Строгий или зрелый классицизм (1780-1800 гг.)



Эволюция классицизма в русской архитектуре XVIII- первой трети XIX века

В 1760-х годах стиль барокко уступил место классицизму. Появилась новая художественная система, основанная на наследии античности и Ренессанса. Период упадка, постепенная деградация не предшествовали перемене стиля. Наоборот, как раз в момент своего наивысшего расцвета барокко оказалось несостоятельным для решения новых задач, и тут же с удивительной быстротой появились сооружения в стиле классицизма.

Такая быстрота в смене стилей не типична. Она является, как уже говорилось, отличительной чертой именно этого перелома — от барокко к классицизму — и была вызвана общей ситуацией, когда искусственно замедленное историческое развитие стало усиленно наверстывать упущенное время.

Концепция барокко как целостного стиля перестала не только господствовать в архитектуре, но и вообще оказывать сколько-нибудь существенное влияние на ее дальнейшее развитие. Отдельные черты старой системы хотя и проявлялись некоторое время в тех или иных элементах сооружений раннего классицизма, но были лишь пережитками, которые постепенно изживались. Только в провинции формы барокко продолжали существовать по инерции почти до конца XVIII в.

К историческим предпосылкам перемены стиля относятся материальные и идеологические факторы. В качестве важнейших следует отметить значительное усиление военного и политического могущества России, сопровождавшееся быстрым ростом ее экономического потенциала.

К середине XVIII столетия назрела необходимость создания различного типа новых общественных сооружений или таких построек, которые в период барокко не имели художественного значения — например, промышленных, складских, торговых зданий. Новые задачи вставали и в жилищном строительстве. Наконец, город в целом как социальная единица получал существенно иную, чем раньше, характеристику и в этой связи требовал другого планировочного и объемного решения.

Не менее важными предпосылками перемены стиля послужили идеи просветительства, гуманизма, идеалы естественного человека, характерные для всего передового мышления XVIII в. Все громче раздавался призыв к разуму как главному критерию и мере всех свершений. Идеи рационализма получили со второй половины столетия широкое развитие.

 

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 — нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором.

Характеристика каждого развитого стиля не представляет особых методических трудностей. Иное дело — анализ переломного периода между двумя определенными стилями, противоречивого в своей сути.

Переход от барокко к классицизму был одним из самых быстрых в смене стилей отечественной архитектуры. Конец 1750-х годов — еще расцвет барокко. Середина 1760-х годов — уже время широкого распространения классицизма. За крайне незначительный срок в пять — семь лет происходит полное изменение эстетических вкусов.

Архитектура русского барокко XVIII в. была исторически обусловленным, сложным и своеобразным явлением, вобравшим в себя и многие традиции русского зодчества XVII столетия, и ряд черт отечественной архитектуры непосредственно предшествующего периода — т. е. начала XVIII в., и влияния современной ей архитектуры главных европейских стран. Эти столь различные компоненты образовывали, однако, прочный сплав, обладавший чертами неповторимой оригинальности.

Барокко как самостоятельный стиль в русской архитектуре оформилось в 1730-х годах. В специфичных условиях послепетровского времени оно успешно развивалось, но на переломе 1750—1760-х годов внезапно уступило место новому направлению.

Русский классицизм воплощал идеи гражданственности и просветительства, идеалы разумно построенного дворянского государства. Одним из главных выражений заботы об «общественном благе» в эту эпоху считалось создание целостной, эстетически организованной городской среды, подчиненной художественно-стилевым закономерностям господствующего тогда стиля – классицизма.

Развитие классицизма в русском искусстве можно условно разделить на 3 этапа :

1. Ранний – 1760-1780. Здание АХ, Мраморный дворец и др. Архитекторы: А. Кокоринов, Ж. Валлен-Деламот, А. Ринальди,
Ю. М. Фельтен

2. Строгий или зрелый 1780-1800 – Дж. Кваренги, И.Е. Старов,

В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Львов

3. Высокий (ампир) 1800-1820 Воронихин, А.Д. Захаров, Тома де Томон, К.И. Росси и др.

 

ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ (Vallin de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729 - 1800), французский архитектор. В 1759-75 работал в России. Представитель раннего русского классицизма. Он стал первым вестником новых идей в архитектуре России.

Учился у своего дяди архитектора Ж. Ф. Блонделя во Франции и в 1750-1752 в Италии.

В Петербурге Валлен-Деламот активно работал как практикующий архитектор. Первой крупной постройкой был Гостиный двор на Невском проспекте (1761-1785). Возведен на фундаментах, заложенных еще в 1757 по проекту В. В. Растрелли, который в свое время спроектировал пышное дорогостоящее здание, не устроившее заказавших его купцов. Валлен-Деламот сохранил план 2-х ярусных торговых корпусов, расположенных по периметру квартала, общее композиционное решение сооружения, но изменил их фасады в стиле раннего классицизма: освободил от излишних декоративных деталей и подчинил мерному ритму арок, отделенных друг от друга пилястрами тосканского ордера. Огромное трапециевидное в плане здание занимает целый квартал, а его двухэтажные арочные галереи украшают и сейчас Невскую «першпективу». (Илл.1).

Илл.1.  Б. Патерсен . Большой Гостиный двор на пересечении Б. Садовой ул. и Невского пр. ( 1802 )

 

Совестно с  А. Ф. Кокориновым Валлен-Деламот спроектировал— здание Академии художеств (1764-1788) на набережной Невы. (Илл.2) Здание академии, квадратное в плане, имеет круглый двор в середине и четыре небольших прямоугольных по углам. Протяженные фасады состоят из рустованного нижнего этажа и объединенных дорическим ордером двух верхних. На Неву выходит главный фасад, украшенный тремя 4-колонными портиками.

Илл.2. Здание Академии художеств 1764-1788 гг.

 

Строгим и величественным сделал его дорический ордер, объединяющий 2 верхних этажа. Центральный портик – между колоннами  расположены статуи Геракла и Флоры – копии античных оригиналов. Крылья симметричны относительно центра и тоже заканчиваются портиками.

Но в облике здания ощущается и влияние барокко – оно выразилось в использовании криволинейных форм в плане здания. Особенно пышен переход от крыльев к центральному ризалиту главного фасада. (Илл.3). Сложна также и форма венчающего купола.

Илл.3. Главный вход в здание Академии художеств 1764-1788 гг.

Вместе с С. И. Чевакинским архитектор участвовал в строительстве складов «Новая Голландия»: проекте большого комплекса лесных складов. Строительство не было доведено до конца. Монументальные корпуса остались неоштукатуренными.

Шедевр Валлен Деламота – арка, под которой проходит канал, который соединяет Мойку с бассейном в центре острова. Фланкирована 2 парами дорических колонн, сложенных из гранитных блоков. (Илл.4)

Илл.4. Арка Новой Голландии

 Одной из лучших работ архитектора является здание Малого Эрмитажа (1764-67), примыкающее к Зимнему дворцу. Горизонтальные членения фасада, выходящего на Неву, согласуются с членениями Зимнего дворца, подчеркивая ансамблевый характер застройки набережной.

Ясность композиции, характерная для раннего классицизма, в постройках Валлен-Деламота сочетается со свойственной барокко сочной пластикой форм.

Преподавал в петербургской Академии художеств (с 1759 года профессор). Среди его учеников: В. И. Баженов, И. Е. Старов. Уволен со службы в 1776 с пенсией 400 рублей в год.

РИНАЛЬДИ (Rinaldi) Антонио (1709/1710 - 1794, Рим), итальянский архитектор. С 1751 работал в России. Ринальди занимался строительством дворца Петра III в Ораниенбауме (1758-1762), Оперного дома, Китайского дворца (1762-1768) и Катальной горки (1762-1774).Эти постройки связаны с традициями архитектуры стиля рококо.

В 1754 году Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть наследника престола и его супруги, будущей императрицы Екатерины II, после ее воцарения — ведущим архитектором Петербурга.

Мраморный дворец

Антонио Ринальди стал зачинателем использования естественного камня в отделке зданий в широких масштабах. В 1768-1785 в Петербурге был построен знаменитый Мраморный дворец, отделанный снаружи и изнутри мраморами русских пород, добытыми вблизи Ладожского и Онежского озер. Оттенки мрамора 32 сортов подобраны с необычайной тонкостью и изысканностью.(Илл.5)

 

Илл.5. Антонио Ринальди. Мраморный дворец. Ансамбль Дворцовой набережной. Дом № 6

 

Высокий цокольный этаж отделан розовым гранитом, стены 2 и 3 этажа облицованы светло-серым. Коринфские пилястры из розового мрамора объединяют этажи. Медная кровля дополняла сиянием.

Мраморный дворец завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу. Он отличается характерной для классицизма спокойной сдержанностью наружного облика, простотой членений и четкостью объемов. Главный фасад, расположенный в глубине двора, имеет сложную декоративную обработку. И лишь в нем можно усмотреть черты барокко – мягкая моделировка и усложненная пластика. Башенка с часами.

Особенностью раннего классицизма стало включение черт барокко в классицистическую композицию.

Строгий или зрелый классицизм (1780-1800 гг.)

КВАРЕНГИ (Quarenghi) (Гваренги) Джакомо (1744-1817), русский архитектор. Представитель классицизма. По происхождению итальянец. В России работал с 1780. Его произведения отличаются монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа.

Один из лучших мастеров зрелого классицизма в России, чьи постройки повлияли на формирование облика Санкт-Петербурга.

Родом из старинной знатной семьи потомственных живописцев. Получил хорошее классическое образование. Обучался живописи в Бергамо у ученика Тьеполо Дж. Реджи, с 1763 — в Риме у Антона Рафаэля Менгса, затем у С. Поцци. В Риме сложились художественные взгляды Кваренги, сформировался его интерес к изучению античности.

Решающим событием в формировании стиля Кваренги стало его знакомство с наследием Палладио: он начал тщательно изучать античную и ренессансную архитектуру Италии. Много путешествовал, делал зарисовки и обмеры, обнаружил блестящие способности рисовальщика. До отъезда в Россию выполнил ряд проектов для итальянских и английских заказчиков.

Зодчий активно влияет на формирование архитектурного канона зрелого классицизма, сохранившего свою актуальность и в эпоху ампира.

Деятельность при Екатерине II (1779-1796)

Это было самое плодотворное время в биографии архитектора, приехавшего в Петербург уже сложившимся мастером. Его творческое кредо основывалось на освоении и преломлении принципов античной архитектуры и наследия Палладио. Это совпало с ориентацией императрицы на античные постройки Рима.

Излюбленный тип постройки с колоннадой, завершенной фронтоном не приводит Кваренги к монотонному однообразию.

В 1783-89 возводится здание Академии наук. (Илл.6)

Илл.6 Дж. Кваренги. Здание академии наук. 1783-1785

 

В нем сочетается мощный пластический акцент античного «большого» ордера с предельной лаконичностью решения стены. Рациональное членение ее строгой поверхности состоит только из карнизов и лишенных украшений окон. Прекрасный по своим пропорциям восьмиколонный ионический портик, завершенный фронтоном, опирается на рустованный цокольный этаж. От его центра симметрично расходится двухмаршевая лестница. Эти композиционные элементы организуют весь монументальный фасад здания и играют активную роль в его соединении с ландшафтом. Илл.8

 

 

Илл.8. Дж. Кваренги. Здание академии наук. 1783-1785.

При строительстве Эрмитажного театра (1783-1787) Кваренги проявляет чуткость к живописным приемам барокко, «прочитывая» их в безупречно строгом стиле, что позволяет связать театр с архитектурой Растрелли и подчеркнуть функциональные особенности, нарядность и праздничность сооружения. Арка с галереей над ней, перекинутая через канал, объединяет здание с уже сложившимся ансамблем Зимнего дворца. В здании Старого Эрмитажа Фельтена Кваренги создает так называемые «лоджии Рафаэля» для размещения в них копий с ватиканских росписей — это одна из лучших оформительских работ зодчего.

Деятельность Кваренги при Павле I (1796-1801)

Павел I поручил Кваренги несколько важных построек. Самые значительные из них — Конногвардейский манеж (1804-07) и Мальтийская капелла Пажеского корпуса (1798-1800). Манеж является частью ансамбля Исаакиевской площади. Центральный фасад удлиненного, отличающегося суровой простотой корпуса украшен пропорциональным восьмиколонным портиком строгого тосканского ордера с лоджией. Мальтийская капелла встроена в ансамбль Воронцовского дворца Растрелли, превращенного Павлом I в казарму. Сохранился блистательный интерьер с колоннадами, росписью, лепным и скульптурным декором.

Деятельность Кваренги при Александре I (1801-17)

Смольный институт, оставаясь одним из самых монументальных парадных сооружений Петербурга, наглядно доказывает универсальные эстетические возможности архитектурного языка Кваренги. Не прибегая к новшествам, а лишь с тактом применяя излюбленные приемы (центрическую композицию, иерархическое соподчинение частей и целого, портик с фронтоном над лоджией первого этажа, пилястры «большого» ордера, украшающие протяженные фасады, скупое членение стены), он добивается благородства формы, ясности и простоты композиции, строгости пропорций.

Архитекторы последних десятилетий XVIII века, часто прошедшие основательную подготовку за границей (арх. Баженов, Старов и др.) освобождаются от влияния пережитков барокко и переходят к последовательно строгим решениям, причём доминирующее значение придаётся ордеру.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!