Методы и формы научного познания.



1. Специфика научного познания. Научные знания предпологают обьяснение фактов. Научное познание отвечает на вопрос не только КАК но и ПОЧЕМУ. Научное знание не терпит бездоказательности, то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.

 2 уровня научного познания. 1. Эмпиричский уровень познания. Основными методами эмпирического познания явл. наблюдение, эксперимент и описание. В процессе наблюдения познания человек познёт общие св-ва обьекта, общие связи. В процессе эксперимента человек производит изменения в исследуемом обьекте, с целью выявления его общих свойств и связей. Эксперимент предпологает более активную роль человека чем наблюдение. В результате наблюдения и эксперимента получаются данные, подлежащии затем описанию. Вот.

2. Теоретический уровень познания. Основные методы: дедукция, индукция, анология. Дедукция – вывод от общего к частному. Идукция – вывод от частного к общему. Анология – на основе сходства обьектов по одним признакам, пологать о сходстве по другим признакам.

Факт – достоверное положение дел в действительности.

Теория – система обобщённого знания о существующих закономерностях в действительности.

Природа и общество.

Природа – совокупность естественных условий существования человека и общества.

Общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.

Диалектика взаимодействия природы и общества такова что по мере развития общества, его непосредственная зависимость от общества, уменьшается, а опосредственная увеличивается. Познавая законы природы, человек увеличивает власть над ней; вместе с тем общество, в ходе своего развития вступает в более широкий контакт с природой.

В античной философии человек и природа были нераздёлйнными. Сейчас изучается взаимодействие природы на общество и общества на природу. Существует понятие ноосфера, кот введено Вернадским и которое обозначает сферу взаимодействия природы и общества, где разум определяет развитие. Главная цель концепции ноосферы – определить принцыпы достижения гармонических отношений между природой и обществом. Некоторый философы считают что именно природе принадлежит решающая роль в развитии общества. Такая позиция – географический детерминизм. Французские просветители 18 века.

Сегодня человечество переживает величайший кризис из всех. что были в истории. Глобальные проблемы. Одной из первых глобальных проблем является именно экологический кризис и угрозы экологической катострофы.

Мальтузианство – доктрина динамики населения согласно которой рост населения регулируетсчя «естественными ограничителями», такими как голод войны.

35. Глобальные проблемы современности. Особенность современного этапа исторического развития –усиление процессов глобализации. Глобализация означает всеобщий характер большинства значимых для человека процессов.

К середине 20 – го века развитие человеческих цивилизаций стало сталкиваться с нарастающим кругом проблем поставивших под угрозу дальнейший прогресс и само существование человечества. Гловальный масштаб этих проблем определяется двумя главными обстоятельствами: 1) Разрушение локальных границ и вовлечение во всеобщее взаимодействие стран и народов с очень разными уровнями общественного развития. 2) Противоречие между производственными и потребительскими возможностями человека и разрушительное его воздействие на природу.

Проблемы: 1. Угроза новой мировой войны с использованием оружия массового уничтожения. 2. всемирный экологический кризис 3. Проблема «Север-Юг» - проблема увеличивающегося разрыва между уровнем развития и богатством стран индустриального мира и отсталостью и бедностью стран остального мира. 4. Гуманитарный кризис – распространение наркомании. СПИДа, драугих заболеваний. 5. Проблема международного терроризма. 

Философские основания построения теоретической модели мира.

1. Телеологическая(целеустремленная) – «Царство божее»

2. Натуралистическое – географические, биологические принципы.

3. Социальная модель общества – общество как совокупность социальных институтов.

37. Структура общественного сознания. Общественное сознание это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о самом себе. 2 уровня общественного сознания:

1. Обыденно практический – жизненно-практическое, несистематизированное жизнепонимание.

2. Теоретический уровень – систематизированное понимание, которое подвергалось творческой разработке и рациональной систематизации.

Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое и научное и философское сознание.

38. Единство и многообразие мировой истории. Смысл истории. Формация – это ряд последовательных ступеней, сменяющих друг друга. Формационный подход подрузамевает стадиальность общественного развития. Это признавал Энгельс, но впервые понятие формации появилось в работах Маркса. Смена одной формации на другую происходит в результате конфликта производственных отношений.

Цивилизационная теория, противостоит стадиальному (формационному) подходу к общественному развитию. Эту теорию выдвинул Тоинби. Человечество развитивается не поступательно, а "по кругу". Каждый этнос (или цивилизация, или культура) проходит определенный цикл развития и угасает. Его место занимают более молодые цивилизации, проходящие те же циклы развития. Несмотря на то, что авторы цивилизационных концепций выделяют определенные стадии развития каждой цивилизации, человечество в целом фактически не может развиваться - ведь каждая цивилизация движется по кругу.

Теория локальных цивилизаций – Шпенглер. Локальные цивилизации – это сообщества людей, отличающихся неповторимым своеобразием духовной и материальной культуры, имеющ определённый исторический период существования и занимающ определённое географическое пр-во. локальные цивилизации были отдалены друг от друга, поэтому и назывались Локальными. Вот. Но. несмотря на длительные периоды внутренний изоляции все лоскальные цивилизации вступили в соприкосновение друг с другом. И это вызывало конфликты и паэтому образовались Империи. Римская империя, монгольская империя и проч и проч. Вот вобственно и всё что я хотел сказать.

39. Проблема человека в философии. Философская антропология – это раздел философии, который занимается изучением человека, его природы и сущности.

Человек – понятие которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные)

Индивид – термин, обозначающий отдельного человека.

Личность – понятие обозначаюцее человека как представителя общества.

Индивидуальность – понятие выражающее неповторимое своеобразие человека.

Природа человека – биологический фактор, социальный фактор, духовный. Yo!

В античной философии - человек как часть космоса.

Христианство – человек – это дух и тело. Аквинский – человек – промежуточное между ангелами и животными.

Средневековый образ – теоцентричен – человек верит в Бога.

Новое время – человек – это прежде всего его духовная сущность. Образ человека антропоцентричен.

По марксу человек мыслится как существо рациональное.

40. Личность и общество. Проблемы смысла жизни. Личность – понятие обозначающее человека как представителя общества. Личность выражает сущность человека. Это субьект действительности, имеющий сознание, самосознание. мировоззрение, осмыслевающий свои социальные функции.

Общество – система отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаиможействии людей, общество это процесс взаимодействия людей, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Анализ общества невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно понимают социальный аспект человека. Личность может рассматриваться как продукт общества.

Роль личности в истории. 1. Идея фатализма – все заранее предопределено и личность не может повлиять на историю. 2. Волюнтаристы – те философы которые утверждают что сознание и воля людей, в первую очередь великих личностей, творят историю.

Личность – историческое явление. Т.е. конкретная эпоха порождает специфический социальный тип личности.

3 подхода к пониманию смысла жизни: 1. Субьективный идеализм – жизнь – средство реализации 2. обьективный (индия) - уход от мира 3. материалистический – преобразование мира.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!