Ещё один метод работы с прошлым.
… Она переживала, что в детстве её семья переехала в другой город; ей пришлось оставить своих друзей, любимую школу, родные места, и привыкать к чужому. Хороших отношений в новой школе не сложилось. В новой квартире было холодно, неуютно, и родители всё время ругались. Если бы не тот печальный жизненный поворот, всё могло бы сложиться иначе, думала эта клиентка.
Можно было бы применить технику «возврат долгов у иллюзий»: представить в шарике картинку хорошего детства, вытащить энергию из неё и вернуть себе. Но я решила пойти путём взращивания части личности.
Человек – как дерево, некоторые ветки обрезаны, некоторые сломались. Сломавшееся и обрезанное можно подрастить. И тогда от заново выращенных веток появятся плоды: новые ресурсы, и качества, и возможности, и способности, и сила.
Инструкция клиентке:
«Ложись удобно, закрой глаза… представь себя маленькую. Что должно случиться, чтобы она осталась в любимом городе? Представь, что это происходит. Что-то случается, и она остаётся там.
Понаблюдай, как складывается её жизнь. Что дальше случается с нею. Как она взрослеет, какие таланты развивает. Как она себя чувствует, как выглядит, с кем дружит, в кого влюбляется…
Дорасти эту девочку до твоего нынешнего возраста».
Когда она провела свою девочку по всем этапам взросления (девочка успела выучить английский, съездить в Лондон, найти работу мечты, бросить её, выучиться на фотографа, поездить волонтёром, обрести известность… и вот девочка взрослая и уже модельер, и дизайнерские выставки в своём городе организовывает), то втянула в себя эту повзрослевшую девочку. Девочку, которая уже испытала (в мысленных образах клиентки)
|
|
больше, чем она сама за всю свою жизнь.
Втянув девочку, клиентка не испытала неприятных ощущений; но с удивлением заметила, что в ней появилась сила и энтузиазм «совершать перевороты», жизнерадостная воля к изменениям. Исчезли лень и самосаботаж, пришли на их место уверенность в своих силах и интерес пробовать новое. На этой волне клиентка быстро сменила работу (нашла со свободным графиком), познакомилась на сайте знакомств с несколькими кавалерами, случайно нашла «горящий тур» и съездила в Париж, завела подружек с творческим хобби, поехала на фестиваль в Геленджик с этими подружками, встретила там бородатого фотографа, влюбилась, и сейчас помогает ему снимать его котов, осваивая его новую камеру:)
Глава 19.
Работа с архетипами.
Техника применяется в случае, если клиент взял себе дело «не по зубам».
«Не по зубам» человеку дела такие:
управлять судьбой;
управлять окружающими;
|
|
наладить всеобщую гармонию, спасти мир, исцелить человечество, вразумить ближнего и наставить его на истинный путь вопреки его воле;
отменить старение и умирание;
отменить чужой выбор страдать, обижаться, злиться и т.д;
наказать врагов;
уничтожить врагов;
предохранить себя и близких от всех бед со 100% гарантией;
стать великим.
(Но иногда же получается, например, вылечить кого-то, наказать или стать великим?)
Нет. Можно сказать, что это воля судьбы и стечение обстоятельств, что у вас получилось. Ваш враг был слишком слаб, малоумен, и находился от вас недалеко, благодаря чему вы смогли его уничтожить. Болезнь была неопасна, а организм достаточно крепок, благодаря чему вы смогли победить болезнь. Вы попали в нужное место, в нужное время, и получили там нужные знания и поддержку (которые кто-то вам дал), благодаря чему вы стали великим. А ваш ближний, которого вы вразумили, на самом деле правильно думал, и хотел только, чтоб его поддержали; а если бы он сопротивлялся, то у вас бы не вышло ничего.
А что же тогда человек может (и должен, значит) делать сам? Что ему «по зубам»?
Иметь мир, любовь, радость и покой в своей душе, невзирая на обстоятельства.
|
|
Распространять вокруг себя мир, любовь, радость и покой, невзирая на обстоятельства и реакцию окружающих.
Чувствовать единство со своим Источником.
Разговаривать со своим телом, разумно управлять им и помогать ему жизнедействовать лучше и дольше.
Предохранить себя от потери ощущения счастья внутри.
Не падать духом.
… Почему же человечеству всё время кажется, что второе труднее первого? Что второе невыполнимо, а первое выполнимо, когда это ровно наоборот. Будто второе должен делать за вас кто-то другой (налаживать любовь и радость в вас), а первое вы можете и сами. Ну ладно, оставим философские вопросы и приступим к практике: к возврату архетипам того, чего сам человек не может.
Архетип — это сила из коллективного бессознательного. А ещё это все сверх-образы: образы Бога, Земли, ангелов, рода. Про Бога уточню, что образы богов у всех разные, и даже в христианстве есть бог карающий (ветхозаветный) и бог прощающий (Иисус), и это разные архетипы. Но архетип — это не Бог. Это только очень мощный и влиятельный образ, энергия, эгрегор (если такое слово вам близко); это космическая «розетка» в миллион вольт, в которую волей-неволей подключено человечество.
Все варианты отношений с архетипами укладываются в три пункта:
|
|
1) Блокировка.
Это отрицание архетипа, неприязнь, страх перед ним. В итоге человек не может получить силу от архетипа, когда она нужна.
2) Ресурсное взаимодействие: человек может брать силу архетипа, когда она нужна, и может не брать, когда не надо.
3) Одержимость архетипом.
Одержимость – это как раз тот самый случай, когда вы пытаетесь делать работу за архетип.
Например, незримо подписываете «договор» с архетипом Справедливости: я буду осуществлять справедливое возмездие (держать в себе злость, обиду, чувство несправедливости, чтобы помочь возмездию скорее осуществиться), а за это ты, великая сила, дашь мне правоту и могущество. Но великая сила не ведает о том договоре. И не платит.
То есть, «работу»-то вы берёте, причём «на дом»: в семью, в себя; а «зарплату» вы не получаете, и даже «инструментов» вам не дают.
Чтобы вас совсем не запутать, разберу эту сложную тему на примерах.
Пример 1.
Т: Как выглядит твоё желание, чтоб маньяк был наказан?
К: Это злобный демон с горящим красным глазом-лазером, ищет маньяка.
Т: Отпусти демона к маньяку. Что останется внутри на месте демона?
К: Серая мутная жуть. В голове давление, словно шлем надели.
Т: Кто надел шлем?
К: Какие-то железные или серые очень большие руки.
Т: Спроси у рук, почему на тебе должен быть шлем.
К: «Чтобы ты не сопротивлялась судьбе».
Т: Спроси у рук, что будет, если ты не будешь сопротивляться судьбе.
К: Руки не знают. Они улетели, шлем остался и больно врезается в кожу.
Т: Спроси у шлема, в чём его польза.
К: Им можно двинуть по голове маньяку, если маньяк появится.
Т: Двинь маньяку шлемом, посмотри, что будет.
К: Шлем маньяка убил!!
Т: Что чувствуешь в голове?
К: Непонятность. Есть другие маньяки. Надо обзавестись оружием…
Т: Как выглядит твоё желание убивать маньяков, если представить его в виде энергии? Какого цвета эта энергия?
К: Сине-серая, лихая такая, образ удалого воина на коне.
Т: Теперь представь ту силу, которая могла бы расправиться с маньяками лучше, чем этот воин. Силу, у которой предназначение — зачищать Землю от гадов.
К: Вулкан представился. Лавой как зальёт всех.
Т: Вулкан всех зальёт лавой, или только плохих?
К: Плохих. Это умный вулкан, он фильтрует. Он плохих к себе зовёт, притягивает, соблазняет, а потом лавой их. А хорошим вулкан внушает тревогу, хорошие не пойдут к нему.
Т: Как именно вулкан соблазняет плохих? (интересно просто)
К: Вулкан обещает им прибыль от использования вулкана, удовольствие от использования других... сделку с совестью.
Т: Хорошо, отдай вулкану своё желание уничтожать маньяков, в виде энергии или предметов. Скажи вулкану: «Прости, что выполняла твою работу… отдаю её тебе… разрешаю тебе чистить планету там, где это необходимо…»
«Разрешаю себе быть обычным человеком, не вмешиваться в дела вулкана…»
И посмотри на ощущения от этого.
К: Вышло много чёрных комков застывшей лавы и смолы.
Легко стало, непривычно.
Ой, вулкан мне что-то тоже вернул!
Это сад, целый маленький садик с деревьями, но под куполом стеклянным.
Т: Что чувствуешь от садика?
К: Боже. Вот теперь мне по-настоящему страшно от того, что могло бы случиться, если бы я не забрала садик у вулкана. Этот садик — это моя семья, мои близкие. Они могли отравиться вулканическими испарениями. Их могло залить, и причиной была бы я.
Мне надо отойти подальше от маньяков, от совершаемого ими зла, от этой темы. Я чувствую это.
Т: Разреши себе забрать садик и уйти в безопасное место; понаблюдай.
К: Я ушла, спряталась за большую гору, на горе вверху храм. Здесь нас не зальёт.
Т: Что чувствуешь по поводу маньяков?
К: Фуу. Туда лучше не лезть, а то испачкаюсь.
Т: Отдай вулкану грязь от того, что тебя испачкали маньяки.
К: Отдаю им камни, пыль, песок, битое стекло.
Теперь розы хочется вырастить здесь.
(Итог этого сеанса — ушедшие в небытие приступы мигрени, нервозность и страхи перед толпой).
Пример 2.
Т: Что ты чувствуешь по поводу того, что твоя мама болеет?
К: Не могу описать. И слёзы, и ядовитый ком зелёный в груди меня разъедает, и иглы какие-то тёмные ниже воткнуты, и драться хочется с кем-то.
Т: Представь причину маминой болезни, в спонтанном образе.
К: Неподъёмная скала-глыба, наполовину из мусора и грязи; она чуть ворочается и кусается, когда к ней подходишь.
Т: Скала кусается?
К: Да, она видоизменяется, у неё будто есть лицо. Похожее на лицо алкашки.
Т: Отдай скале свой ядовитый ком… И посмотри на ощущения от этого.
К: Отдаю. Много всего отдаю.
Но меня как будто становится меньше от этого, я становлюсь невесомая, полупрозрачная, и мне становится страшно.
Т: В чём нуждается эта ты-невесомая?
К: В маме…
Большой, живой, здоровой, обнимающей… На ручки надо… Я плачу сейчас.
Т: Как выглядит энергия маминой любви, от такой здоровой, обнимающей мамы? Какого цвета эта энергия?
К: Золотистая с малиновым, много золотого.
Т: Дай той себе такой энергии. И маме (той маме, что болеет) тоже дай в спонтанном образе этой энергии. Всех залей золотистым.
К: Ещё голубого надо.
И море. Всем надо на море. Пить чай из эвкалиптов.
Т: Пусть. Отправь их на море. Как им там, ей и маме болеющей?
К: Им хорошо. Они там наполняются, мама легче дышит. Мама будет жить! А потом врачи найдут лекарство.
Т: Как выглядит твоё желание, чтобы мама жила вечно?
К: Задумалась…
Не вечно, но столько, сколько живу я, и ещё столько, чтобы она все свои дела доделала, сад посадила.
Т: Как выглядит твоё желание помешать Богу забрать жизнь мамы тогда, когда ей по судьбе положено?
Желание исправлять судьбу — как оно выглядит, в виде энергии или предмета?
К: Это бессильный жёлтый прыгающий комочек.
Посмотрела на него, и мне стало его жалко.
Т: Куда хочет комочек, где ему будет хорошо?
К: Он хочет умереть, потому что он ничего не может в этом мире.
Т: А есть мир, где он может что-то?
К: Да, там рай, другие такие комочки там… Он хочет маму туда затянуть!
Т: А как ты отнесёшься, если он маму заберёт в тот мир?
К: Ну... сожалею, конечно… больно, что я тут одна остаюсь… Но если маме там хорошо, то я привыкну…
Т: А что на самом деле происходит там с мамой? Как ей в том месте?
К: Ого, она там нарвала букетище цветов, гибискуса… и возвращается ко мне, здоровая и румяная! Мне даже досадно чуть. Что не я её исцелила. Они там справились без меня!!))) Шучу. Я рада, только по-прежнему чувствую себя оставленной.
Т: Разреши этой своей части жить другим предназначением. Найти себе приятное дело.
К: Афина, ты говоришь в точности, как мне мама говорит! «Отстань от моих проблем, найди себе жениха, кота заведи, цветок блин полей, вышивку вышей!»
Т: Так. Разреши себе сейчас сделать, как велит мама. Отдать судьбу мамы ангелам, отдать жёлтый комочек ангелам, и пойти себе пить чай и вышивку вышивать, с женихами знакомиться.
Внимательно посмотри, что в теле начнёт на это сопротивляться.
Как оно выглядит, какого оно цвета.
К: Это что-то ворочающееся тёмное в груди, на бабушку похоже. Старое. Говорит: нельзя так, надо всё делать для близких; надо детей и внуков кормить насильно – они сами не справятся…
Т: Отдай тёмную бабушку в райский мир.
К: Ей там отлично, она туда и хотела!
Т: Скажи райскому миру: «Простите меня, что вместо вас хотела решать чужую судьбу. Прошу высших духовных наставников мамы, её душу, её ангелов позаботиться о ней, а мне неведомо, что для неё лучше…»
Как ощущения от этой фразы?
К: Хорошие, легче стало дышать.
Т: И ещё: «разрешаю себе быть счастливой, чтобы радовать этим маму, столько, сколько бы она ни прожила на свете...»
Что сейчас чувствуешь по поводу маминой болезни?
К: Что я действительно не знаю, что для неё лучше. Она так давно уже болеет. Но точно лучше, если она будет счастлива в эти дни, это самое главное, а значит, она должна быть за нас — детей, внуков — спокойна, а значит, мы должны её радовать успехами…»
(Итогом этого сеанса было решение свозить маму на море в санаторий. Мама прожила ещё три года, в более хорошем состоянии, чем предсказывали врачи, позитивном; никто больше не плакал (даже ночью в подушку), старшая дочь наладила отношения с мужем, а младшая (моя клиентка) поступила в институт, завела собаку, начала встречаться с молодым человеком, занималась в вокальной группе… то есть, жила нормальной жизнью. Когда мама умерла (спокойно и тихо — сердце остановилось), о ней осталась светлая добрая память. До сих пор мама незримо скрепляет ту семью, своих детей и их семьи: они собираются, вспоминают её, зажигают свечи, планируют хорошие поступки во имя мамы на год вперёд. И утверждают, что чувствуют в это время её душу с собою рядом).
… И, возвращаясь к архетипам, подытожу основное.
Если клиент пытается исправить то, чего не может – попросите его представить ту вселенскую силу, которая должна заниматься такими вопросами. И отдать ей это желание. Можно попросить эту силу полечить кого-то (если её предназначение — лечить).
Например, когда я прорабатывала убитых детей в своём роду, то они представились мне несчастными душами, заточёнными в яме; я направила в эту яму золотой свет откуда-то из облака. И тогда яма «отпустила» меня, я не ощутила более привязок.
Некоторые клиенты самостоятельно образ архетипа найти не могут, им нужно помогать. Например, так: «Представь огромную фиолетовую тучу над головой; это туча Кармы, отдай её своё желание наказания». То есть, даже если клиенту никакие тучи не мерещатся, их можно представить специально, отдать им долги, и отпустить. На этот случай полезно знать список самых основных архетипов. Вот он.
1) Наказание.
Карающий Бог, Страшный Суд, Ад, Начальник Ада (тот «главный шайтан», который наиболее близок клиенту в соответствии с его мировоззрением или религией); Карма, Судьба, Макошь, Шива, Кали и др.
Бесов, демонов и шайтанов представляют, чтобы расторгнуть «договор» с ними, отдать им обратно свои злые чувства и нехорошие желания, а себе вернуть свою свободу воли, например.
Карающего бога представляют в виде грозной фиолетовой тучи.
2) Спасение и исцеление.
Иисус, Вознесённые Владыки, Ангелы, мать-Земля, Род (предки), или любимые клиентом божества его религии. Представлять можно в виде источника с животворной водой; огромного сильного дерева (дуба); космического сияющего источника света; райского мира, и др. Довольно часто я пользуюсь образом «небесного санатория», в который прошу клиента поместить самую израненную и усталую часть его души, для того, чтобы там её полечили ангелы.
3) Обеспечение себя, труд и выживание.
Мать-Земля, Род (предки), Пахарь (Земледелец, Труженик — образ огромного, сильного человека), Хозяйка (и её образы в разных культурах — богиня семейного очага Гестия, Лакшми, и др.), Источник денег (царь-Кощей, подземные золотые драконы, гномы, змейки, охраняющие золото).
4) Мужская самость и уверенность.
Зевс, Шива, Герой, Лев, огромное солнце с фаллическими символами (копья, сверкающие на солнце мечи и др.), мудрые мужчины из рода, Охотник.
5) Женская самость.
Мать-Земля, богиня Иштар, огромная матка, огромный водоём, водопад, мудрые женщины из рода.
6) Деторождение.
Богородица, Тара, мать-Земля, все образы покровительствующих богинь.
7) Обучение.
Баба-Яга, богиня Изида, Матерь Мира, Вознесённые Владыки, Духовный Наставник, Будда, Кришна, Хроники Акаши, Ноосфера Земли, Мудрый Дух.
8) Творчество.
Огромные птицы, крылатые драконы, единороги и пегасы, водоём, водопад, радуга, солнце, и др.
Этот список, конечно, весьма приблизителен; его можно дополнять и корректировать индивидуально. Каждой группе архетипов из списка найдётся, что отдать; это все сожаления по поводу «почему у меня не получается то-то», это все дерзновения быть непревзойдённым. Взамен архетипы могут дать вам что-то действительно ценное: умение любить то, что имеете, интерес к новому, а ещё инструменты для развития мастерства.
Глава 20.
Самопроработки.
Кто-нибудь, неискушённый, непременно попробует сам на себе испытать техники, предназначенные для работы с помощником-терапевтом. И сделает вывод: не помогает. Сколько сам ни выбрасывай из себя вредное, оно возвращается. Сколько ни бей противника мысленно по голове – не легчает.
А потому что транс, в который вы должны попасть, чтобы проработка состоялась, - это неустойчивое, промежуточное состояние мозга, как будто между сном и бодрствованием. Как только вы собираетесь напрячь ум (вспомнить, какое надо дать себе указание, выбрать нужное указание, сделать какой-нибудь вывод, куда надо двигаться, например) — мозг выходит из транса, «просыпается». Если вы остаётесь в трансе, но не получаете указаний, то мозг выходит из транса в другую сторону – «засыпает».
Трансовое состояние подобно режиму записи в магнитофоне. Активное сознание — это режим воспроизведения. Одновременно два режима включить нельзя. Но без воспроизведения нечего и записывать. Чтобы записать что-то (изменить старую программу на новую), либо нужен второй магнитофон (второй человек в активном режиме, терапевт), либо ваш внутренний магнитофон (мозг) должен разделиться на две части, на два магнитофона, работающих в разных режимах. И ещё должен завести внутри себя переключатель между этими двумя магнитофонами (потому что одновременно они работать всё равно не могут, могут только по очереди, а включать — это посылать им нейронный импульс, как электричество, и это энергозатратно).
Видите, насколько проще работать в паре с человеком. Сохранять активный участок в мозгу не надо. Переключаться от одного участка к другому не надо, везде экономия энергии.
И социальные установки, которые обычно работают во вред, здесь работают во благо. Например, «обязанность» отвечать на заданный вопрос.
(Большинство людей запрограммированы так, что не ответить на «повисший в воздухе» вопрос не могут. Не могут и нарушить договорённость, если обещали. Терапевт словно от нас чего-то ожидает, тратит на нас время, стыдно не оправдать его ожидания, поэтому приходится трудиться).
Сила этих установок позволяет победить самосаботаж, и в разы облегчить проработку.
А от чего самосаботаж возникает?
От того, что биологические механизмы мозга готовы работать (тратить энергию) только за удовольствие.
Если удовольствие от проработки мозгу неочевидно (или оно будет не сразу, а потом), а вред от проблемы не очень силён, то получается как в анекдоте про собаку:
«Почему она скулит? – Потому что лежит на гвозде. – А почему она не уходит? – Потому что гвоздь не очень острый».
И всё же, самопроработки возможны, а иногда только они и возможны. Допустим, вы ответственный терапевт, вам нельзя «терять лицо» перед учениками, иначе вы утратите авторитет и они перестанут в вас верить (это я над собою сейчас иронизирую). И вот такому ответственному терапевту, конечно, хочется, чтобы кто-нибудь ему «спинку почесал», но вместо этого приходится чесать самому себе самостоятельно пятки. Зато… сколько техник изобретается в процессе! Ведь лучше хотя бы самому себе, чем никто и никак.
Ещё бывают случаи, когда вас «накрыло» посреди ночи после семейной ссоры, и никого рядом нет. Страдать, что ли, прикажете?
Уже изученные нами техники самопроработок (полярности, спонтанное рисование, тарелочки, бумажечки) очень эффективны. А сейчас я вам ещё набросаю. Чтобы уж на любой тип психики и жизненный случай.
Техника «Чаша весов».
Подходит для работы с любой неразрешимой проблемой, или такой, решение которой от вас не зависит. Или такой проблемой, которая измотала вас, и вам полезно от неё отдохнуть.
Упражнение снимает эмоциональные заряды, показывает все вторичные, третичные и прочие выгоды; показывает путь, которым идёт душа. Помогает начать любить непосредственную реальность. Способствует прекращению страданий от собственных мыслей. Занимает всего полчаса.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!