Слайд к пункту № 3.Социальный идеал и ценности гражданской идеологии



Формула социального идеала: свободный человек в справедливом и демократическом обществе

Общегражданские ценности:

Свободный, творческий человек - главная производительная сила ХХ1 века и конечная цель исторического развития.

Права человека , особенно в экономической сфере

Социальная справедливость как альтернатива социальной поляризации общества.

Свобода и собственность.

Демократия как власть народа для народа и посредством народа

Патриотизм – не декларации, а деятельная любовь к людям и родине.

Глобализация как альтернатива глобализму.

Слайд к пункту № 4. О перспективной модели будущего общества

Речь идет о конвергентной модели будущего, вобравшей в себя лучшие стороны капитализма и социализма. Практика показывает, что страны, приближающие к этой модели, добились лучших результатов в своем экономическом и социальном развитии.

Главные черты такой модели:

Соответствие постиндустриальной эпохе.

Интеграция рыночных отношений и стратегического планирования.

Многообразие форм собственности и их конкуренция в деле удовлетворения общественных и личных потребностей.

Приоритетное развитие образования и всех позитивных видов социального и культурного творчества.

Поошрение предприятий с собственностью работников, в которых преодолевается антагонизм труда и капитала.

Развитие как представительной, так и прямой демократии.

Повышение конструктивной роли оппозиции и организаций гражданского общества, развитие самоуправления.

Повышение роли свободного времени в развитии задатков и способностей человек a .

 

Борис Славин

О Глобализации

 

  Глобализация есть следствие перерастания производительных сил мирового сообщества их национально ограниченной формы использования. Отсюда вытекают две проблемы. Первая проблема государственная: как, например, использовать в интересах России глобальное развитие современных производительных сил? Существуют, по меньшей мере, две тенденции ее решения. Одна с уклоном в национализм, в ура-патриотизм, вторая – социальная с интернациональным уклоном.

  Представители первой тенденции предлагают России замкнуться от западного влияния и мирового рынка и сделать упор на ее национальную самобытность. Мне она кажется тупиковой, ибо изолирует Россию от прогресса и мировой культуры.

  Представители второй тенденции предлагают России полностью открыться, выйти на мировую арену, полностью подчинившись господствующей капиталистической форме глобализации. Здесь я согласен с В.Федотовой в том, что современную глобализацию следует понимать как новейший этап капитализации мира. Последствия такой тенденции очевидны: их хорошо описал З. Бжезинский в работе «Великая шахматная доска», а А.Зиновьев в книге «Глобальный человейник». По их сценариям будущий мир будет господством некой Железной пяты, которой подчиняется весь остальной мир. На роль этой Железной пяты сегодня подходят Соединенные Штаты Америки, как доминирующей центр однополярного мира, которому абсолютно подчиняются все остальные страны и народы, оказавшиеся на перефирии общественного развития. Эта модель общества фактически ставит их в положение новых рабов глобализации. Нетрудно понять, что России в этом случае объективно отведена роль переферии или колонии. В чем я вижу оппозицию этой тенденции? В реальном сопротивлении ей. Без реальной борьбы и сопротивления этой уродливой формы глобализации ничего хорошего в совремненном мире не будет. Мало того, она может окончательно сойти с арены истории как некогда развитая и великая держава. И здесь не помогут ссылки на наш большой интеллектуальный потенциал общества, громадные природные ресурсы, национальную гордость и т.п. Все это, конечно, в России есть, с этим нельзя спорить, но это лишь некие объективные предпосылки и условия возможного прорыва в будущее, но никогда не реализуются, если будет продолжаться то, что продолжается сегодня.

   А что сегодня происходит? Во-первых, произошло уничтожение такого гигантского ТНК как Советский союз. Соединенные Штаты Америки и ориентированные на Запад пробуржуазные силы в СССР сделали все от них зависящее, чтобы ликвидировать мощного восточного конкурента. Это отрицательно сказалось не только на положении российского народа, но и всего трудового населения мира. С исчезновением СССР резко упала относительная стоимость рабочей силы во всех развитых странах, что привело к падению их жизненного уровня. Какой же есть выход из сложившейся ситуации? Если мы посмотрим на ту борьбу, которая сегодня идет в мире, то мы увидим Сиэтл, Ниццу и Прагу, то есть открытый интернациональный процесс сопротивления жесткой капиталистической форме глобализации. В нем участвуют разные силы, но они одинаково не приемлют диктат США и подконтрольным им международных организаций МВФ, Всемирного банка, ВТО, стремящихся превратить многие народы и страны в безропотную дойную корову. К сожалению, российский народ не участвует в этом, по сути дела, революционном процессе, и здесь мы должны учиться у Запада, у новых социальных движений, выступающих против глобализации по американски.

   Думаю такому участию должно предшествовать социально-политическое самоопределение России, в ходе которого она могла бы взять под свой сознательный контроль современные процессы глобализации. Без этого самоопределения все будет выглядеть утопией, включая реализацию высказанных здесь идей Вернадского и Тейяра де Шардена. Вопрос здесь один: кто, какой субъект будет отстаивать эти идеи в политике? Кто будет проводить национализацию ТЭКа, о которой не устает говорить Г. Шахназаров? Неужели ему это разрешат делать Массарский, Березовский или Потанин? Без кристализации такого массового революционного субъекта ничего в России хорошего не будет. Судя по нашей интеллигенции, которая сегодня «кто в лес, кто по дрова», судя по имеющейся неолиберальной или нациогнал-оппортунистической политической элите, у нас в ближайшее время ничего хорошего не произойдет. И логика истории снова показывает, что наш брат только тогда проснется от спячки, когда его здорово прижмет. Значит еще не совсем сильно прижали.

  Правда, есть и первые ласточки такого пробуждения. Мы постепенно избавились от эйфории быстрого вхождения в мировую цивилизацию, приходим к осознанию, в том числе и с помощью клуба «Свободное слово», что никакого светлого капиталистического рая в России не будет, что, наконец, народ должен взять свою судьбу в собственные руки. Нам не хватает сегодня ясной и аргументированной стратегии будущего развития страны, если хотите, политической самоорганизации и консолидации наиболее сознательных элементов общества и их соединения с массами трудящихся. Без такого практического соединения ничего у нас не получится. Нынешние коммунисты, воскрешая сталинизм и «державность», выступают как глубоко консервативная сила, уводящая народ в сторону от прогрессивного развития общества. Что касается нынешних неолибералов, заведших страну в тупик, то они могут только одно – плестись в хвосте проамериканской политики глобализации, превращая Россию в новую колонию. Отсюда вывод: нельзя выйти на дорогу социального прогресса, не изменив существующей социально-политической парадигмы развития, не придав ей социал-демократического измерения.

  И здесь вряд ли следует возлагать надежды на нового царя, или вездесущего деда Мороза, который к нам придет и сразу наведет порядок в стране. Пока мы сами не самоорганизуемся и не заставим политическую власть работать в интересах большинства, а не отдельных кланов общества, мы не сможем освоить позитивные процессы глобализации, связанные с освоением сновейших производительных сил человечества и нейтрализовать ее негатив, вязанный с уродливой капиталистической формой их освоения.       

Славин Б.Ф.

             СЛАВИН Борис Федорович – доктор философских наук, профессор кафедры политологии Института истории и политики МПГУ. ( nivals@inbox.ru ).

      О духовной аномии, или потери смысла жизни

 

В последнее время в социальной науке все чаще стало употребляться понятие «травма». Так известный социолог Ж.Т.Тощенко обосновал необходимость его использования в социологии названием «общество травмы». При этом он рассматривал его наряду с такими общефилософскими понятиями как «революция» и «эволюция». На мой взгляд, у него здесь имеется небольшое преувеличение. Понятие «революция» и «эволюция» отражают всеобщий характер движения живых и социальных организмов. Что касается понятия «общество травмы», то оно означает лишь один из частных моментов такого движения, связанного с трудностями, болезнью, или полным прекращением функционирования социального организма, т.е. с его смертью.

Совершенно очевидно, что «травма» в социологии может объяснять многие проблемы развития различных сфер общественной жизни. Так, автор доклада на примере современного общества показывает, что категория «травма» помогает, например, объяснить в экономической сфере такие явления как «манипуляция» различными формами собственности, одностороннее («флюсовое») развитие отраслей хозяйства, нарушение логики развития рынка труда и др. В политической сфере он выделяет травмы, связанные с узким характером принятия государственных решений, чрезмерного использования административного ресурса в парламентских выборах и др. Не менее интересен в докладе перечень проблем, связанных с духовной сферой общества: например, излишняя коммерциализация интеллектуальной жизни, маргинальность образования и культуры, развитие потребительства и игнорирование таких ценностей скрепляющих общество, как свобода, справедливость, солидарность и т.д.

В этой связи, я думаю, что в категорию «травма» нужно обязательно включить и разработать понятие «духовная аномия», означающую потерю многими людьми смысла человеческой жизни в результате смены общественного строя, революций и войн. Это в первую очередь относится к нашей стране, перенесшей в ХХ веке несколько революций и реставраций. Я имею ввиду, прежде всего, Великую русской революции 1917 года с ее важнейшими историческими этапами: Февральской Октябрьской революциями. Как известно, первая привела к устранению монархии и помещичьего строя в России, вторая - означала победу трудящихся классов (рабочих и крестьян) , и связанную с ними интеллигенцию.

Эти радикальные изменения в обществе, и последующая за ними гражданская война привели к резкому изменению общественного и индивидуального сознания людей. Часть из них эмигрировала из страны, назвав революционное время, говоря словами Бунина, «Окаянными днями». Другие, как Блок, Маяковский и Горький призвали миллионы людей «слушать музыку революции», видеть в ней наступление новой «эпохи» освобождения человечества от тысячелетнего рабства. По мнению Горького«В конце концов, побеждает только человеческое, - в этом великий смысл жизни всего мира, иного смысла нет в ней».

Под этим словами могли бы подписаться миллионы советских людей. Прожив более 70 лет в сложных условиях созидания и функционирования «реального социализма», испытав на себе радость побед и горечь поражений, они в своем абсолютном большинстве сохраняли веру в человека, в его общественную, или коллективистскую природу и созидательные творческие способности.     

Однако, в начале 1990-х годов, после второго пришествия в Россию капитализма, они испытали на себе своеобразный шок от проведения так называемых «либеральных реформ», провозгласивших примат частных интересов и индивидуалистических ценностей над общественными, объявивших устаревшими и ненужными в рыночных условиях ценности коллективизма, равенства и справедливости. С их точки зрения, напротив, главными ценностями Новой России должны быть обусловленная природой неравенство людей, абсолютная свобода бизнеса и рыночных отношений, личная выгода, культ денег и т.д.

Такой резкий переход к сугубо буржуазным ценностям нанес глубокую травму сознанию миллионов советских людей, ведущую к потери прежнего смысла жизни. Подобную ситуацию я и называю «духовной аномией». Она, на мой взгляд, до сих пор плохо понята и осознана общественной наукой.

Духовная аномия современного российского общества особенно усилилась в связи с банкротством известной либеральной политики «шоковой терапии», приватизацией государственной собственности путем «залоговых аукционов», невиданной ранее социальной поляризацией, развитием коррупции во властных структурах, появлением таких традиционных бед капиталистического общества, как хроническая бедность, безработица и рост криминала в различных сферах общественной жизни.

Всё эти проявления современного олигархического капитализма ведут к постоянному травмированию многих граждан российского общества. Особенно это наглядно проявляется в росте пьянства и наркомании, как среди взрослых граждан, так и среди молодежи. Отрицательно сказывается на их поведении и негативная информация, распространяемая в социальных сетях, пропагандирующих национализм, человеконенавистничество и воинствующий клерикализм. Недавний «феномен» молодого Керченского стрелка, застрелившего без всякого повода 20 своих сверстников, а затем убившего себя, наглядно показывает к каким трагическим последствиям может привести потеря смысла жизни в молодежной среде.

В последнее время российские граждане все чаще стали говорить о преимуществах социалистических идей и социалистической системы в целом. Так, по данным социологических исследований более 50% российских граждан хотят возвращения к советской модели социализма. В этой связи, недавно В.Путин на своей пресс-конференции заявил о невозможности возврата страны к реальному социализму. Однако велико было мое удивление, когда он в своем очередном обращении к Федеральному собранию вдруг предложил ряд сугубо социалистических мер в экономической и социальной сфере, которые могут обеспечить нужный прорыв в развитии общества. Любопытно, но примерно в это же время американский президент Д.Трамп, увидев рост влияния социалистов в демократической партии (появление в ней левого кандидата в Президента США Берни Сандерса) также высказался против социализма. Означает ли это, что мы вскоре можем столкнуться с тем, что увидим на будущих президентских выборах в США двух противоположных кандидатов: неоконсерватора Трампа и социалиста Сандерса? Пока на этот вопрос нет точного ответа, но сама возможность такой конкуренции в политике США говорит о многом. Я не исключаю, что и в России со временем (после принятия так называемой обновленной Конституции) может возникнуть подобная ситуация.

Славин Б.Ф.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!