Образование Древнерусского государства. Историография проблемы.



 

Историография Древнерусского государства насчитывает более двух столетий. Наиболее последовательно концепция истории Древней Руси была обоснована Н.М. Карамзиным, который рассматривал ее как важнейший этап создания могучей российской государственности. Решающую роль в историческом процессе он придавал субъективному фактору — деятельности князей, их моральным и политическим качествам. С.М. Соловьев исходил из теории родового быта, господствовавшего в Древней Руси и определившего уклад жизни простых людей и государственный порядок. В.О. Ключевский большое значение придавал экономическому и социальному факторам развития общества.

Новый взгляд на историю Древней Руси заключен в работах, появившихся в начале XX в., Н.П. Павлова-Сильванского и А.Е. Преснякова, которые исходили из единства исторического процесса Западной Европы и России и создали теорию российского феодализма.

Послеоктябрьский период, несмотря на наличие идеологических канонов, характерен дальнейшим углубленным изучением древнерусской истории. Главными объектами исследования становятся крестьянство (Б.О. Греков), ремесло и языческая культура (Б.А. Рыбаков), право и социальные отношения (С.В. Юшков), быт и нравы древнерусского общества (Б.А. Романов).

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее и часть северян. Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины — свидетельства формирующейся государственности.

В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:

1) норманнская теория;

2) антинорманнская теория.

Норманнская теория. ПВЛ (легенда о призвании трёх варягов: Рюрик, Синеус, Трувор). Русское государство было создано норманами- выходцами из Скандинавии, варягами. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин. Современники: Мельникова и Петрухин (умеренная оценка роли скандинавов).

Антинорманнская теория. Пребывание варягов неоспоримо. Государственность -это закономерный процесс, результат исторического развития. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.

Татищев В.Н. (сер. 18 века) исследовав «варяжский вопрос», не пришёл к выводу предпринял попытку объединения противоположных воззрений (Рюрик – сын норманского князя и дочери Гостомысла).

 Вообще, в скандинавских сагах Русь — страна несметных богатств, а служба русским князьям — верный путь приобрести славу и могущество. Факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии.

«Русь». Мнения историков расходятся, основные две: "северная" и "южная". Согласно первой версии, "русь" - варяжское племя, из которого происходил Рюрик. Затем этим словом стали обозначать жителей Киева, в X - XI вв. оно распространилось как общее наименование для всего восточного славянства и государства. Согласно "южной" теории, слово Русь" восходит к названию реки Рось, южнее Киева.

 

Предпосылки образования госва:

 

  • развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для отделения военно-управленческого труда от производительного.На Севере большую роль играли промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

· эволюция родовой общины в соседскую(территориальную).

·  усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при спорах

· “давление” хазар инорманнов

 

«Раннефеод. монархия».

 Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся формальным собственником земли и военным руководителем.

Высший класс общества составляла княжеская дружина, которая делилась на высшую и низшую. Первая состояла из княжих мужей или бояр, вторая — из детских или отроков.

Управление государством осуществляли княжеские наместники — посадники и их ближайшие помощники — тысяцкие.

. IХ в. – появляется система полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани.  

Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами.

Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами назывались те, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои — это обедневшие выходцы из общин, а пущенники — вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники.

 

Таким образом, концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства: династическая(родовая)княжеская власть; простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;территориальный принцип расселения,вытесняющий племенной;монотеистическая религия,

 

усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

 

Историография:

· Тихомиров МЛ. Происхождение названий «Русь» и «Русская земля» // СЭ. Вып. VI-VII. - М.-Л., 1947;

· Кузьмин А.Г. «Варяги» и «Русь» на Балтийском море

· Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки по истории народов России в древности и раннем средневековье. - М., 1998

· Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси. IX - начало X в. - М., 1980.

· Фомин В.В. Русские летописи и варяжская легенда. - Липецк, 1999

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!