Проезд на Тверецкую набережную



Далее наш маршрут лежит на Тверецкую набережную, и мы возвращаемся по улице Старицкой бывшей Вознесенской. Ее застройка типична для провинциальных русских городов. В основном, одноэтажные, редко двухэтажные, деревянные дома с подвалами и полуподвалами. Большие огороды обнесены высокими деревянными заборами.

 

Вид на правобережье с Тверецкой набережной

 

Соборный комплекс

Удивительно легкий и изящный собор в честь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – главный храм и символ Торжка – привлекает внимание каждого, въезжающего в город. Он был возведен в 1822 гг. знаменитым Карлом Росси на месте собора постройки 1364 г., поражавшего современников своими грандиозными объемами. В 1406 г. в соборе была погребена св. Иулиания, княгиня Новоторжская и Вяземская, которая предпочла мученический венец измене своему мужу. История ее трагической судьбы нашла отражение в произведении древнерусской литературы «Сказание о убиении святаго князя Симеона Мстиславича Вяземского и целомудренныя его княгини Иулиании и о князе Юрии Смоленском». («Сказание о княгине Иулиании и о князе Юрии Смоленском»).

В современном соборе было три престола: Преображения Господня (главный), во имя св. блгв. Иулианиии, княгини Новоторжской и Вяземской (южный) и северный в честь иконы Божьей Матери Одигитрии Выдропужской (или Муромской).

Как и все творения Росси, Спасо-Преображенский собор отличает величие форм и благородство пропорций. Четко прослеживается классическая схема: пятиглавие, в плане – квадрат, четыре портика, четыре угловых купола – источники света. Классические портики украшены колоннами дорического ордера, несущими на себе архитравы, завершающиеся треугольными фронтонами. Центральный барабан украшен лепниной: между колоннами ионического ордера протянуты гирлянды, которые разрываются фигурками херувимов.

Отличается собор и богатым внутренним убранством, которое было выполнено в белых тонах с позолотой. По богатству интерьера и по внешнему сходству, собор называли «кусочком Исакия».

В 1417 г. рядом со Спасом во время морового поветрия за одно утро была срублена церковь в честь свв. Афанасия и Кирилла Александрийских. Еще один храм – в честь св. Николая Чудотворца – до 1840-х годов находился у северной стороны старого собора. Он выполнял функцию теплой (зимней) соборной церкви.

В 1842 г. у южной стороны собора губернским архитектором И.Ф. Львовым была построена новая теплая соборная церковь в честь Входа Господня в Иерусалим. Посвящение этого храма повторяло посвящение придела старого Спасо-Преображенского собора. В новой теплой церкви были приделы в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» и св. вмч. Никиты (южный) и свт. Николая и Митрофана Воронежского (северный). Новый храм был построен и освящен на средства церковного старосты купца Уварова, о чем свидетельствует памятная доска на цоколе восточного фасада

Оба храма – Спасо-Преображенский и Входоиерусалимский – своеобразно контрастируют и дополняют друг друга. Их архитектурный облик отражает разные эпохи российской истории и культуры. В стройных, изящных формах Спасо-Преображнского собора словно звучат звуки мазурки, легкая онегинская строфа и восторженность от победы над Наполеоном. Подтянутая и сдержанная Входоиерусалимская церковь – архитектурный символ Николаевской России. Оба сооружения являются одними из главных доминант архитектурного ландшафта города.

 

Кремль

Соборный комплекс находится на территории древнего Новоторжского кремля. Он состоял из двух частей – верхней, нагорной (Верхнее городище) и нижней, подольной (Нижнее городище). На Верхнем городище находилась резиденция князя или княжеского наместника, а на Нижнем располагалась боярская республиканская администрация Торжка. Рядом со Спасо-Преображенским собором располагалась вечевая площадь. Кремль был обнесен деревянной стеной с 11 башнями. В 14 в. на Нижнем городище были возведены каменные башни, их остатки были обнаружены во время археологических исследований. До настоящего времени от оборонительных сооружений кремля сохранился вал на Верхнем городище и ров. Их сооружение связывается с князем, Давидом Ростиславичем из смоленского княжеского рода, княжившего в Торжке в 1158–1161 гг. Это был первый известный новоторжский князь, к слову сказать, впоследствии один из героев «Слова о полку Игореве».

Разделением Торжка на две части (Верхнее и Нижнее городище), возможно, объясняется «двойное» название города в средние века: Верхнее городище в 12–13 вв. именовалось Новым Торгом (откуда название жителей новоторы или новоторжцы), а Нижнее городище и посады назвалось Торжком.

Кремль, как и весь Торжок, неоднократно подвергался осадам и разорением. В 1139 г. его взял Юрий Долгорукий. Летописное упоминание об этом событии является первым прямым упоминанием города.

Яркая страница истории Новоторжского кремля (и Торжка) связана с переяславским князем Ярославом Всеволодовичем (отец Александра Невского и первого тверского князя Ярослава). В 1215 г. Ярослав, правивший тогда в Новгороде, поссорился с новгородскими боярами и ушел в Торжок. Воспользовавшись тем, что в Новгородской земле случился неурожай, Ярослав организовал в Торжке хлебную блокаду Новгорода: он задержал всех находившихся в городе новгородцев, и не велел пропускать в Новгород продовольствие. Там начался голод, люди ели кору, липовый цвет и мох. Новгородцы послали в Торжок к Ярославу, с просьбой вернуться. Тот послов арестовал и в Новгород не вернулся. Очевидно, он полагал, что еще немного и Новгород капитулирует.

Но тут на помощь новгородцам пришел торопецкий князь Мстислав Удатный (т.е. Удачливый). Узнав о происходящем, он 11 февраля 1216 г. прибыл в Новгород и арестовал наместника и воинов Ярослава. Он прислал в Торжок делегацию с предложением Ярославу покинуть город и заключить мир. Тот в ответ вывел всех захваченных им в Торжке новгородцев за город, отобрал у них все товары и коней, оковал и отправил по городам своего княжества. Это был открытый вызов Новгороду и Мстиславу. И торопецкий князь принял его. Он собрал новгородское вече, на котором произнес знаменитые слова: «Поищем муж своих, вашеи братьи, и волости своеи; да не будет Новыи Торг Новгородом, ни Новгород Торжком; но где святая София, там Новгород».

1 марта 1216 г. Мстислав выступил из Новгорода. Он двинулся через свои торопецкие владения: Селигер и верховья Волги. Переяславский князь, рискуя быть отрезанным от своих основных владений, покинул Торжок и начал отступать в глубь своего княжества. 21 апреля 1216 г. в грандиозном сражении на реке Липице (недалеко от г. Юрьева-Польский, Владимирская обл.).[6] Ярослав потерпел поражение и был вынужден отказаться от своих притязаний на Новгород.

Если верно предположение о том, что Верхнее городище, княжеская резиденция – Новый Торг, а Нижнее городище, боярская часть города и торгово-ремесленные посады – Торжок, то тогда в словах Мстислава есть определенный подтекст. Они значат, что никогда князь, сидящий в своей резиденции на Верхнем городище не будет повелевать Новгородом, и эта резиденция не станет центром княжения, каковым был Новгород, а Новгород никогда не будет в подчиненном положении по отношению к Новому Торгу, каковым был Торжок. В таком случае слова Мстислава свидетельствуют о том, что Ярослав планировал перенести княжеский стол из Новгорода в Торжок (Новый Торг, Новоторжский кремль) и сделать его центром своих владений.

В 1238 г. Новтоторжский кремль выдержал двухнедельную осаду войсками хана Батыя. В отсутствии помощи из Новгорода оборону возглавили новоторжский посадник Иванко, бояре Яким Влункович, Глеб Борисович и Михаил Моисеевич. Народные предания рассказывают о подготовке города к обороне. В строительстве дополнительных укреплений, подсыпке городского вала, и углублении рвов принимало участие все население Торжка, включая женщин и детей. Как показали археологические исследования, штурм города сопровождался мощным пожаром. На Верхнем и Нижнем городище Торжка событиям 1238 года соответствует мощный слой угля и золы, в котором находят обломки оружия, обгорелое зерно, останки людей и коней. Торжок пал, но благодаря героизму его защитников был сорван поход батыевых полчищ на Новгород.

Оборона Торжка произвела большое впечатление на современников и последующие поколения. В Летописном лицевом своде 16 века этим событиям посвящено несколько миниатюр. По словам академика В.Л. Янина «героическая оборона Торжка сохранила Новгород для Руси, для великих побед в ее борьбе за независимость на северо-западных рубежах, чтобы в дальнейшем слиянии Москвы и Новгорода образовалось единое Российское государство, ставшее мировой державой».

С противоборством тверского князя Михаила Александровича и московского князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) связана еще одна драматическая страница истории нашего города. В 1372 году Торжок, отказавшийся принять наместников Михаила, был буквально стерт с лица земли тверским войском. Захватив город тверичи разграбили храмы, не щадили никого: ни женщин, ни монахов, ни монахинь, затем они подожгли город по ветру и он полностью сгорел. Во время пожара в Спасо-Преображенском соборе задохнулись от дыма укрывшиеся там жители, многие, спасаясь от огня, утонули в Тверце. Оставшиеся в живых новоторы были уведены в Тверь. По словам летописца, погром, учиненный Михаилом был хуже разгрома города монголо-татарами: «Ни от поганых не бывало такового зла».

Стоит отметить, что в Новоторжском кремле едва не нашел свою смерть Иван Грозный. В 1569 г. во время карательного похода на Новгород царь прибыл в Торжок. Здесь в одной из башен были заключены пленные крымские татары. Иван приказал их всех умертвить. Крымцы стали защищаться и тяжело ранили Малюту Скуратова, едва не убив самого царя.[7]

За свою историю оборонительные сооружения кремля неоднократно ремонтировались и перестраивались. В 1742 г. во время большого пожара Торжка они полностью сгорели и больше не восстанавливались, а на кремлевской территории появилась жилая застройка.

 

Борисоглебский монастырь

Неподалеку от вала Верхнего городища расположен Борисоглебский монастырь. Согласно церковной традиции, которая подтверждается данными археологии, он был основан в 1038 году Ефремом, боярином князя Бориса, сына св. равноап. князя Владмира Крестителя. В конце 12 в. здесь был возведен каменный (плинфяной) храм в честь свв. Бориса и Глеба, который до второй половины 13 в. был единственной каменной церковной постройкой на пространстве между Новгородом и Ростово-Суздальской землей.

В 1796 году на месте древнего обветшавшего Борисоглебского храма по проекту Н.А. Львова был воздвигнут новый собор. При его закладке присутствовала императрица Екатерина II, а иконы для иконостаса были выполнены знаменитым В.Л. Боровиковским. В соборе было три престола: в честь свв. Бориса и Глеба (центральный), во имя св. прп. Ефрема Новоторжского (южный) и св. вмчц. Екатерины (северный), в 1841 г. он был переосвящен в честь св. Аркадия, ученика прп. Ефрема. До 1931 г. в храме покоились мощи основателя обители св. Ефрема Новоторжского и его ученика Аркадия.

Другой святыней монастыря является церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1620 (по другим данным в 1671 или 1673) г. на месте деревянной церкви, сожженной польско-литовскими интервентами в январе 1609 г. Тогда в церкви заживо сгорели настоятель монастыря Константин со всеми монахами и укрывшимися в ней горожанами. Сейчас церковь открыта для посещений, и верующие могут поклониться иконе свв. Ефрема и Аркадия Новоторжских с частицей мощей св. прп. Ефрема.

Среди построек монастыря невозможно не обратить внимания на самое высокое сооружения Торжка – надвратную церковь Спаса Нерукотворного Образа. Оно совмещает в себе Святые врата (главный вход в монастырь), надвратную церковь, колокольню и смотровую площадку. Этот храм был воздвигнут в 1811 г. на месте старой каменной надвратной церкви в честь Воздвижения Креста Господня с приделами свв. Иоанна Богослова и Николая Чудотворца 1684 г. Считается, что автором проекта этого храма также был Н.А. Львов, а воплощавший этот проект местный архитектор Федор Ананьин внес в него некоторые изменения.

До 1734 года монастырь был окружен деревянной оградой. Потом на ее месте поставили каменную стену с крытыми галереями, и ее общая протяженность составила 437 метров. Строительство каменной стены было завершено в 1803 году. Примечательно, что восточная часть ограды располагается ниже по склону, за счет чего лучше просматриваются постройки монастыря. Восточную и северную часть стены соединяет Свечная башня, построенная в 1870-х годах по проекту городского архитектора С. И. Гребенщикова (проект 1868 года).

1927 г. монастырь был закрыт. В 1995 г. обитель вернули Русской Православной церкви.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!