Номинализм и реализм. Особенности средневековой схоластики.



Философия эпохи эллинизма.

В эпоху эллинизма (IV век до н.э.–V век н.э.), в период сначала македонского завоевания, а затем подчинения греческих городов Риму, устанавливается военно-бюррократический режим. Теряются такие качества как патриотизм, гражданская ответственность, человек ощущает себя частичкой чего-то необъяснимого. Человек становится космополитом мира, люди этой эпохи – индивидуалисты, но не личности. Главный философская наука того времени – этика, кот, включала в себя:1) т. бытия личности;2)учение об аффектах или страстях души;3)учение о правильной, разумной жизни. Главный философский вопрос звучал так: как возможна свобода и счастье в условиях тотализма. Мудрец воспринимался не как созерцатель, а как учитель жизни. Именно в эту эпоху складывается реальный философский плюрализм.

Школа киренаиков. Они утверждали, что главное в жизни – удовольствие, но умеренное. Главное из удовольствий – стремление к познанию мира.

Основатель школы – Аристипп. Один из представителей школы являлся Феодор, с точки зрения которого, мудрец должен быть:1)выше дружбы, дружат только глупцы из выоды;2)выше законов;3)мудрец должен являться космополитом. Мудрецу дозволено: 1)кража; 2)святотатство; 3)блуд.

Школа эпикурейцев. С точки зрения Эпикура (основателя школы) счастье – это избавление от страданий. Наши страдания порождены страхами различного рода.

1) страх перед природными явлениями (провести ритуалы)

2) страх перед Богами (их не стоит боятся, ведь они не влияют на нашу жизнь)

3) страх перед смертью (пока мы есть, смерти нет, когда смерть есть, нас нет, то есть она и мы – это совершенно разные вещи, которые никак не соприкасаются и поэтому смерти не надо бояться) Эпикур отрицал целесообразность политической и социальной карьеры. Он считал, что умный человек проводит жизнь в окружении духовно-близких людей. Так же высоко ценил дружбу.

Школа киников – первые представители контркультуры в истории европейской цивилизации, выступают против господствующих традиций и ценностей.

Также выступали против потребительской идеологии. Взамен материальных благ они стремились получить внутреннюю свободу. Основатель школы – Антисфен Афинский.

Один из ярчайших представителей киников является Диоген Синопский, который опирался на здравый смысл и практический разум. Он ходил днём с факелом («днём, с огнём ищу добродетельного человека») По его мнению, мудрец должен был обладать 3-мя качествами: 1) независимостью (мудрец отвергал парный брак); 2) мудрец не должен ничего просить у богов; 3)мудрец должен быть космополитом, гражданином мира

Школа стоиков – стремились понять природу вещей, и жить в соответствии с этим познанием. По их мнению, свобода – есть осознанная необходимость; жизнью человека управляет рок – судьба. Мудрец стоиков должен был обладать следующими качествами: умеренность, мужество, решительность; главным достоинством считалась апатия (не депрессия, а наоборот наивысшее напряжение пневмы). Стоики поощряли публичную карьеру, но в то же время в рядах стоиков поощрялось самоубийство, в тех ситуациях, когда стоик не мог найти правильное решение.

Школа скептиков (представитель – Пиррон)исходили из утверждения о том, что любые высказывания о мире являются относительными. Но тогда вставал вопрос о том, как принимать решение. Ответ был таков: надо принимать в качестве основы поведения те обычаи и традиции той местности, в кот. ты существуешь. «Не нужно лезть в чужой монастырь со своим уставом». Разделяли крайний и умеренный скептицизм.

Мудрец из массы относительных высказываний в конкретной ситуации выбирает самую ценную. У киренаиков это модель личности, кот. мы называем суперчеловек.У эпикурейцев – это человек частной жизни. У киников – «идейный бомж». У стоиков – модель фаталиста. У скептиков – конформист

Главное направление философии - космоцентризм. Главный центральный термин – природа, природа вещей, природа человека.

 

Космоцентризм ранней греческой философии.

Космоцентризм – система ф-фских взглядов, в кот. космос (как ф-фское понятие) занимает центральное место. Космоцентризм являлся осн. идеей древнегреч. философии. Страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса, прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира вставало на первое место. Античный космоцентризм рассматривал мир как упорядоченное целое, а человека и общ-во как часть космоса. Космоцентризм ставит решение любых ф-фских проблем в зависимость от предварительного построения модели космоса. Особенностью античной ф-фии является её связь с учениями о природе, из кот. в последствии развились естественные науки (астрономия, биология, физика), и с математикой. Осн. проблемой начального этапа античной ф-фии стал вопрос о материальной первооснове вещей (архэ). Ранний этап древнегреч. ф-фии (VI-V вв. до н.э.) обозначают как досократовский. Представителей раннего периода древнегреч. ф-фии называли физиками за их стремление понять природу. На раннем этапе существовало 6 школ.

Школа милетская. Основатель – Фалес. Считал что вода – это некой влажное начало. Эта вода не столько материальная, сколько духовная сущь. Анаксимандр за первооснову принял апейрон. Он считал, что если взять конкретную стихию, это будет несправедливо по отношению к другим стихиям. С Анаксимандром в философию входит идея справедливости как философский принцип. Анаксимен за архэ принял воздух. По его мнению, воздух - подвижная летучая стихия, кот. наилучшим образом передаёт изменения, происходящие в мире с любым объектом.

Школа Гераклита. Основатель – Гераклит. Относят к наивной диалектике древнего мира. За первооснову принимал огонь. Считал, что нельзя тронуть нечто материальное в одном и том же состоянии. Всё течёт, всё изменяется. В одну и ту же реку (воду) нельзя войти дважды. В качестве механизма изменения он указывает войну противоположностей. Война – Бог и царь всего, всё идёт через войну и по необходимости. Огонь у него тождественен с Логосом. Под Логосом он подразумевал некий верховный разум.

Школа Пифагорейцев. Основатель – Пифагор. Главная тайна пифагорейцев – идея монотеизма, единобожия. Архэ Пифагора – число. Весь мир, вся суть в числах.

Школа атомистов. Основатели – Левкипп и его ученик Демокрит. Демокрит за первооснову брал атом (т.е мельчайшую неделимую частицу). Атом Демокрита – метафизическая конструкция. Эта идея появилась у него, когда он увидел пылинки на луче солнца. Кроме атомов существует пустота, атомы движутся в пустоте прямолинейно и равномерно. Атомы различаются по форме, конфигурации. Форма атома объясняет разнообразие объектов в мире. Св-ва атомов:1) неделимость; 2) неизменность; 3) непроницаемость (на месте одного атома другого быть не может); 4) постоянство массы.

Школа элеатов. Основатель – Парменид. Впервые предложил ф-фское понятие бытие. Небытия нет, все, о чём мы можем говорить и думать, обладает бытием. С Парменидом в философскую науку входит онтологическое доказательство или онтологический аргумент. Суть онтологического аргумента: «Нечто признаётся реально существующим исходя исключительно из мысли о нём». Парменид считал, что мир, кот. дан нам в ощущениях, является неподлинным миром. За всем этим миром лежит подлинное бытие как основа мира, кот. по Пармениду является единым, несотворимым и неизничтожимым, неподвижным, сферообразным. Его ученик – Зенон Элейский, автор знаменитых апорий (против реального существования движения). Использовал метод от противного. Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится от неё на расстоянии в 1 километр. За то время, за которое Ахиллес пробежит этот километр, черепаха отползёт на 100 метров. Когда Ахиллес пробежит 100 метров, черепаха проползёт ещё на 10 метров, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху. Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, т. е. покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, то есть, покоится всегда. Движение – это сумма состояний покоя.

 

3. Сократ. Сократ (ок. 469 до н. э.-399 до н. э., жил в эпоху упадка афинской демократии) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Сократ – первый диссидент (инакомыслящий) в истории Европейской культуры. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности. Сократ сначала был учеником софистов, а потом стал их критиком. Основной философский интерес Сократа сосредотачивался на вопросе о том, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» - любимое изречение Сократа. Задача Сократа – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьёй над первым. По Сократу, объективное знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в готовом виде. «Я знаю, что ничего не знаю». Сократ искал истину в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически анализируя общепринятые мнения и отбрасывая их, приходят к такому знанию, кот. все признают истинным. Составная часть метода Сократа – ирония, с помощью кот. он порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений. Сократовская ирония была призвана скомпрометировать обыденные, примитивные объяснения предметов и ситуаций. Майевтика – составная часть метода Сократа, направленная на достижение объективно истинного определения понятий. Сократовская майевтика предполагала диалог как способ достижения истины. В концепции Платона майевтика призвана помочь душе «вспомнить» знания, обретённые в мире идей. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета (справедливость, добро, лучшее гос-венное устройство т.д.)

Ф-фия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. По Сократу, знание есть основа добродетели. По Сократу, знание есть само добро, поэтому философия (любовь к мудрости, знанию) является нравственной деятельностью. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины, если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно. По Сократу, нравственное зло идёт от незнания, поэтому знание – есть источник нравственного совершенства. Философия, как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и справедливого гос-ва.

4. Ф-фия Платона. П. — древнегреч. ф-ф, ученик С., учитель А. Наст. имя — Аристокл. Создал 1-ую всеобъемлющую сис-му объективного идеализма. С этого времени вся последующая история ф-фии – борьба материализма и идеализма (П. и Демокрит). Осн. принцип ф-фии П. – п-п удвоения мира. Он проводит его в онтологии, гносеологии и антропологии, впервые различая душу и тело. Онтология П.: 1) мир идей - первичен; 2) мир вещей – вторичен. Это и есть п-п удвоения мира. В нашем сознании по П. сущ. идея предмета, кот. позволяет нам его идентифицировать. Он считал, что реально существует лишь мир идей. Любая вещь явл. лишь отражением своей идеи, стремится к ней, но никогда не достигнет. Идея вещи – есть смысл вещи. Высш. идея – есть высш. благо. Согласно П.: 1)идеи присутствуют в вещах; 2) идеи участвуют в вещах; 3) вещи подражают идеям. Вещи, согласно П. причастны идеям, только в силу этой причастности они существуют. П. переносит в теорию познания теорию о двух мирах. Душа сущ. в мире идей (перед перенесением в тело) следовательно, в теле представление идей уже есть (с рождения). Вся дальнейшая жизнь – вспоминание идей. Мы уже получили знания в мире идей, надо лишь их вспомнить Он считал что «никого ничему нельзя научить». Мудрец – тот, кто умеет извлечь хранящуюся инф-ю, т.е. помогает вспомнить. Метод, помогающий нам вспомнить – диалектика: 1) умение загадывать вопросы и получать ответы; 2) логическая теория сверхчувственного знания. Учение о душе. П. использует метафору колесницы о двух конях, один из кот. наделён чувственной душой, другой – мужественной. Возница – обладатель разумной души. Эта структура лежит в основе классового деления общества. Во главе стоят правители, ф-фы, обладатели разумной души. Второй класс – воины, стражники – обладатели мужественной души. Третий класс – земледельцы, ремесленники – чувственная душа. Рабы – это не люди, это «говорящее оружие». Важным элементом ф-фии П. явл. его теория идеального государства. Она в явном виде фиксирует ответ П. на основной вопрос его ф-фии: что первично – отдельное или общее. У П. общее всегда первично. В гос-ве отсутствует частная собственность – признак коммунистической утопии. Термин коммунизм ведётся от П. явл. сторонником аристократической республики. Он противник демократии. Управл. гос-вом – эта сложная, профессиональн. деят-сть.

5. Аристотель – древнегреч. учёный, певец науки и философии, кот. создал первую законченную систему национальной философии (IV в. до н.э.) Аристотель оставил

философские работы практически по всем разделам философии. Аристотель – энциклопедист своего времени. Описал более 400 видов животных.

Основные положения:

1) если существует вещь, то неизбежно должна существовать идея-вещь;

2)каждая вещь обладает признаками и совокупность всех этих физических признаков составляет идею вещи;

(в этих двух моментах он следует логике своего учителя)

3) Аристотель критикует платоновский принцип удвоения мира. «Не существует мира идей», «Идея вещи находится в самой веще»

Эта идея с одной стороны является чем то единичным, но с др. стороны эта идея будет и чем то общим, поэтому наука по Аристотелю – это всегда наука о чём-то общем. Научно мыслить – это и значит обобщать. Идея предмета содержится в части предмета.

Идея общности вещи приводит к понятию целостности вещи, а целостность вещи составляет организм вещи, в отличие от механизма. Человек: рука, нога – механизм вещи; мозг – организм вещи. Аристотель даёт нам 2 разные картины мира: органистическую и механистическую. Общество – механическое соединение людей. Такой тип соединения описывается в сингулярных идеологиях (либерализм), в них отдельное первично, общее – вторично. Органистические идеологии (тоталитарные) коммунистические, националистические идеологии. Общее – первично, отдельное – вторично. Отдельный человек обретает свой смысл только с соединением с общим.

Учение о 4-ёхпринципном (4-ёхпричинном) основании существования любого материального объекта:

1) формальная (термин форма = идея) отвечает на вопрос «что это», но не в функциональном смысле, а в онтологическом – чтойность вещи, то что позволяет отличать данную вещь от всех других.

2) материальная (материя = материал) это лишь возможность, потенция существования любого материального объекта.

3) движущая, показывает движение предмета его изменение.

4) целевая, каждый предмет для чего-то создан, для чего-то предназначен, есть овеществлённая форма с причинно-целевым назначением.

В качестве некой первоначальной движущей силы вводится перводвигатель - форма всех форм.

Учение Аристотеля о душе. Впервые вводит идею развития психики. Пишет о 3ёх этапах развития души: 1) растительная душа; 2) животная душа; 3) душевная душа. Аристотель противник идеи переселения души. Он говорит нам о возможности бессмертия только разумной души.

 

 

6. Философия средневековья (I-IV в. н.э.) Первые 5 веков шло параллельное становление средневековой ф-фии наряду с закатом античной ф-фии. Происходит становление системы современной образовательной системы. Первые школы появляются в монастырях. В XII в. появляются первые университеты (Парижский и Болонский). Идея профильного образования (3-ёхпутный – гуманитарная направленность. и 4-ёхпутный, т.е. естеств.-математич профиль). Главная направленность всей ф-фии – теоцентризм – фигура Бога в центре философствования и его сотворение мира. Главн. термин – слово. Все возможные фундаментальные высказывания уже даны в слове божьем, в священном писании (Библии) и священном предании (учение ранних отцов церкви + постановление первых семи вселенских соборов). Смена различных интерпретаций слова Божьего. Ф-фия рассматривается как служанка Богословия, главная цель кот., создавая различные интерпретации священного писания, укреплять веру. Смысл деятельности философа носит характер истолкования, интерпретация священных текстов. Основные направления философии – номинализм и реализм. Их формы бывают крайними и умеренными. Христианство объявило эти направления ересью. Бог един. Он существует в трех лицах: отец, сын, святой дух. Здесь церковь дала диалектическую трактовку делений в вопросе о соотношении отдельного и общества.

Христианину разрешается подвергать рационализации основные догмы христианства. Если это удается, это должно укрепить веру. Если не удается – надо верить и молиться. Аквинский создает учение о двойственной истине. Предлагает различать истины веры и разума. Истины веры не противоразумны, а сверхразумны. Наука и Религия – это различные методы понять окружающий мир. Истины веры нам не дано. Большинство церковных догм не рационализированы.

Номинализм и реализм. Особенности средневековой схоластики.

Основными направлениями средневековой ф-фии становятся номинализм и реализм. Реализм – есть ф-фское направление, кот. абсолютизирует реальность общих понятий (универсалий), всё же отдельное – есть иллюзия наших чувств. Номинализм – есть ф-фское направление, кот. абсолютизирует реальность отдельных явлений и процессов, всё же общее есть только имя. Существовали крайние и умеренные формы и того и другого. Христианская церковь объявила крайние формы номинализма и реализма ересью, поскольку они противоречили основной христианской догме. Основная христианская догма троицы: Бог един, но существует в 3-ёх лицах или эпостасиях. Дала диалектическую форму о соотношении отдельного и общего. С I в. вставал вопрос о рационализации христианства. Сторонникам христианства разрешается подвергать рационализации основные положения христианского вероучения, если им это удаётся, то это должно укрепить веру, а если что-то поменять не удаётся, то надо слепо верить и молится.

Особенности средневековой схоластики. Схоластика – название поздней средневековой ф-фии и научного метода в философии. Никаких новых высказываний о природе общ-ва и чел-ка не предполагалось. В ходе публичного диспута философ-схоласт должен был доказать, что выносимое на диспут положение не противоречит священному писанию. Философы-схоласты добились приращения ф-фского знания в области логики и методологии познания.

1)т. доказательств; 2) т. определений и понятий; 3) гипотетико-дедуктивный метод (рассуждение от общего к частному); 4) учение формальной логики о силлогизмах. Создан учебник логики в 3-ёх частях известным философом Петром Испанским.

 

 

8. Философия эпохи Возрождения. Возрожде́ние, или Ренесса́нс (XIV – начало XVII века. Отличительная черта эпохи - светский характер культуры и её антропоцентризм (т.е. интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Решающими чертами ф-фии Воз. явл. стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Формируется 3 основных направления в ф-фии:

1) гуманистическое (14-15 в.) В центр внимания ставится ч-век, воспевается его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви. Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.

2) неоплатоническое (сер. 15 - 16 в.) Развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и чел-ка с точки зрения идеализма. Представители: Николай Кузанский, Фичино, Мирандола, Парацельс.

3) натурфилософское (16 - нач.17 в) Пытались развенчать учение церкви, опираясь на открытия, опыты, развитие естествознания. Представители: Л.Давинчи, Коперник, Галилей, Кеплер, Бруно.

4) социально-философское содержат концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах. Пред-ли: Никколо Макиавелли и Франческо Гвиччардини, Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Родоначальником гуманизма считается поэт и ф-ф Ф. Петрарка. В его творчестве — начало многих путей, кот-ми. шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения.

Никола́й Куза́нский - кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV в., философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель. Внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», нем. мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время отмечая, что любые определения его ограничены. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие ф-фские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли.

Наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в в торчестве Джордано Бруно,с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии. Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров.     

Никколо Макиавелли – историк и государственный деятель , автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту — воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Макиавелли приходит к идее «нового государя» — абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы избежать расставленных капканов, льва — чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя

жестокость». Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении

средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

                                          

 

 

9. Философия Ф.Бэкона. Бэкон – выдающийся английский мыслитель начала XVII века. Родоначальник эмпиризма, синоним образования своего времени. Впервые ставит вопрос о социальной функции науки. Ему принадлежит знаменитое высказывание: «Знание – это сила». Он говорил, что «учёный подобен не пауку, не муравью, а пчеле. Которая собирает всё самое ценное». Бэкон – сторонник эмпиризма, в основу кот. он кладёт индуктивный метод (от частного к общему). Прежде. Чем дать общее понятие теплоты, необходимо изучить все виды нагревания. Это полемика со схоластикой. Эту теорию Бэкон представил в своём основном ф-фском труде «Новый органон». Важнейшим элементом учения Бэкона является учение о призраках или идолах, т.е. препятствиях, мешающих человеческому познанию. Их надо выучить, классифицировать и преодолеть. Таких призраков четыре: 1) рода; 2) пещеры; 3) рынка (площади); 4) театра. Призрак рода связан с перенесением субъекта познания своих родовых качеств на природу («Нельзя приписывать природе цель»). Призрак пещеры связан с принадлежностью субъекта познания какой-либо социальн. группе (этносу, классу, научному цеху, университету). Чел-к принадлежа к какой-либо соц. группе невольно воспринимает заблуждения этой группы. Призрак площади (рынка) – место обмена инф-ции. А в процессе передачи инф-ции она искажается и появляется инф-ционный шум. Люди привыкают принимать инф-цию через 3-4 пары уст. Призрак театра…театр - самый демократический вид искусства. Особенность театра – его вторичность. То, что является сутью театра, не может быть сутью науки. Бэкон в работе под названием «Новая Атлантида» даёт пример научно-технической утопии. Он говорил «памятники в этом общ-ве ставятся не царям и полководцам, а учёным». Бэкон даёт предсказание о будущих научно-технических открытиях:1) передвижение без тяговой силы – двигатель; 2) возможность замораживать и консервировать продукты; 3) передвижение под водой – подводн. лодки; 4) пересадка органов; 5)кино. Таким образом, он дал предсказание на 200-300 лет вперёд.

10. Эмпиризм и рационализм. В эпоху Нового времени (XVI – XVII вв.) происходят значительные изменения, в основном вызванные научно-технической революцией. Изменения происходят и в ф-фии. На первом месте оказываются проблемы гносеологии. Складываются два основных ф-фских направления в: эмпиризм и рационализм.

Эмпири́зм - направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). К представителям эмпиризма следует отнести: Демокрита, софистов, стоиков, эпикурейцев и скептиков, Галилея, Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка.Эмпирики считали, что единственный источник истинных знаний – это опыт, кот. связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Эмпиризм не признает ничего общего, ничего, что не было бы подтверждено чувственным опытом, т.е. первостепенная роль признается за опытом, а уж потом разум. Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий. Это – индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом он есть истинный метод ф-фии и всех наук.Самым ярким представителем эмпиризма и его родоначальником является Бэкон. Бэкон считал, что истинным можно считать знание, полученное опытом. Метод Бэкона заключался в том, что необходимо получить в опыте как можно больше подтверждений истины. По мнению Бэкона, разум способен вводить нас в заблуждение, на наше сознание воздействуют идолы/призраки (площади, пещеры, рынка, театра). Это был индуктивный метод.

Рационализм - как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в др.греч. ф-фии, например, еще Парменид различал знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (полученное в результате чувственного восприятия). Рационализм — направление в гносеологии, согласно кот. основой познания и действия людей является разум. Среди представителей можно назвать Бенедикта Спинозу, Лейбница, Рене Декарта,  Гегеля. Рационалисты считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны, чувства могут обманывать нас, слабы и неясны, часто субъективны. Мы можем ощущать то, чего нет, и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и т.д. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. Зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек, несомненно, мыслит. Затем, по правилам дедукции (от общего частному), мы можем вывести возможность сущ-я Бога, природы и др. людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мире. Разумеется, сведения о мире мы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент – важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме. Рационализм не отрицает чувственного познания, но считает разум самостоятельным источником знаний. Нужно освободить знание от всяких случайностей, источником которых, по его мнению, мог быть только опыт. Нужна философия, опирающаяся на такие предпосылки, которые нельзя было бы опровергнуть и из которых можно вывести всю систему наук.

Рационализм, как правило, связан с признанием «врожденных идей», присущих разуму изначально. Высшим врожденным понятием выступает понятие Бога.

 

11. Философия французского Просвещения. Философия французского Просвещения 18 в. Этап в развития европейской культуры в 18-19 веке, носила интернациональный характер. Общая характеристика

1. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 ггЭ

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

• деистическое;

• атеистическо-материалистическое;

• утопическо-социалистическое (коммунистическое).

2. Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:

• отвергали идею личного Бога;

• не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

• видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

• отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

3. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!