О русалочьем камне и острове любви



(Панорама города от Старо-Вознесенской церкви)

На берегу Тверцы у подножия горы, на которой стоит Борисоглебский монастырь, лежит большой камень. Его называют Русалочьим или Екатерининским. С ним связано две легенды. Согласно первой из них в лунные ночи на нем появлялась девушка в длинной белой одежде и гребнем расчесывала свои волосы. Все считали, что это русалка. По второй легенде, на камне стояла императрица Екатерина II, обозревавшая с него панораму реки.

Если появление на приречных камнях русалок – явление вполне обычное для произведений фольклора, то нахождение на камне императрицы в облачении XVIII в. вызывает, мягко говоря, большие сомнения, хотя в Торжке она была и присутствовала на закладке нового Борисоглебского собора. Скорее всего, легенда о созерцании Тверцы Екатериной, стоящей на камне, возникло позже легенды о русалке и под ее влиянием. «Совмещение» русалки и Екатерины в двух легендах, связанных с одним и тем же объектом, не покажется таким уж странным, если учесть, что в народнопоэтическом сознании образ императрицы, как и образ русалки, отмечен гипертрофированным эротизмом.

Другая легенда связана с большим островом на Тверце. Его называют Деминым островом или Островом любви. О происхождении этого названия известно следующая романтическая легенда. Был на Тверце Дёма-бурлак силы необыкновенной. Против течения мог один баржу тащить, два якоря от барж мог взять на плечи и на высокую гору занести, если хозяин его чем-нибудь обидел. Бурлаки всегда останавливались на этом острове. Полюбила Дёму одна девушка, жила она на левом берегу Тверцы и каждый раз, когда бурлаки на острове останавливались, ночью плавала к Дёме. Долго это продолжалось, но в одну мрачную осеннюю ночь девушка не смогла одолеть разлившуюся реку и утонула. Утром ее безжизненное тело волной прибило к острову. Далее легенда имеет два завершения. По одной из версий Дёма, не пережив разлуки с любимой, утопился в Тверце и был похоронен товарищами на этом острове, по другой ушел монахом в Борисоглебский монастырь, где быстро умер. С тех пор остров зовется Островом любви или Дёминым островом. После того, как остров разделился протокой на две части, эти острова стали иногда называть Островом любви и Островом разлуки.

Сейчас напротив этого острова, на левом берегу Тверцы, т.е. на том месте, с которого несчастная девушка плавала к своему возлюбленному, находится городской пляж. И современные молодые люди частенько переплывают на остров, не подозревая о том, что воспроизводят тем самым сюжет этой легенды.


Приложение 2

История об Иулиании, княгине Новоторжской и Вяземской

(Тверецкая набережная. Обзор правобережья: Соборный комплекс)

Ужасное событие случилось в Торже в 1406 г.

Смоленский князь Юрий Святославич, изгнанный литовцами из своего княжества, получил от великого князя Василия Дмитриевича в удел наш город. Соправителем Юрия был его вассал вяземский князь Симеон Мстиславич, владения которого также были захвачены Литвой. Юрий воспылал страстью к жене Симеона Иулиании. Княгиня, отличавшаяся не только красотой, но и праведной жизнью, отвергла домогательства Юрия. Тогда Юрий убил Симеона и попытался овладеть Иулианией силой. Княгиня, защищаясь, ранила его кинжалом. Рассвирепевший Юрий приказал отрубить Иулиании руки и ноги и бросить тело в Тверцу. После этого он бежал в Орду, и окончил свои дни в одном из монастырей в рязанской земле.

Различные по объему сообщения об этом событии есть во многих русских летописях. На их основе в XVI в. для Книги царского родословия (так называемой Степенной книги) было написано сказание «О великом князе Юрьи Святославичи Смоленьском и о князе Семионе Мьстиславичи Вяземском и о княгине его Ульяне, иже мученически сконьчася».

Сказание бытовало в XVII–XVIII вв. в рукописях как самостоятельное произведение и было переработано. Существуют две редакции первоначального текста. В одной из них рассказывается о том, том, как некий больной крестьянин, идя по берегу Тверцы, увидел тело Иулиании, плывущее против течения, и услышал исходящий от него голос княгини, просившей похоронить ее тело в Спасо-Преображенском соборе Торжка, что и было исполнено.

Весной 1815 г., при разборе обветшавшего Преображенского собора внутри его, у южной стены был обнаружен каменный гроб с мощами Иулиании. В 1820 г. его поместили в раке внутри нового собора у южной стены в каменном склепе, в который из собора вел ход.  В 1874 г. склеп расширили, и вход в него был сделан с западной стороны собора. В 1906 г., по случаю 500-летия смерти Иулиании, часовня над гробом была перестроена и освящена как церковь во имя св. княгини. После закрытия Преображенского собора в 1930 г. местонахождение мощей Иулиании неизвестно. По воспоминаниям одной из жительниц Торжка в 1933 г. мощи святой находились в Николо-Пустынской церкви, ныне не существующей.

История Иулиании была хорошо известна в Торжке. В середине 19 в., появилось исследование церковного писателя Владиславлева, согласно которому Иулиания была новоторжанкой – дочерью боярина Максима Даниловича Гостомыслова, убитого в Торжке в 1393 г. за преданность великому князю. В летописях действительно говорится об убийстве в этом году в Торжке сторонника князя Василия Дмитриевича (Василий I) Максима, однако, фактов, подтверждающих, что он был боярином, и его отца звали Данилом нет. Фамилия отца Иулиании отсылает к полулегендарному новгородскому старейшине или посаднику Гостомыслу. Однако в 15 в. фамилий еще не существовало и фамилия отца Иулиании была выдумана, чтобы придать ему и его дочери более высокий статус. Вероятно поэтому автор Тверского патерика (Дмитрмий Самбикин) назвал отца Иулиании Максимом Даниловым, что закрепилось в церковных изданиях до настоящего времени.

К трагической судьбе Иулиании обращались в своих произведениях Александр Михайлович Бакунин в поэме «Торжок» и новоторжский поэт Чуфарин, посвятивший целомудренной княгине целую поэму.

[следующий текст можно опустить]

История Иулиании оставила след и в устной традиции Торжка.

В Торжке было записано предание, которое существенно отличается от всех редакций Сказания. Согласно ему «князь Юрий был человек гордый с людьми низшими по званию и подобострастный к высшим, человек, который для исполнения какого бы то ни было своего замысла решился бы на все возможное; наконец человек он был не богобоязливый, страстный, любивший чрезвычайно роскошь и притом человек жестокий.

Симеон Мстиславич был друг и утештель Юрия в горести, разделял вместе с ним изгнаиие и всюду следовал за Юрием. У Симеона была жена Ульяна, по словам летописцев, а также и по устным преданиям, женщина молодая, красавица собой, но чрезвычайно нравственная, богобоязливая, тихого и кроткого характера и страстно любившая своего супруга.

Симеон Мстиславич как друг Юрия, имел некоторое над ним влияние, но и этого человека он стал удалять от себя. Юрий прельстился красотою Ульяны и старался и в ней возбудить нежные к себе чувства, но так как при Симеоне ему все-таки было не ловко, он стал посылать его в Москву, и в дpугие места, давая поручения, для исполнения коих Симеон должен был уезжать надолго.

Во время отсутствия Симеона, Юрий старался внушить Ульяне, что муж ей изменяет, что он гораздо скорее мог бы возвратиться, а между тем, передавая свои чувства, старался всеми силами соблазнить ее. Но она не верила ему и с терпением переносила разлуку с человеком, которого горячо любила, и когда Симеон возвращался, рассказывала ему, что говорил ей Юрий о его долгом отсутствии. Симеон начал подозревать Юрия в нарушении его ceмейного счастия. Он старался отклонять от себя поручения, по которым он долго должен был быть в отлучке. В тоже время он в таком виде представил жене своей Юрия, что она поклялась не принимать его и стараться избегать даже встречи с ним. Юрий знал все действия Симеона и втайне желал ему вредить, а между тем не оставлял своих преступных замыслов и решился во чтобы то ни стало достигнуть своих целей.

На левой стороне Тверцы, за городом, жил колдун. К этому колдуну является однажды один молодой купец, который был ограблен на дороге; он хотел узнать похитителей своего имущества и потому обратился к колдуну. Когда купец рассказывал про свое несчастье, вдруг они увидели подехавшего к дому князя Юpия. Купец, не желая встретиться с ним, залез под печь.

Князь Юрий вошел и не видя никого в комнате, начал просить у колдуна, чтобы тот научил его как склонить Ульяну на неверность к мужу. Колдун дал Юрию зелья, научив, чтобы он подговорил прислужницу Ульяны влить это зелье в какое-нибудь питье. Князь, довольный советом, взяв зелье, отправился. Купец же, по уходе князя, тот час вылез из-под печи и побежал объявить обо всем слышанном княгине. Ульяна в благодарность за такую преданность заплатила купцу довольно щедро и тем покрыла его убытки. Услышав о таком умысле Юрия, она стала чрезвычайно осторожна, удалила от себя прислужниц, которых могла заподозрить, оставив около себя самую преданную.

Между тем Юрий услал Симеона в Москву с поручением, думая обделать дело во время его отсутствия. Но как он ни старался подговорить прислужницу Ульяны, но все ему не удавалось, а потому он отправился опять к колдуну за советом.

Ульяна имела обыкновение гулять вечером по той дороге, по которой уезжал муж ее; колдун научил Юрия спрятаться за куст, и когда Ульяна подойдет близко, то советовал ему выскочить из-за куста, бросить ей в лицо порошку, которым он снабдил Юрия и перебежать ей дорогу. Колдун уверял Юрия, что если он исполнит это, то Ульяна полюбит его и отдастся ему. Колдун объяснял это так, что когда Юрий бросит порошок и попдет в глаза, то этим он покажется в глазах Ульяны необыкновенно красивым; тем, что он перебежит eй дорогу, пересечет таинственную связь, соединяющую Симеона с Ульяною, и что последняя с этих пор только и будет думать о Юрии.

Княгиня тот же вечер отправилась гулять с девушкой. Юрий сидел уже за кустом и дожидался ее. Княгиня шла задумавшись, опустив голову на грудь. Когда она стала подходить к кусту, где сидел Юрий, он выглянул. Ульяна увидела и, испугавшись, отшатнулась назад. Служанка спросила ее: что, змея? Змея! отвечала княгиня и бросилась бежать домой.

Юрий был взбешен неудачей, но тем не менее желание осуществить задуманное делалось все более и более; он решился в ту же ночь, без посредства колдуна, привести в исполнение свой умысел. Для того, чтобы быть смелее, он созвал своих приятелей и начал с ними пить. В самом разгаре попойки, вдруг является Симеон.

У Юрия не было и в мыслях, что Симеон может пpиеxaть в эту ночь, а потому это неожиданное появление раздражило Юрия и он встретил Симеона укорами за то, что он возвратился не исполнив всех поручений. Тогда Симеон объявил, что действительно он приехал нарочно ранее, чем могли ждать, для того чтобы самому увидать, что делается в его отсутствии. Этого было достаточно, чтобы окончательно вывести из терпения Юрия и без того рассерженного неудачами и к тому же пьяного. Он бросился было на Семеоиа и хотел убить его, но сын его Федор удержал. Юрий приказал схватить Симеона и, заковав его, посадил в подполье.

Когда настала ночь, он отправился к дому Ульяны. Княгиня не спала. Юрий влез в ее комнату чрез отворенное окно. Ульяна хотела убежать, но он удержал ее; она начала просить о пощаде; но когда он не хотел слышать ее молений, и когда она увидела, что они не помогают, то приняла грозный вид и сказала: “Почто, княже, всуе подвизаешся и вотще cиe неподобное дело делаешь; ты знаешь, княже, что мужа имею, и како можно мне честное это ложе осквернити? лучше умру, нежели таковое дело сотворю. А если ты не оставишь своего помышления, то уязвен будеши от меня”. Но он не внимал ее словам, проникнутый одной страстью, которую хотел удовлетворить. Он крепко обнял Ульяну, но она вырвалась ез его страстных объятий, схватила нож и ударила его в мышцу. Тогда чувство самосохранения взяло верх; князь изменился в лице и начал угрожать Ульяне смертью, но она все-таки была непреклонна и соглашалась скорее умереть, чем изменить мужу. В это время послышался шум, и Юрий, испугавшись, выскочил в окно. Дорогой, идя домой, он решился убить Симеона, думая, что когда его не будет в живых, то Ульяну скорей можно склонить согласиться на его желание.

Возвратясь домой, он велел призвать Симеона, и когда тот не хотел отвечать, то Юрий выхватил cвой меч и отрубил ему голову; наконец он взял эту голову и опять отправился к Ульяне, а когда его не пускали, то велел слугам своим разломать дверь и ворвался в комнату к княгине. Он снова начал уговаривать ее, но когда она все-таки не соглашалась, то он показал ей голову Симеона; пораженная этим, она, не помня что делает, бросилась стремительно на Юрий, чтоб отнять у него голову своего мужа, но Юрий думая, что она хочет убить его, выхватил мочь и одним ударом убил ее.

Между тем в городе сделалась тревога; Юрий, услышав шум на дворе и не желая, чтобы его застали на месте преступления, отрубил у мертвой княгини ноги и руки, выбросил их как и остальное тело в реку Тверцу, а сам выскочил в окно, пробрался, как-то, домой, и с несколькими боярами, прежде чем всё разъяснилось в городе, ускакал из него».

Этот любопытный текст дает яркую картину того, как в умах новоторов было переосмыслено событие, произошедшее много столетий назад. Древнее сказание и житие святой Иулиании, став излюбленным чтением в различных слоях новоторжского общества, со временем превратилось в произведение народной словесности, в котором отразился причудливый духовный мир наших предков.


Приложение 3


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!