Основные типы этической теории, используемые в биоэтике: утилитаризм



Общая характеристика деонтологической теории.

1)Структура этической теории в большей мере зависит оттого, как в теории определяются и увязываются между собой концепция правильности и концепция блага. Будучи телеологической теорией, утилитаризм определяет благо независимо от правильности, а саму правильность определяет как то, что максимизирует благо. В противоположность телеологической, а следовательно утилитаристской, теории деонтологическая теория не специфицирует благо независимо от правильности и не интерпретирует правильность как максимизацию блага. Первичность правильности над благом в деонтологической теории является центральной особенностью этой теории.

2) Деонтологисты убеждены, что «имеются разные моральные обязательства, некоторые проистекают из особых отношений(например, врача к пациенту, родителя к ребёнку, должника к кредитору)»,что утилитаристы игнорируют. Что родитель должен обеспечивать благополучие ребёнка, приводят доводы они, происходит не оттого, что, делая так, он максимизирует общие хорошие последствия, а просто потому что это обязательство составляет часть существования родителя.

3) Деонтологисты считают, что утилитаризм не может по достоинству

оценить тот факт, что прошлые действия могут быть источником на-

стоящих обязательств. Они полагают, например, что акт обещания или причинения вреда кому-нибудьсам обязывает выполнять обещание или, соответственно, дать компенсацию; не является основанием такого обязательства обстоятельство, что выполнение обещания или компенсация максимизирует хорошие последствия.

Деонтологисты типично (но не всегда) настаивают на важности в мо-

ральном отношении мотивов и характера агента, независимо от последст-

вий поступков этого агента. Если хирург всегда тщательно объясняет своим пациентам риски и выгоды хирургической процедуры, а также риски и преимущества альтернативных процедур, но поступает так, потому что желает заслужить похвалу от коллег и избежать исков за злоупотребление доверием, то не имеется в этом намерении ничего, делающий его поступок достойным похвалы.

(5)Весьма общим является для современных деонтологических теорий принимать форму теории прав, согласно которой каждый человек имеет определённые моральные права (например, на жизнь, свободу, некоторый минимальный стандарт благополучия), которые могут не приниматься во внимание утилитаристскими апелляциями к последствиям отдельных поступков.

Наиболее известной из классических деонтологических теорий является теория, разработанная немецким философом Иммануилом Кантом (17241804). Кантианская деонтологическая теория продолжает вызывать большое внимание в современных дискуссиях по этической теории и, что особенно

важно, составляет основную структуру многочисленной аргументации в биомедицинской этике.

Кант утверждал, что поступок является достойным похвалы, если только его делают не ради своих личных интересов или вследствие его реальных по-

следствий, но из долга(то есть потому что осознают его в качестве морального обязательства). Во-вторых, он полагал, что поступок является моральной обязанностью, если только он предусматривается правилом, которое является универсально действующим и поэтому рациональным. Например,

нарушение обязательств является неправильным всегда, потому что если бы все следовали правилу нарушения обещаний, то ни один не принимал бы обещания всерьёз, расстраивая тем самым весь институт выполнения обещаний. Эту мысль можно сформулировать по-другому:поступок является правильным, когда он находится в соответствии с правилом, которое удовлетворяет принципу, названному Кантом «категорическим императивом»

 

Кант формулирует категорический императив таким образом: всегда поступай только согласно такой максиме твоей воли, которой ты можешь пожелать, чтобы она была всеобщим законом.

3)Теория моральных обязательств Росса

4) Теория справедливости Ролза

Основные типы этической теории, используемые в биоэтике: утилитаризм

Утилитаризм – этическая теория , согласно которой правильным в моральном отношении поступком является действие, вызывающее наибольшее возможное благо.

Основополагающий вклад в развитие утилитаризма внес английский философ и правовед Иеремия Бентам (1748–1832), который, в свою очередь, базировался на идеях ряда авторов, таких как Д. Юм, К. А. Гельвеций и другие. Главное произведение Бентама – "Введение в основание нравственности и законодательства" (1789).

Бентам сформулировал понятие утилитаризма (от лат. utilitas – польза, выгода), которое легло в основу его концепции. Под этим понималось некое благо, или счастье, польза. Бентам полагал, что каждый индивид своей деятельностью стремится увеличить сумму своего счастья и уменьшить страдания. Представление о том, что люди в своих действиях стремятся к счастью (удовольствию, наслаждению и т.п.), имело давнюю традицию в философии. Однако одна из важнейших идей Бентама состояла в том, что эту полезность можно представлять как нечто исчислимое, некое количество, которое может увеличиваться (или уменьшаться) в зависимости от наших действий.

Так возникает идея моральной арифметики, а также исчисления счастья. Бентам даже пытался разработать процедуры, которые могли бы сводить удовольствия разных людей к некоей однородной величине (несмотря на то что полезности, или удовольствия, для разных индивидов, конечно, имеют разные смыслы).

Основной принцип этики утилитаризма – наибольшее счастье для наибольшего количества людей. Бентам не сам изобрел его, однако он ясно его сформулировал и сделал отправной точкой обширной теоретической системы.

Этот принцип имел очень широкие приложения в учении Бентама. Помимо моральной философии, Бентам применил его также для анализа работы общественных институтов, законов и законодательных реформ, а также в экономической сфере. Позже известный английский ученый и философ Дж. Ст. Милль в работе "Утилитаризм", написанной в 1863 г., систематизировал и развил взгляды Бентама, а также способствовал распространению самого понятия "утилитаризм".

Сущность этики утилитаризма состоит в оценке моральности того или иного решения или действия по его последствиям или результатам. Критерий правильного действия, согласно утилитаризму: действовать нужно так, чтобы максимизировать полезность для максимального числа людей.

Морально оправданное действие – то, которое в данной ситуации добивается наилучшего прироста полезности среди всех возможных альтернатив.

Еще один вариант формулировки утилитаристского критерия, связанный с ситуацией, когда действие приносит не только положительные, но и отрицательные следствия: морально оправданное действие – то, которое добивается наилучшего достижимого соотношения полезных и негативных результатов.

Развитие этики утилитаризма породило массу разновидностей, различающихся в зависимости от того, как конкретно применять основной принцип, оценивать количество полезности и т.п.

Например, среди множества прочих выделяют такие версии, как утилитаризм правил и утилитаризм действий.

Согласно утилитаризму правил, индивид в своих действиях должен следовать хорошо обоснованным правилам (не обманывай, не нарушай обещаний и т.п.), которые, в свою очередь, базируются на принципе полезности. Это связано с тем, что морально обоснованные правила с высокой вероятностью и в подавляющем большинстве ситуаций максимизируют общее благо, т.е. следование таким правилам является оптимальной стратегией.

С точки зрения утилитаризма действии, выбор конкретного решения зависит от особенностей конкретной ситуации; мы должны действовать так, чтобы достичь наибольшей полезности в данной ситуации (и при этом могут быть морально оправданы исключения из хорошо обоснованных правил).

Одна из причин популярности утилитаризма в биоэтике – это возможность разнообразного истолкования понятия "полезность". В частности, в медицине и здравоохранении под этим понятием можно понимать, например, такие блага, как здоровье, положительный исход лечения, удовлетворенность пациента, снижение заболеваемости населения, повышение продолжительности жизни и многое другое; отсюда проистекает его широкая применимость к проблемам биомедицинской этики.

Отметим также, что утилитаризм оказал огромное влияние на последующее развитие экономической пауки: ведь полезность можно понимать также и как экономическую выгоду, прибыль, т.е. в экономическом смысле. Многие экономические идеи Бентама нашли позже своих последователей и породили целые направления экономической мысли. Сходство утилитаристской этики с экономическим мышлением является одной ее из самых характерных черт: в ряде случаев применение методов этики утилитаризма выглядит как своеобразное подобие экономических расчетов, в том числе при решении тех или иных задач биомедицинской этики.

В целом утилитаристский подход в биоэтике лучше всего проявляет себя в тех ситуациях, когда возможно приблизиться к некоторому обоснованному решению с помощью уточненных оценок или расчетов. Например, это могут быть задачи по размещению медицинских ресурсов, оценке предпочтений пациента и др. В этих случаях стремление утилитаристской этики к измеримости и точности оказывается явным достоинством.

4) теория моральных обязательств prima facie у д. росса в биомедицинской этике

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!