Семейно-обрядовая поэзия: ее социальное и художественное значение.



Календарные и семейные обряды возникли на общей основе, они генетически связаны. Однако между ними существовало большое отличие. Героями календарной поэзии были обожествленные силы природы, герой семейных обрядов — реальный человек. Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшими были рождение, вступление в брак и смерть. Наиболее развитым в художественном отношении был народный свадебный обряд.

Родильные обряды и обряды первого года жизни (периода младенчества) были наполнены ритуальными действиями магического характера: первое купание новорожденного, крещение, первое укладывание в колыбель, обряд угощения родственников и соседей (бабина каша), обычай одаривания матери новорожденного и бабки-повитухи, обряд первого подпоясывания, первого пострижения. Действия имели две направленности: оберегание новорожденного и его матери и обеспечение ему благополучной и долгой жизни. Христианское таинство крещения значительно потеснило древние родильные обряды.

Религиозное мировосприятие было также основой обряда похоронного. Вместе с тем православный похоронный ритуал воспринял и впитал в себя многие обряды и поверья, восходящие к язычеству. Смерть — это переход в инобытие, в древности осмыслявшийся как инициация. Похоронный обряд пронизывает одна идея — убеждение в продолжении существования умершего. С одной стороны, покойного необходимо было умилостивить, облегчить ему путь в мир иной; с другой — требовалось обезопасить живых от возможных вредных действий покойного. На эти две цели была направлена самая разнообразная магия: обмывание умершего, одевание в новую одежду и обувь, вынос ногами вперед, осыпание зерном лавки, на которой лежал покойник, мытье избы после выноса тела, бросание в могилу денег, раздавание на похоронах милостыни, поминки. Поминки постепенно переходили в календарные поминальные обряды.

Похороны — это утрата близкого человека. Чувство горя выражали специальные поэтические произведения — причитания. Их начинали исполнять с наступления смерти, исполняли в течение всего похоронного обряда, а затем — на поминках. Кроме похоронных, известны причитания свадебные и рекрутские, вызванные предстоящей долгой, а возможно и вечной, разлукой. Провожая дочь в чужу дальнюю сторонушку или сына на службу государеву, мать оплакивала свое детище. Причитали и другие родственницы, причитала невеста. Несмотря на неоднократные церковные запреты оплакивать покойников, причитания дожили до наших дней. Их записи, сделанные в XIX и XX вв., зафиксировали богатый пласт народной поэзии.

Свадебные обряды – самые значительные по всей народной обрядности. В различных местах свадебная традиция отличалась частыми деталями, но в целом имела общий характер и неизменно включала в себя такие основные этапы, как сватовство, сговор, девишник, день свадьбы и послесвадебные обряды. Свадьба – это замечательное явление народной поэзии. Она была пронизана различными жанрами фольклора (присловия, пословицы, поговорки, загадки, причитания, песни, приговоры).

Заговоры. Происхождение и виды. Художественная особенность заговоров.

Заговоры – это короткие прозаические устно-поэтические произведения, обладающие (по мнению исполнителей) силой магического воздействия. Они имели утилитарно-практическое значение, исполнителями не преследовались никакие эстетические цели.

Возникли заговоры из языческих молитв, основывались они на силе человеческого слова, потом на авторитете называемого божества, далее – на авторитете заговаривающего лица. Изначально заговоры очень широко бытовали среди народа, однако с течением времени круг применения заговоров сокращался по причине сокращения лиц, знающих таинственные формулы.

Виды заговоров: против болезней, любовные (присушки), промысловые, домоводческие, общественные.

Художественные особенности:

Вера в магическую силу слова, точная конкретизация явлений, практическое употребление эпитетов, текст заговора нельзя изменять (ослабнет сила), утилитарность (связаны с бытом), редупликация (дублирование одной и той же структурно-семантической модели), контаминация (соединение разных моделей).

Заговоры выстроены в устойчивой словесной конструкции, ритмически упорядоченной и имеющей характер законченного суждения.

Ритм в заговорах является показателем более поздней стадии их литературного развития.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 624; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!