Высокий классицизм или ампир в русской архитектуре первой трети XIX века



Андрей Никифорович ВОРОНИХИН (1759-1814), русский архитектор, представитель ампира. Произведения в Санкт-Петербурге — Казанский собор (1801-1811), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) — отмечены монументальной и строгой торжественностью.

Родился в семье крепостных графа А. С. Строганова (существует предположение, что он — внебрачный сын графа). Живописный талант Воронихина обнаруживается рано, и его посылают учиться иконописи в мастерской Тыскорского монастыря. В 1777 граф Строганов отправляет его в Москву, где Воронихин сначала осваивает миниатюру, а затем — перспективную живопись. В это время начинается его общение с крупнейшими московскими архитекторами В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым, заинтересовавшимися его произведениями. Под влиянием Баженова Воронихин начинает заниматься архитектурой. С этого момента живопись отходит на второй план, хотя интерес к ней Воронихин сохраняет и часто использует для выражения своих архитектурных идей. Сохранились многие его архитектурные зарисовки, а также автопортрет на фоне Казанского собора.

С 1779 Воронихин живет в Петербурге, в доме Строганова, и продолжает обучение. В 1785 получает «вольную», а через год едет с сыном Строганова - Павлом Строгановым-  за границу, живет в Швейцарии и Франции. Продолжает свое образование в Париже: изучает архитектуру, физику, механику, математику, проявляя незаурядные способности и трудолюбие. После возвращения в 1790 в Петербург начинает свою архитектурную деятельность.

Казанский собор 

Воронихин получает заказ на строительство собора после победы в конкурсе, в котором участвовали также Ж. Тома де Томон и Ч. Камерон. Образцом для нового храма, согласно воле Павла I, становится ватиканский собор св. Петра. Казанский собор в плане имеет форму латинского креста. Своим протяженным северным фасадом он обращен к Невскому проспекту, но на линию сплошной застройки не выходит. В результате смещения собора с «красной линии» улицы образуется глубокая площадь, которую мощным полукольцом охватывает грандиозная дуга колоннады из четырех рядов коринфских каннелированных колонн, примыкающая к северному фасаду здания. Концы дуги завершены монументальными проездными порталами с аттиками. Над богатым антаблементом колоннады по всей длине высится парапет, зрительно усиливающий единство всех ее частей. Фасады западного, северного и южного рукавов креста акцентированы глубокими портиками с венчающими фронтонами. Особое значение имеет северный портик — центр композиции колоннады. Пространство перед собором, организованное на контрасте разрыва сплошной линии застройки с динамичным ритмом полукружия колоннады, создает очень выразительный градостроительный эффект. (Илл.7)

Илл.7. Ф. Алексеев Вид Казанского собора в Петербурге. 1811–1813

 

Проект предполагал сооружение с южной стороны симметричной колоннады, но недостаток средств помешал ее осуществлению (Илл.8)

Илл.8

Храм построен из натурального камня (известняка) и украшен многочисленными барельефами, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. Над средокрестием возвышается световой барабан, несущий оригинальный по конструкции купол, — одна из основных вертикальных доминант Петербурга.

 В композиции огромную роль играет скульптура. Осуществляется синтез искусств. Скульптура углубляет и проясняет идейно-художественное содержание, увеличивает их образную силу. Наиболее значительные скульптурные произведения размещены на северном фасаде, обращенном к Невскому. Сюжеты барельефов на аттиках из Библии «Источение Моисеем воды из камня» – Мартос, «Медный змий» – Прокофьев. Тема героя, приходящего в трудный час на помощь своему народы. По сторонам северного входа в нишах бронзовые скульптуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного (авторы Мартос, Пименов, Прокофьев, Демут-Малиновский и др).

После окончания войны 1812 собор был превращен в мемориал: в нем хранились боевые знамена и трофеи, иконостас был отлит из серебра, награбленного французами из московских церквей. На площади установлены памятники М. И. Кутузову (1829-1835) и М. Б. Барклаю де Толли (1829-1836) работы скульптора Б. И. Орловского. В Казанском соборе похоронен фельдмаршал Кутузов.

В композиции собора проявилось новаторство Воронихина-градостроителя.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!