Строительство Горного института (1806-1811)



Горный институт воплощает в себе основные тенденции ампира. Роль здания в градостроительном решении стрелки Васильевского острова очень велика: оно замыкает противоположный Бирже конец острова в устье Невы. Между двумя стилистически близкими ансамблями — Биржи и Горного института — развертывается вся его застройка. Сходство основывается не только на принадлежности к ампиру: Воронихин, вслед за Томоном, использует мощную пестумскую дорику для портика Института. Эпическое спокойствие дорической колоннады Горного института дополняют скульптуры Демут-Малиновского – «Геракл, удушающий Антея» и Пименова ‒ «Похищение Прозерпины». Аллегория – темы прославления земли, богатства земных недр. Мифологическая тема Земли, звучащая в этих произведениях, через все пространство острова перекликается с аллегорической темой водной стихии в скульптурном убранстве ансамбля Биржи.

Жан Франсуа ТОМА ДЕ ТОМОН (Thomas de Thomon)

(1760 — 1813)

Представитель высокого классицизма и ампира, последователь Никола Леду. Автор Биржи и проекта застройки стрелки Васильевского острова — одного из самых красивых и значительных ансамблей в градостроительной истории Петербурга.

Тома де Томон — «королевский инженер, архитектор и живописец», профессор оптики, перспективы и архитектуры — родился в Швейцарии, образование получил во Франции: учился в Париже в Академии художеств. На него оказал влияние Никола Леду, чьи архитектурные принципы во многом сформировали творческое кредо Томона. Его внимание было направлено в основном на античную архитектуру.

В 1803 по проекту Тома де Томона (при участии А. Д. Захарова) начинается реконструкция стрелки. При этом было сломано почти завершенное по проекту Дж. Кваренги здание Биржи.

Для Биржи (1805-1810) Томон использует классические формы античного периптера, (основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой) восходящие к греческим дорическим храмам в Пестуме. Мощный прямоугольный объем здания расположен в центре площади. Окруженный со всех сторон дорической колоннадой с неканнелированными колоннами, он возвышается на высоком гранитном подиуме с широкой лестницей у торцевых фасадов и пандусами по сторонам. Это центральное ядро, поднимаясь над колоннадой, завершается по торцам аттиками с полуциркульным окном. (Илл.10)

Илл.10. Ф. Алексеев. Вид на Биржу и Адмиралтейство. 1810

Значительную роль играет скульптура, раскрывающая идейный замысел и назначение здания. К Неве – восточный фронтон – «Нептун с двумя реками». Группа «Навигация с Меркурием и двумя реками» венчает колоннаду на противоположном, западном фасаде Биржи. Авторы – неизвестны. Организующее и скрепляющее ансамбль значение сооружения подчеркнуто тем, что его ось определяет центральную ось всей площади и совпадает с направлением русла Большой Невы.

Перед Биржей простирается насыпная полукруглая площадь. Ее обрамляют спуски к реке, словно объединяя символически две стихии — воды и суши, из противоборства которых вырастает город. Площадь фланкируют знаменитые колонны (1810), названные ростральными, так как украшены рострами — изображениями носовых частей корабля. Колонны увенчаны светильниками, у их гранитных подножий расположены аллегорические скульптуры — персонификации четырех рек: Волги, Невы, Волхова и Днепра.

Ансамбль стрелки Васильевского острова во всей полноте раскрывает талант архитектора, умение мыслить пространственными категориями города, а также градостроительный потенциал самого стиля ампир. Господствуя над водной гладью, четкий и строгий силуэт Биржи связывает воедино различные части города, разделенные его водными артериями.

 

Карл Иванович РОССИ (1775, Петербург —1849) русский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города. Градостроительные идеи Росси явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

Родился в артистической семье (мать — итальянская балерина Г. Росси). Архитектуре обучался в мастерской известного зодчего и декоратора В. Ф. Бренны, под начальством которого в чине сержанта работал в Ведомстве по строительству и реконструкции дворцов и правительственных зданий (с 1796). Участвовал в строительстве Михайловского замка в Петербурге. После двухлетней поездки (1802-1803) во Францию и Италию в 1804 был назначен художником на стекольные и фарфоровые императорские заводы в Петербурге, в 1806 — архитектором «Кабинета его величества».

В 1809 Росси был переведен в Москву старшим архитектором «Экспедиции кремлевского строения», где преподавал в архитектурной школе и занимался реставрацией различных кремлевских сооружений. Его московские постройки не сохранились.

Расцвет творчества Росси начался с 1816.

Работой, в которой проявился блестящий талант Росси-градостроителя, было создание Михайловского дворца (ныне Русский музей; 1819-1825) и всего ансамбля Михайловской площади (ныне площади Искусств). Перепланировке подвергся весь район от Невского проспекта до Невы. Здание Михайловского дворца эффектно замыкает перспективу Михайловской улицы от Невского проспекта и является одним из лучших произведений высокого классицизма. Перед дворцом – площадь.

В 1819-1829 зодчий реконструирует Дворцовую площадь и возводит грандиозный ансамбль Главного штаба. В центре дугообразного здания Главного штаба зодчий поместил триумфальную арку, увенчанную колесницей Славы (скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский). Росси мастерски встроил в новый комплекс ряд существовавших ранее зданий, образовав круговой фасад длиной более двух километров.

Оригинально решение центральной части здания: система из трех арок скрывает сильный излом улицы, ведущей на Дворцовую площадь (Илл.11).

Илл.11. К.П. Беггров. Вид арки здания Главного штаба с Дворцовой площади. 1822

 

Строительство Александpинского театра — лучшего театра Европы того времени — приходится на 1828-1832. Главный фасад театра решен в виде необыкновенно эффектной глубокой лоджии с шестью коринфскими колоннами, поднятыми на высокий цокольный этаж. Для перекрытия зала впервые были применены металлические конструкции, а само здание выполнено из несгораемых материалов.

В связи с постройкой Александринского театра Росси создает один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, включающий Театральную улицу (ныне ул. Зодчего Росси), Александринскую площадь (ныне площадь Островского) и Чернышев мост (ныне площадь Ломоносова).

Среди последних крупных работ Росси — комплекс зданий Сената и Синода, объединенных аркой (ныне Центральный исторический архив). Эти здания, как и Адмиралтейство, окаймляют Сенатскую площадь, в центре которой стоит знаменитый «Медный всадник».

Произведения Росси, одного из создателей русского ампира, отличаются как грандиозным размахом, так и ясностью, выразительностью и богатством ордерных композиций, гармоничным сочетанием архитектурных форм и скульптуры, новаторскими приемами (например, металлическими перекрытиями), а также подчеркнутой триумфальностью, связанной с идеей величия России — победительницы в Отечественной войне 1812 года.

Андреян (Адриан) Дмитриевич ЗАХАРОВ (1761 — 1811), русский архитектор. Представитель ампира. Создатель одного из шедевров русской архитектуры — здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806-1823).

Родился в семье мелкого чиновника Адмиралтейств-коллегии. Учился в петербургской Академии художеств (1767-82), где был учеником А. Ф. Кокоринова, И. Е. Старова и Ю. М. Фельтена. Окончил академию с золотой медалью, дававшей право на заграничную командировку. Продолжил образование (1782-86) в Париже у известного архитектора-классициста Ж. Шальгрена, который оказал на него большое влияние.

Самый блестящий период в творчестве зодчего начинается в 1805, когда он назначается главным архитектором Адмиралтейства (Петербург). Перестройка главного здания Адмиралтейства стала делом всей его жизни. Он не только осуществлял общее руководство строительством, но и проектировал здания и сооружения для этого ведомства.

Адмиралтейскую верфь, заложенную в 1704 по чертежу Петра I, в 1727-1738 перестроил в камне архитектор И. К. Коробов. Захаров в своем проекте сохранил общую П-образную композицию здания с центральной башней, играющей важнейшую градообразующую роль для центра Петербурга.

Адмиралтейство Захарова и его центральная башня — уникальный образец высокого классицизма. Башня высотой 72 м увенчана позолоченным шпилем с силуэтным изображением парусного корабля и украшена символическими фигурами работы известнейших скульпторов (В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименова и др.). Над входом расположен грандиозный барельеф (22x2,4 м) на тему «Заведение русского флота Петром I» (скульптор И. И. Теребенев). Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и четких объемов — гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии. Суровая строгость интерьеров смягчена обилием света и изящной отделкой (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека).

Протяженный главный фасад (407 м) расчленен симметрично расположенными дорическими портиками. Грандиозный масштаб здания закрепил за ним главенствующую роль не только в архитектуре Петербурга, но и в истории всей русской архитектуры.(Илл.12)

Илл.12. Здание Адмиралтейства

В развитии каждого стиля наступает фаза, когда внутренние противоречия между устоявшимися традиционными приемами формообразования и непрерывно изменяющимися требованиями жизни к тематике, к содержанию архитектурно-проектных заданий невозможно далее разрешать с помощью средств данного стиля. Эти противоречия долго накапливаются, мало-помалу замедляя развитие стиля и постепенно приводя его к старению, затуханию, разложению. На обломках старого, зачастую в тесной связи с ним, медленно, эволюционно вырастает новый стиль.

 

Литература

Исаченко В. Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков.- М.: Центрполиграф. 2010


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!