Степан Перымса (Степан Пермской, Степан Великий, Степан Крап)



Креститель Перми. Персонаж коми преданий.

Характеристики образа народных преданий и легенд значительно отличаются как от образа, созданного Епифанием Премудрым, так и от исторических сведений о Стефане Пермском, полученных из других источников. Ареал распространения преданий гораздо шире, чем пространство деятельности исторической личности. Основными мотивами являются противоборство с тунами (Кöрт Айка, Кыска, Мелейка, Ошпалей, Паляйка) и преследование легендарной Чуди. В соперничестве с колдунами, хозяевами водной стихии и животных, С.П. предстает как культурный герой, оформляющий новый христианский мир. Во многих преданиях он, при этом, уподобляется своим противникам, применяя те же колдовские средства, что и они: поизносит заклинания, использует магические приемы. Преследуя языческую Чудь, С.П. плавает на камне. Совершает он и другие чудесные деяния: рубит прокудливую березу, наказывает гигантских рябчиков, ослепляет непокорных язычников и т.п. Несколько особняком стоят в преданиях сюжеты о женщинах-утопленицах: язычнице Удорской княгине и христианке Ульяне, также не имеющие под собой никаких исторических оснований. Истоки некоторых мотивов (испытание водой, сокрушение идолов топором) можно обнаружить в произведении Епифания Премудрого. Отдельные предания, возможно, имеют историческую основу (легенда о прокудливой березе).

 

Стефан (I в.)

Архидьякон. Первомученик.

История его жизни описана в Деяниях апостолов. Отличался эллинистической образованностью. Был избран в число семидесяти апостолов и первых семи дьяконов христианской церкви. Активно проповедовал и дискутировал в синагогах. Был обвинен в богохульстве и побит каменьями. В его казни принимал участие Саул (апостол Павел) до своего обращения. На Руси, вероятно с XVI в., особенно в северных землях, культ С. был связан с почитанием Стефана Пермского. В некоторых иконах они изображались вместе. По церковному преданию в с. Вотча на р. Сысоле Стефан Пермский основал монастырь с храмом, посвященным архидьякону Стефану.

 

Стефан Махрищский (? – 1406)

Основатель монастырей.

Родился и воспитывался в Киеве. Принял постриг в Киево-Печерской лавре. Ушел в северо-восточные земли. В 1358 г. основал обитель на берегу р. Махры (в 30 верстах от Троицкого монастыря Сергия Радонежского) в усадьбе пожертвованной человеком, принявший постриг под именем Григория. Был изгнан братьями Юрцовскими. Удалился на Север, где в шестидесяти верстах от Вологды основал в 1370 г. на р. Анвеже обитель в честь Святой Троицы. Был вызван великим князем Дмитрием Ивановичем обратно в Махрищский монастырь.

 

Стефан Новгородец (XIV в.)

Монах-паломник.

В 1350 г. совершает паломничество в Константинополь, которое описывает в своем «Хожении». Подробно изображает храмы и святыни, излагает связанные с ними истории и легенды. Описывает встречу в Студийском монастыре с двумя новгородцами: Иваном и Добрилой, которые занимались там списыванием книг для Руси.

 

Тайдула (Тай-Туглы-бегим) (? – 1360)

Ханша Золотой Орды.

Жена Узбека, мать Джанибека, при котором была излечена от глазной болезни митрополитом Алексием. За это ему были дарованы привилегии для русской церкви и участок татарского подворья в московском Кремле, на котором митрополит основал Чудов монастырь. После смерти своего внука Бердибека, Т. пыталась удержать власть, возводя на престол представителей побочных ветвей Джучидов. Казнена во время переворота Хызр-хана.

 

Тимур (Аксак Темир, Амир Темир, Тимур-гургани, Тамерлан) (1336 – 1405)

Эмир Мавераннахра. Гурхан.

Сын Тарагая Бахадура и Текина-хатум из племени барлас. Знал тюркский и таджикский языки, ценил поэзию, прекрасно играл в шахматы, не умел читать и писать, но любил слушать чтение вслух. В молодости – приближенный эмира Казагана (на внучке которого был женат), хана Туглук-Тимура и эмира Хусайна. В 1370 г. побеждает и казнит своего родственника и союзника Хусайна, женится на его вдове. Далее стал фактическим правителем Мавераннахра, возводившим на трон подставных Чингизидов (Абу-л-Султан, Суюргатмыш, Султан-Махмуд-хан) (1370–1405). Подчинил земли от Кашгара до Сирии. В 1395 г. нанеся поражение Тохтамышу, преследуя его войска, вторгается в русские земли, захватив Елец и разграбив окрестности. В то время, когда русские князья готовились к нашествию, внезапно повернул свои войска, уйдя в низовья Волги. В 1402 г. разгромил под Анкарой войска султана Байязида I, который погиб в битве. Умер во время похода на Китай. При нем в Мавераннахре строились дороги, мосты, каналы, бани, медресе, дворцы, крепости.

 

Тохтамыш (Токтамыш)(? – 1406)

Хан Золотой Орды.

Сын Туй-ходжа-оглана из династии Тукайтимуридов. В 1378 г. при поддержке эмира Тимура был возведен на ханский престол в г. Сыгнаке, столице царевичей Кок-Орды (Синей Орды, левого крыла Джучиева улуса), откуда выступает против других претендентов на престол. В 1381 г. разбивает войско Мамая, не сумевшего собрать достаточно сил после Куликовского поражения. Занимает Сарай, становится ханом Золотой Орды, собрав впервые после начала Великой замятни (1359 – 1381) все ее владения. В 1381 г. подтверждает договор с генуэзским консулом Кафы, предоставлявший итальянцам земли южного берега Крыма. В 1382 г. предпринимает набег на Москву, чтобы заставить Русь возобновить выплату дани. На его сторону переходят великие князья Рязанский Олег Иванович, чьи люди показали татарам броды через Оку, и суздальский Дмитрий Константинович, пославший с ним своих сыновей. После неудачного приступа Москвы, они уговаривают жителей открыть ворота. Принужденный выйти на переговоры князь Остей был вероломно убит, а город взят и разграблен. После поражения передовых отрядов у Волока, нанесенного Владимиром Андреевичем, Т. поспешно отступил в степь. Ярлык на великое княжение Владимирское он оставил за Дмитрием Ивановичем. В 1389 г. нападает на владения Тимура. К 1395 г. потерял заволжские владения. Удерживает несколько лет Крымское ханство. В 1398 г. был разбит ханом Тимур-Кутлуком и бежал в Литву. Через год потерпел новое поражение выступив совместно с князем Витовтом на р. Ворскле против Едигея. В 1400–1406 гг. тюменский хан. Был убит в битве ханом Шадибеком.

 

Удорская княгиня

Персонаж коми предания.

Во время крещения Степаном Перымсой коми на р. Вашке, У.к. выплывает в лодке на середину реки и поет печальные песни. Когда Степан просит ее подплыть к нему, отказывается. Тогда он плывет к ней на камне, она бросается в воду и тонет. Сюжет предания является обратным рассказу о христианке Ульяне.

 

Узбек (Султан Гийас ад-Дин Мухаммад Узбек-хан) (1283 – 1341)

Хан Золотой Орды из династии Бату.

Сын Тогрыла. Падишах узбеков. Вступил на ордынский трон при поддержке мусульманского духовенства в 1313 г. Его правление считается вершиной развития золотоордынского государства. Сделал ислам государственной религией Золотой Орды. Однако исламизация народов степи продолжалась еще несколько столетий. У. активно вмешивался в дела Руси, назначая и смещая великих князей. Подчинил Синюю Орду, посадив там наместником своего сына Тинибека.

 

Уиклиф Джон (ок. 1320 – 1384)

Священник. Руководитель коллегии Оксфордского университета.

Получил образование в Оксфорде в Англии. В книге «Определение власти» доказывал приоритет королевской власти над церковной. Читал проповеди в Лондоне, был близок к королевскому двору. В трактатах «О Божественной власти» и «О светской власти» переносит феодальные правила на отношение человека и Бога. В 1377 г. вызывается архиепископом Кентерберийским дать ответ по некоторым пунктам своего учения. Является в сопровождении герцога Ланкастерского, маршала Англии и представителей нищенствующих орденов. Папа Григорий XI присылает пять булл, в которых осуждает учение У., но за него заступились власти и профессора Оксфорда. С 1378 г. У. становится решительным противником папства и монашества. Переводит Библию на английский язык вместе с Николаем Герфордом. В 1382 г. учение У. было осуждено синодом английских епископов, а в 1415 г. – на Констанцском соборе. Произведения У. оказали большое влияние на взгляды Яна Гуса и Мартина Лютера.

 

Ульяна

Персонаж коми преданий.

Жила на верхней Вычегде. Была крещена Степаном Перымсой. Стала активной проповедницей христианства. Об этом прослышал печорский тун Кыска, который приплыл в село У., сжег часовню и похитил девушку, но она бросилась из лодки в реку и утонула. На месте ее гибели был построен Троицкий Стефано-Ульяновский монастырь. Степан настиг колдуна и убил его. Сюжет предания обратен рассказу об Удорской княгине.

 

Урбан V (1309 –1370)

Папа Римский.

Гильом де Гримор. Родился в г. Манд в южной Франции. Был профессором в Авиньоне и Монпелье. Вступил в орден бенедиктинцев, стал аббатом монастыря св. Виктора в Марселе. В 1367 г., по настоянию визионерки Бриггиты Шведской и поэта Франческо Петрарки, возвращается в Рим, поселившись в Ватикане. В 1369 г. принимает византийского императора Иоанна V Палеолога, согласившегося принять католичество, но не получившего реальной помощи в борьбе с турками. В 1370 г. У., не сумев поладить с римлянами, возвращается в Авиньон.

 

Урбан VI (? –1389)

Папа Римский.

Бартоломео Приньяно. Архиепископ Бари. Был избран за итальянское происхождение по требованию римлян. Отличался вспыльчивым нравом, начал преследование французских кардиналов, которые выбирают в ответ Роберта Женевского, под именем Климента VII, что привело к расколу церкви (Великой схизме) и войне. У. поссорился с неаполитанской королевой Иоанной I. Разоблачив заговор против себя, он приказал казнить пять кардиналов.

 

Феогност (? – 11 марта 1353)

Митрополит Киевский и всея Руси.

Родом грек, преемник митрополита Петра. Получил посвящение в 1328 г. в Крнстантинополе. В 1329 г., при посещении Новгорода Великого, объявляет анафему псковичам, принявшем опального тверского князя Алексанра Михайловича. Отказался признать за Псковом право избирать своего епископа. Добился причисления митрополита Петра к лику святых и закрытия литовской и галицкой митрополий. Отстаивал независимость церкви от светской власти. Во время второго приезда в Орду, в 1342 г. при хане Джанибеке подвергся унижениям при вымогании денег, после того как кто-то рассказал хану про несметные богатства русской церкви. Ханом были отобраны многие церковные привилегии: освобождение от уплаты дани и от постоя в церквях и монастырях, независимость церковного суда. Вероятной причиной послужил конфликт между Ф. и великим князем Семеном Ивановичем Гордым. В 1347 г. ханша Тайдула посылает князю грамоту с требованием не вмешиваться в церковные дела. Ф. налагает запрет на третий брак Семена Ивановича с тверской княжной, но тот все равно женится в отсутствие митрополита. Ф. при жизни назначил Алексия своим наместником во Владимире и выбрал его в свои преемники. Похоронен в Успенском соборе Кремля.

 

Феодор (? – 1409)

Основатель монастырей.

Основал в Ростовской земле на р. Устье Борисоглебский монастырь, затем удалился на берег Кубенского озера, потом на устье р. Ковжи, где основал Ковженский Николаевский монастырь.

 

Феодор Добрый (? – 1367)

Епископ Тверской.

Был поставлен в 1342 г. митрополитом Феогностом. При нем в Твери в среде духовенства возникла дискуссия о сущности Рая, в которую вмешался архиепископ Новгородский и Псковский Василий Калика. Ф.Д., по-видимому, полагал, что земной рай погиб в момент грехопадения Адама, следовательно, Рай имеет только небесную или мыслимую природу. Эту позицию подверг критике новгородский владыка. В 1360 г. Ф.Д. оставляет кафедру и уходит в Отрочь монастырь.

 

Феодор Симоновский (ок. 1335 – 28 ноября 1395)

Архиепископ Ростовский.

Сын Стефана, брата Сергия Радонежского. В 1354 г. был приведен отцом в Троицкую обитель и пострижен дядей в монахи. Около 1370 г. основывает под Москвой в местечке Симоново новый монастырь. В 1378 г. выступает на стороне Киприана, состоит с ним в переписке. В начале 1380 г. становится духовным отцом великого князя Дмитрия Ивановича, который отправляет его в Киев, пригласить Киприана в Москву. После повторного изгнания Киприана поддерживает Дионисия Суздальского. В 1384 г. назначается константинопольским патриархом Нилом «первоигуменом» русской церкви, с переводом Симонового монастыря под управление патриархии. Состоит в оппозиции митрополиту Пимену, но в 1388 г. заключает с ним временное соглашение, результатом которого стало рукоположение Ф.С. в сан архиепископа Ростовского. В 1389 г. был схвачен по приказу Пимена в Кафе, ограблен и подвергнут пытке. Выступает против Пимена на константинопольском соборе и возвращается на Русь вместе с Киприаном.

 

Феофан Грек (XIV – XV вв.)

Иконописец.

Расписал ряд церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе. Во время работы в Крыму был, очевидно, замечен и приглашен на Русь. В 1378 г. расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде Великом, где возникла под его влиянием целая школа. В московском Кремле расписал церковь Рождества Богоматери и Архангельский собор совместно с Симеоном Черным, Благовещенский собор – с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. Работал также в Серпухове и Нижнем Новгороде. Находился под влиянием идей исихазма, что получило воплощение в его работах. Был знаком с Епифанием Премудрым, по просьбе которого выполнил миниатюрное изображение константинопольского храма Святой Софии. По словам Епифания, Ф. работал быстро, никогда не глядя на образцы. Композиции и образы его работы отличаются динамичностью, напряженностью, духовной устремленностью.

 

Ферапонт Белозерский (? – 1426)

Основатель монастырей.

Уроженец Волоколамска, происходил из рода дворян Поскочиных. Принял постриг в Симоновом монастыре, где встречался с Сергием Радонежским, который покинул вместе с Кириллом Белозерским. Основывает в вологодских лесах общежитие, получившее его имя, но не соглашается принять ни священства, ни игуменства. По просьбе князя Андрея Дмитриевича Можайского основывает монастырь в Лужках, в версте от Можайска.

 

Филипп Смелый (1342 – 1404)

Герцог Бургундский.

Сын французского короля Иоанна II Доброго. Основатель герцогской династии, пытавшейся создать в центре Европы свое Бургундское королевство. В 1360 г. получил в удел герцогство Турень, в 1363 г. – Бургундию. Император Карл IV дает ему в лен Франш-Конте. В 1369 г. Ф.С. женится на наследнице фландрского графа Маргарите. В 1384 г. присоединяет к своим владениям Фландрию, Артуа, Ретель. В 1360–70-е вел успешную борьбу против англичан и их наемников. С 1380 г. стал регентом Франции вместе со своими братьями, герцогами Анжуйским и Беррийским. С 1392 г. – регент при, страдающем расстройством рассудка, короле Карле IX. Вражда Ф.С. с племянником Людовиком Орлеанским положила начало борьбе бургуньонов и арманьяков. При дворе Ф.С. начали свою деятельность братья Лимбург. Стремление бургундских герцогов создать двор, превосходящий по убранству королевские дворы Европы, пристрастие к традициям рыцарской культуры и покровительство деятелям культуры способствовало началу развития Северного Возрождения.

 

Филипп VI Валуа (1293 – 22 августа 1350)

Король Франции.

Становится регентом после смерти Карла VI при его беременной жене Жанне. После рождения ею дочери, старшая ветвь Капетингов пресекается. Отвергнув притязания Эдуарда III, бароны избирают на престол Ф., который коронуется в 1328 г. в Реймсе. Ведет войну во Фландрии, организует крестовый поход, но отправиться в него помешали отношения с Англией. Начинается Столетняя война. В 1337 г. Франция объявляет войну Англии, в 1340 г. французский флот был разгромлен при Слейсе. Удается отстоять Турне, но 26 августа 1345 г. англичане разбивают французов при Креси, через год, после многомесячной осады, берут Кале, которому Ф. не оказал помощи. В 1347 г. заключается перемирие.

 

Филофей (? – 1501)

Шестой епископ Пермский.

Русские летописи содержат шестнадцать упоминаний о его деятельности. Был игуменом Ферапотова монастыря. Рукоположен в 1471 г. митрополитом Филиппом. В 1472–1489 гг. московские рати покоряют вогулов (манси), камских коми и вятчан. Ф. принимает участие в заключении мира и оформлении подданства. Возможно, при его заступничестве пермский князь Михаил Ермолич и его приближенные были прощены великим князем Иоанном III Васильевичем. В 1481 г. в Перми Вычегодской проводится первая перепись. В 1491–92 гг. великий князь посылает людей на Печору искать серебро, которое находят на р. Цыльме. В 1490 г. Ф. участвует в московском соборе, избравшем митрополитом симоновского архимандрита Зосиму. Следом была осуждена ересь жидовстующих, среди которых было немало приближенных великого князя. По поручению нового митрополита вместе с Новгородским архиепископом Ф. составляет пасхалии на девятнадцать лет начиная с 1492 г. В этом году исполнялось семь тысяч лет от сотворения мира и ожидался конец света, в который верили даже такие образованные люди как Епифаний Премудрый. С целью преодоления эсхатологических настроений собор решил перенести Новый год на 1 сентября и рассчитать новые пасхалии. В 1492 г. к Пермской епархии присоединяют вологодские приходы. Ф. (а затем и другие епископы) фактически переносит резиденцию в Вологду. Поощряет развитие местного летописания. При его дворе создается общерусская Вологодско-Пермская летопись. Приглашает в епархию Пахомия Логофета, который составляет житие Кирилла Белозерского и пишет Похвальное слово Стефану Пермскому. Ф. единственный из епископов Пермских после Стефана, который достоверно владел пермской письменностью и коми языком. Об этом свидетельствует подпись в ставленной грамоте иеромонаха Якима, сохранившейся в Соловецкой библиотеке, написанная стефановским алфавитом на старозырянском языке. В 1495 г. Ф. принимает участие в избрании митрополита Симона. В апреле 1501 г. оставляет кафедру.

 

Филофей Коккинос (рубеж XIII – XIV вв. – конец 1370-х)

Патриарх Константинопольский.

Родился в бедной семье в Фессалониках. Мать была еврейкой. Учился в доме ритора, работая на кухне. Рано постригся в монахи. Жил в монастырях на Синае и Афоне. В 1347 г. становится митрополитом Гераклеи Фракийской. Автор теологических, исторических, поэтических сочинений («Слово на вздвижение Животворящего Креста», «О заповедях Христа», «Против Никифора Григоры, 12 книг», «Молитва о избавлении плененных» и др.). В 1351 г. после захвата генуэзцами Гераклеи Фракийской заботится о выкупе ее жителей из плена. Выступает на стороне исихастов против «гуманистов». Сторонник императора Иоанна Кантакузина. В 1353 г., когда патриарх Каллист бежит вместе с Иоанном V на Тенедос, возводится в патриарший сан. Ставит в митрополиты всея Руси Алексия. Благославляет Сергия Радонежского на создание общежительного монастыря. В 1355 г. отрешается от престола и отправляется на Афон. В 1364 г. после смерти Каллиста вновь становится патриархом. Добивается канонизации Григория Паламы. Активный сторонник единства православной церкви и русской митрополии. В 1370-х восстанавливает нарушенные отношения с болгарской и сербской церквями. Требует от Алексия окормления литовской части митрополии. В 1375 г. рукополагает в митрополиты всея Руси Киприана. В 1376 г. окончательно покидает патриарший престол, будучи незаконно низложен по приказу Андроника IV. Ф.К. является самым выдающимся византийским патриархом периода культурного подъема православного мира, в котором ведущую роль играла церковная организация. Подсчитано, что из четырехсот тридцати пяти известных деятелей византийской культуры девяносто один жили в XIV в., из них пятьдесят один человек были служителями церкви. В других странах подавляющее большинство деятелей культуры было монахами и священнослужителями.

 

Черноризец Храбр (XI - XII вв.)

Писатель кирилло-мефодьевского круга.

Болгарский монах. Автор «Сказания о том, как составил святой Кирилл славянам писмена» и полемического слова «О письменах» (древнейший список 1348 г.), в котором доказывает необходимость создания славянской азбуки и показывает ее преимущества над дохристианскими письменностями. Это произведение, хорошо известное на Руси, использовал при написании жития Стефана Пермского Епифаний Премудрый, для обоснования значимости создания пермской азбуки.

 

Чудь

Легендарный языческий народ. Коллективный персонаж коми преданий.

В легендах Ч. описывается как народ, живший раньше или живущий в ином мире. Чудские люди были черноволосыми и светлоглазыми. Наиболее распространенным является мотив самопогребения Ч. Обычно рассказывается о том, как при приближении Степана Перымсы, люди, непожелавшие принять христианство, уходили со всем своим имуществом в ямы и хоронили себя, подрубив столбы, державшие кровлю. С Ч. связывают древние захоронения, городища, клады. В некоторых селах практиковалось поминовение Ч., с целью предотвратить вредоносное воздействие на живых. В отдельных преданиях рассказывается о Ч., живущей под землей или в горе.

 

Эдуард III Плантагенет (1312 – 21 апреля 1377)

Король Англии.

Пришел к власти в результате дворцового переворота, организованного его матерью Изабеллой (дочерью французского короля Филиппа IV Красивого) и ее любовником графом Мортимером. В 1330 г. Мортимера арестовывают и вешают, Изабеллу ссылают. Э. Ведет бесконечные войны с Шотландией. В 1337 г. на собрании парламента в Вестминстере заявляет о своих правах на французский престол, в ответ Франция объявляет войну. В 1340 г. английский флот одерживает крупную победу при Слейсе. В 1345 Э. побеждает при Креси и вскоре захватывает Кале. В 1356 г. его сын Эдуард Черный принц разбивает войско Иоанна II при Пуатье и берет короля в плен. По миру 1360 г. Англия получает провинции Пуату, Сентаж, Аженуа, Перигор, Лимузен, Ангмуа, Руэрг и суверенитет над Британью. В первой половине 1370-х армия Карла V отвоевывает почти все земли. В 1376 г. умирает Эдуард Черный принц. В последние годы жизни Э. находится под влиянием фаворитки Алисы Перрес.

 

Ягайло Ольгердович (1348 – 1434)

Великий князь Литовский. Король Польский.

Сын великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича от брака с Юлианией, дочерью великого князя Тверского Александра Михайловича. С 1377 г. великий князь Литовский. Заключает антимосковское соглашение с Мамаем. Во время Куликовской битвы выступает в поход, но в сражении участия не принимает. Захватил и приказал убить своего дядю Кейстута. Передает Тевтонскому ордену Жемайтию. В 1385 г. заключает личную Кревскую унию с Польшей, женившись на королеве Ядвиге и вступив на польский престол под именем Владислава II Ягелло. Основал династию Ягеллонов. В 1392 г. передает великое княжение Литовское Витовту Кейстутовичу, а в 1401 г. – и титул. В Великой войне 1409–1411 гг. с Тевтонским орденом и Грюневальдской битве (1410) командовал польско-литовско-русскими войсками, проявив организаторские и полководческие способности.

 

Список использованной литературы

 

А.М. Сказание о жизни и трудах святого Стефана, епископа Пермского. СПб., 1856.

Арсеньев Ф.А. Ульяновский монастырь у зырян. М., 1889.

Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь Рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь. М., 2000.

Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2004.

Он же. Церковные деятели средневековой Руси XIII – XVII вв. М., 1988.

Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 1991.

Бушар М. Критическая переоценка понятия «воображаемое сообщество» и так называемые сакральные языки // Арт. 2005. № 2.

Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 2. СПб., 2000.

Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, 2000.

Власов А. Из истории Великопермской епархии // Арт. 1997.

Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись // Родники Пармы. Сыктывкар, 1989.

Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978.

Герберштейн С. Записки о Московии. СПб., 1866.

Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. 2. М., 1904.

Горский А.Л. Москва и Орда. М., 2000.

Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV – XV вв.). М., 1975.

Гуров С. Северное направление монастырского движения // Арт. 1997.

Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991.

Житие святого праведного Прокопия Устюжского. М., 2003.

Иллюстрированная энциклопедия «Руссика». История России. IX–XVII вв. М., 2004.

История Византии. Т. 3. М., 1967.

История стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 2001.

Историческая память в устных преданиях коми: Материалы. Сыктывкар, 2005.

Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси. XIV – начало XV вв. М. – Л., 1955.

Католическая энциклопедия. Т. 1-2. М., 2002.

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государство и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000.

Книга хожений. Записки русских путешественников XI–XV вв. М., 1984.

Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986.

Костомаров Н.И. Русская республика. Севернорусское народоправство во времена удельно-вечевого уклада. (История Новгорода, Пскова, Вятки). М. – Смоленск, 1994.

Котылев А.Ю. Социокультурное значение образа и деяний святителя Стефана Пермского // Арт. 2006. № 4.

Он же. Типы святости создателей российской национальной идеи (Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Епифаний Премудрый) // Музеи и краеведение (Труды национального музея Республики Коми; вып. 7). Сыктывкар, 2007.

Он же. Язык и земля. Этнологическая концепция Стефана Пермского и Епифания Премудрого // Семиозис и культура. Вып. 3. Сыктывкар, 2007.

Красов А. Зыряне и св. Стефан епископ Пермский. СПб., 1897.

Культура Византии XIII – первая половина XV вв. М., 1991.

Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997.

Лимеров П. Святитель Стефан Пермский в церковных и устных преданиях // Арт. 2002. № 3.

Он же. Св. Стефан – Пермский апостол: к постановке проблемы религиозного подвига // Арт. 2006. № 4.

Он же. Явление святителя Стефана: рука Москвы или подвиг духа? // Арт. 2003. № 2.

Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986.

Он же. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV – начало XV вв.). М. – Л., 1962.

Логинов А.В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности. М., 2005.

Лыткин Г.С. Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык. 1383 – 1501. СПб., 1889. Репринтное издание. М., 1995.

Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV – XV вв. Л., 1976.

Мифология коми. М., 1999.

Му пуксьöм – Сотворение мира. Мифология народа коми. Сыктывкар, 2005.

Памяти равноапостольного Стефана. К 610-летию успения Стефана Пермского: материалы расширенного заседания Ученого совета Национального музея Республики Коми. Сыктывкар, 2006.

Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV вв. М., 1981.

Пашуто В.Т. Образование Литовского государства. М., 1959.

Поляковский В.Т. Татаро-монгольская Евразия. Многовариантность. М., 2002.

Понарядов В. Загадки древнепермской письменности // Арт. 2003. № 2.

Попов Е. Великопермская и Пермская епархия. Пермь, 1879.

Православная энциклопедия. М., 1997.

Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988.

Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978.

Рыбаков Б.А. Стригольники (Русские гуманисты XIV столетия). – М., 1993.

Рыжов К. Все монархи мира: Древняя Греция, Древний Рим, Византия. – М., 1998.

Он же. Все монархи мира: Западная Европа. М., 1999.

Он же. Все монархи мира: Мусульманский восток. VII–XV вв. М., 1999.

Святитель Стефан Пермский. Серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях». Статья, текст, перевод с древнерусского, комментарии. СПб., 1995.

Сизов М. «Зырянская Троица» как духовный символ строительства многонационального русского государства // Арт. 2006. № 4.

Сказания о начале славянской письменности. М., 1981.

Сказания о пермских святителях // Арт. 1999. № 1.

Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.

Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия. Т. 1-2. М., 2003.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV – XVI в. Л., 1988.

Султанов Т.И. Чингиз-хан и чингизиды: Судьба и власть. М., 2006.

Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. Т. 1. Вып. 1-2. СПб., 1898.

Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

Философия русского религиозного искусства. XVI – XX вв. Антология. М., 1993.

Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1-3. М., 1993.

Христианизация коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. (Сборник статей). В 2-х т. Сыктывкар, 1996.

Христианство и язычество народа коми. Сыктывкар, 2001.

Шабульдо Ф.М. Земли юго-западной Руси в составе великого княжества Литовского. Киев, 1987.

Шестаков П. Св. Стефан, первосвятитель пермский. Казань, 1868.

Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!