Какую роль в развитии белорусской культуры сыграл конфессиональный фактор?



Первостепенную роль в развитии белорусской культуры XVII - начала XVIII в. начинает играть конфессиональный фактор. Попыткой создать собственную белорусскую религию стало униатство (объединение западой и восточной ветвей христианства с признанием верховенства римского папы и сохранением греческой обрядности). В конце XVIII в. с униатством отождествляло себя около 70% населения Беларуси. XVIII в. Униатство стало не только религией большинства населения, но и средством сохранения белорусского языка, выразителем культурной приндлежности.

На протяжении более двухсотлетней истории своего существования в униатстве выросло и было воспитано несколько поколений людей.

Поиск специфичности, собственного лица белорусской культуры характерен для белорусских деятелей XIX - начала XX в. (Богушевич, Купала, Абдиралович (И. Кончевский), Цвикевич и др.). В условиях русификации представители белорусской культуры предпринимают попытки определить свое культурное «Я», очертить границы собственного существования, происходит складывание национальной идеи.

Романтизм, как литературное и в целом общекультурное движение начала XIX в., первым опознал народ в качестве ключевого объекта и сделал ставку на этническое и национальное пробуждение и освобождение народов. Романтизм первым легитимировал ситуацию культурной полиглоссии. Возникает феномен так называемых польско-белорусских (польско-украинских, польско-летувиских) поэтов и писа-телей: А. Мицкевич, Я. Чечот, В. Сырокомля и др. Во второй половине XIX в. возникает проект построения национальной культуры, происходит интенсивное изучение истории белорусского края, его языка, богатого белорусского фольклора. В конце XIX в. народ из объекта описания и исследо-вания превращается в субъект истории. Начинается формирование дискурса национального возрождения с его мистикой умершего и возрожденного народа.

Литература сыграла огромную роль в формировании белорусского национального сознания, возрождении духовной культуры, она обозначила ценностные ориентиры бе-лорусской нации - в частности, ценность собственного языка. Расцвет белорусской поэзии способствовал пробуждению народа, выявлению его творческого потенциала, воз-можности стать активным творцом своей собственной судьбы, своей «доли» и своей «воли». Газета «Наша нива» (1906-1915) вела неустанную просветительскую работу, ставя своей целью возрождение белорусской народной культуры, обращаясь к народу на его языке, пробуждая в нем чувство собственного достоинства. Начиная с «Мужыцкой правды» (1862-1863) Кастуся Калиновского - революционера-демократа, писателя и деятельности «Нашей нивы», белорусские издания выполняли роль общественных и социально-политических институтов.

В формировании национальной культуры большую роль играла национальная интеллигенция, элита общества.

 Она разрабатывала концепцию национального объединения, определяла основные ценностные ориентиры. Именно интеллигенция выступала носителем белорусской идеи, тем посредником, благодаря которому происходит присоединение к национальной культуре всех слоев населения. Национально-культурный геноцид 30-х гг. XX в. приостановил процесс развития белорусской национальной культуры. Под флагом борьбы с так называемыми нацдемовцами начался процесс физического уничтожения белорусской интеллигенции, в первую очередь творческой. В сталинских лагерях, а затем и в годы войны погибло то поколение интеллигенции, которое позже могло стать гордостью нации, выразителем национальной идеи.

В чем специфика советской белорусской культуры?

Во времена Советского Союза сложился вариант так на-зываемой «советской белорусской культуры». Ее развитие в этот период характеризуется, с одной стороны, значительными достижениями в области науки и искусства, с другой -дефицитом национальной культуры.

Что собой представляет культурная самоидентификация?

Культурная самоидентификация представляет собой соотнесенность человека с определенной культурой, его при-надлежность к этой культуре и осознание этого факта. Особенности самоидентификации белорусов определили пограничный характер их культуры, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, находящихся в географическом центре Европы, на перекрестке торговых путей и водоразделов Черного и Балтийского морей, а также наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ.

Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой путь.

 Каков белорусский путь

И специфика истории Беларуси


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!