Религиозные представления древних египтян. Связь заупокойного культа с искусством.



Искусство Древнего Египта.

Вопросы:

1. Сакральный характер искусства Древнего Египта. Замедленное развитие древнеегипетской культуры.

2. Развитие письменности. Легенды и мифы Древнего Египта, «Книга мертвых».

3. Религиозные представления древних египтян. Связь заупокойного культа с искусством.

4. Каноны изобразительного искусства.

5. Архитектурные сооружения Древнего Египта.

 

Список литературы.

 

Основная литература:

1. История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М.: «Искусство - XXI век», «Республика», 2003. – С. 27-42.

2. Корелин М.С. Египетские боги, их храмы и изображения. – М.: Вузовская книга, 2001. – 48 с.

3. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – СПб.: «Нева: Летний сад», 2001. – 798 с.

4. Тураев Б.А. Древний Египет. – СПб.: «Нева: Летний сад», 2001. – 189 с.

 

Дополнительная литература:

1. Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения. – СПб.: «Алетейа», 2000. – С. 37-62.

2. Виноградова Г.З., Подкопаева И.А. Первобытная культура. Культура Древнего Египта: Конспект лекций. – М.: Изд-во МЭИ, 1999. – 24 с.

3. Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: «Летопись-М», 2000. – С. 21-50.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: «Галарт», 2000. – С. 21-37.

5. Древние египтяне: Практическое пособие для юного историка // Эндрю Х., Парсонс А. – М.: Эгмонт Россия ЛТд, 2000. – 63 с.

6. Кацнельсон И.С. Культура Древнего Египта. – М.: «Наука», 1976. – 444 с.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 234 с.

8. Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. – М.: «Молодая гвардия», 2000. – 465 с.

9. Солкин В.В. Египет: Вселенная фараонов. – М.: «Алетейа», 2001. – 445 с.

10. Чизхолм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации - М.: «РОСМЭН», 1999. – С. 9-21, 26-41, 46-71

 

Источники:

1. Бадж Уоллис Легенды о египетских богах. – М.: «Рефл-бук», 1997. – 298 с.

2. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к свету. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 432 с.

3. Египетская книга мертвых. Папирус Ани. / Пер. с англ. С.В. Архиповой. – М.: «Алетейа». 2003. – 416 с.

4. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. – СПб.: «Летний сад», 2001. – 224 с.

 

 

Тезисы

Сакральный характер искусства Древнего Египта. Замедленное развитие древнеегипетской культуры.

Общемировая известность древнеегипетского искусства, его значение. Периодизация. Отличительные черты каждой эпохи. Замедленный характер развития древнеегипетской культуры. Традиционализм и консерватизм древнеегипетского искусства. Причины длительного следования принятым в древности образцам. Законсервированность искусства древних египтян, закрытость от людей. Предназначенность вечности. Фактическая безымянность искусства. Символический характер древнеегипетского искусства. Образы, играющие роль символов. Зависимость развития культуры от природных условий. Связь с культом Нила подземного и небесного. Связь искусства с верованиями египтян. Религиозные воззрения, идея бессмертия и ее отражение в различных формах искусства: архитектурных сооружениях, скульптуре, изобразительном искусстве, декоративно-прикладном искусстве и прочее. Протест против смерти – главная черта культуры Древнего Египта. Священная роль искусства: обеспечение бессмертия и прославление государственной власти. Отражение социальной иерархии общества в искусстве. Направленность искусства на обслуживание заупокойного культа и культа фараона.

 

Развитие письменности. Легенды и мифы Древнего Египта, «Книга мертвых».

Появление письменности – показатель развития духовной культуры. Возникновение рисуночного письма. Пиктография. Иероглифы – древнейшая разновидность письменности египтян. Принципы иероглифического письма. Сущность и применение иератического письма, как скорописи. Развитие демотического письма. Его особенности. Расшифровка иероглифов. Розеттский камень. 

Роль мифологии в жизни древних египтян. Связь с религиозными представлениями. Самобытность мифов и легенд Древнего Египта. Причины непопулярности и неизвестности древнеегипетских мифов вплоть до XIX века. Сюжеты мифов. Философский подтекст. Алогичность мифологии. Отсутствие определенных тенденций развития сюжета. Несовпадение сюжетных линий в схожих мифах на разных территориях и в разное время. Литературный прием – рамка - объединение в целое нескольких сюжетов. Религиозные тексты: Тексты пирамид, Тексты саркофагов. Книга мертвых – самый известный памятник религиозной литературы. Ее структура и содержание. Магическая сила Книги мертвых.

 

Религиозные представления древних египтян. Связь заупокойного культа с искусством.

Процесс сложения пантеона богов. Связь с тотемом и культом явлений природы. Особенности египетских божеств. Характер непостоянства функций и изображения богов. Каноны изображения богов. Ведущая роль солнечного божества. Многообразие солнечной символики. Скарабей и его воплощение в пекторали. Другие образы. Зооморфизм. Вера в тотемические отношения – кровное родство человека и животного. Священное отношение к животным. Их захоронения. Отражение зооморфизма в искусстве.

Установление культа фараона. Фараон – символ связи египтянина с космосом. Обожествление царя. Атрибуты фараона: клафт, немес, урей, хепреш, цеп. Высшая точка развития культа – строительство погребальных сооружений.

Развитие культа Осириса – повелителя загробного мира. Возникновение и развитие заупокойного культа. Трактовка искусства как части заупокойного культа. Роль искусства как сопроводительного письма в вечность. Смерть как переход в вечную жизнь. Идея бессмертия. Ее выражение в погребении усопшего. Вера в существование Иного мира. Представление о его сущности и структуре по поверьям древних египтян. Испытание умершего: река Мертвых, 12 ворот, огненное озеро, судьи, Зал Двух Истин, взвешивание сердца, Перо Истины. Роль Книги мертвых при погребении. Отражение погребальных ритуалов в искусстве. Жертвенные дары. Нетленное тело человека - главный атрибут заупокойного культа. Ипостаси человеческого существа. Существование семи оболочек человека. Духовный двойник. Возникновение традиции бальзамирования. Назначение канопы. Саркофаг. Его форма и магическое значение украшений и росписи. Особенности внешнего вида. Роспись саркофага как рассказ о жизни усопшего, указание на его социальное положение. Тексты саркофагов. Саркофаги-матрешки Нового царства.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!