Мотивы одиночества и непонятости особой силы, на мой взгляд, достигают в программном для Лермонтова стихотворении «Пророк».



Лирический герой произведения, провозглашающий «любви и правды чистые ученья», вынужден удалиться в пустыню. Там обретает он покой, там слушают звезды, «лучами радостно играя». Но про-t рок не нужен людям, которые не только не желают его слушать, но и изгоняют его, презирают. По мнению автора, такова судьба истинных пророков, да и любой творческой личности в обществе.

Один из известных русских поэтов Николай Гумилев сравнил Пушкина и Лермонтова с двумя светилами: солнцем и луной. Таинственный, мерцающий, серебристый свет пронизывает все творческое наследие М. Лермонтова. Поэтическое обаяние лирика поэта сохранила и до наших дней.

БИЛЕТ № 11

1. Писатели-декабристы. Общая характеристика лирики К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера.

Кондратий Фёдорович Рылеев — поэт; один из пяти казненных руководителей восстания декабристов на Сенатской площади.

Родился 18 (29) сентября 1795 в c. Братово близ Петербурга в обедневшей мелкопоместной дворянской семе, учился в 1-й Петербургском кадетском корпусе. В юности обнаружил склонности к поэзии — сохранилась его шуточная поэма Кулакияда, написанная «на смерть» корпусного повара. В 1814-1815 участвовал в зарубежных военных походах русской армии — Швейцария, Франция (Париж).

     В 1818 вышел в отставку. Вступил (1821) в Вольное общество любителей российской словесности и масонскую ложу «Пламенеющей звезды». С 1824 служил правителем канцелярии в Российско-американской компании, где познакомился со М.М.Сперанским и графом Н.С.Мордвиновым, которому посвятил оду Гражданское мужество.

К этому времени относится начало литературной деятельности — в периодических изданиях «Сын Отечества», «Невский Зритель», «Благонамеренный», «Соревнователь Просвещения» печатаются его стихотворения и небольшие статьи. Из стихотворений этого периода наиболее известно К временщику, гневно обличающее аракчеевские порядки. Знакомится с литературным миром Петербурга, дружит с А.Пушкиным, А.А.Бестужевым-Марлинским, Ф.В.Булгариным и др. Принимает участие в организации новых литературных изданий — в 1923 вместе с А.А.Бестужевым приступил к выпуску ежегодного альманаха «Полярная Звезда», просуществовавшего до 1825. Подготовленная в 1826 «Звездочка» — альманах меньшего объема — увидела свет только в 1870 в журнале «Русская старина».

Написал цикл исторических песен Думы (1825), куда вошли Олег Вещий, Мстислав Удалый, Смерть Ермака, Иван Сусанин, Петр Великий в Острогожске, Державин и др. Обращаясь к прошлому, переосмысливает национальных героев России в духе собственных гражданских идеалов. Пушкин критиковал Думы Рылеева за надуманность сюжетов и тем.

 

Центральное произведение Рылеева — поэма Войнаровский (1825) — получила высокую оценку Пушкина. Это исповедь главного героя, сподвижника Мазепы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I. Ради пропаганды декабристских идей Рылеев идеализирует Войнаровского и Мазепу (с такой концепцией позже спорил Пушкин в Полтаве), наделяет их чертами борцов за свободу, жертвующих всем ради ее идеалов. В образе Андрея Войнаровского передана общая направленность мыслей друзей-декабристов поэта, в судьбе героя угадываются их дальнейшие судьбы.

В неоконченной поэме Наливайко Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 в. против шляхты. В его гражданской лирике также фигурирует немало образов «рыцарей свободы», противостоящих угнетателям: Гражданин, На смерть Чернова, На смерть Байрона, к А.А.Бестужеву и др. Сатирические песни, написанные совместно с А.А.Бестужевым, Царь наш, немец русский…, Ах, тошно мне и в родной стране… и др. пронизаны ненавистью к самодержавно-крепостническому строю и содержат прямые призывы к его свержению. Первые собрания сочинений Рылеева были изданы в России только в 1872 × 1893.

14 декабря 1825 Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина. В крепости продолжал писать стихи, накалывая их иголкой на кленовые листы, — они были переданы на волю Е.П.Оболенскому через сторожа.

Верховный суд приговорил его вместе с П.И.Пестелем, П.Г.Каховским, С.И.Муравьевым-Апостолом, М.П.Бестужевым-Рюминым к четвертованию, которое было высочайше заменено повешением. Написанное за несколько минут до казни письмо Рылеева несколько лет ходило в списках среди его друзей. 13 (25) июля 1826 вместе с другими четырьмя осужденными был казнен в Петропавловской крепости.

 

Для Рылеева литературное творчество было составной частью политического служения общественному благу. Он заявлял: «Я не поэт, я гражданин!» Развивал отечественную гражданскую лирику в духе дворянского революционного романтизма, цель которого — поднимать на борьбу, обличать тиранов, взывать к высшей правде и будить лучшие гражданские чувства. В этом видел предназначение своей поэзии и политической деятельности.

Рылеева мы можем безоговорочно назвать поэтом-гражданином, в творчестве которого жизнь и поэзия слились в одно целое. Незадол го до восстания декабристов Рылеевым было написано небольшое, но очень сильное стихотворение "Гражданин". В нем поэт призывает выполнить свой гражданский долг и вместе с тем предостерегает тех, кто "с хладнокровием бросает хладный взор на бедствия страдающей отчизны". Развивая свою мысль, поэт говорит:

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги.

Такие политические стихи, как "Видение", "Гражданское мужество", "Я ль буду в роковое время...", поэмы "Войнаровский", "Наливаико", думы, агитационные песни, выводят Рылеева на первое место в литературном движении 10—20-х годов XIX века.

Особое место занимают несколько песен, сложенных им в соавторстве с А. А. Бестужевым: "Ты скажи, говори...", "Ах, тошно мне...", "Уж как на небе две радуги...", "Как идет кузнец да из кузницы..." и другие. Своеобразие этих песен в том, что они очень близки по своему складу к народным. Они передают думы народа, порабощенного царской тиранией, барами и чиновниками:

Ах, тошно мне

И в родной стороне;

Все в неволе,

В тяжкой доле,

Видно, век вековать.

Нигде и ни в ком не находит народ правды: грабят его господа "без стыда", еще тяжелее народу от царских поборов:

Нас поборами царь

Иссушил, как сухарь, —

То дороги,

То налоги

Разорили нас вконец.

Однако и в крайней беде народ не падает духом, он верит в свои силы и способности:

А что силой отнято

Силой выручим мы то.

Особое место в творчестве Рылеева занимает поэтический цикл "Думы", который создавался в 1821—1823 гг., а в 1825 г. был издан отдельной книгой. В предисловии к этой книге Рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремился достигнуть: "Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти — вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине..."

Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина. Особенно дорог ему Волынский, воплощение "доблести гражданской", "отчизны верный сын", "заклятый враг постыдного неправосудья". Не возникает сомнения, что мысли, которые высказывает Волынский: "Славна кончина за народ!.. За истину святую. И казнь мне будет торжеством!", его готовность, "любовью к родине дыша", стать "за страждущих — железной грудью", — все это были убеждения самого Рылеева.

Свой идеал поэта, "правды верного жреца", "поклонника пламенного добра", "органа истины священной", который "выше всех на свете благ/ Общественное благо ставил/ Святую добродетель славил", всегда оставался "гонимых обороной/ И зла непримиримым врагом", Рылеев воплотил в думе "Державин".

Следует заметить, что установка на поучение, на воспитание положительным примером помешала исторически верному изображению в думах событий и деятелей прошлого. Но огромная популярность рылеевских дум свидетельствовала о своевременности этих произведений и действенности средств, к которым обратился поэт. Особое место в цикле занимает "Иван Сусанин", единственная дума Рылеева, в центре которой стоит не царь, не князь, не вельможа, мнящий принести темным безмолвным массам свободу, просвещение, а человек из народа, который служит правому делу так, как он его понимает. Сусанин — самый исторически правдивый характер из всех, которые мы видим в думах. Думу "Иван Сусанин" высоко ценил Пушкин. Глинка создал оперу "Иван Сусанин".

Общенародной известностью пользовалась дума "Смерть Ермака", которая стала народной песней ("Ревела буря, гром гремел").

В 1823 г. создается поэма "Войнаровский", отразившая значительные изменения, происходившие в творчестве Рылеева. В ней уже нет того слияния автора с героем, в уста которого поэт вкладывает свои мысли и убеждения, которое было характерно для дум. Поэт и герой уже по-разному смотрят на происходящее, по-разному оценивают его. Содержание поэмы составляет теперь повествование, ход событий, которым она посвящена. Своеобразие рылеевской поэмы отметил Пушкин: "Рылеева "Войнаровский" несравненно лучше всех его "Дум", — писал он, — слог его возмужал и становится истинно-повествовательным, чего у нас почти еще нет".

Ободренный высокой оценкой, которую получила у Пушкина первая поэма, Рылеев начинает поэму "Наливайко", посвященную борьбе за национальную независимость украинского казачества с панской Польшей в конце XVI века. Поэма осталась незаконченной. Судя по сохранившимся отрывкам, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, участия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига.

Герой поэмы "Наливайко" — гетман, который поднял меч за свой край:

Могу ли равнодушно видеть

 Порабощенных земляков?

Нет, нет! Мой жребий: ненавидеть

Равно тиранов и рабов

Гетман Наливайко предвидел трагический исход, однако это не остановило его. В поэме есть как бы пророческие слова главного ее героя:

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителя народа —

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной,

Я это чувствую, я знаю.

Эти же слова можно отнести и к самому Рылееву. Декабрист Н. А. Бестужев увидел в них указание на "будущий жребий" поэта, и Рылеев согласился с ним. "Верь мне, — сказал он, — что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которою мы должны купить нашу первую попытку для свободы России". Высшая доблесть и заслуга перед народом в его глазах — это деятельность борца за освобождение собственной страны.

На стихах Рылеева воспитывались последующие поколения борцов за свободу России. Имя Рылеева было для них, по выражению Огарева, "доблестным заветом и путеводною звездою".

 

Декабрист Рылеев – поэт с самой короткой творческой жизнью. Он начал писать стихотворения в 1820 году. В 1821 г. он вступил в «Вольное общество любителей российской словесности», оттуда попал в Северное общество декабристов, и уже в 1825 его, вместе с 4 другими заговорщиками, повесили. Его казнили только со второго раза – первый раз петля оборвалась. Хотя по традиции такого человека милуют, его не помиловали.

Литература декабристов по своей сути дидактична.  

Творческое и жизненное кредо поэта-декабриста («Гражданин», 1824, Посвящение Бестужеву из «Войнаровского»)

Венец гражданской лирики Рылеева, «Гражданин» - это публицистика в стихах. Противопоставлены 2 типа сознания. Первый - обывательский аристократизм, который сибаритствует и уходит от общественной жизни:

…в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

Второй - активная общественная деятельность, гражданский тип поведения. Им чужды те, кто

Постигнуть не хотят предназначенья века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека

В этом стихотворении есть традиционные олицетворения свободы и республиканской власти – Брут и Риега.

В стихотворении представлено творческое и жизненное кредо декабристов – приоритет общественной деятельности над любой другой. Это же выражается и в посвящении Бестужеву: «Я не поэт, я Гражданин». Гражданский романтизм предполагал значительное содержании, при, что и говорить, не всегда совершенной форме. Эта же мысль была продолжена им в «Думах», где для воспитания высоких нравственных чувств, с не очень точными историческими деталями и однообразной настойчивостью изображались разные исторические деятели.

 

Жанр сатиры у Рылеева («К временщику», 1820)

В литературную жизнь Рылеев вошел сатирическим посланием «К временщику». Это сатира, которая направлена на конкретную личность – на министра Аракчеева, в то время главного советника Александра I во всех делах. Сатира была злободневной (есть, например, намек на военные поселения, введенные Аракчеевым). Против Аракчеева в 1820 году было выступление Семеновского полка. Рылеев обличал того, кто не служил, а выслуживался:

Монарха хитрый льстец, и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!

 Но прямого обращения к Аракчееву не было. Подзаголовок был «Подражание Персиевой сатире: К Рубеллию». Такой сатиры у Персия не было, это была попытка избежать цензуры. На самом деле это обличение современной власти.

Завуалировать послание помогают многочисленные отсылки к античности:

И в Цицероне мной не консул – сам он чтим

За то, что им спасен от Катилины Рим…

В этих строках выражается и идеал общественной деятельности Рылеева – все на благо родины, служить не ради чинов, а ради дела. Впрочем, этого идеала придерживалось большинство последователей гражданского романтизма.

Каким образом Рылееву удалось избежать цензуры? Бестужев полагает, что Аракчеев его не наказал, так как если бы признал в сатире свой портрет, то признался бы в совершенных преступлениях.

Сатира у Рылеева имеет возвышенный характер, одические нотки.

Агитационно-сатирические песни (совместно с Бестужевым): тематика, своеобразие жанра и слога

Про агитационные песни я ничего не нашла. Их тематика – революционная. Соответственно, это обличение самодержавия и крепостничества и других проблем России:

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ

И людями,

Как скотами,

Долго ль будут торговать?

Очевидно, что агитационные песни предполагалось распространять среди простого народа, поэтому язык в них не просто разговорный, в просторечный. К тому же слов использовалось по минимуму, энергия и краткость. Рылеев и Бестужев стремились подражать народным жанрам.

Про кузнеца совсем песня жуткая:

Уж как шел кузнец

Да из кузницы.

Слава!

Нес кузнец

Три ножа.

Слава!

Первый нож

На бояр, на вельмож.

Слава!

Второй нож

На попов, на святош.

Слава!

А молитву сотвори,

Третий нож на царя.

Слава!

О том, насколько действенны были их дурацкие выкрики, можно судить по 14 декабря 1825 года.

Место и роль творчества Рылеева в развитии литературно-общественного процесса в России

Рылеев первым утвердил первенство общественного содержания над художественной формой в искусстве, выражением чего явилась знаменитая цитата: «Я не поэт, я гражданин».

 

Бестужев и Рылеев – декабристы, признанные современниками авторы, оставившие после себя как прозу, так и поэтические произведения, критики, в 1823-1825 выпускали альманах «Полярная звезда» (всего вышло 3 выпуска, плюс, альманах-приложение «Звёздочка», не вышедший в свет – тираж был после восстания декабристов задержан на складе), в котором им обоим удалось и проявить собственные литературные дарования (Рылеев помещал в ПЗ отрывки своих поэм, находившихся в работе, свои «Думы»; Бестужев опубликовал в издании соединяющую в себе черты отечественного сентиментализма и особенности «прекрасного романа» Вальтера Скотта повесть «Роман и Ольга», а также остросюжетный «ливонский цикл» («Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Кровь за кровь») и др.), и собрать практически «весь цвет» литературного сообщества того времени: в альманах отдавали свои произведения или отрывки из них и члены Вольного общества любителей российской словесности (в котором состояли и Бестужев, и Рылеев, а последний даже был участником цензурного комитета Общества), и карамзинисты (Жуковский, Вяземский, Пушкин), и их противники (Шаховской, Грибоедов). Целью издателей, по словам Бестужева, было не только издать альманах для забавы публики, но и отразить в нём широчайший круг предметов и литературных форм, которыми «лучшие писатели удостоили украсить Полярную звезду».

Бестужев к началу выпуска альманаха уже прослыв замечательным критиком (его критическую деятельность ценили современники, высокую оценку позже дал ей и Белинский), совмещал традиционный для критики того времени детальный подход к семантике и уместности употреблённых в произведении слов, к яркости и правдоподобности образов - со свойственным для него бесстрашием в «критических атаках» на произведения великих современников и красочности и неожиданности образов и определений. В «Полярной звезде» Бестужев выпустил своеобразную критическую трилогию – каждый из выпусков открывался статьёй-обозрением за авторством Бестужева, соответственно: «Взгляд на старую и новую словесность России», «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов». На критику Бестужев смотрел как на "краеугольный камень литературы". Понимая, что молодое общество, в котором "литературное имя можно подчас купить и завтраками", надо "водить под ручку", Бестужев, стоя с начала двадцатых годов на критической страже, "кричал как гусь капитолийский", не брезгая, как впоследствии и Белинский, и самыми ничтожными поводами: "кого бы и как бы ни разбирали, все-таки рано, поздно ли, это принесет пользу; в спорах критических образуется вкус, и правила языка принимают твердость". Элементарные воззрения его на критику быстро развились и усложнились, и уже в "Полярной Звезде" на 1823 г. появилась его большая и серьезная статья: "Взгляд на старую и новую словесность России". В первой статье, приводя обзор выдающихся русских авторов – от Нестора до современных ему писателей - после множества отрывочных, по большей части, комплиментных отзывов о современных писателях, Бестужев приходит к заключению, что русская литература находится, несмотря на множество писателей, еще в младенческом состоянии, что доказывается бедностью прозы и преобладанием стиха - этой "детской гремушки"; причины этого явления он усматривал в территориальной огромности России, мешающей "сосредоточиванию мнений", т. е. возникновению центров образованности, а также в пренебрежении общества к родному языку, в писательской кружковщине. В следующем обзоре: "Взгляд на русскую словесность в течение 1823 г." ("Полярная Звезда" за 1824 г.), Бестужев констатировал общий застой в литературе, наступивший, по его мнению, после периода войн (1812 - 1814), и недостаток творческих мыслей. Гораздо ценнее была его третья статья "Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов" ("Полярная Звезда" за 1825 г.); в ней он прямо заявил, что "у нас нет литературы" (за ним это повторяли и другие критики), потому что нет воспитания, нет общественной жизни, где было бы поприще уму и характеру. Средства для борьбы с таким положением вещей Бестужев указал в напечатанной им позже статье, отмечая в современной ему литературе наклонность к реализму, удовлетворить которую может народность. В этой формуле видна попытка создать эклектическую связь между реализмом и романтизмом. Позднее в одной из своей статей Бестужев относит к романтизму всё самобытное, органически-народное, оригинальное; Белинский так трактует это мнение Бестужева: все талантливые писатели - романтики, а романизм - ключ ко всякой мудрости.

Свой взгляд на романтизм отражает Рылеев в статье «Несколько мыслей о поэзии», опубликованной в «Сыне отечества» в 1825-ом году, опубликованной под видом фрагмента письма к NN (А.С. Пушкину). Вступая в жарко горящую тогда дискуссию о соотношении поэзии романтизма и классицизма, Рылеев присоединяется к одной из сторон, называя в статье «Несколько мыслей» поэзию единой во всё время, неделимой на какие-то направления: дело в том, что ревностные классицисты – идиоты, взявшие за истукан-образец величайшие произведения древних поэтов и принявшиеся во всём им подражать – перенимая и три единства, и описываемые события. Но проблема состоит в том, что древние «классики» не должны быть идолами, они должны быть просто примером хорошего вкуса, великого вдохновения, поэтому надо вдохновляться их величием, ценить их, но никак не обожествлять и не подражать от начала до конца. Поэтому же и даже три единства – которые провозгласил Аристотель на основе анализа великих древнегреческих драм – были характерны только для греков, у которых сама общественная жизнь порождала аналогичную поэтику драм - все события происходили внутри одного полиса (что переросло в литературе в единство места), следовательно, быстро совершались (единство времени) и не успевали развиться и разрастись (единство действия).

Ввиду перемены общественных и государственных условий, смены особенностей мировоззрения современная поэзия отличается от древней большей содержательностью, чем вещественностью (поэтому и в Илиаде больше внимания к картинам быта и т.д.), большим ареалом действия, не укладывающимся в прежние три единства и др., но по сути истинная поэзия, по мнению Рылеева, всегда оставалась неизменна. И если романтическим называть всё оригинальное, самобытное – то романтиками можно назвать и Гомера, и Эсхила, и отчасти тех поэтов, что пишут классицистические трагедии на недревнегреческий сюжет. Но из-за того, что по традиции называют классицистическими как произведения оригинальные, так и их подражания (Вергилия (Энеида) ставят в один ряд с Гомером (Илиада, Одиссея), трагедии Вольтера рядом с трагедиями Эсхила), возникает путаница, и для того, чтобы выделить гениев, говорящих новое слово, отрывающихся от подражания (Т. Тассо, Данте, Шекспир, Гёте), немцы придумывают глупое слово «романтизм», вместо того, чтобы просто сделать деление – старая поэзия (древние греки и их удачливые подражатели) и новая поэзия (современные гении и люди, пытающиеся в рамки древних греков втиснуть современный или средневековый сюжет).

Отсюда выходит, что не существует ни романтизма, ни классицизма, а правильней делить поэзию на новую и старую.

В статье «Несколько мыслей» Рылеев также выражает точку зрения, что неверны по сути попытки дать определение поэзии в целом – понятию слишком идеальному и высокому. Ведь слишком частные определения относятся только до поэзии какого-нибудь века или автора, а слишком общие – могут быть отнесены и к философии, да и к любой другой гуманитарной науке. Поэзия же – необъятный и недостижимый предмет; попытки же постичь её бессмысленны, т.к. стоит дать чёткое определение и постичь поэзию, как можно будет сразу же достичь её верхов, и тогда последующим поколениям уже не надо будет стремиться сделать что-то в поэзии – идеал же уже был достигнут! 

Поэтому – не стоит пытаться определить и обособить поэзию и не стоит обожествлять и благоговеть перед великими произведениями древних – нужно просто почитать их, оставить споры о романтизме и классицизме и пытаться самим творить что-то оригинальное, отражая в произведениях идеалы, истины и мысли.

 

Для завершения хочется сказать, что выпуск «Полярной звезды» прекратился и невыпуск «Звёздочки» состоялся в 1825 году в связи с восстанием декабристов, в результате которого Рылеев был повешен среди 5 казнённых декабристов, а Бестужев, явившийся с повинной, был лишён дворянского звания и поставлен в строй, где, дослужившись до прапорщика и продолжая постоянно публиковаться в журналах со своими романтическими произведениями (часто – под псевдонимом «Марлинский», однако истинное авторство недолго оставалось тайной; поэтому обычно критика и автора называют Бестужевым-Марлинским (дабы отличать его от братьев, также участвовавших в восстании)), благополучно погиб на Кавказе в стычке с Дунканом Маклаудом (или каким-то другим горцем). Хотя поговаривали, что на самом деле он сам ушёл в горцы и даже стал имамом Шамилем, придумавшим (если не ошибаюсь) весёлое и звонкое слово «джихад» и провозгласившим его России.

 

Краткое содержание. Из цикла «Думы»: «Смерть Ермака» (1821). Дума посвящена П. А. Муханову, члену Союза Благоденствия, другу Рылеева. Была положена на музыку. В начале думы Рылеев дает комментарий, о чем она. События происходят в XVI веке, когда Сибирь, ее небольшая часть, перешла в руки Грозного. В 1569 году татарский царь Кучум был принят под руку Грозного и обязался платить дань. Но татары совершали набеги на пермский край, и российскому правительству нужно было его охранять. Туда отправили купцов Строгоновых, которые должны были заселить земли. Строгоновы собрали на Волге казаков, из которых 540 пришло в Сибирь, а главой их был Ермак Тимофеев. В течение года казаки грабили татар, взяли Искер, пленили племянника Кучума и три года господствовали в Сибири. Много их погибло. Татары дождались момента и напали. Казаки были вынуждены отступать. Ермак, спасаясь бегством, прыгнул в Иртыш и погиб в его волнах, как Чапаев. После этого несколько лет Сибирь никто не трогал, а потом ее захватили царские войска. Обо всем этом после коммента рассказывается в стихотворной форме. Описывается страшная буря, в которой «Сидел Ермак, объятый думой». Товарищи его спали, чтобы с рассветом отправиться на битву. Ермак рассуждает, что они недаром жили, ибо «Сибирь царю покорена». Но тут нагрянули татары. Кучум, боясь вступить в честный бой, напал на казаков ночью. Всех перебили, а Ермак бросился в воду, но вот какая загогулина! «Тяжелый панцирь – дар царя – стал гибели его виною». И труп его вынесло в берегу.

«Иван Сусанин» (1822). О чем, вы и так знаете. Из деталей – перед основным путем Сусанин успел пересечься с сыном и попросить передать Михаилу Романову, что ему угрожает опасность и он должен немедленно бежать. В основу легло костромское предание, которое рассказал Глинка С. Н. в книге «Русская история в пользу воспитания». Происходит все в 1612 году. Рылеев прославлял Ивана Сусанина не как спасителя царя, а как спасителя народного избранника. Романов был избран на престол Земским собором. Несколько поэтических строк: «Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; но тем Михаила тебе не спасти!» Знаменитая цитата: «Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал. «Туда, куда нужно! – Сусанин сказал».

Рылеев – яркий представитель гражданского романтизма. Одной из основных идей романтиков было признание большого общественно-политического значения художественной литературы. В понимании поэтов-декабристов, литература должны была стать действенным средством для передачи передовых общественных идей, высоких гражданских идеалов.

 «Думами» Рылеев занялся в 1821-23 году. Всего он их написал больше 20. Пишет их Рылеев с целью дать образцы гражданского поведения. В предисловии к отдельному изданию «Дум» Рылеев попытался объяснить причину обращения к этому особенному жанру и задачи, которые он перед собой ставил: «Напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти – вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине». Кстати, это предисловие считается своеобразным манифестом гражданского романтизма.

Бестужев считал целью рылеевских «Дум» в том, чтобы «возбуждать доблести сограждан подвигами предков».

Выбор исторических персонажей и событий, их трактовка

Жанр думы, по словам Рылеева, восходит к украинской народной поэзии: «Дума, старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение».

«Думы» Рылеева ориентированы на русскую и славянскую историю. Они имеют сильное сходство с жанром исторической баллады. Крупнейшим явлением в этой области была пушкинская «Песнь о Вещем Олеге». Исторические личности, изображенные в «Думах», самые различные: Мстислав удалой, Дмитрий Донской а также герои из простого люда – Ермак, Иван Сусанин. Все они в «Думах» становятся борцами за свободу и независимость родины.

По сути Рылеев занимается мифологизацией истории. В «Думах», как и в поэмах Рылеева, нет объективной исторической правды, но есть гражданская идея, состоящая в прославлении личного мужества, противопоставленного тирании. Помним о том, что Рылеев – все-таки представитель гражданского романтизма. А романтики изображали не окружающую действительность, а обращались к истории, но и историческая действительность была не настоящая, а идеализированная, подчиненная тем целям, которые ставил романтик. Рылеев не стремился к исторической закономерности, он осовременивает историю. Для него важнее всего – героика. Его волнует героическая личность, он хочет пробудить героическое сознание, не сибаритство. Историческим личностям свойственен декабристский идеал. В «Думах» за счет исторического начала усилено агитационно-пропагандистское начало.

«Иван Сусанин». Герой, жертвуя своей жизнью, спасает страну от поляков. Рылеева интересует, прежде всего, идея отказа человека от собственного благополучия и даже жизни ради других. В этой жертвенности он видит свой гражданский идеал.

Судьба Сусанина (гибель за идеалы) чем-то похожа на судьбу самого Рылеева. Перед восстанием декабристов он сказал: «Судьба наша решена! К сомнениям нашим теперь, конечно, прибавятся все препятствия. Но мы начнем. Я уверен, что погибнем, но пример останется. Принесем собою жертву для будущей свободы отечества».

В это же время была создана композитором Глинкой опера «Жизнь за царя». Даже акцент другой – за царя, а не за родину. У Рылеева верноподданнический элемент снижен, его интересуют только высшие гражданские ценности.

Оценка рылеевских «Дум» Пушкиным

Пушкин сурово отнесся к «Думам» Рылеева. Пушкин судил о «Думах» так строго, потому что более глубоко понимал историзм и народность литературы, чем Рылеев.

Вот отрывок из письма Пушкина Рылееву, май 1825 года: «Что сказать тебе о «Думах»?... все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой: составлены из общих мест. Описание места действия, речь героя и – нравоучение. Национального, русского нет в них ничего, кроме имен (исключаю «Ивана Сусанина», первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант)».

Из письма Вяземскому, май 1825: «Думы» дрянь, и название сие происходит от немецкого dumn (глупый), а не от польского, как казалось бы с первого взгляда».

«Думы» не имеют сюжетного строения и представляют своего рода серию исторических портретов. Они не отличаются единством «Думы» и в стилистическом отношении. В соответствии с тематикой и композицией, в них преобладает лирическое начало, что находит особенно яркое выражение в обильных «фигурах» поэтического синтаксиса (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению ораторский стиль. Но в некоторых «Думах» (например, «Иван Сусанин») заметно стремление автора найти повествовательные формы изложения, отвечающие принципу простого рассказа о событиях. С этим связано и введение в гражданско-патетический стиль «Дум» бытовой лексики.

 

Первая четверть 19 в. проходит под знаком романтизма в жизни и в поэзии.

Разочарование в разумности мира. Достижения свободолюбивых идеалов мыслятся не только в литературе. Гражданственный романтизм связан с декабристами, с дворянской революционностью. Они шли ради народа, но без народа. Кондратьев (?), Рылеев, Глинка, Кюхельбекер, после восстания – Одоевский, Бестужев-Марлинский.

Декабристское влияние на литературу:

- яркая просветительская идея политического влияния на литературу;

- под влиянием левого крыла выделяется группа соревнователей и благотворителей, или общество любителей словесности. Возглавлял Глинка. Либерально настроенные левые радикалы (Рылеев, Бестужев). Образование тайных обществ. Союз благоденствия. 4 общества: вольное общество, «Зеленая лампа».

Явную политическую окраску в связи с развивавшимся декабристским движением имели «Вольное общество любителей русской словесности» и "Зеленая лампа".

С первых лицейских дней Кюхельбекер был обуреваем поэтическим вдохновением - стихи его, поначалу неуклюжие, косноязычные, стали известны лицеистам сразу же - осенью 1811 года, ещё раньше Пушкинских.

 

К 1814 году коллекция лицейской рукописной литературы обогатилась даже целым сборником "кюхельбекериады". У этой тетради называвшейся "Жертва Мому" (греч. олицетворение злословия и насмешки) и объединявшей 21 эпиграмму, были авторитетный составитель и умелый "издатель" Александр Пушкин и Иван Пущин. Обиднее всего казались шутки и насмешки, даже самые доброжелательные, тех, кого он скоро полюбил и в ком увидел близких себе по духу людей Пушкина, Дельвига, Пущина.

 

Кюхельбекер был прямодушен и непоколебим во внушённых с детства и укреплённых чтением принципах добра, справедливости и дружбы. Он лучше других лицеистов знал литературу, историю, философию. В оценочном листе Кюхельбекера сплошные отличные оценки (1 балл) , только по математике, физике и фехтованию Вильгельм не блистал (его балл был 2-3) . Рисование же его не привлекало. Он был необычайно щедр в своей готовности делиться знаниями с друзьями.

 

Первый отзыв о Кюхельбекере-лицеисте инспектора Пилецкого относится, по-видимому, к 1812 году: "Кюхельбекер (Вильгельм) , лютеранского вероисповедания, пятнадцати лет. Способен и весьма прилежен; беспрестанно занимаясь чтением и сочинениями, он не радеет о прочем, оттого мало в вещах его порядка и опрятности. Впрочем, он добродушен, искренен с некоторою осторожностью, усерден, склонен к всегдашнему упражнению, избирает себе предметы важные, плавно выражается и странен в обращении. Во всех словах и поступках, особенно в сочинениях его приметны напряжение и высокопарность, часто без приличия. Неуместное внимание происходит, может быть, от глухоты на одно ухо. Раздражённость нервов его требует, чтобы он не слишком занимался, особенно сочинением"(7) .

 

Таким был Вильгельм-лицеист. Он приехал из провинциального немецкого пансиона и, по-видимому, недостаточно знал русский язык. Детская экзальтированность и романтическая мечтательность времён Авинорма превратились в необузданную пылкость чувств (в 1812 году он был полон решимости идти в армию, в 1815 году - такой же решимости жениться) и высокопарную сентиментальность - черты, сделавшие его предметом злых насмешек. Впрочем, все лицейские карикатуры на "Вилю", "Кюхлю", "Клита" носят не столько личный, сколько литературный характер. Высмеиваются длинноты и тяжеловесность стихов, пристрастие Кюхельбекера к гекзаметру, самая гражданственность произведений поэта и даже учёность юноши.

 

Однако, несмотря на эти насмешки, Вильгельм Кюхельбекер был в числе признанных лицейских поэтов. Его произведения, хотя они и не соответствовали принятым в Лицее нормам, включались во все серьёзные литературные сборники - наряду со стихами Пушкина, Дельвига и Илличевского; с 1815 года Кюхельбекер начинает активно печататься в журналах"Амфион" и "Сын отечества"; барон Модест Корф оставляет любопытное свидетельство об уважении лицеистов к поэтическому творчеству Кюхельбекера и его самобытности, называя его вторым лицейским поэтом после Пушкина, ставя выше Дельвига. Целая серия лицейских дружеских посланий Пушкина и Дельвига к Кюхельбекеру убедительно говорит о высокой оценке его поэзии (6) .

 

В Лицее началось и формирование политических взглядов будущего декабриста.

 

На следствии по делу 14 декабря 1825 года Кюхельбекеру был задан вопрос: "С какого времени и откуда заимствовали Вы свободный образ мыслей?.. ". "Не могу с точностью сказать, когда и как родился во мне свободный образ мыслей, - отвечал поэт. -Я развился очень поздно: до Лицея я был ребёнком и едва ли думал о предметах политических"(8) .

 

Грозовой 1812 год нарушил ровное течение жизни Лицея. Отечественная война, пробудившая дремлющие силы народа, как ни какое иное событие, повлияла на воспитанников Лицея, всколыхнув глубокие патриотические чувства. Охваченные желанием защищать Отечество, подростки мечтали быть в рядах ополчения. В этот период лицеисты особенно часто собирались в газетной комнате. Здесь "читались на перерыв русские и иностранные журналы при неумолкаемых толках и прениях; всему живо сочувствовалось у нас: опасения сменялись восторгами, при малейшем проблеске к лучшему. Профессора приходили к нам, и научали нас следить за ходом дел". Возможно, что в этой комнате началось зарождение у лицеистов свободного образа мыслей (9) .

 

В первые годы пребывания в Лицее гражданственность позиции Кюхельбекера не поднимался выше обличения "изверга", "тирана" и "честолюбца" на троне Наполеона. Александр "Благословенный" традиционно идеализируется. Однако и острота преподавания ряда общественно-политических дисциплин, и общий вольнолюбивый дух, царивший в Лицее, - содействовали зарождению у Кюхельбекера республиканского образа мыслей. Там Кюхельбекер воспринял как реальность поэтические формулы вольнолюбия, характерные для передовой преддекабристской поэзии, - формулы "святого братства" или "дружества", "святых мечтаний", "счастья отчизны" и т.д.

Годы пребывания в Лицее(1811-1817) были для Кюхельбекера целой эпохой, сформировавшей его литературные и политические взгляды и давшей ему тот дружеский литературный круг, который сохранился у него на всю жизнь:

 

1.6

 

"... Предстаньте мне, друзья,

 

Пусть созерцает вас душа моя,

 

Всех вас, Лицея нашего семья!

 

Я с вами был когда-то счастлив, молод,

 

Вы с сердца свеете туман и холод!

 

Чьи резче всех рисуются черты

 

Пред взорами моими? Как перуны

 

Сибирских гроз, его златые струны

 

Рокочут... Пушкин! Пушкин! Это ты!

 

Твой образ - свет мне в море темноты".

 

 

2. Реалистические традиции в «Миргороде» Н. В. Гоголя («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

Для гоголя в Миргороде важны 2 акцента 1. восприятие прошлого – в настоящем идеализир мир старосветских помещиков, мир добра. 2. тема обезличенности, пустоты, суеты современной жизни. Городская цивилизация, буржуазность разрушает мир.

В Миргороде важна последовательность: 1. Старосв. Помещики. 4. «О том, как поссорился…» от золотого века к железному веку обывальщины и тд. Две крайние повести – кольцо. Внутри – две отличающиеся от них.

Миргород = движение от мира к городу, от идиллии к ужасу.

 

Старосветские помещики

Он пишет повесть, совершенно непохожую на прежние.

1834 – «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифировичем».

Этот год очень продуктивен, написаны «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Вий». Все они вошли в сборник «Миргород» (1835 год).

Этот сборник – важная веха в творческом развитии Гоголя. Теперь веселая Диканька уступила место очень прозаичному уездному городу, главная достопримечательность которого – огромная лужа, а фантастический персонаж –бурая свинья Ивана Ивановича.

В самом названии города заключен иронический смысл. Миргород – не только захолустный город, это замкнутый мирок. В этом замкнутом мирке, который, кажется, никак не связан с другой жизнью и имеет свою собственную, всё наоборот. Между людьми нет добрых, приятельских отношений, здесь скорее какая-то вражда, причем на пустом месте. Здесь нет дружбы, отношения фальшивы. Прием, который Гоголь использует ещё не раз – обилие деталей, и вещи как бы вытесняют человека. В результате вещи становятся чуть ли не главными действующими лицами.

Но в Миргороде есть и романтики, героика прошлого. Есть и страшное – повесть Вий.

Второй сборник прозы Гоголя, в отличие от первого, был четко композиционно продуман. Он делится на две части, в каждой две повести, и они объединены по контрасту. Антитеза бытовой повести «Старосветские помещики» с героической поэмой «Тарас Бульба», нравоописательная повесть «О том, как поссорились…» - со страшным Вием, который, кажется, построен как в «вечера на хуторе», но радикально отличается.

В этом сборнике нет издателя, а позиция автора выражена в том, какая ситуация выбрана для героев и как они изображаются. Все повести «Миргорода» о внутреннем мире человека, о пределах человеческого духа.

Восприятие повестей Гоголя может быть противоположным. Например, в «Старосветских помещиках», казалось бы, естественная, упорядоченная, естественная жизнь. Повесть написана в сказочной манере, и повествователь и мы, читатели, впадаем в прошедшие времена. Кто-то скажет, что жизнь главных героев – святость, а кто-то – что распад, бессмысленное и пошлое существование. Споры о том, что это – отсутствие духовности или же незаметная, но очень глубокая, высокая любовь – не прекращаются. Это прямо противоположное понимание даёт возможность задуматься, а что считать духовностью, что должно связывать людей и почему такие разные трактовки. Что лежит в основе любви стариков? Сила привычки, сложившаяся годами?

«В этих произведениях Гоголь вышел на новый уровень реалистической прозы, и Белинский говорит, что именно повесть, наряду с романом – главная форма того времени, позволяет Гоголю как истинному поэту обрабатывая вдохновением образы и картины создавать действительную жизнь. Гоголь переходит от довольно позитивного реалистическо-народно-романтического мировидения в «Вечерах» (где рисуется своеобразная идиллия, дружественный - с некоторыми исключениями – симбиоз народа и «голов», дворян) к отрицательно-реалистическому описанию помещичьего быта.

Приход капиталистических ценностей, жажды наживы, которые в позднейших произведениях будет подвергать как черту современности критике Гоголь, разрушает благой патриархальный быт идиллии старосветских помещиков, гостеприимных и радушных, рачительных хозяев, чьими стараниями делаются незаметными потери от воровства и разгильдяйства мужичья, и довольство и мир царят в уютном помещичьем домике до поры до времени. Однако разрушения от новомодных преобразований, которые приносит с собой в хозяйство почивших стариков легкомы

БИЛЕТ № 12

1. Лирика А. С. Пушкина 1830-х гг.

Это период зрелой лирики Пушкина. Отмечу, что в ранние годы творчества поэта больше всего волновала проблема социально-политической свободы, и разные аспекты этой проблемы (тирания, крепостное право, долг граждан) он отразил в своих стихотворениях, прибегая к образам, передающим современную автору дей-ть.

По мере взросления и приобретения автором жизненного опыта у него наступает время скепсиса по отношению к социально-политической свободе, т.е. время сомнений, неверия в то, что такая свобода может изменить общество. Такое настроение поэта, несомненно, нашло отражение в его творчестве, ведь теперь на первый план выходит у Пушкина не свобода социально-политическая, а свобода личная.

Так, в стих-ии «Из Пиндемонти» (1836), построенном на приеме антитезы, автор противопоставляет понятиям демократии (т.е. аспектам социально-политической свободы: свободы голоса, свободы печати, про которые он говорит: «Все это, видите ль, слова, слова, слова…») свою систему общегуманистических ценностей, которые вечны, а именно: «божественные природы красоты» и «создания искусств и вдохновения». Автор приходит к выводу о том, что ему важна другая свобода – творческая независимость. О проблеме творческой независимости автор упоминает и в стих-ии «Пора, мой друг, пора…», где свобода и покой – главные жизненные ценности. В уединенном месте («обитель дальняя трудов») автор испытывает наслаждение от возможности творить.

Обратимся к философской лирике поэта. Стихотворение «… Вновь я посетил» относится к этому периоду. Здесь мы соприкасаемся с темой непрерывности жизни. Строчка: «И сам, покорный общему закону..», - говорит о том, что и природа, и человек живут по единым законам. Лир.герой доверяет жизни, принимает ее со всеми ее законами, поэтому интонация повествования спокойная. Тема вечности также отражена в этом стих-ии, мы видим слияние прошлого, настоящего и будущего. В настоящем лир.герой думает о прошлом, его посещают воспоминания о прошлом, об «уголке земли», где он провел изгнанником 2 года. Прошлое оживает, присутствует сейчас: «… но здесь опять минувшее меня объемлет живо..». Так.образом, прошлое и наст сливаются в 1 миг. Будущее выражается в обращении к молодому поколению: «Здравствуй, племя младое, незнакомое! Я не увижу твой могучий поздний возраст…». Там, «где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась» – все говорит о том, что старое обязательно сменяется новым. Но от человека зависит его бессмертие. И здесь мы соприкасаемся с темой памяти. Творчество, работа души не исчезает, прошлое остается жить в новых поколениях. Об этом и говорит лир.герой в конце стих-я: «Пройдет он (внук) мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет». К фил лирике этого периода можно также отнести другое стих-е поэта – «не дай мне бог сойти с ума…», которое затрагивает отнюдь не светлые (как было в прошлом стих-ии) стороны нашей жизни. Речь о том, что в мире так много страшного, и человек бывает беспомощен перед ее испытаниями, угрозами.

Украсило пейзажную лирику поэта стих-е «Осень». Как все мы знаем, П. обожал писать об осени, это было его люб.временем года. В стих-ии поэт говорит, что не любит весны («весной я болен»), «суровою зимой он более доволен», «ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи». Несмотря на то что осень – это пора усыпления природы, у П. свое парадоксальное восприятие природы. Он сравнивает осень с «чахоточной девой» (оксюморон) и говорит, что она ему нравится. Называет осень «очей очарованьем». Хотя осень – это время увядания, но П. «с каждой осень расцветает вновь» (психол.параллелизм). Больше всего П. любит осень, потому что он чувствует эмоцион., творческий подъем именно в это время года: «И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут, и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут».

Завершаю все легендарным стих-ем «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (это своеобразный итог творчетва поэта, который он подводит себе сам), в котором мы соприкасаемся с темой памяти (которая возникает в фил лирике). Кроме того, Пушкин там пишет:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

  И милость к падшим призывал.

Из сказанного следует, что Пушкин ставит себе в заслугу то, что в век дисгармоничных, зачастую деспотичных общественных отношений он воспел идеал свободы, «вольности святой», призывал проявлять милосердие к падшим, к тем, кто угнетен, кто в неволе (к рабам, декабристам), и исповедовал гуманизм и человеколюбие.

 

2. Своеобразие жанра и композиции «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя (т.1, 2).

В 1835 Пушкин подарил Гоголю сюжет "М.д.". Но это была только отправная точка, идея, не более. В середине 30-х гг написал Погодину: "Повести больше я не пишу". Когда Гоголь начал работу над произведением, он говорил: "Это будет первая моя порядочная вещь". Прежние работы свои он называет пробами пера.

Гоголь говорит, что "М.д." - ни повесть, ни роман. Это труд для потомства. "Пушкинское время миновалось, у писателей другая задача... битва за наши души". Он хочет "хотя бы с одного бока показать Русь".

То есть Гоголь ищет сюжет, который давал бы возможность как можно более широкого охвата действительности. Такую возможность открывал сюжет путешествия. Поэтому мотив дороги, пути оказывается лейтмотивом поэмы. Сюжет путешествия дает возможность создать Гоголю галерею образов помещиков.

Композиция в произведении довольно четкая. Два основных места действия - город NN и окрестные усадьбы. Главы о пребывании Чичикова в губернском городе "разорваны" его поездкой. Но события заключительных глав, как в зеркале, отражают события первой главы (в начале Чичиков не производит никакого впечатления; в конце же его называют чуть ли не Наполеоном).

В первом томе перед нами возникают исключительно мертвые души. Вопрос социальных отношений в чиновничьей, помещичьей России. Помещики занимают 5 глав из 11. Второй социальный слой - чиновничество (особенно 7 глава), губернское и столичное чиновничество; история о капитане Копейкине. Причем если помещикам посвящены отдельные главы, то среди чиновников Гоголь не находит никого, достойного посвящения ему отдельной главы.

Есть несколько мнений насчет того, почему помещики представлены в таком, а не ином порядке:


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!