Сказки о животных и их особенности.



Сказки о животных - самое древнее произведение сказочного эпоса. Древний человек одушевлял природу, переносил на животных свои свойства, не видел различий между ними и собою. Сказке присущ: анимизм - одушевление животных; антропоморфизм – животные действуют как люди,  тотемизм - обожествление животных.

Делятся на 2 группы:

- комическая («вершки и корешки»).

- Моралистическая(«Кот, петух и лиса»).

Кумулятивные сказки. Принцип их построения – нанизывание одного микросюжета на другой с некоторым расширением в одних случаях и почти повторением в других («Звери в яме», «Репка»).

В сказке о животных звери являются носителями одного признака, одной особенной характеристики (лиса хитра). Эти сказки аллегоричны. Художественная структура: простой, незатейливый, понятный язык, наличие диалогов, коротких, но выразительных песенок.

В репертуаре русского фольклора примерно 50 популярных сюжетов сказок о животных. Среди них можно выделить несколько тематических групп: сказки о диких животных, сказки о диких и домашних животных, сказки о домашних животных, сказки о человеке и диких животных.

Сказки о животных должны быть признаны, по существу, фантастическими. То, что сказкам о животных исторически предшествовали предания и рассказы о животных, привело к верному и точному воспроизведению в них некоторых существенных повадок зве­рей даже после того, как действия животных стали восприни­маться как людские действия. Основой для возникновения сказок о животных послужили рассказы мифологического характера, связанные с охотничьим периодом в жизни наших предков и тотемическими представлениями о животных, первопредках человека. Но следы тотемизма в русской сказке сохранились слабо. Наиболее архаична сказка о медведе на липовой ноге в тех ее вариантах, где человек, посягнувший на медведя, наказан (медведь съедает старика и старуху).

Истоки вымысла в сказках о животных принято связывать с их древним происхождением, с представлениями первобытного человека, наделявшего животное способностью говорить и разумно действовать.

Звери в сказке ведут себя, как люди: строят жилье, делают на зиму запасы, ходят друг к другу в гости, разговаривают друг с другом и с человеком. Иногда в это повествование вкрапливаются реальные детали поведения животных: волк выслеживает из-за куста овцу, лиса лезет на насест к курам. Такие мотивы сказки, как боязнь и почитание тотема, перестали быть актуальны, когда человек подчинил себе животное. Произошло переосмысление сюжета. Конфликт, связанный с тотемическими представлениями, заменился со временем бытовым конфликтом.

Своеобразие вымысла. Фантастический вымысел и в этих сказках связан с их идей­ным замыслом. Боярин, господин жесток, как волк, от него нельзя ждать пощады, с ним можно поступать только так, как советует пословица: «Верь волку в тороках», т. е. убитому. В сказке пе­редано как бы существо волчьего закона, по которому слабый становится жертвой сильного. Князю, боярину не надо было хит­рить. Его право — право жестокого и сильного господина. Таков и сказочный волк. Сказочники мстили угнетателям, изобличали их нравственную грубость, отсутствие ума: система социального уг­нетения, прибегающая к силе кулака, розги и оружия, не требо­вала от ее учредителей и защитников умственного напряжения. Появление социальной иносказательности сказок, усиление в них социально-критического начала привело к изобилию в сказках многочисленных и разнообразных приемов комического изображения действительности. Так, в сказках воспроизводятся постоянная и неослабевающая борьба и соперничество зверей. Борьба, как правило, кончается жестокой расправой над про­тивником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь час­то попадает в смешное, нелепое положение.

Связь сказки с древним периодом ее существования обнаруживается в мотивах боязни зверя, в преодолении страха к нему. У зверя есть хитрость, сила, но нет человеческого ума, человеческой предусмотрительности. Не случайно сказка изображает домашних животных с большей симпатией, чем диких. К числу архаичных нужно отнести этиологические (объяснительные) сказки о животных (почему у зайца раздвоена губа) и сказки, в которых показан образ животного-плута (лиса), типичные для мирового фольклора, возникшей в период отхода от тотемических представлений.

Сказка о животных по своему характеру ближе всего стоит к бытовой сказке. Раньше других она перешла в детскую аудиторию, и ее нельзя изучать без учета среды, в которой она бытует. Ориентация рассказчика на детское восприятие, на малый бытовой опыт слушателей ограничивает художественные возможности повествователя, упрощает конфликтные ситуации, представленные в сказке. Если детская сказка о животных затрагивает социальные и нравственные проблемы, то в доступной для детского восприятия трактовке. Она доказывает прописные истины: нужно слушаться старших, не нарушать запреты. Такие сказки побуждают ценить ум выше физической силы, дают примеры коллективизма, учат дорожить дружбой, осуждают предательство. Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки - о проделках животных ("Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), "Битый небитого везёт", "Лиса-повитуха" и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на басню. Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки - лиса (в мировом эпосе - заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца. Больше всего в русском животном эпосе сказок о лисе. С лисой связан устойчивый круг мотивов, часто переходящих из сюжета в сюжет: лиса-воровка (кража рыбы), лиса-обманщица (рыбная ловля), лиса-исповедница, лиса-плачея, лиса-повитуха, лиса-судья, лиса - волчья кума и т. д. Часто сказки о лисе строятся как цикл: кража лисой рыбы + волк у проруби + лиса вымазала голову сметаной + битый небитого везет + пост­ройка ледяной и лубяной хаты + волк попадает в яму за скалочку-гусочку + лиса-исповедница. Во всех сказках этот персонаж ловок, удачлив, предприимчив, находчив - качества, которыми слушатель не может не восхищаться. И в то же время лиса - притворщица, воровка, расчетливая, злопамятная, жестокая. Отношение к ней рассказчика и слушателей двойственное. Из сорока сказок о лисе в сборнике Афанасьева только в девяти лиса наказана за свои проделки.

Постоянные партнеры лисы - волк и медведь. На их примере хорошо видно, что сказка развенчивает грубую силу. Волк - насильник, убийца, жаждет крови, губит, отни­мает силой, берет не спрашивая. Человеческий тип, воплощенный в медведе, отчасти схож с тем, который воспро­изведен в образе волка. Недаром волк часто замещает в сказке медведя. Таковы многочисленные варианты сказок: «Мужик, мед­ведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и др. Вместе с тем сходство образов лишь частичное. В сознании любого человека, знакомого со сказками, медведь — зверь высшего ранга. Он самый сильный лесной зверь. Когда в сказках один зверь сменяет дру­гого, медведь находится в положении самого сильного. Такова сказка о теремке, о зверях в яме и другие сказки. Надо думать, что это положение медведя в звериной иерархии по-своему объяс­няется связью с теми традиционными досказочными мифологичес­кими преданиями, в которых медведь занимал самое важное место хозяина лесных угодий. Возможно, с течением времени в медведе стали видеть воплощение государя, владыки округа. В сказках постоянно подчеркивалась огромная сила медведя.

Известная сказка о том, как медведь с крестьянином поделили урожай, также подтверждает эту мысль. И здесь речь идет о тех отношениях, которые существовали между сильными мира сего и крестьянами. Глупость медведя — рознь волчьей глупости. Волк недогадлив, а не глуп. Глупость медведя — глупость человека, располагающего властью. Свою силу медведь употребляет не по разуму. Если предположение о том, что медведь представляет собой человека, облеченного властью, окажется правильным, то сказку можно воспринимать как инте­ресное свидетельство о том, какие чувства питал к властям кресть­янин-труженик. Социальный прототип этого ска­зочного персонажа становится ясным. Народ знал немало лихо­деев и преступников, от которых ему приходилось тяжко. Причем отношение к медведю обычно более сочувственное, чем к волку. Только в одной сказке медведь лишен обычного добродушия, глупости и доверчивости. Это сказка «Медведь», где человека губит страх. А волк действительно страшен только в сказке «Волк и коза». Но в конце ее он терпит поражение: мать-коза спасает своих детей, волк гибнет. Храбрый петух, умный кот, отважный баран - весь животный мир, приближенный к человеку, побеждает грубую силу потому, что не боится ее, - в этом убеждении, которое вытекает из всех сказок, их огромное воспитательное значение.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1846; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!