Традиционные хозяйственные занятия



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра «История»

 

 

ДОКЛАД

 

По предмету: Этнография народов Крыма

   Тема:  Характеристика материальной культуры

крымских греков

 

                                                           Выполнила: студентка гр. И/б 18- о

                                                         Каркошкина Ангелина Викторовна

                                                                Проверил: доцент кафедры

                                                                 «История» Дмитриева В. В.

 

 

Севастополь – 2020

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……...………………………………………………………………...3                                                                                                                  

1. Характеристика материальной культуры  балаклавских греков……………4

2. Традиционные хозяйственные занятия……………………………………….6

3. Поселения: жилые и хозяйственные постройки; экстерьер и интерьер жилища……………………………………………………..……………………...7

4. Национальный костюм: женский и мужской, повседневный

и праздничный…………………………………………………………………....9

5. Национальная кухня: повседневная, праздничная, обрядовая еда………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…12

Список использованной литературы…………………………………………..13

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Первые греческие переселенцы прибыли на землю Крыма еще 27 веков назад. И именно в Крыму сумел сохранится маленький греческий этнос, единственный, из всех греческих этнических групп за пределами Греции. Собственно, в Крыму жили два греческих этноса - крымские греки и потомки «настоящих» греков из Греции, переселившихся в Крым в конце XVIII и в XIX вв.

В 1778 году по распоряжению Екатерины II с целью подрыва экономики Крымского ханства, проживающие в Крыму христиане - греки и армяне, были выселены с полуострова в Приазовье. Как докладывал А. В. Суворов, осуществлявший переселение, всего 18 395 греков оставило Крым. Переселенцы основали на берегу Азовского моря город Мариуполь и 18 сел. Часть выселенных греков впоследствии вернулись в Крым, но большинство остались на новой Родине на северном берегу Азовского моря. Ученые обычно называют их мариупольскими греками.

В 1939 году в Крыму проживали 20,6 тысяч греков (1,8 %). Уменьшение их численности объясняется в основном ассимиляцией. В 1989 году в Крыму проживали 2 684 грека. Общая численность греков из Крыма и их потомков в СССР составляла 20 тысяч человек. В 90-е годы продолжалось возвращение греков в Крым. В 1994 году их проживало уже около 4 тысяч. Несмотря на малочисленность, греки активно участвуют в хозяйственной, культурной и политической жизни Крыма, занимая ряд видных постов а администрации автономной республики Крым, занимаясь (с большим успехом) предпринимательской деятельностью.

На сегодняшний день насчитывается 77 тысяч крымских греков, большинство из которых живет в Приазовье. Из их числа вышли многие выдающиеся деятели российской политики, культуры и хозяйства. Художник А. Куинджи, историк Ф. А. Хартахай, ученый К. Ф. Челпанов, философ и психолог Г. И. Челпанов, искусствовед Д. В. Айналов, трактористка П. Н. Ангелина, летчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи, полярник И. Д. Папанин, политический деятель, мэр Москвы в 1991-92 гг. Г. Х. Попов - все это мариупольские (в прошлом - крымские) греки. Таким образом, история самого древнего этноса Европы продолжается.

Цель: дать полную характеристику материальной культуры крымских греков.

Задачи: рассмотреть хозяйственную деятельность крымских греков, что из себя представляло жилище крымских греков, какую одежду носили крымские греки, что из себя представляла национальная кухня крымских греков.   

 

 

Характеристика материальной культуры балаклавских греков

 

В свободное от службы время балаклавские греки занимались мирными занятиями: сельским хозяйством, торговлей, рыболовством, а с 1859 г., после упразднения батальона, они становятся для них главными.

Балаклавские греки разбрелись по всем городам Крыма, их можно было встретить в Керчи, Еникале, Бахчисарае, где они открывали лавки, гостиницы, кофейни. По их заявлению, этими занятиями они занимались до переселения в своей родной стране. Другая их часть занималась хлебопашеством, табаководством, виноградарством, виноделием, огородничеством.

Степь за Балаклавой, была распахана плугом, здесь простирались поля, на которых колосились пшеница, просо, кукуруза. Таких полей больше нигде не было на Южном берегу Крыма. В хозяйстве использовались в качестве тягловой силы волы. На скрипучих телегах вывозили зерно. В деревнях, где поля располагались на склонах гор, землю обрабатывали не только плугом, но и заступом.

Балаклавские греки занимались и табаководством, причем даже в тех местах, где не хватало воды для орошения. Например, жители Карани для орошения табачных плантаций покупали воду и возили ее бочками за 5 - б верст.

Продолжая традиции античных и византийских греков, "арнауты" выращивали виноград и изготавливали из него вино. Почти каждый грек имел хотя бы крошечный виноградник в горах. Однако, по словам А.И. Куприна, "эти виноградники запущены, одичали, разрослись, ягоды выродились, измельчали. Лишь несколько семей поддерживали дорогие сорта. Остальные владельцы ходят в свой виноградник только 2 раза в год: в начале осени – для сбора ягод, а в конце – для обрезки, проводимой самым варварским способом".

После сбора винограда его давили ногами в специальных чанах. Это делалось также в горах под открытым небом, вино помещали в бочки, где оно стояло менее месяца, после чего разливали в бутылки. Такое вино сами греки называли "бешеным", т.к. оно делало их буйными, заставляло их танцевать, смеяться, плакать, рассказывать небылицы.

Но главными занятиями балаклавских греков были рыболовство и торговля рыбой.

По-разному оценивали современники эту деятельность "арнаутов". В записках путешественников встречаются субъективные, не всегда справедливые оценки. Например, знаменитый крымский краевед, этнограф, писатель Е.Л. Марков в "Очерках Крыма" сравнивает потомков греческих корсаров с племенем коршунов, приютившихся на скалах рыбо обильного залива, единственным занятием которых являлись ловля и продажа рыбы. Литератор, художник П.Н. Свиньин также отмечает наклонность новогреков к беспечности, заставившую их заниматься рыболовством, которое он называет самым легким занятием. Противоположную характеристику находим на страницах «Крымских очерков» С.Я. Елпатьевского. Ему принадлежат проникновенные строки о балаклавских греках: "Море – их земля, их пашни, и луга, и виноградники, и сады, и промышленность. И жизнь их и душа их там, в море или около моря".

Рыбаки прекрасно ориентировались в море, им помогали в этом Полярная звезда, колокольня монастыря Св. Георгия, Форосский маяк. У каждого, кроме того, имелись свои маяки, ими могли быть крупные прибрежные камни, одинокие деревья на горах, звезды. Балаклавские греки ловили рыбу во всякое время года, но наиболее плодотворный лов начинался осенью. Тогда они облачались в огромные, до бедер, сапоги из конской кожи, непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны. Сетками, сделанными из ниток, ловили макрель (скумбрию), кефаль, хамсу, морских бычков, камбалу. Хамсу ловили также особыми ловушками из обручей, на которые натягивалась сеть, она имела вид конуса с узким отверстием.

После Рождества балаклавские греки-рыбаки снаряжали лодки на громадных белуг, которых они называли волками, вероятно, потому, что лов этой рыбы напоминал охоту на хищного зверя и иногда заканчивался печально для рыбаков. Для ловли этой рыбы при сильном холодном ветре выезжали вглубь зимнего моря на 10-15 верст от берега и бросали крючья в воду. Кефаль заготавливали впрок, а также коптили, сушили. Сушеная икра считалась лакомым блюдом, но поскольку добывали ее немного, то продавали по дорогим ценам. Скумбрию солили, выдерживали в рассоле год, после чего она не уступала голландской сельди. Маленькую рыбку барабульку, или султанку, искусно мариновали.

В это время счастливыми чувствовали себя жены рыбаков, хотя на их долю выпадал нелегкий труд по переработке рыбы.

Между всеми греками Крыма укоренились восточные обычаи, суть которых заключалась в ведении женщинами замкнутого и целомудренного образа жизни. Они много времени уделяли ведению домашнего хозяйства. Единственное место вне дома, где посторонний человек мог их увидеть, был фонтан, куда они приходили за водой и вели там длинные беседы.

В конце ХУШ - нач. XIX в. одежда балаклавских гречанок была красочной и колоритной. Они одевались, как и мужчины, по своему обычаю в одежду красного и зеленого цвета: зеленое платье, кафтан, полосатые шаровары, красные остроносые туфли, белый полотенчатый головной убор. Однако уже к концу XIX в. они стали носить одежду европейского покроя, чаще черного цвета.

Жили "арнауты" в невысоких каменных, крытых черепицей домах. В Балаклаве эти дома были раскинуты по скату горы амфитеатром, образуя несколько кривых коротких переулков. А в деревнях, в которых проживали балаклавские греки, можно было увидеть чистенькие домики с плоскими кровлями, на подоконниках за вышитыми занавесками были видны горшки с геранью. Перед такими домиками были разбиты небольшие цветники и росло несколько деревьев – черешня, абрикос, персик.

 

 

Традиционные хозяйственные занятия

 

 

Помимо скотоводства и ремесел, большое значение в хозяйстве греков занимало земледелие. Оно-то и давало грекам основной доход. Греки Крыма выращивали пшеницу, ячмень, бахчевые культуры, табак, лен. Значительные земли, особенно на южном берегу, занимали сады и виноградники. Особо славились виноградники Гурзуфа - одни из лучших на побережье, а также Лимены, Ласпи, где высаживали испанскую лозу, и та хорошо приживалась. Большие доходы получали греки, занимаясь и садоводством, выращивая яблоки, груши, персики, инжир, оливы (последние, правда, не использовались для получения масла).

Во многих греческих селах было развито пчеловодство. Особенно славились своим медом горные деревени Корбеклы, Шумы, Демерджи, располагавшиеся у подножий гор Чатырдага и Демерджи, и, конечно, деревня Мускомия, само название которой означало "душистый мед". Мед здесь был, как писал В.Х. Кондараки, "превосходно ароматический и чистый, как струя воды". (Впрочем, лучшим в Крыму считался мед деревни Османчик. Он доставлялся ко двору султана. Об этом сообщает Ф. Хартахай).

Занимались греки и добычею соли в районе Евпатории (Козлова), рыболовством, а жители деревни Аутка считались непревзойденными мастерами по ловле устриц. (Уже после вывода греков из Крыма сюда в 1788 году из Мариуполя было возвращено около двадцати семей для возрождения этого занятия, пришедшего в упадок с уходом греков. Как здесь не вспомнить об ауткинской легенде, гласившей, что всякий, кто выпьет воду из местного источника, непременно сюда вернется?!).

Наиболее известным местом по части рыболовства было море в районе деревни Ласпи. Здесь ловили рыбу жители многих других деревень, расположенных по побережью - от Балаклавы до Алушты.

Рыбы было так много, что каждое воскресенье по случаю удачной ловли греки устраивали на берегу пышные пиршества с вином, танцами и музыкой.

Греки всегда были связаны с морем, издревле они считались неплохими моряками. Г. Караулов считал и крымских южнобережных греков отважными моряками, поскольку они совершали плавание в Константинополь на маленьких парусных суденышках.

Часть сельского населения уходила на заработки в город, где занималась строительным делом, возводя в Бахчисарае, Карасубазаре, в других татарских центрах дома и хозяйственные постройки для татар. После этого многие греки оставались в городах, в частности в Бахчисарае . Селились они отдельно от татар, преимущественно в верхней части города, где проживали также и армяне. Всего в Бахчисарае насчитывалось 285 христианских дворов. Еще около двухсот семей жили в предместьях ханской столицы.

Городские жители греческого происхождения занимались различными ремеслами, торговлей, принося ощутимый доход ханской казне. (Татары почти не занимались рукоделием, ремеслами и торговлей). Греки также скупали у татар виноград, из которого производили вино. Вино вывозилось на Украину, где оно либо продавалось, либо обменивалось на масло, водку и другие товары.

Были среди греков и врачи, а один из них, по данным С.В. Бахрушина, был личным врачом хана Крым-Гирея. А грек Мавроени занимал пост крупного чиновника в ханстве. (После присоединения Крыма к России он стал обер-директором таможен Таврической губернии. Русское правительство отдало ему на откуп продажу соли, добываемой в Крыму).

Несмотря на все сложности, выпавшие на долю греков, материальное положение их было не такое уж плохое. Так, перед выходом из Крыма у них, по некоторым данным, насчитывалось около ста тысяч голов скота.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!