Сознание и бессознательное, 27. Категория «сознание» и её место в философии.



Сознание человеческая форма психического отражения действительности. Сознание это осознание человеком вещей, а также пережевания – т.е. определённое отношение человека к тому, что происходит. Это ощущения, восприятия, представления, понятия. В сознание входит воля – это психический процесс выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение желания; Чувства – отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей, интересов.

Наша обычная деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле как цель. Но далеко не все последствия наших поступков мы осознаём. Некоторые учёные открывали их знаменитые открытия в бессознательном состоянии. Бессознательное может выражаться в существовании большого жизненного опыта, информации кот накапливается в течении всей жизни и оседает в памяти. В мозгу каждого человека хранится очень много сведений о которых человек даже не подозревает. Из всей суммы имеющихся знаний в фокусе сознания человека находится лишь очень малая их часть. Многия наши действия находясь под контролем сознания, автоматизируются а затем совершаются уже неосознанно. Я понипмаю под бессознательностью именно те действия которые совершаются человеком неосознанно. Простейшим примером может являться ходьба человека. Если бы человек осознанно делал каждый шаг то он бы просто не мог идти, в большинстве случаев он идёт автоматически, неосознанно, так как привык это делать именно так. Человек также не может контролировать работу своих органов, это делается автоматически телом человека без участия сознания.

Первый чел кот заговорил о бессознательном это всеми известный и многоуважаемый Лейбниц. Он говорил о познании как о припоминании, кот связано с идеей наличия в душе скрытых, неосознанных знаний. Вот. Ещё про Фрейда могу рассказать.

Основные принципы и законы диалектики.

Принципы диалектики – то на чём основана диалектика, те правила, следуя которым, мы становимся диалектиками.

1. принцып развития (т.е. начать изучать обьект с его генезиса, а потом дальнейшее развитие)

2. принцып всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности всей системы – целостность (т.е. прямые и обратные связи)

3. принцып противоречности. (диалектическое противоречие – это наличие в обьекте противоположных, взаимоисключающих сторон. Противоположности могут приходить в столкновение только если они находятся в связи, образуя целое. Изменения и развитие вызывается постоянными внутренними противоречиями)

4. принцып системности (т.е. обьект – часть любой системы)

Категории диалектики.

Категории – наиболее общие и универсальные понятия. КД описывают противоположные явления, поэтому берутся парами. Главная пара – явление и сущность. Явление – это внешние св-ва предмета, кот человек познаёт опытным путём. Сущность предмета человек может постич только с помощью разума. Единичное и общее. Единичное характеризует отдельный предмет с его качествами, показывает уникальность данного предмета. В мире не может существовать две абсолютно одинаковые вещи. Общее показывает общие свойства единичных предметов, их сходства. Необходимость и случайность. Необходимость – такой способ реализации возможности, когда в данных условиях, в данных отношениях, существует только одна возможность и она реализуется. Сучайность - ---«---- существует несколько возможностей, происходит обьективный выбор и реализация одной из них. Эволюция необходимости и случайности приводит к причинности. Причина – это явление, порождающее другое явление – следствие. Фатализм – философское направление, кот абсолютизирует роль необходимости. Действительность – это то что уже возникло, осуществилось, что живёт и существует. Действительность соотносится с возможностью, т.е. с тем. Что существует в качестве зародыша чего-то иного. Например жёлудь – это дуб в возможности. Возможность это будущее в настоящем, то что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определённых условиях. Чтобы возможность перешла в действительность необходимо 2 фактора – действие тпределённого закона и наличие определённых условий. Будущее не определено одназначно тем, что есть в настоящем. То или иное событие выступает как случайное если его исход не может предсказан точно а лишь вероятностно. Вероятность это мера возможности степень реализации данного события при данных условиях и данных закономерностях. Достоверность события – 100% - ая вероятность. Недостоверность – отсутствие вероятности. Возможности бывают: 1. реальные 2. абстрактные. Реальная возможность при данных условиях может реализовываться. Абстрактная возможность – может превратиться в действительность только при случайном стечении обстоятельств.

30. Развитие и прогресс. Развитие – особый тип изменения. Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с её внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное.

Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.

Прогресс – тип развития сложных систем, для которого характерен переход от низших менее совершенных форм к более высоким и совершенным.

Дифференциация и интеграция элементов и связей системы, которая повышает степень её целостности её приспособленности к среде, функциональную эффективность.

Прогресс – одностороннее развитие.

Процесс развития природных и социальных явлений – многонаправленность процессов.

Регресс.

Маркс: «постоянно наблюдаются случаи регресса и кругового движения»

Энгельс: «каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях».

Направленность: многонаправленность (реальные процессы развития природных и социальных явлений); однонаправленность (никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе)

Прогресс и регресс сложным образом переплетены, живое единство.

Диалектическая взаимосвязь прогресса и регресса обуславливает сложные, часто неожиданные, не поддающиеся однозначным оценкам результаты развития систем.

Расцвет нередко чреват деградацией, а упадок может оказаться периодом накопления каких то высших потенций.

31. Единство чувственного и рационального познания. Часть философии посвящённая проблемам познания мира – гносеология. Основной проблемой гносеологии является проблемы границ позанаия – «насколько познаваем мир». По этому вопросу существует два основных направления в философии. Гностицизм – фил учение, утверждаюцее, что мир познаваем. Агностицизм – ф. учение. утверждаюцее что мир непознаваем. В процессе познания выделяют две формы: чувственное (опытное) и рациональное (логическое). Чувственное осуществляется с помощью органов чувств. Степенью чувственного восприятия являются ощущения, восприятия, представления, воображение. Ощущения – элементарный результат воздействуия мира на чувства. Восприятие – целостный образ обьекта (осязательн, звуковые, зрительн), представления – способность воспроизводить образы в душе. Воображение – образы. Вот. С помощью чувственного познания можно судить только о внешних св-вах предмета. Для постижения сущности вещей, для обобщения информации, полученной чувственным путём, нужно рациональное познание. рациональное познание – процесс абстрактного, обобщающего мышления.. Основные ступени рац познания явл понятия, суждения. умозаключения. Понятие – элементарная единица рационального мышления, она отражает общие, существенные признаки предметов и выражается с помощью слова или словосочетания. (например, понятие Студент – обозначает человека. учащегося в вузе). Суждением называют совокупность понятий, отражающих связи и отношения между предметами или их свойствами. Выражается при помощи предложения. (Все учащиеся в университете – студенты). Третяя ступень рац познания – умозаключение – процесс получения из нескольких суждений одного суждения на основании законов логики. (Все учащиеся в университете – студенты. Я учусь в университете. Следовательно я – студент).

32. Истина и практика. Результатом процесс познания является истина. Знание, соответствующее действительности называвется истиной. По своему содержанию истина обьективна, так как она не зависит от познающего её субъекта. По форме она субьективна, так как вне сознания её не существует. Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называется неполное, приближённое знание, которое достигается в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг – друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое знание которой не может быть изменено в процессе дальнейшего познания.

 В филосовской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека даёт главные аргументы для филосовского спора с агностицизмом. Практика – это целенаправленная деятельность по преобразованию действительности.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!