ТЕОРИЯ МОРАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ PRIMA FACIE У.Д.РОССА.



Английский философ У.Росс [w.d.ross, 1877-J.940] представил в своей книге "The Right and the Good" (1930) этическую теорию, которую можно расценить, как попытку объединить перспективы утили-таризма и перспективы кантианства. Росс отверг утилитаристское убеждение, что одни последствия делают поступок правильным, но его также беспокоили абсолютные правила Канта. Он понимал, что такие правила не только не способны проявить восприимчивость к сложностям фактически существующих ситуаций, но что они также иногда противоречат одно другому. Росс, подобно Канту, деонтологист, но с важным отличием. Росс убеждён, делая моральный выбор, необходимо принимать so внимание последствия, хотя не результаты поступка, взятые одни, делают его правильным.

а) Моральные свойства и правила.

По Россу, существует непреодолимое различие между моральными и неморальными свойствами. Есть только два моральных свойства - правильность и добро (доброта) - и эти свойства, но могут заменяться, или объясняться в терминах, другими свойствами. Так, сказать, что поступок является "правильным", не есть тоже самое, как если сказать, что он "вызывает удовольствие" или "увеличивает счастье", как предлагает утилитаризм.

Однако Росс вовсе не отрицает того, что связь между моральными и неморальными свойствами существует. Что он отрицает, так это возможность тождества между ними. Так, облегчить кому-нибудь страдание может быть правильным, но правильность не является идентичной облегчению страдания.

Росс также осознаёт, что мы часто должны знать много неморальных фактов о ситуации, прежде чем мы можем правильно вынести моральное суждение. Если я вижу врача, инъецирующего кого-либо, я не могу еще сказать, действует ли он правильно, без определения того, что он инъецирует, почему он это делает и т.д. Таким образом, правильность есть свойство, которое зависит частично от неморальных свойств, характеризующих ситуацию. Я не могу определить, делает ли врач правильный или неправильный поступок, до тех пор, пока я не определю, какие имеются неморальные свойства.

Росс убеждён, что есть случаи, в которых мы не имеем подлинных сомнений в том, присутствует ли свойство правильности или доброты. Мир изобилует примерами жестокости, лжи и эгоизма и в этих ситуациях мы непосредственно осознаём отсутствие правильности или доброты. Но мир также богат примерами сострадания, верности и великодушия, в которых правильность и доброта ясно присутствуют. Росс утверждает, что_ наш опыт относительно таких случаев делает нас в состоянии узнать правильность и доброту с такой степенью достоверности и очевидности, как если бы мы постигали математическую истину, что треугольник имеет три угла. Кроме того, наш опыт относите-льно многих индивидуальных случаев делает нас в состоянии осознать верность общего утверждения, такого как "Неправильно причинять излишнюю боль".

Таким образом, наши моральные интуиции могут снабжать нас моральными правилами общего характера. Но Росс отказывается признать эти правила как абсолютные. Для него они могут служить только в ка-честве примеров (образцов), чтобы помочь нам решить, что мы должныделать. В конечном счёте, в любом отдельном случае мы должны полагаться не только на правила, но также на разум и наше понимание ситуации.

Рассмотрим проблему: лгать ли смертельно больной пациентке о ее состоянии? Позволим себе предположить, что мы можем избежать причинения ей, по крайней мере, некоторого мучения, если обманем ее. Но, с другой стороны, действуя морально и сообщая ей правду, мы не нарушаем её доверия к нам.

В таких ситуациях, представляется, мы имеем конфликт в наших моральных обязательствах. Вследствие таких привычных видов конфликтов, Росс отвергает возможность исследования абсолютных, инвариантных правил, подобных правилам "Всегда говори правду" и "Всегда устраняй излишние страдания". В случаях, подобных ситуации выше, мы не можем полагать, что оба правила являются абсолютными, не противоречат себе. Росс утверждает: мы должны ясно осознавать, что любое правило имеет исключения и должно отменяться в некоторых ситуациях.

б) Фактические моральные обязательства и prima facie моральные обязательства.

Если правила, подобные правилу "Всегда говори правду", не могут быть абсолютными, тогда какой статус они могут иметь? Когда наши правила в отдельных ситуациях вступают в конфликт, каким образом мы должны решить, какое правило применять? Росс отвечает на этот вопрос, используя различие между тем, что является фактически правильным, и тем, что является prima facie правильным. Поскольку мы имеем долг делать то, что является правильным, это различие может быть выражено, как различие между фактическим моральным обязательством и prima facie моральным обязательством.

Фактический долг буквально есть то, что является моей реальной моральной обязанностью в конкретной ситуации. Мы претендуем на полный обзор всех аспектовкакого-то случая, когда мы говорим, чтонечто является нашим моральным обязательством, "принимая во внимание все обстоятельства". Это действие, которое, из всех разнообразных возможностей, я должен выполнить. Чаще всего, однако, я могу не знать, что является моим фактическим долгом.

Латинское выражение "prima facie" дословно означает "на первый взгляд", но Росс употребляет это выражение, подразумевая нечто подобное выражению "при прочих равных условиях". Соответственно, prima facie моральное обязательство есть обязательство, которое предписывает, что я должен делать, когда не рассматриваются другие релевантные в ситуации факторы.

Если я обещал встретиться с вами за завтраком, тогда я имею facie моральное обязательство встретиться с вами. Но предположим, что я врач и как раз в то самое время, как я собираюсь направиться на нашу встречу, у моего пациента происходит остановка сердца. При таких обстоятельствах, согласно точке зрения Росса, я должен Нарушить моё обещание и оказать помощь пациенту. Мое pcima facie моральное обязательство выполнять обещание не делает поступок обязательным. Это обязательство составляет моральное основание для встречи с вами, но имеется также моральное основание, чтобы не встречаться с вами. Я имею такие prima facie моральное обязательство оказать помощь моему пациенту, и это есть основание, которое перевешивает первое prima facie моральное обязательство. Таким образом, оказание помощи пациенту является и prima facie (при прочих равных условиях) моральным обязательством и, в этой ситуации, моим Фактическим (принимая во внимание все обстоятельства) моральным обязательством, то есть долгом.

Итак, согласно Россу, "правильное действие - фактическое игральное обязательство - определяется рассмотрением своей важности или конкурирующих prima facie моральных обязательств, которые осознаются моральной интуицией. «Prima facie» моральные обязательства (например, выполнение обещания, компенсация за прошлый ущерб, самосовершенствование, милосердие) обязывают (при прочих равных условиях), но могут отвергаться другими prime facie моральные обязательства.

Обязательствами в случае конфликта.

В духе Росса, педиатр, которая могла бы помочь одному пациенту, нарушив обещание второму, кого она обещала осмотреть первым, должна была бы поразмыслить над двумя prima facie моральными обязательствами и решить, какое из них показалось бы более важным в данных обстоятельствах. Понятие prima facie морального обязательства позволяет Россу предложить набор моральных правил, сформулированных таким образом, что они являются универсальными и свободными от исключений. Ложь, например, всегда неправильна, но она представляет prima facie (при прочих равных условиях) неправильное. Может быть, что в отдельной ситуации моё фактическое моральное обязательство требует, чтобы я солгал. Хотя то, что я сделал, есть нечто prima facie (при прочих равных условиях) неправильное, представляется в моральном отношении правильным это делать, если некоторое другое prime facie моральное обязательство, которое требует солгать в этом случае, является более обязательным (веским), чем prima facie моральное обязательство говорить правду.

Мы рассмотрели лишь несколько простых примеров prime facie моральных обязательств, но Росс более основателен и систематичен, чем это могут внушить наши примеры. Он предлагает список моральных обязательств, которые он считает обязывающими для всех моральных агентов

1.    Преданность - обязанность выполнять (явный и неявный) обещания, в которые вступил.

2.    Компенсация - обязанность восполнять неправомерные действия, предварительно сделанные к другим обязанностям, происходящих от предыдущих действий других.

3.    Благодарность - обязанность возместить другие за мимо пользы, сделанной для себя.

4. Правосудие - обязанность предотвращать или исправлять не соответствия:

· Обязанности, происходящие от возможности улучшения условий (состояний) других относительно достоинства, сведений (интеллекта), или удовольствия.

5. Благодеяние - обязанность улучшать условия (состояния) других в этих уважения (отношениях)

· Обязанности, происходящие от возможности улучшения собственного условия (состояния) относительно достоинства или сведений (интеллекта).

6. Самоусовершенствование - обязанность улучшать собственное условие (состояние) в этих уважения (отношениях)

· Специальная обязанность, которую нужно отличить(выдающегося) от обязанности благодеяния.

7. Nonmaleficence - обязанность не повреждать другие

Росс предлагает нам два принципа обсуждения случаев противоречивого долга.

Первый принцип предназначен рассматривать ситуации, в которых только два prima Facie моральных обязательств находятся в конфликте: Тот поступок является долгом, который находится в согласии с более строгим (веский) prima facie обязательством .

Второй принцип предназначен рассматривать случаи, в которых несколько prima facie обязательств находятся в конфликте; "Тот поступок является долгом, который имеет наибольший баланс prima facie правильности, чем prima facie неправильности. К сожалению,оба эти принципа обнаруживают проблемы, когда их применяют. В самом деле, Росс не говорит нам, как мы должны определить, когда обязательство "более строгое", чем другое. Не дает Росс нам и правила для определения "баланса" prima facie правильности над неправильностью. В конце концов, согласно Россу мы должны просто полагаться на наши способности постижения ситуации. Не существует автоматической или механической процедуры, которой мы могли бы следовать. Мы могли бы прийти к заключению относительно наилучшего образа действия (с течки зрения Росса чего-то, что мы как моральные агенты должны делать), если мы изучим факты в определённой ситуации, примем во внимание по-следствия наших возможных действий и поразмыслим над нашими prim» facie моральными обязательствами.

в) Теория prima facie моральных обязательств в биомедицинском контексте.

1.    Первым и наиболее важным является перечень Росса prima facie моральных обязательств. Перечень моральных обязательств может выполнять важную функцию в моральном воспитании врачей, исследователей и другого медицинского персонала. Перечень рекомендует каждому ответственному за обслуживание пациента человеку размышлять над prim facie обязательствами, которые он имеет к этим людям и отклонять одно из этих обязательств только в той случае, когда он уверен в моральном отношении, что другое обязательство получит приоритет.

Существует множество специфических обязанностей, предписываемых способом prima facie, и они могут выражаться в терминах, релевантных медицинскому контексту: не причиняй вреда пациентам; не распределяй редкие ресурсы таким способом, который не в состоянии оценить индивидуальные достоинства; не лги пациентам; выказывай пациентам расположение и понимание; не вселяй в пациентов ложных надежд.

2.    Во-вторых, подобно утилитаризму, этика Росса рекомендует нам проявлять чувствительность к уникальным особенностям ситуаций, прежде чем действовать. Однако, подобно этике Канта, этика Росса настаивает на том, что мы смотрим на мир из индивидуальной моральной перспективы. Принимая решения о том, что является правильным, должны изучить факты ситуации и принять во внимание возможные последствия наших действий. Тем не менее, в конечном счете, мы должны направлять наши действия (поступки) скорее тем, что" является правильным, а не том, что" является полезным, или что будет производить счастье, или что-нибудь в этом роде


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!