ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 68 страница



Ст. 52 и 53. И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни: и настави я на упование, и не убояшася: и враги их покры море. Здесь пророк кратко говорит о самом изведении израильтян из Египта. Господь, говорит он, поднял свой народ и повел его как овец и вел его как стадо пустынею, и они первое время шли небоязненно (не убояшася). Моисей повелел евреям твердо уповать на Господа и не приходить в боязнь (Исх. 14:4,13-14). И настави я на упование, а врагов их, т.е. египтян, покрыло Чермное море. Пророк, упоминая о сем, дает разуметь, что как тогда неверные иудеи скоро забывали такие величайшие благодеяния Божий, как чудесный исход их из Египта и не менее того чудесное водительство их по пустыням, так и нынешние потомки их вероломно оставили Бога и преогорчевают Его своим неверием и приверженностью к идолопоклонству.

Ст. 54 и 55. И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница его. И изгна от лица их языки, и по жребию даде им (землю) ужем жребодаяния, и всели в селениих их колена Исраилева. Горою святыни названа здесь, согласно переводу с еврейского, вся вообще Палестина, или та земля Ханаанская, из которой Господь изгнал населявших ее язычников, и, в частности, та гора Сион, которую избрал Господь для обитания на ней святыни Его, т.е. ковчега Завета. Не сами израильтяне, т.е. не своею силою или храбростью завоевали эту землю и эту священную впоследствии гору, а Сам Господь приобрел ее для них (юже стяжа десница Его). Изгнав из этой земли языческие племена (хананеев и хеттеев, евеев, ферезеев и гергесеев, амморреев и иевусеев (Нав. 3:10), Господь, чрез Иисуса Навина, разделил ее по жребию, измерив, как обыкновенно делят землю землемерною цепью, или веревкою (ужем жребодаяния), для всех двенадцати колен израильского народа, и поселил их в тех самых городах и селениях, в которых (в селениих их) жили те самые племена.

Ст. 56, 57 и 58. И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и сведений Его не сохраниша: и отвратишася, и отвергошося, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен: и прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его. Вошедшие в Ханаанскую землю и поселившиеся в ней израильтяне были не лучше отцев своих, которые искушали и раздражали Бога в пустыне, за что они и получили должную казнь: все они преданы были смерти в пустыне, не увидав земли обетованной. И эти сыновья и потомки их также искушали и огорчали Господа Бога Всевышнего и уставов Его (свидений Его) не сохраняли: стали делать злое перед очами Господа и служили Ваалам и Астартам и другим богам разных языческих народов (Суд. 10:6); как отцы их поступали, так и они, - отвратились от Бога и отреклись от Него, подобно своим предкам, сделавшим тельца в пустыне. Как кривой испорченный (развращен) лук не может направлять стрелы в цель, так и развращенный ум их не последует Божественному закону и обращается от благочестия к беззаконию и нечестию. Войдя в общение и дружбу с соседними языческими народами, они стали подражать их злочестию, совершать жертвоприношения на холмах и держать у себя изваянных идолов (истуканных своих): "огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его" (по пер. с евр.).

Ст. 59,60,61 и 62. Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля: и отрину скинию силомскую, селение еже вселися в человецех: и предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов: и затвори во оружии люди своя и достояние свое презре. Выражение: слыша Бог - человекообразное, означающее то же, что: дошел слух о нечестии израильтян до Бога; и презре значит "он выразил презрение, негодование"; и уничижи зело - то же, что "подверг крайнему унижению и посрамлению". Здесь пророк упоминает о том печальном событии в жизни израильского народа, когда этот народ, долго пренебрегавший благодеяниями Бога и Его неизреченным долготерпением к его беззакониям, был наказан не только поражением от врагов, воевавших против него, но и тем, что Господь попустил иноплеменникам (филистимлянам) взять в плен ковчег Завета, эту святыню народа, которая долгое время находилась в городе Силоме, в участке колена Ефремова, - отчего и скиния, в которой пребывал ковчег Завета, названа здесь силомскою (1 Цар.гл.4). Хотя Бог не ограничивается каким-либо пространством и местом как невместимый и вездесущий, но Он дал евреям, в знамение Завета, или союза Своего с этим народом, кивот Завета, как бы Свое жилище селение Свое, в котором жил Он между людьми (еже вселися в человецех). А теперь, чтобы показать глубокое презрение к сему народу и отвращение Свое от него Он предал в плен эту крепость народа, на которую последний надеялся, как на непоколебимую твердыню, и которая охраняла его, во многих случаях, от бед. Тогда вместе с пленением кивота Господня, этой крепости израильтян, отошла от них и слава (доброта) их в руки врагов, тогда с великою горестью говорили они: "Преселися слава от Израиля, яко взятся кивот Господень" (1 Цар. 4:21). Тогда Господь предал под меч народ свой (затвори во оружии люди своя), т.е. попустил филистимлянам окружить и погубить евреев, и достояние свое, или - что то же - наследие свое (народ еврейский) презре, т.е. отверг с негодованием.

Ст. 63 и 64. Юноши их пояде огнь, и девы их не осетованы быша: священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут. Под именем огня поядающего здесь выражен сильный гнев Божий, который постиг израильтян в жестоком поражении их со стороны филистимлян, когда в Силоме от меча неприятельского погибло до тридцати тысяч отборного израильского юношества: тогда-то юноши их пояде огнь, тогда же и девы их, за отсутствием юношей, погибших на войне, не были выданы замуж, они потому не осетованы быша, т.е. им не воспевали брачных песен (по пер. с евр.). Во время сей несчастной войны с филистимлянами был поднят из силомской скинии и отнесен на поле сражения кивот Завета, в сопровождении священников Офни и Финееса, сынов Илия первосвященника, которые, по сказанию библейской истории (1 Цар. 4:10-11), умерли, пораженные мечем неприятеля, в то время как ковчег Завета был взят в плен. Можно думать, что немалое число и других священников в то время мечем падоша, а из оставшихся после них, а также и после погибших в сражении воинов, вдовиц, одни были убита или померли от печали, другие же отведены в плен, и некому было их оплакивать в опустошенных городах: не оплаканы будут - с еврейского переведено: "не плакали", т.е. будущее поставлено вместо прошедшего.

Ст. 65 и 66. И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина: и порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им. Господь Бог сравнивается здесь с человеком спящим, который, освежившись крепким сном, встает с свежими силами, а также с человеком, напившимся вина и оттого находящимся в возбужденном состоянии. Достаточно наказав израильтян попущением на них жестокого поражения от руки филистимлян, Господь востал как бы от сна и с великою силою устремился на врагов Израиля, как человек" упоенный вином, и как человек, воставший от сна с свежими силами. Хотя филистимляне были врагами израильтян, но они, взяв в плен святыню Израиля - ковчег Завета Господня, тем самым причинили оскорбление Господу и сделались Его врагами, на которых Он теперь востал и которых жестоко наказал: порази враги Своя вспять, т.е. "поразил врагов Его в тыл, вечному сраму (поношение) предал их" (по пер. с евр.). Под поношением разумеется здесь известная болезнь на седалищах (1 Цар. 5:9), коей Господь поразил филистимлян за пленение кивота, т.е. те раны, которые они имели на задних частях тела, а "словами порази вспять, - по словам блж. Феодорита, - пророк означает, более приличными словами, ту часть тела, которой нанесена язва" [6, с. 377].

Ст. 67,68 и 69. И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра: и избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби: и созда яко единорога святилище Свое: на земли основа и в век. Бог наказал евреев чрез филистимлян, которых, в свою очередь, также подверг наказанию за недостойное обращение с Его святыней - кивотом Завета. Но наказание евреев не ограничилось одним поражением их со стороны филистимлян. Господь Бог хотел видимым образом показать Свое неблаговоление к народу Своему за его вероломство и нечестие. Для сего, предав филистимлянам ковчег Завета во временное пленение, Господь тем самым отверг и то место, где доселе находилась Его святыня, - отринул селение Иосифово, т.е. тот город Силом (см. ст. 60), где пребывала скиния Моисеева с ковчегом Завета. Селением Иосифа назван этот город потому, что он находился в колене Ефремовом, происходившем от Ефрема, сына Иосифова, и самое это колено, доселе сильное и богатое, почему оно и преимуществовало пред другими коленами, Господь не избрал, т.е. лишил его тех преимуществ, которыми оно до тех пор пользовалось. Вместо него Господь избрал другое - колено Иудово, и в нем - особую священную (впоследствии местность) гору Сион, которую Он возлюбил, как получившую с того времени особенное предназначение. Колено Иудово Господь избрал потому, что из него, по пророчеству патриарха Иакова (Быт. 49:10), должны были происходить цари избранного народа и Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос, вечный Царь царей. А гору Сион возлюбил Он потому, что благоволил создать на ней святилище Свое, предназначил основать на ней вечное жилище Свое. Красоту и величие созданного потом в Иерусалиме храма Божия пророк сравнивает с родом величественного и сильного зверя носорога, или (по-славянски) единорога, у которого один только рог на носу, но красивый и крепкий; таким образом, краткое выражение: созда яко единорога святилище Свое - имело бы такой смысл: Господь создал на сей горе святилище Себе столь прекрасное и величественное, но и единственное, как рог единорога. Поэтому пророк, по словам блж. Феодорита, справедливо единорогу уподобил единый Храм, посвященный Единому Богу [6, с. 378]. Но лучше здесь принять слово единорог в том смысле, какой дается ему переводом с еврейского: и устроил, как небо, святилище Себе, т.е. небеси подобное, по его величию и красоте, и Господь утвердил его на век (на земли основа и в век). Так как храм Божий, построенный Соломоном в Иерусалиме, близ горы Сиона, был прообразом Церкви Христовой и сам по себе не имел и не мог иметь вечного существования, то, очевидно, пророк говорит в пророческом духе о вечности Церкви Христовой, которую Господь основа в век, и о которой мы так поем в одном из богослужебных песнопений: "Радуйся Сионе святый, Мати церквей, Божие жилище: ты бо приял еси первый оставление грехов воскресением" (Стихира на "Господи воззвах", глас 8-й.).

Ст. 70,71 и 72. И избра Давида раба Своего, и восприят его от стад овчих: от доилиц поят его, пасти Иакова раба Своего, и Израиля достояние Свое. И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть. Для богослужения на земле Господь Бог избрал в колене Иудовом гору Сион, а для управления достоянием Его в том же колене Он избрал Давида, сына Иессеева, взятого от овечьих стад, которые он пас. Как младший из пастухов, Давид приставлен был к доилицам, т.е. к овцам, рождавшим и кормившим детей своих, так что и между пастухами он занимал самое низшее место. И вот из такого-то низкого состояния Бог избрал раба Своего Давида пасти, т.е. царствовать, над народом Своим - над Израилем, достоянием Его. И упасе я, т.е. он пас в незлобии сердца своего, царствовал над израильтянами с простотою и кротостью, и незлобием сердца своего, и благоразумными действиями (вразумех руку своею) и распоряжениями мудро управлял подчиненным ему народом.

Таким образом, проследивши все содержание псалма, во всех его выражениях и отдельных изречениях, названных самим составителем его притчами (ст. 2), и достаточно уяснивши себе смысл и значение этих притчей, можно видеть, что он действительно представляет собою поучительную песнь, в которой псалмопевец (как мы видели, современный Давиду пророк Асаф), рассмотрением древнейшей истории народа израильского, от времени исшествия его из Египта до царствования Давида, старается предостеречь своих современников от неверия и непослушания отцов их и побудить к надежде на Бога и соблюдению Закона Божия.

ПСАЛОМ 78

 

Краткое надписание сего псалма: Псалом Асафу - есть то же, что и в псалмах 49, 72 и некоторых других. И так как указанные два псалма, не без основания, приписываются пророку Асафу, современнику Давида, как составителю их, - о сем псалме, судя по содержанию его, нельзя сказать того же. По содержанию и языку он имеет большое сходство с псалмом 73 и представляет горестную и жалобную молитву над развалинами Иерусалима. В этой молитве псалмопевец яркими красками изображает страшные бедствия, разразившиеся над народом Божиим, и от лица сего народа жалуется Богу на опустошение храма и города. Боже, говорит он, пришли язычники в страну, составляющую достояние Твое, и осквернили храм Твой; город Иерусалим они обратили в кучу камней, избили рабов Твоих и трупы их отдали на седение птицам небесным и зверям земным, пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их (ст. 1-4). И что всего хуже, соседние народы с злорадством посмеиваются такой участи, постигшей Израиля. Во всем этом виден гнев Божий, который столь сильно разразился над народом Божиим, что ему угрожало, по-видимому, окончательное истребление (ст. 4-5). Представляя такое безотрадное состояние сего народа, пророк умоляет Господа Бога обратить этот гнев Его, - на тех язычников, которые так жестоко поступили с Израилем (ст. 6-7); просит также, чтобы Господь забыл грехи Своего народа и скоро явил бы Свою помощь в его необычайных бедствиях, потому что сего требует слава имени Его в отношении к язычникам, которые в противном случае могли бы представлять Бога Израилева бессильным оказывать помощь и защиту Своему достоянию (ст. 8-10). Далее псалмопевец просит об отмщении язычникам за то поношение, которым они поносили Господа Бога, причиняя жестокие оскорбления достоянию Его, чтобы Господь воздал им седмерицею и чрез то опять-таки явил помощь Своему народу, который тогда будет прославлять Его (ст. 11:13). Здесь, очевидно, идет речь, как и в 73-м псалме, об опустошении Иерусалима и вообще страны Иудейской халдеями при Навуходоносоре, царе вавилонском. А потому и составителем сего псалма нужно признать одного из потомков пророка Асафа, современника Давидова, а не самого его, как о сем достаточно разъяснено при объяснении псалма 73.

Ст. 1. Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой. Обращаясь с молитвами к Богу, пророк прежде всего выражает жалобу на язычников (языцы, т.е. народы, чуждые Богу и не знающие Его), которые вторглись в достояние Его, или в ту землю, которую Он по преимуществу избрал в Свою собственность (Лев. 25:23), как и народ, живущий в ней. Храм святый Твой, т.е. храм Иерусалимский, построенный Соломоном и посвященный Богу, для совершения в нем богослужения, эти язычники своим недостойным вторжением в святилище сего храма и даже во святая святых осквернили; они потом даже разграбили и совсем разрушили сей храм.

Ст. 2 и 3. Положиша Иерусалим яко овощное хранилище: положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным: пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй. Овощное хранилище означает или палатку, из которой садовники и вообще сторожа наблюдают за садом, плодами, овощами и т.д., охраняя их от похищения или истребления, или же - такой шалаш, в котором складываются и сберегаются недавно собранные плоды и овощи. Преподобными (по-евр. "хасидим") называются все вообще израильтяне, как выделенные из массы язычников и посвященные Богу. Продолжая жалобу свою на язычников, пророк говорит, что они, избивая жителей Иерусалима, разорили город сей до такой степени, что он стал похож на пустой шалаш, оставшийся после хранения в нем огородных овощей. А с жителями города поступили так жестоко и бесчеловечно, что кровь избиваемых лилась по всему городу, как вода, а трупы рабов Божиих и тела убиенных израильтян бросаемы были в пищу птицам небесным и на съедение зверем земным, некому было даже и похоронить их (и не бе погребали), потому что из оставшихся в живых одни убегали, а другие взяты были в плен.

Ст. 4. Быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас. К перечисленным бедствиям народа израильского присоединились тогда, говорит пророк, то бесчестие и те поругания, которые он принужден был терпеть от соседних народов, каковы: моавитяне, аммонитяне, сирияне, особенно же идумеяне (Авд. 1:11-12) и другие, которые всегда были враждебны иудеям и которые теперь злорадно смотрели на постигшие их бедствия, оскорбляли их насмешками, радовались злополучию их и ругались над ними, как над беспомощными и достойными всякого презрения.

Ст. 5, 6 и 7. Доколе, Господи, прогневаешися до конца? Разжжется яко огнь рвение Твое? Пролий гнев Твой на языки незнающыя тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша: яко поядоша Иакова, и место его опустошиша. Во всех постигших израильский народ ужасных бедствиях усматривая праведный гнев Божий, угрожавший, по-видимому, конечным истреблением его, пророк молится, чтобы Господь Бог положил конец Своему негодованию на народ; причем самые выражения для молитвы берет из наставления пророка Моисея, которое последний дал народу израильскому пред вступлением его в землю Обетованную, "Бог в Законе повелел, - говорит блж. Феодорит, - служить Ему единому и не поклоняться никакому другому именуемому Богу; потому что, говорит он, Аз Господь Бог Твой огнь потребляя (есмь) Бог ревнитель (Втор. 4.24). Сие и здесь напомнило пророческое слово: разжжется яко огнь рвение Твое. Не гневайся более, Владыка, говорит пророк, и не возжигай подобно огню ревность Твою против нас за наше прегрешение" [6, с 381]. Мы, как бы так продолжает пророк, хотя и недостойное творение, однако мы чада Твои, знаем Тебя, единого истинного Бога, и имя Твое призываем. Посему, отврати от нас гнев Твой и пролей его на врагов Твоих, которые не знают Тебя, и на те народы и царства, яже имене Твоего не призывают, которые, бесчеловечно поступая с нами, оскорбляют не столько нас, сколько Тебя, нашего Владыку и Бога. Изречения стихов 6 и 7 почти буквально повторяются у пророка Иеремии (10:25), когда он, обличая народ израильский, за подражание язычникам в идольском злочестии, в то же время молит Бога, по наказании израильтян, излить гнев на язычников, которые не знают Его и не призывают имени Его. Ибо они съели Иакова (т.е. израильский народ), пожрали его (как звери) и истребили его, и жилище его (город Иерусалим и святой храм) опустошили.

Ст. 8 и 9. Не помяни наших беззаконий первых: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело. Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имене Твоего: Господи, нзбави ны и очисти грехи нашя имене ради Твоего. С чувством искреннего и глубокого раскаяния псалмопевец умоляет Господа Бога о милости и помощи в столь трудных обстоятельствах. Жалуясь на врагов своих и призывая гнев Божий на них, он не думает оправдывать и себя с народом своим: он не только сознает виновность народа своего в настоящем, но припоминает с раскаянием и грехи прежние, грехи отцов, или предков своих, за которые Господь карает детей и вообще потомков. Мы виновны пред Тобою, Господи, как бы так говорит он, не своими только беззакониями, но и грехами наших предков; посему молим Тебя: не помяни нам грехов наших предков, т.е. не накажи нас за прежние беззакония наши. Нашими бедствиями мы доведены до последней крайности, мы обнищали и нуждаемся не только в вещественных благах, но и в духовных, т.е. в добродетели, - мы нуждаемся в скорой помощи: "скоро да предварят нас щедрота Твои, Господи, ибо мы весьма истощены". Хотя мы и недостойны милости Твоей, но Ты яви нам помощь Свою, для славы Твоей, чтобы славилось имя Твое пред всеми народами, чтобы они не дерзали поносить святое и великое имя Твое. Ты многократно и неисчетно избавлял и спасал нас, Ты - Спаситель наш: избавь же нас и ныне от нашедших на нас бедствий и очисти нас, прости грехи наши, не ради заслуг наших которых не имеем, но ради имене Твоего.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!