Старо-Вознесенская (Тихвинская) церковь.



 

Впервые упоминается в Писцовой книге Торжка 1625 г. В 1653 г. на месте этого обветшавшего или сгоревшего храма был возведен новый, который стал основой современного здания.

Со времени постройки церковь претерпела изменения. Первая перестройка, по видимому, произошла в начале 18 в., поскольку в церковных документах годом постройки храма назван 1717 г. В 1782 г. под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня. В 1806 г. к церкви была пристроена паперть, а в 1828 г. переделана глава.

В 1854 г., когда была построена каменная Вознесенская церковь, деревянный храм долго пустовал. По инициативе настоятеля Борисоглебского монастыря архимандрита Антония и известного тверского собирателя старины А.К. Жизневского, при содействии старосты каменной Вознесенской церкви Алексея Кузьмина в 1883 г. церковь была вновь открыта и освящена в честь Тихвинской иконы Божьей Материи, которая издавна почиталась в приходе церкви. Чтобы сохранить в народе память о древней деревянной церкви, ее стали называть Старо-Вознесенской (Тихвинской) церковью. Церковь отличалась внутренним убранством, представляя собой, по выражениям современников, «церковно-археологический музей». В пятиярусном иконостасе было много древних икон, а венчал его большой крест с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Предтечей. На стенах помещались иконы св. Апостолов. Сами стены украшают изображения Божьей Матери «Знамение», свв. Василия Великого, Георгия Богослова, Иоанна Златоуста. В трапезной находился деревянный резной иконостас, в котором было несколько древних икон. Венчала иконописный комплекс икона-небо «Троица Новозаветная».[5]

Церковь высотой 34 метра срублена из прочного соснового леса, центральная часть и трапезная «в обло» (остатком концы бревен выступают), алтарная – «в лапу», т.е. без остатка (в шип). Свидетельством высокого мастерства ее строителей является отсутствие внутренних перекрытий. Церковь просматривается на всю высоту своих ярусов, что придает, в общем-то, небольшому по площади зданию чистоту и простор. Простое по форме, оно кажется очень изящным и стройным. Отличительная черта храма – легкое устремление вверх, которое достигается мастерски выдержанными пропорциями всех частей здания, динамикой уменьшающихся восьмигранных ярусов. Церковь не велика по размерам, но ее расположение на высоком берегу Тверцы, в стороне от жилой застройки делает ее важной доминантой в архитектурном ландшафте города.

Каждый элемент структуры церкви имеет определенное символическое значение. Главка, увенчанная крестом, символизирует Небесную Церковь и ее Главу – Христа. Четверик святилища (основание церкви) – землю, мир людей. Три уменьшающихся в размере восьмигранника прочитываются как образ церкви земной – того, в чем соединилось земное и небесное, человеческое и божественное. Таким образом, весь храм предстает как символ церковного восхождения человека к своему Творцу и Спасителю.

Панорама города от Старо-Вознесенскрй церкви

Исторически сложившаяся планировочная структура Торжка неразрывно связана с ландшафтом территории города, именно эта связь делает город уникальным памятником под открытым небом, крайне привлекательным для туристов и художников.

В первой половине 19 века Торжок считался «наилучшим городом Тверской губернии».

Для видевших Торжок его красота была связана, прежде всего, с большим количеством храмов. Именно церкви, их возвышающиеся главы и колокольни служат главными архитектурными доминантами городского пейзажа. Главнейшей из них, несомненно, является комплекс Борисоглебского монастыря. Его мощные архитектурные объемы гармонично уравновешиваются монументальными храмами расположенного на противоположном берегу Тверцы Воскресенского женского монастыря.

На левом берегу реки Тверцы открывается живописная панорама старого купеческо-мещанского Торжка. Основными архитектурными доминантами здесь служат Никольская церковь (действующая) и полуразрушенная Власьевская.

Некогда, там, где сейчас просматривается трансформаторная подстанция, стоял еще один храм в честь святого Дмитрия Солунского.

Все эти церкви были построены в камне в конце 18–19 вв. на месте посадских деревянных храмов, известных, по крайней мере, с 17 века.

Долина реки Тверцы служит композиционной осью города. Вдоль нее простираются основные видовые направления, а с ее высоких берегов открываются наиболее полные и впечатляющие панорамы. Поэтому, почти все основные архитектурные ансамбли и сооружения города в той или иной степени ориентированы на реку. Градостроители большое значение придавали ансамблям набережных, понимая их как посад приречного города. В Торжке нет случаев, когда высокие архитектурные доминанты выдвигались бы непосредственно на берег реки. Как правило, церкви отодвинуты в глубину застройки. Этим приемом достигается видимость большого простора речной долины, а сама река при относительно скромных размерах производит впечатление значительного водного потока.

В целом ансамбль Торжка своей красотой в огромной степени обязан чувству живой природы, тактичному с ней обращению, которым отличались наши предки. В гармоничном единстве природного и рукотворного, духовного и вещественного и заключается уникальность исторической части Торжка. Не случайно она объявлена заповедной зоной, где запрещено строительство современных зданий выше 2-3 этажей. На противоположном берегу застройка 50–80 гг. 20 века. Это типовые кирпичные или блочные пятиэтажки, не отличающиеся какой-либо архитектурной фантазией. Появившиеся в последние годы особняки несколько оживили архитектурный пейзаж левобережья.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!