Историческая школа в русской фольклористике.



Историческая школа в фольклористике - одно из наиболее влиятельных направлений русской фольклористики конца 19 — начала 20 вв. Основатель – Всеволод Миллер «Экскурсии в область русского былинного эпоса». В отличие от мифологической школы и теории заимствования, И. ш. стремилась объяснить русский фольклор, опираясь на русскую историю, выяснить, где и когда сложилось то или иное устнопоэтическое произведение, какие исторические события лежали в его основе. Сторонники И. ш. (В. Ф. Миллер, А. В. Марков) обследовали памятники древнерусской письменности, извлекли многочисленные параллели к былинам и историческим песням, создали историческую географию русского эпоса. Они осуществили ряд экспедиций, издали ценные сборники и своды (сборники А. Д. Григорьева, А. В. Маркова, своды исторических песен В. Ф. Миллера и лирических песен А. И. Соболевского и др.).

В былинах и исторических песнях сторонники И. ш. видели фрагменты своеобразной устной летописи; они стремились доказать, что былины возникли в княжеско-дружинном кругу. Несовпадения исторических событий и содержания произведений объяснялись порчей текста в крестьянской среде. Поэтическое содержание эпоса И. ш. фактически не исследовалось. И. ш. пользовалась некоторое время международным авторитетом и оказала влияние на деятельность учёных ряда стран. При всех методологических недостатках И. ш. внесла заметный вклад в науку о фольклоре, собрав и систематизировав огромный материал. Недостатки ее заключались в отсутствии обоснования рождения волшебных сказок.

Роль М.Горького в развитии отечественной науки об УНТ.

Художественное и историческое значение Ф. было глубоко раскрыто А. М. Горьким, высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики. В своем докладе на Первом съезде советских писателей Горький говорил: «Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее — доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, — Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чорта и даже смерть, — все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни».

Ф. — поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Ф., будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял. На том же съезде писателей А. М. Горький обратился к писателям Кавказа и Средней Азии: «Начало искусства слова — в фольклоре. Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Он очень много дает материала и вам, и нам, поэтам и прозаикам Союза. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего». М. Горький подчеркивает в Ф. его трудовое и коллективное начало, материалистическую и реалистическую его основу, его художественную мощь. Выделяя специфические черты, присущие устной народной поэзии, М. Горький в то же время не противопоставляет Ф. письменную художественную литературу как обособленные друг от друга явления. В народном творчестве он видит ту глубокую и плодотворную почву, на которую опирались в сущности все величайшие произведения литературы.

Календарная поэзия: ее социальное и художественное значение.

Весь фольклор можно разделить на обрядовый и необрядовый. К обрядовому относятся произведения, которые исполняются во время совершения какого-либо обряда или же которые являются его составной частью.

Обряд – это определенные обычаями те или иные действа. Это наиболее древний вид народной культуры. В них можно обнаружить анимизм (вера в существование духов), антропоморфизм (все явления природы обладают человеческими качествами) и магизм.

Календарная поэзия – это произведения устного народного творчества, являющиеся частью календарной обрядности. Календарные обряды, песни и игры связаны с явлениями природы, годовым круговоротом солнца, с земледельческим трудом. В основе этих обрядов лежала вера в магическую силу слова, жеста, действия. К языческим обрядам и связанной с ними календарной поэзией были позднее приурочены христианские праздники. В ней сочетались магические действия, христианские мотивы и житейский опыт.

Поэтически наиболее богаты зимние и весенние обрядовые циклы. Во время зимних праздников пелись колядки (песни новогоднего содержания) и подблюдные песни (гадания с помощью блюда). Начало весны было отмечено масленичными песнями и играми, а также веснянками (песни, выкривавашиеся девушками к призыву весны). Также существовали Егорьевские песни (в день первого выгона стада) Вьюнишние песни (песни для супругов после Пасхи). Пасху сопровождали Семицкие обрядовые песни. Летняя обрядовость связана с праздником Ивана Купалы и похорон Костромы. Яркой образностью, оптимизмом отличаются осенние обрядовые песни, связанные со сбором урожая. 

В настоящее время календарные песни практически вышли из бытования.

Социальная роль календарной поэзии состоит в актуальности данных действий для исполнителя, в его заботе о заклинаемом (урожае, продуктивности труда, благополучии). В них отражаются жизнь и бытование народа, его мировоззрение. Вместе с тем обрядовая поэзия выполняла и эстетическую функцию: она передавала атмосферу праздничности, художественно выражала всевозможные мысли и чувства.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 608; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!