Каноны изобразительного искусства.



 

Египтяне верили, что кроме души в теле есть нечто промежуточное – призрачный двойник тела, его жизненная сила – Ка. Поэтому кроме мумии в гроб помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. (Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: «Галарт», 2000. – С. 24)

 

Живопись развивалась по определенным правилам. Художники рисовали не только то, что видели, но и то о чем имели представление. Правила диктовались тем, что тот, кто был изображен, должен был обрести новую жизнь после смерти. Людям и предметам в загробной жизни следовало быть идеальными, поэтому на изображениях в храмах и гробницах никогда не изображали смерть, болезнь и старость.

 Людей и предметы рисовали плоскими. Чтобы их можно было мгновенно узнать с любой точки. Людей почти всегда изображали так, что их лица, руки и ноги были видны в профиль, но глаза и плечи – в фас. Пропорции устанавливали таким образом, чтобы боги могли легко узнать человека в загробной жизни. Многие художники использовали квадратную сетку. Одна из инструкций времен Среднего царства гласит: «Размер стоящей человеческой фигуры должен составлять 18 квадратов от земли до линии волос; плечи должны начинаться в 16 квадрате, талия – в 12, а колени должны находиться между 6 и 7 квадратом.» (Древние Египтяне // Хаслам Эндрю М., Эгмонт Р., М., «Лтд». 2000. – С. 39 )

 

Строгая регламентация изображения человека. Например, фигуре «живого» и «мертвого» фараона придавалось различное положение рук. В круглой скульптуре человека изображали стоящим прямо, с опущенными, прижатыми к телу руками; умершего – в виде мумии, со слитными, как бы спеленатыми ногами и скрещенными на груди руками, но с открытым портретным лицом, с широко раскрытыми глазами.

В росписи строгое значение приобретает силуэт, тугая и точная контурная линия. Человек изображался одновременно и в фас и в профиль. Это объяснялось стремлением художника как можно более точно передать фигуру на плоскости. Голова – строго в профиль, глаз - в фас, плечи и грудь развернуты фронтально, тогда как ноги вновь повернуты в профиль. Цвет каждой детали элемента в принципе соответствовал цвету в натуре, но не имел оттенков. Мужскую фигуру, одетую лишь в белую набедренную повязку, окрашивали в красновато-коричневый тон загара; женщины – в более светлый, желтовато-кремовый, волосы красили в черный цвет, одежды – обычно в белый; украшения имитировали нарядность ювелирных украшений. (История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М., «Издательство – XXI век», «Республика», 2003, С. 28)

 

 

Архитектурные сооружения Древнего Египта.

 

Древнейшим видом сооружения, возникшим еще в додинастическом Египте, считается каменная гробница – мастаба. Наземная часть напоминает скамью. Внизу, под землей, находиться собственно гробница с камерой для саркофага. Стены покрывали рельефами.

 

Развитие культа обожествленного фараона потребовало создания исключительно царской гробницы, которой в эпоху Древнего царства приняла форму грандиозного, сложенного из тесанных каменных глыб намогильного холма с четкими геометрическими очертаниями – пирамиды. Идея пирамиды впервые была разработана и воплощена в XXVIII век до н.э гениальным зодчим Имхотепом. Секрет поистине космического эффекта грандиозности не столько в размерах гробниц, сколько в безупречной геометрической правильности этих громад. (История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М., «Издательство – XXI век», «Республика», 2003, С. 30)

 

Пирамиды строились частью из громадных глыб гранита, частью из кирпича, сделанного из нильского ила, причем стороны пирамид ориентировались прямо против четырех сторон света. Они шли кверху уступами, которые впоследствии заполнялись трехсторонними призмами из полированного гранита или реже мрамора. Таким образом, пирамиды оказывались как бы в чехле.

Центр пирамиды, ее цель – царский склеп. Туда ведут снаружи узкие, неудобные ходы, конечно, заложенные после погребения царя. И ход, и склеп покрыты выступающими друг над другом камнями. Сбоку пирамиды лепится храмовидное святилище, предназначенное для культа усопшего. И пирамида, и храм оцеплялись оградами. (Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: «Летопись-М», 2000. – С. 26)

 

При сооружении пирамид архитектор преследовал только две цели: сохранить труп божественного царя от разрушительного действия стихий и от преступного хищничества человека. Первая цель достигалась несокрушимой прочностью постройки, вторая – ее внутренним устройством. Наружный вид пирамиды всем хорошо известен. Что касается внутреннего устройства, то вход в пирамиду находился на значительной высоте и был тщательно заделан. Прямо от входа вниз идет длинный коридор, который спускается под пирамиду и заканчивается камерой царицы. Предположительно эта комната была пустой. Царский гроб помещался выше, к нему вел особый коридор, который был заделан такой толстой гранитной глыбой, что впоследствии, чтобы проникнуть туда, пришлось ломать саму массу пирамиды. (Корелин М.С. Египетские боги, их храмы и изображения. – М.: Вузовская книга, 2001. – С. 31)

 

Издавна египтяне селились на восточном берегу Нила, а западный был отдан вечности – потустороннему бытию. Там строили пирамиды, мастабы и гробницы. Фараоны считались равными богам. Существовал строгий ритуал поклонения им, была выработана практика их захоронений. Именно эти соображения и легли в основу строительства гигантских пирамид, которые и в наши дни являются величественными символами древнего Египта. Погребальный обычай был связан с мифологией, имел в основе символику: как Солнце рождается на восточном берегу небесной реки и умирает на западном, так и люди, «скот Ра», проводят свою жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад, в загробный рай, в «Поля камыша» - место успокоения и вечной жизни. Идеей вечности пронизано все искусство Древнего Египта. Жилища египтян строились из сырцового кирпича, поэтому они не сохранились, а культовые постройки, гробницы, пирамиды построены из вечного материала – камня. Пирамиды также несут в себе идею вечности – земная жизнь проходит, а пирамиды остаются. (Виноградова Г.З., Подкопаева И.А. Первобытная культура. Культура Древнего Египта: Конспект лекций. – М.: Изд-во МЭИ, 1999. –С. 20 )

 

Процесс и техника строительства пирамид были трудоемки и просты. Строительство пирамиды начиналось с кладки центрального ядра на выровненной площадке каменного плато, для чего применяли некоторые простейшие приспособления. Ядро пирамиды окружали плотно прилегающими стенами, которые оканчивались ступенями-площадками. Каменные плиты ядра укладывали горизонтальными рядами, стен – с небольшим уклоном внутрь, для достижения большей устойчивости. Кладку ядра начинали снизу, облицовку – с верхней площадки. Щели между стеной и ядром забивали щебнем и кусками оббитого камня. Кладку делали на глиняном растворе, который не отличался большой прочностью. Тщательностью обработки плит – обтесыванием и полировкой – добивались плотного прилегания их друг к другу. Чтобы облегчить подъем больших каменных плит на верхние ряды кладки, сооружали наклонные насыпи из кирпица-сырца и леса-платформы. Остатки таких насыпей обнаружены в Медуме около пирамиды царя Хуни и в Гизе около пирамиды царя Хафра. Для поднятия тяжестей применяли медные крюки и канаты. Пометки, сохранившиеся на каменных блоках, свидетельствуют о том, что уже в каменоломнях делалась разметка и указывалось, куда должен быть положен данный блок. Называли также строительный объект, на который отправляли камень. Для укрепления перекрытий делали ложные советы. Нет сомнения, что составление точных планов и ориентировка пирамид предшествовали их сооружению. Для того чтобы производить точные расчеты и вычерчивать планы пирамидных комплексов с храмами, подземной системой канализации и дренажа дождевой воды, некрополями и пирамидными поселениями, зодчие должны были обладать большими знаниями не только в области строительного дела, но также в астрономии, практической геометрии и гидравлике. Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (27 в. до н.э.). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона. (Культура Древнего Египта// И.С. Канцельсон,  М.: Наука, 1975. - С. 101)

 

Внутри пирамиды вверх и вниз были пробиты многочисленные проходы, которые вели к пустотам и внутренним помещениям; некоторые из этих проходов были облицованы гранитом. Шахтовые выходные стволы были предназначены для того, чтобы похоронная команда могла выйти из пирамиды после запечатывания гробницы и сокровищницы. Сама гробница обычно размещалась глубоко в нижней части пирамиды. Здесь гроб с телом помещали в саркофаг. Вокруг этой камеры размещались сундуки с имуществом, еда, мебель и фигурки всего того, что могло понадобиться важной персоне в загробной жизни. Передние комнаты были заполнены сокровищами, чтобы фараон мог наслаждаться богатой и комфортной загробной жизнью. После похорон жрецы покидали погребальный зал, пятясь к двери и тщательно стирая отпечатки своих ног. Затем дверь запечатывали , так что никто уже не мог туда войти. (Древние Египтяне // Хаслам Эндрю М., Эгмонт Р., М., «Лтд». 2000. – С. 28)

 

Все основные части храма выстраивались строго по продольной оси. Ритмично сменяли друг друга мощные входные пилоны фасадов с обелисками и колоссами фараонов перед ними, залитые солнцем дворы с колоннадами, затененные , уподобленные священным рощам гипостили с рядами могучих, каменных лотосовидных и папирусовидных колонн с цветными рельефами. Изображения и надписи, погруженные в мрак святилища. (История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М., «Издательство – XXI век», «Республика», 2003, С. 35)

 

Единственный свидетель некрополя в Гизе возвышается у входного павильона в заупокойный комплекс фараона Хефрена его Большой сфинкс – исполненная покоя и величия колоссальное изваяние лежащего льва с головой человека, лицу которого приданы портретные черты фараона. Предполагают, что Большой сфинкс в Гизе был высечен из остатка скалы, дававшей камень для строительства пирамид, и дополнен плитами известняка. Достигает 20 м в высоту и 57 м в длину. Лицо сфинкса было окрашено в красновато-оранжевый цвет и обрамлено сине-красным полосатым царским платком, надо лбом подымался урей – изображение кобры, распускающей капюшон и готовой к броску – охранительный знак царя и бога. (История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М., «Издательство – XXI век», «Республика», 2003, С. 31)

 

Словарь терминов.

 

1. Аментет – загробное царство; жертвенные хлеба и священную воду души умерших получают из рук богини Нут.

2. Анх – крест с петлей в верхней части; в Древнем Египте знак жизни.

3. Ба – одна из форм, в которой проявляется мертвый человек; птица с человеческой головой, парящая близ гробницы.

4. Гипостильный зал – в архитектуре Древнего Египта большой зал храма или дворца с многочисленными, тесно поставленными колоннами.

5. Гробница – архитектурное сооружение, вмещающее тело усопшего и увековечивающие его память.

6. Демотическое письмо – форма древнеегипетской письменности, которая примерно в седьмом столетии до н.э. заменила иератическое письмо. Им пользовалось большинство людей, т.к. оно было значительно проще.

7. Иератический – скорописный способ написания иероглифов, применявшийся в деловой переписке, письмах и донесениях.

8. Иероглифическое письмо – форма письменности, в которой для обозначения предметов, понятий и звуков использовались символы в виде рисунков. В древнеегипетской письменности существовало более 700 иероглифов, которые применялись главным образом в религиозных текстах и надписях на памятниках.

9. Ка – один из аспектов человеческой личности, сотворенный вместе с человеком и по его образу и подобию; переживает человека, и ему приносятся жертвы.

10. Канопа – сосуд в Древнем Египте, закрытый кувшин. Когда тело бальзамировали, внутренние органы удаляли и хранили по отдельности в таких кувшинах, каждый из них поручая покровительству богини. Крышки каноп делали в виде голов сыновей бога Гора (павиана, человека, сокола, шакала). Канопа ставилась в специальный ящик с рельефными изображениями богинь-покровительниц.

11. Картуш – царское имя, вырезанное на камне и окруженное овальной рамочкой. Использовалось в качестве печати.

12. Клафт – полосатый платок концами, спускающимися на плечи; один из атрибутов фараона.

13. Книга мертвых – свиток папируса, который клали в гробницу вместе с мертвым. Содержал инструкции и заклинания, которые должны были обеспечить им благополучный проход через подземный мир.

14. Мастаба – гробница раннего периода, низкая, прямоугольная, с наклонными сторонами.

15. Некрополь – кладбище или участок земли для захоронения мертвых; обычно располагался возле больших городов. Богиней некрополя, а также смерти и бальзамирования была Анубис.

16. Немес – головная повязка фараона.

17. Обелиск – высокий, квадратный в сечении столб, завершающийся наверху пирамидальным острием; египетские обелиски были покрыты надписями; обычно украшали входы в храм или ставились по обеим сторонам главных ворот. Символ солнечного луча.

18. Опускной камень – тяжелый маленький монолит, опускаемый после похорон с целью блокировать вход в гробницу или пирамиду.

19. Пектораль – украшение, которое носили на груди обычно подвешенным к ожерелью из проволоки или бус. Нагрудное украшение царей и знати.

20. Пилон – церемониальные ворота с двумя фланкирующими башнями в форме массивных пирамид.

21. Саркофаг – гроб из дерева, камня или других материалов, нередко украшенный росписью, скульптурой.

22. Скарабей – навозный жук; его изображение использовалось в качестве магического символа. Был одним из главных символов, т.к. олицетворял солнце и возрождение.

23. Стела – каменная плита с резьбой и надписями, воздвигнутая в память о событии или человеке; египетские стелы имели обычно прямые бока и округлую вершину.

24. Урей – изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе; укреплялся на повязке в середине лба фараона.

25. Ущебти – магические фигурки в виде мумий или людей с кирками и мотыгами. Помещались в погребения. По верованиям древних египтян, должны были замещать умершего во время работы на загробных полях Осириса. От имени усопшего над ущебти произносили или записывали на них заклинания с перечислением всех работ.

26. Хепреш – непарадный головной убор фараона; имел вид шлема синего цвета

27. Цеп – инструмент для молотьбы зерна, один из символов власти фараона. Олицетворял плодородие Древнего Египта.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!