИ РУССОВ ДО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА».

Все его книги в 1853 году были внесены в папский «Индекс запрещённых книг» и приговорены к сожжению. Польские католики фанатично требовали такой же участи и для самого Воланского. К счастью, вмешательство Николая I (не без участия Классена) привело к запрещению подобной дикости.

В октябре 1846 года в Италии (около Кереччио) был обнаружен надгробный памятник знаменитому троянскому герою Энею. Письмена на памятнике опубликовал в своём сочинении «Наречие нижней Италии» Теодор Моммзен.

Напомним, что Троя была основана в XIII веке до н.э. О том, что её история тесно связана со славянами, писали многие исследователи. Об этом рассказывает Веда родопских болгар, записанная сербским этнографом
С. Верковичем. Этой же теме посвящены и труды А.Д. Черткова и других авторов, подчёркивающих прямое родство троянских венедов со славянами и этрусками. Трою, Эртурию, Русь населял один и тот же народ, говоривший на протославянском языке. Именно это и позволило расшифровать древние надписи.

На памятнике Энею выбиты письмена возрастом примерно в три тысячелетия. И, тем не менее, они понятны сегодня всем, кто владеет славянскими языками. Существует несколько редакций перевода этой надписи. И как своевременны сегодня его слова:

«Разве в Италии, Индии и Персии — даже в Египте — нет славянских памятников?… Разве древние книги Зороастры, разве развалины Вавилона, памятники Дария, остатки Парса-града (Персеполис), покрытые клинописью, не содержат надписей, понятных славянам? Англичане, французы и немцы смотрят на это, «jak kozioł na wodę». Мы, Славяне, сможем довести эти исследования до конца, только в том случае, если дети и внуки наши захотят пойти по нашим следам!»

       Приведём и известный факт о том, что Пётр I изменил календарь в соответствии с западноевропейским календарем. Отменил древнее летосчисление от сотворения мира и поставил вести времяисчисление от Рождества Христова – перенёс Россию из года 7208 в год 1699.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!