ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 31 страница



Ст. 21 и 22. Заемлет грешный и не возвратит: праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. В изречениях этих стихов заключается разъяснение и подтверждение того, что сказано выше, в стихах 16 и 17. Обладая часто и великим богатством, грешник не бывает доволен, а в постоянных стремлениях за приобретением еще большего старается захватить чужую собственность, иногда и не по праву, захватывает под видом займа, с тем чтобы потом не возвратить: заемлет грешный и не возвратит. К такой неправде побуждает его жадность, любостяжание, ненасытное стремление к большему обогащению и привычка к роскоши, по которой он ведет расходы свои с превышением доходов. Праведный же, наоборот, довольствуясь малым своим достатком, не расширяет и не увеличивает жизненных своих потребностей, а, удовлетворяя самые необходимые и существенные свои нужды, находит возможным уделять ближним и из малого и, являя свою щедрость, уподобляется тем Щедродателю всех Богу: праведный же щедрит и дает. За такую свою доброту и щедрость праведный сподобляется милости и благословения от Господа. По переводу с еврейского 22-й стих читается так: ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся. Праведный, на котором почиет благословение Господне, наследует землю, т.е. получит в награду от Господа Царство Небесное, а грешники, которые беззаконной и неправедной жизнью раздражали Господа и тем низводили на себя проклятие Его, истребятся, погибнут.

Ст. 23 и 24. От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его. В сих изречениях пророк продолжает описание действий благоволения Божия и промышления в отношении к праведному человеку, говоря, что все намерения, предприятия и действия (стопы) праведника направляются к добру и управляются к благому предназначению по воле Божией. Все поступки, все поведение и вся жизнь праведного, направляемые по воле Божией и сообразные с этой волей, становятся богоугодными: доброго пути его Господь восхощет зело, т.е. Он с особенным благоволением взирает на добрую жизнь праведного и в случае преткновения или падения его не допустит его разбиться и погибнуть: егда падет, неразбиется. Падение человека бывает двоякого рода: физическое и нравственное. Здесь нужно разуметь и то и другое: т.е. если человек впадет в какое-либо несчастье, если приключится ему какая беда, то в праведном уповании на Господа, Который поддерживает, подкрепляет руку его, человек сей избавится от беды и под тяжким бременем скорби и несчастья не изнеможет, не впадет в отчаяние и не погибнет. Равным образом, если человека верующего обуревают страсти и он подвергнется тяжкому искушению грехопадения, и тогда он не разбиется, не потеряет страха Божия, вера и надежда на Бога удержат его на пути истины и правды: благодать Божия укрепит его слабую волю, и помощь Божия не допустит его до совершенного падения.

Ст. 25 и 26. Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. Здесь псалмопевец из собственного опыта и наблюдения представляет свидетельство особенного промышления Божия о праведнике, и не только о нем самом, но и о потомстве его. Милость и помощь Божия никогда не оставляют праведного человека, и благословение Господне почиет не только на нем, но и на семени его, т.е. на детях и внуках его. Юнейший бых - так говорит о себе псалмопевец, т.е.: я был еще очень молод, и с той самой юности моей, с тех пор как стал сознавать себя и людей, с того самого времени как стал понимать житейские отношения людей между собой и их отношения к Богу, и до сей поры, до самой старости моей (ибо состарехся), во всю жизнь мою я нe видел ни одного верующего и праведного человека, который был бы оставлен Богом и угнетаем бедностью в такой степени, что нуждался бы в куске хлеба. Я не видел даже семени его, т.е. потомков его, до такой степени обедневших, чтобы они своею крайней бедностью вынуждались просить хлеба или милостыни. Напротив, я, говорит, видел, что праведник всегда имеет возможность другим оказывать милость, сам подает милостыню и уделяет другим взаимообразно. А потому и семя его бывает благословенно от Бога (во благословение будет), т.е. потомки его не только не нищенствуют, не выпрашивают у других хлеба, но и благословляются от Бога всяким довольством и обилием даров земных и духовных.

Ст. 27 и 28. Уклонися от злаи сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих: во век сохранятся: беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. В изречениях сих заключаются повторения или подтверждения и разъяснения того, что сказано было выше, в сем же и в других псалмах. Уклонися от зла и сотвори благо - слова эти буквально содержатся в 15-м стихе 33-го псалма, где они и объяснены. Здесь же, в связи с предыдущим, этими словами пророк желает утвердить праведника на пути правды и добродетельной жизни и тем самым укрепить его в надежде не только на долголетие временной земной жизни, но и на нескончаемое блаженство вечного бытия. Праведник, говорит он, всегда пребывает в милости у Бога, и благословение Божие почиет над ним и его потомством, посему и ты (всякий человек) уклоняйся от зла, не делай ничего греховного и сотвори благо, будь добродетелен, и ты будешь не только долголетен, но и наследуешь вечное блаженство в будущем нескончаемом веке (вселися в век века). Потому что Господь любит суд, т.е. Он правосуден, воздает каждому по правде и потому добродетель и праведность не оставляет без награды, - и не оставит преподобных (то же, что - "праведных") Своих, как и выше сказал (ст. 25). Праведные отличаются милостью, весь день милуют, и Господь всегда к ним милостив: "Блажени милостивии, - говорит Христос Спаситель наш, - яко тии помиловани будут" (Мф. 5:7), получат вечное спасение: во век сохранятся. Беззаконницы же, т.е. все нечестивые и законопреступники будут изгнаны (изженутся), т.е. не только лишатся всех благ, уготованных праведным, но отошлются Вечным и Праведным Судией в муку вечную, изгонятся "во огнь Вечный; уготованный диаволу и ангелом его" (Мф. 25:41,46). И не только сами нечестивые и беззаконники будут изгнаны "во тму кромешную" (Мф. 25:30), но и все потомство их, и семя нечестивых потребится. Как семя праведника, говорит, пребудет в благословении Божием, так семя нечестивых потребится, и таким образом исполнится слово Господне, изреченное чрез законодавца Моисея: "Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертого рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах любящим Мя и хранящим повеления Моя" (Исх. 20:5.6; втор. 5:9,10).

Ст. 29, 30 и 31. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. В словах 29-го стиха псалмопевец повторяет то, что уже раньше сказал в стихах 9, 11 и 18, именно, что все праведники, с терпением ожидающие милости Божией, не только будут пользоваться благами земли, обетованной и дарованной им от Бога, но и вселятся на новой земле вечного Царства Божия, будут наслаждаться вечным блаженством в той земле. В последующих изречениях (ст. 30 и 31) изложена характеристика праведника: в них говорится о том, чем заняты уста праведного, о чем он любит больше всего говорить, что главным образом служит предметом его помышлений, чувств и желаний сердечных и какова его деятельность. Премудрость Божия, проявляющаяся в творении мира и промышлении о нем, настолько высочайшая и всеобъемлющая (Дан. 2:21-22; 1 Кор. 2:16), настолько беспредельная и неизмеримая (Пс. 146:5; Рим. 11:33), что превышает всякое понятие человеческое (Ис. 55:9), - эта премудрость Божественная служит любимым предметом поучений для праведника, уста его поучатся премудрости, так что благотворное влияние этой премудрости обнаруживается и вовне: "Уста праведнаго каплют премудрость" (Притч. 10:31). Поучаясь в премудрости Божией, праведник и языком своим говорит о Суде Божием, понятие и ведение которого не сокрыто было от праведных (1 Пар. 16:33; Еккл. 3:17). Всякий человек любит говорить о том, что всегда имеет и постоянно носит в сердце своем (Мф. 12:34-35). А так как у праведного всегда закон Бога его в сердце его, то он и говорит о сем законе, а вместе с тем и о Суде, который определен для исполнителей и нарушителей закона. И блажен тот человек, воля которого направлена по закону Господню (Пс. 1:2), которому весьма любезны заповеди Божий (Пс. 111:1) и который день и ночь поучается в сем законе: не запнутся стопы его, т.е. все дела его, все его поведение, направленное по закону Божию, будет твердо и безукоризненно, его слова будут тверды на Суде, и он "во век не поколеблется" (Пс. 111:5.6).

Ст. 32 и 33. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его: Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Другими словами, здесь повторяется то же самое, что сказано в стихах 12 и 13. Праведный, имея закон Божий в сердце и исполняя его, делается противным грешнику, нарушающему закон и пренебрегающему им; потому что любящие и исполняющие закон тем самым являются обличителями беззаконной жизни грешников, которые прилагают особенное внимание к тому, чтобы уловить праведника если не в деле, то хотя в слове, прилежно наблюдают (сматряют), что делает и что говорит праведный, чтобы запнуть стопы его, чтобы нанести ему вред, всячески домогаются, ищут того, чтобы, если можно, умертвить его. Так поступали в отношении к Господу Иисусу Христу злобные и нечестивые враги Его, иудейские книжники и фарисеи, искавшие повода и основания к тому, "како Его погубят" (Мк 3:2,6). Но Господь не оставляет праведника без Своей помощи и не предаст его в руки врагов его, не попустит Господь, чтобы праведный остался во власти грешника. "Такого промысла удостоился Авраам, когда дважды похищена была Сарра, и Исаак, подвергшийся тому же, также и Иаков, когда подпал зависти брата и тестя, подобной же милость удостоился и Иосиф, когда вооружились против него завистью и клеветою" (блж. Феодорит [6, с. 172]). И как в настоящей жизни Бог не оставляет праведника, так и во время будущего Суда не осудит, когда грешник будет судиться с праведником, против которого он злоумышлял.

Ст. 34. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю: внегда потреблятися грешником узриши. Здесь Давид опять обращает речь свою в наставление и увещание праведнику, говоря как бы так: но как бы ни злоумышлял и что бы ни делал нечестивый в отношении к праведнику, ты все-таки не теряйся, не падай духом, надейся на Господа и терпением ожидай (потерпи) Его помощи, твердо иди путем заповедей Божиих, и Господь вознесет тя, защитит и прославит тебя в глазах грешников, ты получишь ту награду, которая уготована всем праведным, унаследуешь новую землю в Царстве Христа Бога (Мф. 5.5; 2 Петр. 3:13). А грешники, искавшие твоего падения и погибели, сами погибнут, и та увидишь (узриши), когда настанет время их истребления, сам будешь очевидцем их погибели.

Ст. 35 и 36. Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры ливанския: и мимоидох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его. Здесь кедрами ливанскими названы деревья, растущие на горах Ливанских и отличающиеся необычайной высотой и многоветвистостью. Горы Ливанские (Белые горы) лежат на севере от Палестины и служат границей между Иудейской землей и Сирией. Сказав в предыдущем стихе, что праведник сам увидит, когда настанет время истребления нечестивых, теперь говорит: и я видел нечестивого, который превозносился и возвышался наподобие кедров ливанских, т.е. стоял на высочайшей степени власти и чести, славился богатством и роскошной обстановкой, так что все его благополучие казалось крепким и вечным, но вот, спустя некоторое время, довелось проходить мне мимо того места, где он возвышался, - и его как бы не было, поискал его, не осталось ли хоть каких-нибудь следов от его величия, и не обретеся место его, т.е. его как бы и совсем там никогда не было. Не назвал пророк по имени того нечестивого, падение которого так живо он изобразил здесь, но очевидно, что он разумел или Голиафа, или Саула, или других, им подобных, горделиво возносящихся нечестивцев. Велик и силен был Голиаф, но настолько страшно было поражение его, что повлекло за собою не только его погибель, но и бегство всего войска филистимского. Могуч и славен был Саул, но, отверженный Богом, он не только подвергся жестокому поражению от врагов, но и весь род его, все потомство его было истреблено на глазах самого гонимого им Давида. Так исчезают, как дым, и самые следы величайшего могущества земного по допущению Божию! Так гордость человеческая ослепляет глаза смертным, что они не видят своей зависимости от верховного Существа и не могут усмотреть находящейся у ног их опасности!

Ст. 37 и 38. Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконицы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся. Здесь слово незлобие означает невинность, непорочность, правота - правда, справедливость, праведность, останок - остаток, конец, будущность. О каком это останке говорит пророк, и кого он разумеет под именем человека мирна? Под именем человека мирного св. пророк разумеет человека нелицемерно благочестивого. Истинно благочестивый, сохраняя непорочность (незлобие) и стремясь к праведности, находится в мире с Богом. В нем исполнилось усиленное желание проповедников мира, говорящих: молил вас, братие, от имени Христова - "примиритеся с Богом" (2 Кор. 5:20). Мирно живет он и с ближними. Он не допускает причин, которые бы заставили его нарушить мир. Мир нарушается неправдою, злобою, притеснением. Но все это противно истинному благочестию. Часто искание земных выгод или приобретений изгоняет мир и сеет враждебные чувства, а благочестивый ничего не ищет не только на земле, но и на небе, кроме Господа. "Что ми есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли.... часть моя, Боже, во век" (Пс 72:25-26). "Все вменяет он за уметы (навоз, сор. - Ред.), да Христа приобрящет" (Флп. 3:8). Иногда неосторожность в слове, любовь к спорам и словопрениям гонят мир из среды людей. А отчего эти споры? От тщеславия и самолюбия. Но до того ли праведнику или благочестивому, чтобы искать тщетной славы? Он знает, что Богу угоден сокровенный сердца человек, который усовершается "в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа" (1 Петр. 3:4). До того ли ему, чтобы клеветать, порицать и осуждать? Он всегда погружен в самоосуждение, занят строгим препиранием с внутренними помыслами и чувствами. Для него всего дороже мир: "Мир Твой даждь нам, Господи, вся бо воздал еси нам" (Ис. 26:12), потому что только мирное сердце способно к любви, только в мире возможно богомыслие и созерцание Господа. Сему-то мирному человеку есть останок на земле. Во времена Ветхого Завета, когда ожидали Благословенного Семени*, почитали особенным милосердием Божиим потомственное продолжение рода. Это продолжение рода и во все времена принимается как благословение Божие. С продолжением потомства дома хранится и соединенная с благословением память мирного и благочестивого человека, который, пользуясь миром, может много сделать полезного для ближних. Память праведных с похвалами, - говорит Премудрый (Притч. 10:7); но не такова участь нечестивых: имя их угасает, и скоро погибает память их. Блж. Феодорит, Иероним и другие под именем "останцы" разумеют вечную жизнь и будущее воздаяние [6, с. 173]. Беззаконники, все нечестивые обречены на погибель, после них ничего не остается: останцы их потребятся.

Ст. 39 и 40. Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорей: и поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник и спасет их, яко уповаша на Него. Какая бы ни приключилась скорбь праведным, они не должны забывать, что у них есть сильный Защитник и Помощник Господь, спасение Которого не подлежит сомнению. В самых затруднительных обстоятельствах Он поможет им. Если отяготеют над ними и продолжатся тяжелые бедствия и искушения, и тогда не должны падать духом и отчаиваться, помня, что есть Кому избавить их от искушений и бед. Козни и нападения со стороны грешник и беззаконников также не должны устрашать праведных, потому что Господь есть Бог вечный и всемогущий Правитель всего мира, Который силен изъяти праведных из руки грешных. "Надеющийся на Господа, - по словам Премудрого, - уразумеют истину, и вернии (праведные) в любви пребудут Ему, яко благодать и милость в преподобных Его" (Прем. 3:9), и Он спасет их, ибо они надеялись на Него.

 


Кафизма VI.

 

ПСАЛОМ 37

 

Надписание сего псалма состоит из следующих слов: Псалом Давиду, в воспоминание о субботе. Первые два слова этого надписания означают, что псалом составлен Давидом, что несомненно подтверждается и самым содержанием его, по которому он имеет большое сходство с псалмом шестым, даже одними и теми же словами оба псалма и начинаются. Словам в воспоминание даются различные толкования. По одним (у Зигабена [7, с. 295]), оно означает: "в воспоминание грехов Давида и несчастий и злостраданий, последовавших за грехами его". По другим, в словах в воспоминание содержится указание на богослужебное употребление этого псалма у евреев. Псалом этот, вероятно, пели во время принесения хлебной жертвы, Часть которой сожигалась на жертвеннике "в память" (Лев. 2:2,9,16), т.е. о приносящем в жертву, потому что дым жертвы, подымаясь кверху, как бы напоминал Богу о том, кто приносил Ему жертву. Последних слов в надписании: о субботе не имеется в еврейской Библии, и говорят, что они прибавлены LXX толковниками будто бы для того, чтобы яснее было для читателя все содержание псалма, который как один из покаянных псалмов составлен Давидом в воспоминание субботы, т.е. покоя*, которым обладал он в состоянии невинности и которого лишился чрез грехопадение.

Псалом тридцать седьмой есть молитва страждущего и кающегося грешника. Когда под бременем внешних и внутренних страданий и тяжких скорбей Давид особенно ясно почувствовал постигший его грозный гнев Божий и изнемог не только духом, но и телом, он обратился к Богу с этой покаянной молитвой, в которой, изобразив всю глубину своих страданий, выразил вместе с тем и крепкую надежду, что Господь услышит его, избавит его от врагов, ищущих его погибели, и не допустит, чтобы они восторжествовали над ним; что постигшие его бедствия вполне заслужены им, что они - горькие последствия его грехов и беззаконий. Но в то же время пророк не терял упования, что милосердый Господь не презрит сердца сокрушенного и смиренного, но поспешит на помощь к нему. А так как ни в какое другое время своей жизни Давид не претерпевал столько бедствий и страданий, как во время возмущения против него сына его Авессалома, то не без основания думают, что псалом этот составлен Давидом во время бегства его от преследования Авессалома или около того времени. Блаженный Феодорит думает, что Давид, претерпев многие и различные огорчения и бедствия и считая их наказанием за свой грех, написал этот псалом для вразумления других в том, как пагубен грех [6, с. 174].


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!