ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 71 страница



ПСАЛОМ 81

 

Надписание сего псалма - Псалом Асафу - таково же, как и надписание псалма 49 и некоторых других псалмов. Надписание сие указывает на принадлежность псалма Асафу как составителю его, а под именем сего Асафа нужно разуметь того славного певца Давидова пророка Асафа, именем которого надписаны 49-й и 78-й псалмы, с песнопениями которых настоящий псалом имеет большое сходство. Именно, он представляет собой обличительную проповедь против неправедных судей и мог быть вызван теми злоупотреблениями некоторых судей Давидовых, которые подали Авессалому повод возбуждать в народе сомнение в правосудии отца своего и недовольство всем его правлением (2 Цар. 15:2-6).

Ст. 1. Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит. Вся история израильского народа представляет собою теократию, т.е. государство, управляемое Самим Богом. От Бога, как верховной власти, происходил и весь закон гражданский, и всякая исполнительная власть в этом теократическом государстве. Как цари, так и все судьи и князья в нем были только видимыми представителям Бога, во имя Его применявшими к частным случаям и осуществлявшими данный Богом Закон. Поэтому все они, эти представители Верховного Судии Бога, в Ветхом Завете неоднократно называются богами (Втор. 1:17; Исх. 22:8, 28; 2 Пар. 19:6, ср. Ин. 10:35). Так, не кто другой, а именно те же иудейские судьи, и в сем псалме названы богами. И в царствование Давида, именно в начале его, были такие судьи, которые забыли, что они должны судить во имя Божие и потому - справедливо. К ним-то и относятся эти начальные слова псалма, в которых псалмопевец представляет Господа Бога, верховного Судию внезапно являющимся в собрании неправедных судей (в сонме богов), чтобы потребовать от них отчет в употреблении своей власти, произвести суд над ними: "Бог стал в сонме божием; среди богов произнес суд".

Ст. 2. Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете. Еще Моисей пророк, в Законе своем, от имени Божия говорил евреям: "Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие" (Втор. 1:17), и еще: "Не сотворите неправды в суде: да не приимеши лица нищего, ниже почудишися лицу могущего: по правде да судиши ближнему твоему" (Лев. 19:35). Иудейские судьи, очевидно, забывали эти статьи Закона или не обращали на них должного внимания; при разборе тяжебного дела и постановлении судебного приговора, они принимали во внимание не сущность разбираемого дела, а угодливость тому или другому лицу, богатому или знатному, находящемуся с ними в родственных, дружественных и т.п. отношениях. В такой несправедливости и лицеприятии пророк, от имени Божия, и обличает здесь иудейских судей, говоря: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Доколе будете смотреть на лица, на общественное положение судимых, на подарки или какие-либо свои выгода, и т.д., а не на самое дело?

Ст. 3 и 4. Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте: измите нища и убога, из руки грешничи избавите его. Продолжая речь свою к неправедным судьям, пророк дает им понять, как они должны относиться на суде к бедным и сирым, к нищим и убогим, которым они оказывали доселе пренебрежение на суде своем. Желая угодить сильным, знатным и богатым, обличаемые судьи оказывали полное невнимание, или даже совершенное небрежение, к убогим и нищим, когда или несправедливо осуждали последних, или наскоро решали их дела и тем причиняли им явную обиду и имущественное разорение. Когда, как бы так говорит пророк, до вас, судьи, дойдет дело сироты, или человека убогого, уничиженного, вы не пренебрегайте этим делом, а принимайте его благосклонно и тщательно разбирайте; точно так же и дело человека бедного и нищего внимательнее решайте и поскорее оканчивайте, не довода до напрасных убытков, а в случае правоты нищего оправдывайте и объявляйте его невинным. В особенности же не допускайте бедняка и нищего до притеснения со стороны богатах и сильных, в случае же, если они уже подверглись такому притеснению и угнетению от руки нечестивых и потерпели от них какие-либо убытки, ваш долг избавить их от притеснений, удовлетворив за обиду и оскорбление и вознаградив за понесенные убытки.

Ст. 5. Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят: да подвижатся вся основания земли. Изречениями первой половины сего стиха пророк изъясняет причину неправильной деятельности судей. Судьи должны производить суд нелицеприятный, - "творить правду на суде" (Втор. 16:18) как для знатных и сильных, так и для бедных и убогих, не отдавая последних на притеснение и угнетение богатым. Но они ни того, ни другого не исполняли, потому что не познаша точного требования законов правосудия и не выразумели (ниже уразумеша) действительного смысла их. А последнее происходит оттого, что начальники и судьи иудейские в делах судопроизводства руководятся не началами справедливости и божественного Закона, а пристрастием к дарам, земными выгодами и расчетами, которые их ослепляют, не дают им видеть света истины и правды: действуя в таком направлении, они во тме ходят. А изречение последней половины стиха указывает на последствия, которые происходят от неправосудия. Когда нарушается правосудие, когда бедные и сирые не находят себе у судей защиты, тогда колеблются, подвижатся вся основания земли. Основания земли, т.е. существующих на земле царств и народов, жизни общественной и частной, составляют: закон, правосудие, законное правительство и на них покоящиеся права, личная свобода и безопасность частная и общественная. "По причине сей (т.е. судебной) неправды, - говорит блж. Феодорит, - жизнь полна смятения и волнений, и земля (т.е. государство) приводится в колебание непрерывными бедствиями" [6, с. 394-395].

Ст. 6 и 7. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете. Здесь псалмопевец опять выставляет говорящим Самого Бога и объявляющим Свой грозный приговор неправедным судьям. Сотворенные по образу Божию и по подобию Его, все люди вообще носят на себе печать сыноположения и звание сынов Божиих; в особенности же все принадлежащие к Церкви Христовой, по праву усыновления их Христом Спасителем, суть сынове Вышняго, а те между иудеями, которым вверена была власть судить и управлять народом Божиим, назывались и в Писании "богами" (Исх. 22:28; 7:1). Сам Иисус Христос, приводя слова сего псалма, в речи пред неверовавшими в Него иудеями дает им тот же смысл (Ин. 10:35). И как ни высоко достоинство князей и судей между простыми людьми, но и они такие же смертные человецы и подвержены той же участи, как и все люди. Аз рех, говорит Верховный Судия Бог, Я сказал: вы боги и сыны Всевышняго - все вы, но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей, и ваше падение тем гибельнее, чем более то возвышение, на котором вы поставлены. Помните же, что ваше высокое звание и достоинство не защитит вас от внезапной смерти, какою Я обыкновенно наказываю других людей, других грешников.

Ст. 8. Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех. После всего сказанного о неправедных судиях пророк призывает на суд Самого Бога и просит Его, чтобы Он, как Владыка и Обладатель всей земли, возстал против неправосудия князей и судей земных и исправил суды человеческие, причем под именем земли разумеет не одну землю иудейскую, но землю, обитаемую всеми народами. Так как земные судии, как бы так говорит пророк, злоупотребили данною им властию суда, то Сам Ты, Боже, возстань и произведи суд над ними: ибо Ты наследуешь все народы. Но кроме сего буквального значения заключительных изречений псалма сего, в них заключается пророчество о воскресении Иисуса Христа из мертвых и Его всемирном суде. Псалмопевец, в образе молитвы, предвозвещает пришествие Мессии, Который и землю наследит, обратив все народы (во всех языцех) к Своей Церкви, и будет судить ей судом праведным, вначале чрез апостолов и владык земных, а потом Сам непосредственно, когда придет судити живым и мертвым. По словам блж. Феодорита, сказанное в последнем стихе псалма "прямо дает разуметь суд Владыки Христа, ибо Ему, по человечеству Его, сказал Бог Отец: "Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли" (Пс. 2:8). Его-то умоляет пророк вскоре явиться и судить праведно, а судей неправдивых отрешить и оставить достояние иудеев, восприять же достояние язычников и всем людям даровать спасение" [6, с. 395].

ПСАЛОМ 82

 

Надписание сего псалма составляет 1-й стих его и читается так: Песнь псалма Асафу. Псалом сей содержит в себе молитву народа Божия о помощи против союзных языческих народов и, как назначенный для пения его при богослужении, передан был Асафу, одному из начальников певческих хоров, бывших при Давиде и после него, вернее - одному из потомков того Асафа. Подобное же выражение - песнь псалма - имеется в надписании псалма 65, где оно имеет то же значение песнопения, назначенного для пения при богослужении.

Существуют различные мнения об обстоятельствах происхождения сего псалма. Одни из толковников относят его ко временам Давида (2 Цар. гл. 8, 10 и 12), другие же полагают, что поводом к написанию его послужили враждебные действия самарян и других соседних с ними народов против возвратившихся из плена иудеев при Зоровавеле и Неемии (1 Езд. гл. 4 и 6). Большая же часть исследователей и толковников относят происхождение сего псалма к войне Иосафата, царя Иудейского, против идумеян, моавитян, аммонитян и других, на востоке и западе живущих народов, которые составили между собою союз (ст. 6), с целью не только разграбить иудеев и разорить всю землю их, но и совершенно изгнать их из Святой Земли (ст. 5 и 13). К последнему мнению (большинства), как более основательному, присоединяемся и мы. Неожиданно вышеперечисленные народы вторглись в пределы иудеев (как описано это во 2-й книге Паралипоменон, гл. 20), которые, при таком множестве врагов, не решались противостать им (2 Парал. 20:11-12). Сознавая собственное бессилие, иудеи: мужчины, женщины и дети, вместе с царем Иосафатом, - собрались в храме для молитвы о помощи Божией против врагов. Тогда Дух Господень, среди собрания, сошел на левита Иозиила, одного из потомков Асафа (2 Парал. 20:14), который в речи своей, обращенной к народу и самому Царю, успокоил иудеев уверением в близкой помощи Божией (см. в нашем объяснении Пс. 45, ст. 7-8). Этот Иозиил и мог быть составителем сего псалма, который есть не что иное, как пламенная молитва к Богу об избавлении его народа от страшного нашествия многочисленных языческих народов, соединившихся для совершенного истребления Израиля. Весь псалом проникнут твердой надеждой на Бога и представляет молитвенную песнь пророчествовавшего тогда Иозиила, которою певцы хвалили Господа, выступая вперед Иосафатова войска, навстречу неприятелям, К пустыне Фекойской (2 Парал. 20:20-21).

Сначала в псалме пророк испрашивает у Бога своему народу помощи против коварных и надменных врагов, злоумышленно соединившихся из многих народов (числом 10) для того, чтобы истребить Израиля и заключивших завет против Самого Бога (ст. 1-6). Затем перечисляются самые враги, между которыми зачинщиками были идумеяне, моавитяне и аммонитяне, а измаильтяне, агаряне, амаликитяне, филистимляне и проч. - союзниками их (ст. 7-9). Далее, чтобы расположить себя и других к усерднейшей молитве, псалмопевец представляет многие примеры из истории, как поступал Бог с врагами народа Божия в древние времена, и вместе с тем молится, чтобы и на этот раз Он не щадил этих ненавистников имени Божия, а послал бы на них бурю и молнию Своего страшного гнева (ст. 10-16) - чтобы бесчестным поражением привести их к признанию Его имени, Его высочайшей власти и могущества (ст. 17-19).

Ст. 2. Боже, кто уподобится тебе? Не премолчи, ниже укроти, Боже! Желая в псалме своем испросить милость у Бога и всесильную помощь Его на многочисленных врагов народа израильского, псалмопевец начинает его с признания и исповедания всемогущества Бога и Его неизреченной благости, таких высочайших свойств Его Божества, в которых никто не только из земнородных, но и из небесных духов не может не только равняться с Богом, но хотя сколько-нибудь быть подобным Ему: Боже, кто уподобится Тебе?. Но, признавая всемогущество Божие, псалмопевец в то же время имеет в виду и неограниченную благость Его, по которой Он иногда щадит и величайших грешников, долготерпит часто к нечестивым и злотворящим врагам своим, нередко являет свою кротость и спокойствие там, где, по человеческому рассуждению, Ему следовало бы проявить Себя строгим и грозным Судией. Посему он и умоляет Бога: Боже, разве может кто-нибудь уподобляться Тебе? Не премолчи же, не безмолвствуй и не оставайся в покое, не укротися Боже!*

Ст. 3 и 4. Яко се, врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя. В этих изречениях псалмопевец выражает причину, почему, при настоящих обстоятельствах, Господь Бог не должен пребывать в покое и в молчании, почему не должен являть Свою кротость и долготерпение. Потому что вот, говорит он, враги Твои подняли страшный шум, обнаруживая ненависть свою против нас, народа Твоего, они возненавидели Тебя Самого, и вообразив себя сильными и непобедимыми, возгордились против Самого Царя мира, горделиво подняли голову (воздвигоша главу). Они не только угрожают явным нападением на нас, но составили тайный, коварный совет против избранных Твоих; На люди Твоя лукавноваша волею. Святыми названы здесь те же израильтяне, которые, как состоявшие в завете с Богом, были хранимы Им, как и переведено это слово с еврейского: "враги Твои", Господи, так возненавидели народ Твой, что "составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою". Но Ты не потерпишь им такого лукавства и такой безумной гордости, ибо Ты гордым противишься (Иак. 4:6), а хитрых уловляешь их же лукавством (Иов. 5:13; 1 Кор. 3:19).

Cт. 5. Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево ктому. В этом заключался тайный коварный умысел врагов народа израильского, чтобы общим всех союзных народов нападением разрушить царство Иудейское, изгнать из своих жилищ и истребить жителей сего царства, так, чтобы не оставалось и звания народа иудейского и не воспоминалось больше имя Израилево. В том и состояло тайное совещание союзных народов против святых Божиих (ст. 4), чтобы сильным стремительным натиском нанести столь решительное поражение избранному народу Божию, чтобы этот народ совсем был истреблен с лица земли и не упоминался бы между другими народами. На общем совещании враги Твои, Господи, сказали (реша): пойдем и истребим их из народов, чтобы не воспоминалось более имя Израиля.

Ст. 6,7,8 и 9. Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша: селения Идумейска и Исмаилите, Моав и агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире: ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым. Перечисляя поименно всех союзников враждебного иудеям нападения, псалмопевец говорит здесь, что все они, на общем собрании (вкупе) единодушно совещались и составили заговор против Бога (на Тя завет завещаша), как верховного Правителя и Судии иудейского народа. Это были: идумеяне (селения Идумейска), т.е. жители Идумеи, или народ идумейский, происходивший от Исава (сына Исаака), прозванного Едомом ("красный", слав. - чермен, см. Быт. 25:25, 30; 36:1, 19). Идумея лежала к юго-востоку от Иудеи. Исмаилите, т.е. измаильтяне, происходившие от Измаила, сына Авраамова, рожденного от рабыни его Агари. Они жили в каменистой Аравии, на юг от Палестины, потомки их - нынешние бедуины. Моав и агаряне. Моавом названы здесь моавитяне, народ, происходивший от Моава, сына Лотова, племянника Авраамова, и обитавший к востоку от Палестины. Агаряне - это потомки Агари, рабыни Авраамовой, которая, по изгнании из дома Авраама, вышла за другого мужа, от семени которого и произошли агаряне, названные впоследствии сарацинами, потомки их нынешние турки, живущие в Малой Азии, отчасти на Балканском полуострове Европы и по Аравийскому полуострову Азии, и частию в Египте. Гевалом, по всей вероятности, названы гевалиты, по блж. Феодориту, жившие в соседстве с Идумеею. Амманом названы здесь аммонитяне - народ, происходивший от сына Лотова Аммона и живший на восток от иудейской земли. Амаликом называются амаликитяне, потомки Исава, происходившие от внука его Амалика (1 Парал. 1:35-36) и жившие на юго-восток от Мертвого моря, близ пустыни Аравийской. Иноплеменниками и в псалмах (35:1; 59:10, 86:4), и в других местах Писания (1 Цар. гл. 17 и др.) называются филистимляне (палестиняне), окружившие с юго-западной стороны Палестину и составлявшие как бы часть Палестины, но в то же время представлявшие собою иное племя, особое и отличное по всему от племен народа израильского и даже всегда враждебное последнему. Тир - это известный приморский город в древней Финикии, в Малой Азии, на северо-западе от Иудеи, а потому выражение: живущие в Тире - значит то же, что финикияне. Ассур - так назывался ассирийский народ, происшедший от Ассура, внука Ноева, от сына его Сима и обитавший к северо-востоку от Палестины. Ассирияне на сей раз пошли на Иудейское царство в защиту (в заступление) сынов Лотовых - потомков Лота, т.е. моавитян и аммонитян (Быт. 19:36-38). Сговорились единодушно, взывает псалмопевец в жалобной песни своей к Богу, и заключили против Тебя, Господи, союз: жители Идумеи и измаилтяне, или аравитяне с своими соседями - моавитянами, аммонитянами и амаликитянами, с ними же и агаряне с гевалитянами, филистимлянами с финикиянами и, наконец, ассириане как помощники или заступники за моавитян и аммонитян.

Ст. 10 и 11. Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове: потребишася во Аендоре, быша яко гной земный. Изречениями сих стихов пророк снова обращается к Богу с молением, чтобы Он с враждебными израильтянам народами поступил (сотвори им) так, как поступил некогда с мадианитянами, во времена Судей угнетавшими Израиля и нападавшими на него, под предводительством Сисары, военачальника царя Асорского Иавима. Господь Бог, наказавший тогда израильтян за нечестие и совращение в идолопоклонство, помиловал их потом, когда они раскаялись в своем грехе отступления от Бога, и предал в руки их как самого царя и его военачальника, с 900-ми колесницами, так и все многочисленное воинство их, которое было частью истреблено, частью обращено в бегство израильским войском, предводительствуемым Бараком и пророчицей Девворой. Случилось это во Аендоре, близ водотечи Киссона (в потоце Киссове), как обстоятельно описано все сие в книге Судей (гл. 4). Все истребленные при сем случае оружием мадианитяне оставались непогребенными, гнили на поверхности земли и представляли собою гниющие навозные кучи, быша яко гной земный. Сделай им то же, молит пророк, что сделал Мадиаму и Сисаре, что сделал Иавиму у потока Киссона, которые истреблены в Аендоре и сделались навозом для земли.

Ст. 12 и 13. Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их, иже реша: да наследим севе святилище Божие. Продолжая молить Бога о поражении союзных народов, сошедшихся для истребления народа израильского, пророк упоминает здесь о злосчастной участи князей мадиамских Орива и Зива, а также о царях их Зевее и Салмане, которые все погибли от руки Гедеона, судии израильского (Суд. гл. 8). И вспоминая о них, пророк умоляет Бога так же поступить и с настоящими врагами израильтян, как Он древле поступил с означенными царями и князьями, которые уговорились присвоить себе святилище Божие. Святилищем Божиим названа здесь вся иудейская земля с городом Иерусалимом и его храмом, как местом селения живого Бога, - вся населенная иудеями Палестина, как посвященная Самим Богом для обитания в ней избранному народу Божию. Да постигнет врагов наших и князей их та же участь, какая постигла князей мадиамских Орива и Зива, поступи с ними, Боже, и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом, которые говорили: возьмем себе во владение селения Божий.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!