Теория биоэтов в биомедицинской этике.



БИОЭТЫ ЭТО: Бурное развитие новых медицинских технологий нередко приводит сегодня к возникновению ряда ситуаций, в которых врач уже не в состоянии самостоятельно принимать решения (трансплантация, эвтаназия, пренатальная диагностика и т.д.), будучи вынужденным предоставить пациенту гораздо большую автономность в процедуре принятия совместного решения. Так постепенно слабеет классическая патерналистская модель отношения врача и пациента, и на смену ей все более приходит новый тип отношений, построенный на принципах автономности и информированного согласия.

В наступающих кардинальных изменениях современной биомедицинской практики все ситуации, объекты и процессы, специфицирующие собою новый тип реальности биоэтической практики и знания, могут быть рассмотрены достаточно единообразно – как некоторый новый неклассический тип сущностей, которые далее мы предлагаем называть биоэтами.

Главным признаком биоэтов является их пограничный статус – они лежат на пересечении биологической и этической реальности, антиномистически совмещая в себе разного рода дополнительные определения.

С биоэтами связаны различные проблемные ситуации, возникающие при попытке их полного определения в рамках только биологического или только этического знания. Это изначально кентаврические сущности, в которых сплавляется то, что разрывается современной специализированной культурой.

Для преодоления этой разорванности и создания более адекватного – целостного – знания и практики и формируется биоэтика. Если феномен биоэта будет более определенно выражен, то биоэтику можно будет достаточно легко определить как науку о биоэтах.

ВИДЫ БИОЭТОВ: Биоэты могут быть и объектами (человеческий эмбрион), и состояниями (умирание), и действиями (эвтаназия). Важна, по-видимому, не их онтологическая роль как самостоятельного носителя предикатов или как той или иной предикации. Важно то, попадает ли эта определенность – сущее или предикат - в пограничную био-этическую область, или нет.

ЭТОРЕДУКТ И БИОРЕДУКТ: Во всех биоэтических проблемах характерно возникновение двух крайних позиций – либеральной и консервативной. Каждая из них тяготеет к разрушению «смешанного» состояния биоэта, к редукции его к той или иной «чистой» составляющей – либо к чисто этической (эторедукт), либо к чисто биологической (биоредукт).

Биоэтика имеет дело со смешанными пограничными сущностями – биоэтами, соединяющими в себе биологические (биоредукт) и этические (эторедукт) составляющие.

ОБОБЩАЮЩАЯ ФОРМУЛИРОВКА БИОЭТИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИДЕИ БИОЭТОВ: Разорванность современной рациональной культуры постоянно провоцирует научное сообщество и каждого индивидуального субъекта к редукции целостной природы биоэта к его чистым редуктам, порождая крайности либеральной (редукция биоэта к его биоредукту) и консервативной (редукция к эторедукту) позиций.

Реальная научная и социальная практика решения возникающих в биоэтике проблем избирает, однако, более «мягкий» способ выражения природы биоэтов, не столь сильно разрушающий их комплексную природу.

ИНТЕРВАЛЫ РЕДУКЦИИ, КРИТЕРИИ РЕДУКТИВНОЙ ДЕМАРКАЦИИ:

По-видимому, достаточно распространенной, хотя может быть и не единственной, стратегией выражения смешанной природы биоэта является интервальный подход, который стремится определить интервалы редукций биоэта – области определения, в рамках которых доминирующую роль играет тот или иной чистый редукт биоэта.

В частности, подобной стратегией определения редуктивных интервалов является методология формулировки редуктивных критериев демаркации – систем условий, позволяющих диагностировать границу перехода одного редукта биоэта в другой. Подобная более гибкая система выражения композиционной природы биоэта закрепляется в научной и правовой биоэтической практике.

Таковы, как нам представляется, основные принципы определения нового типа рациональности, который формируется в современной биоэтике и обладает, как можно видеть, глубинным соответствием с неклассической рациональностью современной науки, например, как уже отмечалось, с рациональными структурами современной квантовой физики (подобное соответствие можно было бы называть феноменом квантово-биоэтического соответствия).

Комплексная природа биоэтов конкретизирует подобный трансдисциплинарный статус биоэтической реальности.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!