Мелейка. Тун (колдун). Персонаж коми преданий.



Митяй (Михаил) (? – осень 1379 г.). Наместник митрополита Киевского и всея Руси.

Михаил Александрович (1333 – 1399). Великий князь Тверской.

Моисей (? – 25 января 1362). Архиепископ Новгородский и Псковский.

Мурад I (1326 – 15 июня 1389). Турецкий султан из династии Османов.

Никифор Григора (ок. 1295 – ок. 1360). Византийский историк. Мыслитель.

Никомат Сурожанин (? – 1383). Московский гость.

Нил (? – 1389). Патриарх Константинопольский.

Олег Иванович (1340-е – 5 июля 1402). Великий князь Рязанский.

Ольгерд Гедиминович (? – 1377). Великий князь Литовский.

Орхан (1281 – 1359). Турецкий бей из династии Османов.

Ошпалей. Тун (колдун). Персонаж коми преданий.

Павел (I в.). Апостол.

Павел Высоцкий (? – 1 января 1383). Монах нижегородского Вознесенского Печерского монастыря.

Павел Комельский (1317 – 1429). Основатель монастыря на р. Нурме.

Паляйка. Тун (колдун). Персонаж коми преданий.

Пам-Сотник (XIV в.). Языческий пермский жрец.

Парфений (XIV в.). Епископ Ростовский.

Пахомий Логофет (Серб) (XV в.). Инок Афонской горы. Писатель.

Пахомий Нерехтский (? – 1384). Основатель монастыря. Игумен.

Петрарка Франческо (1304 – 1374). Итальянский клирик. Поэт.

Пимен (? – 11 сентября 1389). Митрополит Киевский и всея Руси.

Питирим (? – 19 августа 1455). Четвертый епископ Пермский.

Прокопий Устюжский (? – 8 июля 1306). Юродивый. Покровитель г. Великого Устюга.

Ричард III Плантагенет (1365 – 1400). Король Англии.

СалютатиКолюччо (1331 – 1406). Канцлер Флорентийской республики.

Семен Иванович Гордый (? – 1353). Великий князь Владимирский и Московский.

Сергий (? – 1412). Основатель монастыря на р. Нурме.

Сергий и Герман (XIV в.). Основатели Валаамского монастыря.

Сергий Радонежский (3 мая 1314 (19?) – 5 сентября 1392). Основатель и игумен Троицкой обители.

Сигизмунд (1368 – 9 декабря 1437). Император Священной Римской империи.

Симеон (XIII – XIV вв.). Священник Успенского Великоустюжского собора.

Симеон (XIII – XIV вв.). Священник Успенского Великоустюжского собора.

Софья Витовна (в православии – Анастасия) (1371 – 15 июня 1453). Московская княгиня.

Степан Перымса. Креститель Перми. Персонаж коми преданий.

Стефан (I в.). Архидьякон. Первомученик.

Стефан Махрищский (? – 1406). Основатель монастырей.

Стефан Новгородец (XIV в.). Монах-паломник.

Тайдула (Тай-Туглы-бегим) (? – 1360). Ханша Золотой Орды.

Тимур (Тамерлан) (1336 – 1405). Эмир Мавераннахра. Гурхан.

Тохтамыш (Токтамыш)(? – 1406). Хан Золотой Орды.

Удорская княгиня. Персонаж коми предания.

Узбек (Султан Гийас ад-Дин Мухаммад Узбек-хан) (1283 – 1341). Хан Золотой Орды.

Уиклиф Джон (ок. 1320 – 1384). Руководитель коллегии Оксфордского университета.

Ульяна. Персонаж коми преданий.

Урбан V (1309 –1370). Папа Римский.

Урбан VI (? – 1389). Папа Римский.

Феогност (? – 11 марта 1353). Митрополит Киевский и всея Руси.

Феодор (? – 1409). Основатель монастырей.

Феодор Добрый (? – 1367). Епископ Тверской.

Феодор Симоновский (ок. 1335 – 28 ноября 1395). Архиепископ Ростовский.

Феофан Грек (XIV – XV вв.). Византийский иконописец.

Ферапонт Белозерский (? – 1426). Основатель монастырей.

Филипп Смелый (1342 – 1404). Герцог Бургундский.

Филипп VI Валуа (1293 – 22 августа 1350). Король Франции.

Филофей (? – 1501). Шестой епископ Пермский.

Филофей Коккинос (начало XIV вв. – конец 1370-х). Патриарх Константинопольский.

Черноризец Храбр (XI – XII вв.). Писатель кирилло-мефодьевского круга.

Чудь. Легендарный языческий народ. Коллективный персонаж коми преданий.

Эдуард III Плантагенет (1312 – 21 апреля 1377). Король Англии.

Ягайло Ольгердович (1348 – 1434). Великий князь Литовский. Король Польский.

 

***

Алексий (? – 3 февраля 1390)

Архиепископ Новгородский и Псковский.

Был ключником Софийского архиепископского двора в Новгороде, сподвижником Моисея. Избирается жребием 15 сентября 1359 г. Зимой был рукоположен тверским епископом Феодором Добрым в диаконы и иеромонахи. В июле 1360 г. христонисан митрополитом Алексием во Владимире. Вступает в конфликт с митрополией по поводу самовольного присвоения кресчатых риз, которые считались принадлежностью патриархов и митрополитов, могли быть дарованы более низким иерархам лишь в исключительных случаях. В действительности за этим стояло стремление новгородской архиепархии к независимости от митрополита, откровенно вставшего во всех спорах на сторону великого князя Владимирского и Московского. В конце 1375 г. А. удаляется в Деревяницкий Воскресенский монастырь, но, упрошенный новгородцами, уже в начале следующего года возвращается на кафедру. В августе 1376 г. едет в Москву и примиряется с митрополитом и великим князем. В 1380 г. заключает договор с Дмитрием Ивановичем подтверждающий характер отношений между великим княжением и Новгородом по всей старине. В 1385 г., при митрополите Пимене, А. отказывает ему в праве позывного (высшего апелляционного) суда. При нем в Новгороде происходит расправа с еретиками стригольниками. В 1375 г. с моста через р. Волхов бросают в воду несколько человек, двоих из которых, дьяконов Микиту и Карпа, летопись называет по именам. На миниатюре лицевого свода XVI в. А. изображен присутствующим при этом событии, но некоторые современные исследователи полагают, что казнь произошла стихийно, без согласия архиепископа. В 1383 г. Дионисий Суздальский привозит из Константинополя послание против еретиков патриарха Нила. Посетивший Новгород в 1386 г., Стефан Пермский пишет поучение против стригольников, которое является основным источником сведений об этой ереси. Отношения между Пермской епархией и Новгородом выстраивались непросто. Согласно Вымско-Вычегодской летописи А., узнав о создании новой епархии, послал против нее новгородских дружинников, но Стефан призвал устюжан, которые разбили новгородцев на Черной речке, под Солдором. В следующем году Стефан едет в Новгород и добивается признания своей епархии: новгородцы отпустили его с милостью и дарами. При А. в Новгороде строятся храмы Рождества Христова на Владычном дворе, Сретения в Антония Римлянина монастыре, святителя Николая на Лятке, Спаса Преображения на Ильине, великомученика Дмитрия Солунского, святителя Климента. Для росписи храмов приглашается Феофан Грек, чье творчество оказало большое влияние на новгородских мастеров.

 

Алексий (нач. XIV в. – 12 февраля 1378 г.)

Митрополит Киевский и всея Руси.

Сын черниговского боярина Федора Бяконта, перешедшего на службу московским князям во второй половине XIII в. Крестник князя Ивана Калиты. Принял постриг в юности, в московском Богоявленском монастыре. В 1340 г. митрополит Феогност (грек по национальности) назначает А. своим наместником в стольном городе Владимире. 30 июня 1354 года получает настольную грамоту «митрополита Киевского и всея Руси» от патриарха Филофея Коккиноса «в виде исключения», поскольку ставить в митрополиты русских было не принято. В 1356–57, гг. во время поездки в Константинополь через Орду, исцеляет ханшу Тайдулу от глазной болезни и получает ярлык от хана Бердибека на восстановление привилегий православной церкви. В 1358 г. был схвачен в Киеве по приказу литовских князей и помещен в заточение. В 1360 г. бежал и вернулся в Москву, где фактически возглавляет правительство при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче. Добивается закрепления великого княжения Владимирского за московским князем. Основывает Спасо-Андроников монастырь в Москве. Возможно, выступает инициатором строительства белокаменного Кремля. Улаживает отношения между князьями. В 1368 г. нарушает слово, данное великому князю тверскому Михаилу Александровичу, арестованному в Москве, что вызвало продолжительную войну с Литвой. В 1371–1374 гг. обвиняется константинопольской патриархией в запущении дел юго-западной части митрополии, следствием чего стало поставление Киприана в митрополиты и назначение его преемником А. Перед смертью уклонялся от назначения Митяя своим преемником и пытался возложить этот крест на Сергия Радонежского.

 

Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430)

Монах-иконописец.

Считается, что его юные годы связаны с Троицкой обителью Сергия Радонежского. Первое упоминание о нем содержится в Троицкой летописи под 1405 г.: «тое же весны почаша подписывати церковь каменную Святое Благовещенье на князя великого дворе … а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». В 1408 г. А.Р. расписывает Успенский собор во Владимире вместе с Даниилом Черным. В сохранившейся фреске Страшного суда они по-новому трактуют и само событие, и образ Христа, предстающего милостивым и сострадетельным Божеством. А.Р. приписываются иконы звенигородского собора: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Самая известная икона мастера «Троица», выполнена для Троицкого собора в Троицком монастыре, месте упокоения Сергия Радонежского. На Стоглавом соборе в XVI в. она была признана образцом для композиций этого вида. Произведение, несомненно, связано с христианской идеей утверждения целостности мира посредством установления гармонических отношений между его частями. От «Зырянской Троицы» Стефана Пермского она отличается обобщенностью и лаконизмом, идеальной выверенностью композиции, безупречной гармонизацией светоносной цветовой гаммы, устраненностью иллюстрирующей повествовательности и конкретизирующих надписей, неявностью иерархии персонажей. «Троица» А.Р. стала великим визуальным символом обновленного православного мировосприятия, заняв почетное место в системе монашеской (позже - всей элитарной) культуры, предназначаясь для восприятия посвященными людьми. «Зырянская Троица» имела, прежде всего, просветительское предназначение. Сочетание изображенного события, надписей, обозначающих ипостаси и пространного текста идеально отвечало задаче объяснения несведущим неофитам (да и язычникам) сущности христианского Бога. Большая надпись на коми языке не только использовалась для обучения грамоте, но и приучала совершенно незнакомых с этой практикой людей соотносить визуальное изображение и текст, мыслить новым для них образом.

 

Андроник (XIV в.)

Основатель Спасского монастыря.

Ученик Сергия Радонежского. По его благословению, по обету и на средства митрополита Алексия А. основал монастырь Христа Спасителя в Москве, позже названный Андрониковым. С этим монастырем был связан Андрей Рублев. Обет, приведший к его основанию, митрополит дал в 1354 г., во время шторма на Черном море, возвращаясь из Константинополя после своего поставления. Алексий обещал построить храм в честь дня, когда ступит на берег. Это произошло в праздник константинопольской иконы Спаса Нерукотворного.

 

Андроник III Палеолог (1297 – 15 июня 1341)

Император Византии.

Сын императора Михаила IX. С детства был выделен среди прочих наследников своим дедом Андроником II. С юности любил роскошь, сошелся с генуэзцами из Галаты и брал у них большие займы. Нанимает убийц, чтобы расправиться со своим соперником по страсти к одной гетере, в результате погибает его брат Мануил, что вызывает смерть отца. Дед лишает его наследства, но он бежит в Адрианополь и, при поддержке великого доместика Иоанна Кантакузина, собирает армию из фракийцев. Трижды водит войска на Константинополь, добиваясь, каждый раз, новых уступок от деда. В 1325 г. разбивает армию Андроника при Мавропотаме и захватывает престол. В 1329 г. терпит поражение от турок султана Орхана в Малой Азии, которые захватывают Никею и Никомедию. Болгары разбивают его войско при Русокастре. В 1337 г. покоряет Эпир. Тяготился дворцовым этикетом, не любил зрелищ, любил собак и птиц.

 

Андроник IV Палеолог (1348 – 1385)

Император Византии.

Сын Иоанна V. До 1371 г. считается наследником престола, но после его отказа выкупить отца из венецианского плена, тот передает права на престол младшему сыну Мануилу. В 1373 г. поднял мятеж вместе с турецким царевичем Сауджи. После поражения, по требованию турецкого султана Мурада, обоих мятежников ослепили, но А. частично сохранил зрение. Генуэзцы помогли ему бежать из заключения. При помощи генуэзцев, турок и сербов в 1376 г. А. берет штурмом Константинополь и сажает в заточение отца и брата. В скором времени он сгоняет с патриаршего престола Филофея Коккиноса и сажает на него Макария, который назначает Митяя наместником митрополита Руси. В 1379 г. Иоанн V бежит и в свою очередь берет столицу штурмом при помощи турок. Патриархом становится Нил. По условиям мира 1381 г. А. вновь признается наследником, но два года спустя он поднимает новый мятеж, бежит и умирает в изгнании.

 

Антоний IV (? – 1397)

Патриарх Константинопольский.

Был иеромонахом афонского монастыря Дионисиат. В конце царствования Иоанна V Палеолога сменил на патриаршем престоле Нила. В 1390–1391 гг. был смещен во время захвата власти Иоанном VII, вместо него патриархом вторично стал Макарий. По воцарении Мануила II, восстанавливается на престоле. В феврале 1392 г. венчает императора с сербской княжной Еленой Драгаш. Хорошо знал митрополита Киприана еще по Афону. В феврале 1389 г. Константинопольский собор под его руководством подтверждает низложение и отлучение митрополита Пимена, обязывает его вернуть все незаконно присвоенное, и восстанавливает Киприана во всех правах на русскую митрополию. В 1389 и 1393 гг. А. посылает Патриаршие и Соборные грамоты архиепископу Великого Новгорода и Пскова Иоанну, требуя признать право митрополита на высший церковный суд. В особом послании укоряет князя Василия I Дмитриевича за то, что во время литургии в Москве перестали поминать византийских императоров. В 1394 г. утверждает устав (типик) Афона. В 1397 г. обращается к русскому митрополиту и московскому князю за денежной помощью и получает крупную сумму.

 

Арсений (? – 1385)

Епископ Ростовский.

Удельный князь ростовский Александр. Имел удел в Устюге. После смерти жены постригается в монастырь под именем Арсения. Около 1370 г. ставится в епископы Ростовские митрополитом Алексием. В списке ростовских епископов Московского летописного свода к. XV в. стоит тридцать вторым: после Парфения и перед Матфеем Гречином. В начале 1370-х ставит Стефана Пермского в дьяконы.

 

Арсений (? – 2 марта 1409)

Епископ Тверской.

Родился в Твери. Начал монашеский путь в Киево-Печерской лавре, где познакомился с митрополитом Киприаном, который приблизил его к себе и взял в Москву. При снятии с кафедры в Твери епископа Евфимия Висленя (при участии епископа Пермского Стефана), Киприан решает поставить на нее А. Однако утвердиться в родном городе тот сумел, по-видимому, не сразу, из-за противодействия тверичей. В 1403 г. примирил кашинского князя Василия Михайловича с великим князем Тверским Иваном Михайловичем. Построил каменный собор Преображения Господня в Твери, основал обитель Успения Богородицы на р. Тмана. Сам вытесал из камня для себя гроб.

 

Афанасий (? – 1401)

Игумен Высоцкого монастыря в Серпухове.

Сын священника Обонежской пятины в Новгородской земле. Принял постриг в Троицкой обители Сергия Радонежского, по благословению которого основал монастырь во имя Зачатия Богородицы. Был приглашен в Серпухов князем Владимиром Андреевичем, основав по его просьбе Высоцкий общежительный монастырь. В 1382 г., после повторного изгнания из северо-восточной Руси митрополита Киприана, уезжает вместе с ним в Константинополь. До конца жизни остается в одном из константинопольских монастырей, занимаясь, очевидно, книжными трудами, поскольку, согласно житию Сергия Радонежского, преуспел в изучении Священного Писания и написании книг. Прислал в свой монастырь в Серпухове икону «Деисус».

 

Байязид I (1357 – 1403)

Турецкий султан из династии Османов.

Сын Мурада I. За быстроту движений войск получил прозвище Ильдерим (Молния). Начал свое царствование в 1389 г., в день битвы с сербами на Косовом поле, которую довел до победы, несмотря на гибель отца. Приказал задушить своего брата. В 1389-90 гг. совершает поход в Анатолию, покорив ряд тюркских бейликов. В 1393 г. берет столицу Болгарии г. Тырново, царь Шишман был схвачен и позже казнен. В 1396 г. начинает осаду Константинополя и разбивает под Никополем армию крестоносцев, собранную императором Сигизмундом, жестоко расправившись с пленными. Только самых знатных французов передали за выкуп королю Карлу VI. Осада Константинополя закончилась безрезультатно. В 1402 г. Б. вступает в борьбу с Тимуром, терпит поражение под Анкарой, попадает в плен и принимает яд, когда узнает о приказе отправить его в Самарканд.

 

Бенедикт XII (? – 1342)

Папа Римский.

Жак Фурнье. Сын мельника из Савердена, около Фуа, северо-западная Франция. Вступил в орден цистерианцев, где получил богословское образование. Был аббатом, епископом Памье и Мирепуа, кардиналом. Был избран конклавом после Иоанна XXII, закрепившего место пребывание папской курии в Авиньоне. Сотрудничал с королями Франции и Неаполя, но был в ссоре с императором Людовиком IV Виттельсбахом. Состоял в переписке с Франческо Петраркой, покровительствовал ему, содействовал увенчанию поэта лавровым венком на римском Капитолии в 1341 г.

 

Бердибек (? – 1359)

Хан Золотой Орды из династии Бату.

Сын хана Джанибека. В 1357 г. приказал убить двенадцать своих братьев, а, возможно, и отца. Положил начало многолетней междоусобице в Орде, известной по русским летописям как «Великая замятня» (1359 – 1381). Потребовал чрезвычайной дани от Руси. Угрожал большим набегом. Был умилостивлен митрополитом Алексием при заступничестве ханши Тайдулы. Был убит сыном Кульпой.

 

Боккаччо Джованни (1313 – 1375)

Дипломат. Писатель.

Родился во флорентийской купеческой семье. Молодые годы провел в Неаполе, изучая каноническое право. С 1340 г. живет во Флоренции, занимаясь государственной дипломатической службой, торговлей и литературной деятельностью. В 1360-е был послом республики при папском дворе Иннокентия VI в Авиньоне. Вместе с Франческо Петраркой приветствует возвращение в Рим в 1367 г. папы Урбана V. Интересуется античной мифологией и культурой. Увлекается поэзией Овидия, Вергилия, Данте. Изучает греческий язык под руководством Варлаама Калабрийского. Большинство сочинений написал на вольгаре (итальянском языке), создавая вслед за Данте Алигьери его литературный вариант. Создал циклы стихотворений; роман «Филоколо»; поэму «Филострато»; роман в прозе и стихах «Амето, или Комедия о фьезоланских нимфах», положивший начало ренессансной пасторали; любовный роман-исповедь «Элегии Мадонны Фьяметты»; идиллическую поэму «Фьезоланские нимфы». Самым знаменитым произведением Б. стал сборник новелл «Декамерон» («Десятиднев»), включающий сто рассказов в рамочной композиции, представляющий одновременно модель утонченных человеческих отношений и репрезентацию многообразия вариантов установок, мотивов, форм человеческого существования. Уже в XIV в. сборник был переведен на французский и английский языки, вызвал огромный интерес и многочисленные подражания. Осуждение книги духовенством привело автора в душевное смятение. На классической латыни Б. написал сочинение об античной мифологии «Генеалогия языческих богов».

 

Бонифаций IX (? – 1404)

Папа Римский.

Пьетро Томачелли. Родом из Неаполя. Был кардиналом. В противовес ему в Авиньоне избирают антипапу Бенедикта XIII. При нем процветал непотизм (выдвижение родственников на высшие церковные посты), торговля должностями и отпущением грехов. В 1391 г. была канонизирована Бригитта Шведская.

 

Браччолини Поджо (1380 – 30 октября 1459)

Секретарь папской курии.

Служил в папской канцелярии с 1403 по 1453 гг., при восьми папах, начиная с Иннокентия VII. В 1453-58 гг. был канцлером Флорентийской республики. Собирал античные рукописи, открыв многие из них для западноевропейского читателя своей эпохи (сочинения Цицерона, Лукреция и др.). Осуждал аскетизм, монашеский образ жизни и нравы горожан в фацетиях (сатирических новеллах). Написал трактаты «О благородстве», «О превратностях судьбы», «О несчастии государей» и др. Оставил обильное эпистолярное наследие.

 

Бригитта Шведская (1303 – 23 июля 1373)

Основательница ордена бригитток. Визионерка.

Дочь лагмана (правителя) области Упланд Биргена Пирсена. В тринадцать лет вышла замуж за лагмана области Нерке Ульфа Гудмарссона. Имела восемь детей. С юности вела аскетическую жизнь, помогала бедным, поддерживала крестовые походы против язычников. В 1341 г. совершила паломничество в монастырь Сантьяго де Компостела. После смерти супруга поселилась рядом с монастырем Альвастра, в котором его похоронила. Имела видения, в одном из которых Христос назвал ее своей невестой и вестницей. Духовник и секретари (прежде всего, приор монастыря Петр Олави) записывали ее откровения. В 1346 г. услышала призыв основать новый монашеский орден, король Магнус Эриксон выделил ей усадьбу в г. Вадстена, но папа Климент VI разрешения не дал. В 1349 г. Б.Ш. переезжает в Рим, требуя в своих посланиях возвращения туда же папской курии. В 1367 г. встречается с папой Урбаном V, благословившим создание ордена и смешанного женско-мужского монастыря. Б.Ш. умирает, возвращаясь из паломничества в Иерусалим. Всего было записано девять книг ее откровений, которые переводились на разные языки, оказали влияние на творчество европейских писателей и художников. В 1384 г. архиепископ Уппсальский Хенрик освятил обитель в Вадстене. В 1391 г. папа Бонифаций IX канонизировал Б.Ш. В 1999 г. она была объявлена Покровительницей Европы.

 

Брунеллески Филиппо (1377 – 15 апреля 1446)

Архитектор и скульптор.

Родился во Флоренции. Ориентируется на образцы античной и восточнохристианской архитектуры. Завершает строительство собора Санта Мария дель Фьоре, разработав модель купола, которая стала образцом для возрожденческих архитекторов. Воплощает идею центричного купольного храма как образа мира (Капелла Пацци, 1429). Разрабатывает варианты синтеза античного ордера и средневекового стиля (церкви Св. Лаврентия, 1428-46; Св. Духа, 1444). В качестве сценографа создает декорации и машины для благовещенских и воскресенских мистерий в церквях Санта Мария дель Кармине и Сантиссима Аннунциата, описанные русским епископом Авраамием Суздальским в «Сказании о граде Флорензе».

 

Варлаам Калабрийский (ок. 1290 – июнь 1348)

Православный монах. Епископ Римской католической церкви.

Принял постриг в православном монастыре св. Илии в Калабрии в Южной Италии. В 1331 г., в правление Андроника III приехал в Византию, изучать греческий язык, православную теологию и античную философию. В 1333-34 гг. посылается византийским императором на переговоры с легатами папы Иоанна XXII, а в 1339 г. – Бенедикта XII о возможности заключения унии между церквями и организации крестового похода. Написал ряд сочинений против латинян-католиков, в которых опровергал западное учение о Троице (исхождение Святого Духа и от Сына) и главенство папы. Затем выступает с резкими нападками на православное монашество, проповедовавшее молитвенно-созерцательный образ служения. Особое его негодование вызывали безмолвники-исихасты, стремившиеся телесными очами увидеть Божественный свет и созерцать природу Божию. Называл в своих посланиях исихастов обманщиками, мессалинами (от названия секты мессалиан, проповедовавшей в IV в. крайние формы аскетизма и возможность видения Бога) и омфалапсихами (пуподухами или пупоумами, за их практику особого молитвенного дыхания). Афонские монахи обратились за помощью к Григорию Паламе, который выступил с посланиями против В.К. В разгоревшейся полемике образовались две партии, в центре внимания которых оказалась природа Фаворского света. В.К. доказывал, что видимый во время Преображения апостолами свет был только призраком мысли и образом, следовательно, имел телесную, земную природу. Божественное озарение он связывал с нравственной чистотой и процессом познания Истины, привнося в его понимание рационалистические ноты. В 1341 г. Григорий Палама вызвал В.К. на публичный диспут в константинопольском храме Святой Софии, на заседании поместного собора. После поражения и осуждения своего учения, как еретического, В.К., знакомый с методами католической инквизиции, бежит в Италию. Становится провозвестником Возрождения, пропагандистом античной культуры. Переходит в католицизм, рукополагается в епископы Джероме в Калабрии. В 1346–47 гг. пытался, по поручению папы Климента VI, возобновить переговоры с византийским императором, но безуспешно. Был учителем Франческо Петрарки и Джовани Боккаччо. Приверженцами и последователями варлаамизма в Византии были философ Григорий Акиндин и историк Никифор Григора. Их активным противником выступил патриарх Филофей Коккинос. Некоторые советские ученые провозгласили всех варлаамитов прогрессивными гуманистами, которые подверглись преследованиям религиозной реакции.

 

Василий Великий (329 – 1 января 379)

Архиепископ Кесарийский. Вселенский Святитель и Учитель Православной церкви.

Родился в Кесарии Каппадокийской в богатой христианской семье. Его деды пострадали от гонений во времена императора Диоклетиана. Сын Василия и Эммилии. Из пяти братьев трое стали епископами и причислены к лику святых. В.В. обучался в Кесарии и Афинах, где подружился с Григорием Богословом. Преподавал риторику. Под влиянием сестры Макрины вступил на путь подвижника. Около 357 г. путешествует по Египту, Палестине и Месопотамии, знакомясь с христианскими аскетами. Уходит в пустынь на берег р. Ирис, где его навещает Григорий Богослов. Совместно изучают труды александрийского философа и теолога Оригена, пишут трактат «Филокалия». В.В. становится вождем монашеского движения в Каппадокии, создает монастырский устав, в котором обосновывает необходимость соединения трудового общежития и созерцательно-интеллектуальной молитвенности. Очевидно, именно этот устав вводят в своих обителях Сергий Радонежский и другие сторонники общежития на Руси XIV в. При кесарийском епископе Евсевии В.В. становится пресвитером, но вскоре вступает с ним в конфликт, затем примиряется. В 370 г. становится епископом. Вступает в борьбу с арианскими епископами и, поддерживающим их, императором Валентом. Ставит Григория Богослова в епископы г. Сасима, против его воли. Создал образцовую епархию. Изгнал недостойных клириков. Занимался организованной благотворительностью: строил странноприимные дома, больницы, работные дома для бедных. Ходатайствовал за обиженных и несчастных. Вел переписку со св. Афанасием Александрийским и папой римским Дамасием. Способствовал утверждению учения о Святой Троице и созданию Символа веры. Разрабатывал эсхатологическое учение о Страшном Суде, согласно которому праведников ожидает царство Божие, а грешников – тьма, в которой они будут лишены возможности видеть и ощущать Божественный свет.

 

Василий I Дмитриевич (1371 – 1425)

Великий князь Владимирский и Московский.

Сын Дмитрия Ивановича Донского. В двенадцатилетнем возрасте был послан отцом в Орду на суд с великим князем тверским Михаилом Александровичем. После того, как московское посольство выиграло, был взят в заложники в обеспечении уплаты обещанной дани. Провел в Орде три года, затем бежал в Литву, где обручился с дочерью князя Витовта Кейстутовича. Этот поступок был неодобрительно оценен его отцом, препятствовавшим браку. В своем завещании Дмитрий Иванович разделил княжество на уделы между сыновьями. В.Д. получил наибольший удел и великое княжение, переданное ему как «отчина», по наследству, а не по воле хана. Женится на Софье Витовне. Налаживает отношения с ханом Тохтамышем, от которого получает ярлык на Нижний Новгород, Городец, Мещеру и Тарусу. В 1395 г. готовится дать отпор Тимуру. Воспользовавшись распрями в Орде, прекращает выплату дани. Ведет войны с Новгородом Великим. В 1406, 1407 и 1408 гг. сходится войсками со своим тестем князем Витовтом, вторгавшимся в московские земли, но до битвы дело не доходит. Заключает с Литвой «вечный мир», с границей по р. Угре. В 1408 г., во время нашествия эмира Едигея, отсиживается в Костроме, поручив оборону Владимиру Андреевичу. С 1412 г. восстанавливает уплату дани татарам. Заключает договора о вассальной зависимости со своими братьями и тверским князем. Передает великое княжение в наследство сыну Василию II.

 

Василий Калика (? – 3 июля 1352)

Архиепископ Новгородский и Псковский.

 В миру Григорий. Прозвище в переводе обозначает “паломник”, “путешественник”. Был священником новгородской церкви Козьмы и Демьяна (покровителей кузнецов) на Холопьей улице. Некоторые исследователи считают его представителем новгородского посада и носителем демократических тенденций. Избран по жребию в 1331 г. после принятие схимы архиепископом Моисеем, восьмимесячный перерыв после этого события заставляет предположить наличие борьбы между группировками в Новгороде. В.К. хиротонисан в том же году митрополитом Феогностом, который отказал псковичам в создании собственной епархии, не признав избранного ими Арсения, поддержанного великим литовским князем Гедимином. На обратном пути новгородское посольство подвергается нападениям со стороны литовцев и киевского князя Феодора. В.К. бывал в Иерусалиме. В 1339 г. он получает от Константинопольского патриарха белый клобук (как бывший поп), а в 1346 г. и крестчатые ризы, служившие отличительным знаком высших церковных иерархов. Осенью 1341 г. войска великого князя Владимирского и Московского Семена Ивановича Гордого подошли к Торжку. В.К. возглавляет посольство и подписывает мир, обязавшись уплатить дань со всех новгородских волостей. В 1347 г. пишет епископу Тверскому Феодору Доброму “Послание о земном рае”, в котором доказывает, опираясь на апокрифы и легенды, что рай на земле не исчез после грехопадения Адама, но продолжает существовать на Востоке, став недоступным для людей. В доказательство приводит свидетельства новгородцев, которые, плавая по морю, достигает границ иного мира. В том же году шведский король Магнус вызывает новгородцев на философский диспут о вере, но В.К. отсылает его с этим к патриарху. Шведы захватывают Ореховец, новгородцы через год его отбивают. Ученые предполагают, что именно в это время в новгородских землях зарождается ересь стригольников. При В.К. в 1331–1335 гг. в Новгороде строится каменная крепость. На свои средства он строит каменный мост через р. Волхов, церковь Богоматери в Зверинце, приглашает грека Исаакия расписать храм Входа в Иерусалим. Умирает помогая псковичам во время эпидемии моровой язвы. Похоронен в Новгородском Софийском соборе.

 

Васюк Гаврилов сын Поповый (коми прозвище – Кылдашев (Кылдасöв) – «Дьяков») (XV – XVI вв.)

Писец Никольского монастыря в вычегодском погосте Лена.

Сын дьякона Усть-Вымского Благовещенского храма Гаврилы Лукина. Сохранилось несколько рукописей XVI в., в которых он оставил краткие записи, выполненные пермской азбукой на коми языке (Номоканон (свод церковных правил) (1510), Сборник, близкий по содержанию Номоканону (1511/12), Псалтырь (1517)). В последней оставил свидетельства о себе и своем отце. Наличие этих рукописей и записей подтверждает непрерывность развития стефановской культурной традиции в XV–XVI столетиях и существование в Коми крае книжной школы.

 

Вельяминов Иван Васильевич (? – 30 августа 1379)

Московский боярин.

Сын последнего московского тысяцкого (главы городского ополчения), после смерти которого великий князь Дмитрий Иванович упразднил эту должность. В марте 1375 г. В. бежит из Москвы вместе с гостем (купцом) Никоматом Сурожанином в Тверь. Затем они отправляются в Орду, вернувшись оттуда с татарским послом Амичехожею, который привез ярлык на великое княжение Владимирское тверскому князю Михаилу Александровичу. Когда объединенное войско осадило Тверь и вынудило ее князя сдаться, В. уже в городе не было. Его поймали летом 1379 г. в Серпухове люди князя Владимира Андреевича. В. был отправлен в Москву и там казнен. На судьбе его родственников это, по-видимому, никак не отразилось. Его брат принимал участие в Куликовской битве.

 

Венцеслав (1358 – 1425)

Император Священной Римской империи.

Сын императора Карла IV Люксембургского и Анны Швейцарской. Был королем Чехии под именем Вацлава IV. В восемнадцать лет избирается императором. Любил выпивку и охоту. Первую жену разорвали в спальне охотничьи собаки. Вел борьбу со своими вассалами и духовенством, поддерживал Яна Гуса. В 1394 г. заговорщики во главе с братом Йобстом берут его в плен и заставляют подтвердить свои права, в ответ он казнит пражских нобилей. В 1400 г. четыре курфюрста объявили о его низложении. В 1401 г. его отстраняют от власти, передав регентство брату венгерскому королю Сигизмунду. В 1403 г. бежит из заточения и возвращается в Чехию. В 1409 г. издает Кутнагорский декрет, по которому Пражский университет передается под контроль чехов. Осуждает казнь Гуса, но в 1419 г., под давлением императора и папы, приказывает судам принимать к рассмотрению дела о ереси, что вызывает восстание в Праге.

 

Владимир Андреевич Серпуховской (1353 – 1410)

Удельный князь Московского княжества.

Сын серпуховского князя Андрея Ивановича. Двоюродный брат Дмитрия Ивановича. Получал треть доходов от Москвы. Выдающийся полководец, заслуживший прозвание «Храбрый». Сторонник укрепления великокняжеской власти. Принимал участие в междоусобных войнах с Тверью, Рязанью и Новгородом Великим. Защищал Московское княжество от литовцев. При заключении мира с Литвой в 1372 г. женится на дочери великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича Елене. Прославился в Куликовской битве, командуя совместно с воеводой князем Д.М. Боборок-Волынским засадным полком, решившим исход сражения. В 1382 г. нанес поражение передовым отрядам войска Тохтамыша под Волоком, после чего хан спешно покинул пределы Руси. В 1395 г. готовил войска к сражению с Тимуром. В 1408 г. руководил обороной Москвы от войск эмира Едигея. Поощрял строительство монастырей и храмов. Приглашал в Серпухов Феофана Грека. Одного из его сыновей крестил Сергий Радонежский.

 

ВитовтКейстутович (1344 – 1430)

Великий князь Литовский.

Сын князя Кейстута, племянник великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича. После заключения Ягайло Кревской унии с Польшей, боролся за самостоятельность Литвы, сплотив вокруг себя князей юго-западной Руси. Добился передачи себе престола и титула великого князя Литовского. Выдает дочь Софью Витовну замуж за Василия I Дмитриевича. В 1399 г. поддержал бежавшего из Орды хана Тохтамыша и был разбит на р. Ворскле войсками Едигея и Тимир-Култука. Заключает договоры с Тверским и Рязанским княжествами. Захватывает Смоленск. Воюет новгородскую землю. Отнимает у татар Подолию, расширив пределы Литовского княжества до Черного моря. В 1406–1408 гг. трижды вторгается в пределы Московского княжества, но до сражения дело не доходит. В 1410 г. в Грюневальдской битве вместе с Ягайло командует объединенным войском, разбившим тевтонских рыцарей. В 1422 г. возвращает Литве Жемайтию, отнятую тевтонцами.

 

Гаврила Лукин (XV в.)

Дькон Усть-Вымского Благовещенского собора.

Отец писца Васюка Гаврилова. Его пером переписана древнейшая известная рукопись, созданная на территории Коми края (в Усть-Выми): Сборник поучений Исаака Сирина (1485), содержащая запись стефановскими письменами на коми языке. Его имя упоминается в жалованной грамоте великого князя Ивана III Васильевича епископу Пермскому Филофею (1490). Ему, вероятно, принадлежала рукопись сочинений Григория Синаита (вторая четверть XV в.), также содержащая коми-стефановскую запись, владелец которой ушел в Спасо-Прилуцкий монастырь, в затворники. Согласно Псалтыри 1517 г. Г.Л. позже стал монахом Спасо-Каменного монастыря. Наличие вышеупомянутых рукописей доказывает существование в XV в. книжного центра в Усть-Выми, где трудились образованные коми, владевшие пермской азбукой, а также косвенно указывает книги каких именно авторов были популярны при Стефане Пермском и его приемниках.

 

Георгий Гемист Плифон (ок. 1360 – 1452)

Византийский философ-неоплатоник. Судья г. Мистра.

Родился в Константинополе. Был учеником Димитрия Кидониса. Изучал труды античных и восточных мыслителей. Преподавал в Мистре, где создал кружок своих последователей. Участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе, где была подписана уния католической и православной церквей. Убедил Козимо Медичи создать Платоновскую Академию во Флоренции. В своем сочинении «Законы», основываясь на учении Платона, создал мистико-реформационную теорию, переосмыслив христианскую догматику в духе платоновской концепции эйдосов. Истолковал богов древнегреческого пантеона как аллегории христианских сущностей. Предложил реформу общественного строя, опираясь на «Государство» Платона. Предположительно в его кружке разрабатывались тайные неоязыческие обряды. После смерти Г.Г.П. его труды были сожжены по решению константинопольской патриархии как еретические сочинения.

 

Генрих IV Плантагенет (1366 – 20 марта 1413)

Король Англии.

Сын герцога Ланкастерского. Пришел к власти в результате восстания и низложения короля Ричарда II. Боролся с мятежниками из дома Перси и валийцами. Подавил восстания герцогов Йоркского и Нортемберлендского. Торжественно принимал при своем дворе императора Византии Мануила II Палеолога, но помощи в борьбе с турками ему не оказал.

 

Герасим (XIV в.)

Епископ Коломенский.

Поставлен в епископы митрополитом Алексием. Со времени отъезда Митяя с посольством в Константинополь в 1379 г. и до прибытия Киприана в 1381 г. был наместником митрополичьего престола в Москве (Владимире). Летом 1379 г. благословляет Стефана Пермского на миссию крещения Перми, снабжает всеми вещами (частицами мощей святых, антиминсами, миром и т.п.), необходимыми для освящения храмов и проведения богослужения. До этого (в 1378 или весной 1379) рукоположил его в пресвитеры. Епифаний Премудрый называет Г. старцем «многолетним и добролетним» и вкладывает в его уста обширную проповедь-благословление, утверждающую необходимость апостольского служения с обильными цитатами из Евангелия. Возможно, это свидетельствует о действительной учености епископа, сумевшего понять важность происходящего события.

 

Герасим (? – 24 января 1441)

Третий епископ Пермский.

Участвовал в московском соборе 1438 г., осудившего заключение унии с католической церковью и подписание ее митрополитом Исидором. В 1441 г. участвует в соборе, принявшем решение об избрании русских митрополитов епископами. Продолжал миссионерскую деятельность. Занимался благотворительностью. Во время набега вогулов во главе с князем Асыкой явился в их стан и уговорил уйти. При возвращении в Усть-Вымь был задушен своим спутником, новокрещеным вогулом. Был похоронен в Усть-Вымском Благовещенском соборе.

 

Герберштейн Сигизмунд (1486 – 1553)

Дипломат при дворе императора Максимилиана I Габсбурга.

Родился в землях австрийских славян (в Крайне). Изучает славянские языки и труды древних и новых историков. Отличился на войне с венецианцами. В 1515–1552 гг. выполняет дипломатические поручения императора в венгерских и польских землях. В 1516–17 и 1526 гг. совершает поездки в Москву ко двору великого князя Василия III Ивановича. Целью посольства было примерение Руси и Польши. Не достигнув успеха в этой миссии, Г. выучил русский язык, и собрал обширный историко-геокультурный материал. В 1549 году в Вене он издает свою книгу «Записки о Московии» на латинском языке, которая представляет собой обзор истории, религии, обрядности, экономики, географии Руси. Первым из западноевропейских авторов Г. описывает Пермь, как особую землю, и кратко рассказывает о миссии Стефана Пермского. По сведениям Г. пермяне продолжали в XVI веке использовать стефановскую письменность.

 

Герман Фрицларский (XIV в.)

Немецкий писатель-мистик.

В 1343–49 гг. создал «Жития святых», в каждой их девяноста глав которых содержатся, наряду с кратким жизнеописанием святого, рассуждения по разнообразным мистическим вопросам.

 

Григорий Акиндин (XIV в.)

Византийский монах. Мыслитель.

Ученик Варлаама Калабрийского. Поддерживал его в полемике с Григорием Паламой. Позже занял собственную позицию, осудив представителей обоих враждующих сторон. Автор трактата «О сущности и энергии», написанного под влиянием трудов Фомы Аквинского.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!