Попутно можно, если хотите, на каждом этапе спрашивать пятна: какое ты несёшь чувство? А какое чувство я даю тебе с помощью этого цвета?



 

Проработка совершается и без этого. Но есть люди, которым дополнительная вербализация процесса необходима, мозг получает интересные инсайты и переосмысления.

 

Техника избавления от обид.

 

Возьмите бумагу, нарисуйте на ней 4 кружочка диаметром 5-10 см. Проще всего обвести дно стакана.

 

Кружочки назовите:

 

плохой папа

хороший папа

плохая мама

хорошая мама

 

Теперь работайте с каждым кружочком по отдельности.

Для примера возьму кружочек "плохой папа".

 

1) Разрешите себе чувствовать и испытывать к "плохому папе" всё, что угодно, без цензуры и самокритики.

 

Этот спонтанный образ – совокупность всего отрицательного, испытанного вами в жизни от мужчин больше вас (старше, выше по должности, или сильнее физически; тут может быть и карающий бог, и бабайка из сказок, и гаишник, и реальный отец, и "государство"… Кроме мужчин, тут могут быть любые ассоциированные с ними проблемы, болезни и тревоги).

 

Заполните кружочек теми красками-цветами, какими захотите спонтанно. Выразите с помощью красок ваши эмоции к "плохому папе". Верность нанесения цвета проверяйте по ощущению удовольствия от процесса. Процесс должен приносить удовольствие!

 

2) Настройтесь на кружочек и попробуйте определить, какую эмоцию (и какое послание) вы выразили этим цветом в этом месте.

Например, коричневый цвет может сказать «ты жадный», чёрный цвет может сказать «ты меня бросил».

 

То, что вы поняли в процессе, лучше сразу записывать (если работаете с собой, то замена терапевту — бумага; а если с клиентом, то просите клиента озвучить вам то, что отвечают ему его пятна).

 

3) Скажите мысленно кружочку: «Да, я признаю, что это так. Признаю всё произошедшее и всё, что мне пришлось испытать. Отпускаю эти чувства, разрешаю им быть свободными».

 

С помощью красок верните папе-кружочку долги.

 

С кружочком "хороший папа" (и "хорошая мама") техника та же самая: выразить ей претензии, если есть (неисполненные ожидания). А потом взять ресурс:

 

«Я принимаю от тебя любовь и силу, которую ты даёшь мне». (И принять мысленно, в спонтанном образе).

 

 

Техника избавления от гнева.

 

Нарисуйте два больших круга: «внешний враг» и «внутренний враг».

 

Не стоит воспринимать эти названия буквально. Вы можете быть добрым человеком и не иметь врагов. Вы удивитесь, почему самые родные близкие люди вдруг оказались внутри «внешнего врага», ведь вы их любите.

 

Любите. Но вы хотели бы, чтобы эти люди делали что-то не то, что они делают, были какими-то другими, по-иному относились бы к вам или к миру, давали бы больше хорошего, не критиковали, не говорили вам неприятных слов…

А значит, вы с ними воюете. И значит, эту вашу внутреннюю войну с ними нужно отдать кружочку «внешний враг».

 

А «внутренний враг» – это то, с чем вы воюете в себе. За что вы себя не любите? Поместите туда мысленно свои слабости и раздражающие недостатки.

 

 

Плохая мама, кстати, это ведь тоже не ваша родная мама. Это совокупное представление ваше о всех женщинах, которые вас чем-то обидели в течение жизни. Почему «мама»? Потому что, если бы все те женщины вели себя как любящая мать по отношению к вам, то вы не обиделись бы на них. А «хорошая мама» – это ваши ожидания хорошего, это ваша же собственная вытесненная часть, которая должна о вас заботиться, греть и любить. А «хороший папа» должен обеспечивать, учить и защищать.

 

Этап первый.

Посмотрите на круг «внешний враг». Представьте, что в этом месте собраны в кучу все, кто когда-то в чём-то вас обидел, начиная с детства. Будто большая всемогущая сила собрала их всех, за шкирку притащила, сволокла сюда («сволочь» – это глагол), чтобы вы поступили с ними так, как сердце ваше захочет. Они может и виноваты не сильно, может, они вам язык показывали или подножку ставили, или просто вы хотели, чтобы они любили и уважали вас больше. И поэтому они тут.

 

 

Представили? А теперь «дарите» им с помощью гуаши то чувство, которое испытываете в отношении их поступков, мыслей, слов — того, чем они вас обидели.

 

Например, я чувствую печаль от того, что мой отец однажды отнял игрушки у моей дочери. Эта печаль бурая, черноватая. Я смешиваю такую краску и ляпаю в круг. Это отцу.

Ориентируюсь на удовольствие от процесса. Могу замазать краской всё, а могу остановиться, если чувствую, что хватит. Кончилась печаль. Но теперь я чувствую несправедливость от того, что отец любит брата больше, чем меня. Несправедливость красная, и я ляпаю в круг красную краску…

С отцом разобралась, на очереди ещё много народу. Много слоёв краски будет на круге. Не щадите, не скупитесь на выражение эмоций.

 

И —очень важное замечание — не бойтесь, ваша проработка не принесёт никому в реальности зла, а только пользу. Вы избавляетесь таким образом от зла в себе, вы станете от этого добрее, напряжённость в общем поле снизится, и им тоже станет легче. Может быть, они даже полюбят вас сильнее.

 

Этап второй. Посмотрите на круг «внутренний враг».

 

Представьте, что в нём сосредоточились все ваши отрицательные качества и недостатки. Вспоминайте каждое такое качество поочерёдно, и «дарите» ему с помощью гуаши то чувство, которое ощущаете к нему.

 

Например, я ненавижу в себе инертность, мне стыдно за неповоротливость. Это коричнево-красное отвращение. Дарю моему «внутреннему врагу» коричневого и красного вдоволь, ориентируясь на удовольствие от процесса.

Я не люблю свою беспомощность и впадение в жертву. Мне стыдно за эти чувства, мой стыд — синий; я должна добавить синего цвета в мой круг.

 

С рисунками потом можно поступить так:

 

1) Сжечь, выкинуть, разорвать, смыть проточной водой, утопить в речке. Нормальный способ, работающий.

 

2) Превратить в источник энергии, трансформировать. Если захотите попробовать, то инструкция та же: спрашивать пятна, в чем они нуждаются; какого цвета энергия, в которой они нуждаются; и давать им это с помощью краски.

Этот способ дольше, но и пользы от него больше, чем от первого.

 

Рисование телесного образа.

 

 

Возьмите лист формата А3, цветные карандаши и гуашь.

 

1 этап.

Вам нужно нарисовать на этом листе карандашами контур фигуры человека.

 

Сперва отстранитесь от листа, закройте глаза. Попробуйте почувствовать, в каком месте листа нужно нарисовать контур, и какого размера. Он может быть в центре, сверху, снизу, в любом углу. Может занять лист целиком или его краешек.

Когда будете рисовать то, что увидели, повторяйте про себя «это — я».

 

Можно рисовать и не себя, а другого человека, которому вы хотите помочь и за которого волнуетесь. Тогда во время рисования контура задайте мысленно установку «это – он».

 

2 этап.

Древние люди верили, что любое состояние (особенно болезни) вызываются духами, и эти духи живут в человеческом теле. Духов они чаще всего представляли себе в виде животных, птиц, пресмыкающихся, насекомых… Побудем сейчас немного «древними людьми», чтобы дать всей мощи подсознания говорить с нами в любых образах. 

 

Посмотрите на нарисованный контур. Если вы прорабатываете себя, то забудьте о том, что это ваш контур. Представьте, что это контур больше не имеет к вам отношения. Это нужно, чтобы отпустить свою заинтересованность, которая может вызвать искажения информации. В вас не должно быть страхов и желаний, а только любопытство Наблюдателя. Иногда этого достичь трудно, и тогда лучше, чтобы ваш телесный образ рисовал другой человек.

Например, женщина, которая волнуется, беременна она или нет, а для медицинского теста ещё рано, может узнать это через рисование телесного образа. Но если она сама его будет рисовать, информация может быть ложной из-за её беспокойства.

 

Поочерёдно переходя от одного места контура к другому, заполняйте его образами птиц, зверей, странных существ, предметов: теми, которые захочется спонтанно нарисовать. Не думайте, почему вам так захотелось, просто откройте в себе доверие и любопытство, и рисуйте. Не бойтесь, если захочется нарисовать некрасивое, неприятное. Лучше выразить и оставить его на бумаге, чем оно будет подавленным сидеть внутри вас.

 

Есть два способа увидеть такие образы:

 

1) Спросить себя, кого (или что) вам приятно сейчас нарисовать, допустим, в левой ноге. Увидеть мысленно этот образ и быстро зарисовать в нужном месте. Ориентироваться на внутреннее чувство удовольствия.

 

Этот способ не работает, если вы сильно боитесь чего-то (если у вас есть запрет видеть и ощущать негативное). Тогда лучше применить второй способ.

 

2) Закрыть глаза; погладить, потереть, пощипать выбранное место на своем теле; подождать, пока в сознании проявится образ чего-то (или кого-то). Может быть вы увидите просто цвет, или какую-то форму. Что увидели, зарисуйте быстро на соответствующем месте в контуре.

(Например, погладила свою голову, увидела девушку в клетке, зарисовала у контура в голове).

 

3 этап.

Если у вас осталось место вокруг контура на листе — разделите его на небольшие участки (4-6, больше не нужно). В каждом участке нарисуйте то, что захочется спонтанно.

 

Всё это нужно сделать без мыслей, не думая о рисунке;

можно под музыку;

можно читать в голове стихи на отвлечённую тему, молитвы, мантры, повторять алфавит — кому что нравится. Главное, чтоб эта мысленная «жвачка» была ритмичной, отвлечённой и не напоминала вам о проблемах. Даже интересно, чем выберет заниматься в это время ваш мозг.

Вы заметите, впрочем, что в момент сосредоточения «хочу увидеть образ» мысли сами выключаются. А когда зарисовываете, то пусть включаются, если хотят.

 

4 этап.

Разговариваем с образами.

 

Всё, что вы нарисовали внутри контура (и то, что нарисовали снаружи, если оно значительное, необычное, и явно несёт какой-то смысл) – со всем этим сейчас надо поговорить. Вспомните, как вы в детстве играли в куклы, процесс примерно похожий.

 

… Я смотрю на маленькую красную шляпку на голове моего контура, и спрашиваю её: шляпка, для чего ты здесь? Что ты любишь делать, шляпка? Из каких ты миров? Почему кокетливо торчишь на боку? Ах, ты моя жажда украшаться, а на голове ты потому, что помогаешь складывать буквы в слова, и выплетать словами узоры. А на боку ты потому, что я не считаю это главным в жизни, но, тем не менее, я не хотела бы от тебя избавиться. Ты, шляпка, говоришь мне, что я в любой ситуации, обстоятельстве и самочувствии должна выражаться ПРЕКРАСНО, просто так, потому что это мой способ быть и быть красивой. Неважно, какое у меня платье, но пусть у меня будет бесполезная шляпка с пером. Красный её цвет — это сила страсти, она любит узоры с чувствами; синее пёрышко — ум.

 

Чтобы говорить с вашими образами так же легко, как я со своей шляпкой, вам лучше тоже это записывать. Для записи тетрадка подойдёт или компьютер. Записывание помогает, потому что мозг не любит тратить силы на то, где не будет в итоге «продукта», а ваши записи — это для мозга наглядный «продукт». Конечно, гораздо более важен «продукт» в виде хороших изменений в вашей жизни после практики, но изменения происходят не мгновенно, и мозгу трудно уловить связь между причиной и отложенным следствием.

 

Если вы не ощущаете ответы от ваших образов, то попробуйте всматриваться в них и исследовать, какие они вызывают у вас чувства. И тоже записывать. Например, коричневая птица в моей ноге. Глядя на неё, я чувствую желание наподдать ногою орущим, бессовестным маленьким раздражителям; и бессилие это сделать, и тоску от бессилия, потому что такие методы воспитания неэффективны. Хвостик у птицы оранжевый, и при взгляде на хвост я вспоминаю, сколько у меня своих несделанных интересных планов и дел, которыми я не могу заняться из-за того, что меня отвлекают.

 

5 этап.

Каждому образу на рисунке дайте то, что он хочет (нарисуйте это что-то поверх). Гуашь тем и хороша, что можно замазывать даже чёрное белым.

Если вам трудно почувствовать, чего хочет образ, то дайте ему то, что сами хотите ему дать.

 

Я хотела бы дать моей коричневой птице свободу, свобода — это голубое небо с цветами. Но птица хочет сперва получить исцеление. Исцеление для неё — это зеленое фейхоа. Нарисую ей это.

 

 Предупреждаю, что эти задания серьёзные для тела, и чувствовать усталость после них (особенно, если с телом у вас есть проблемы) нормально.

 

 

Глава 14.

 

Сказочная форма бытия.

 

 

Сказкотерапия — это не развлечение маленьких девочек. Это душевное название того самого сторителлинга, которым учёные мужи на Западе за большие евро занимаются.

 

 

Только там сторителлинг заточен на «как вертеть миром», а в частности, что такое сказать, чтобы у тебя покупали. Их сторителлинг — это Золотой Ключик, попавший к Карабасу-Барабасу.

 

А наша сказкотерапия — это Золотой Ключик к двери своего сердца…

 

 

Цитирую выдержку из своей мини-книги «Как сочинить сказку, которая исцелит тебя».

 

Консультирую женщину по переписке. Основная проблема — ссоры с мужем. Прошу её представить себя в любом образе, лечь, закрыть глаза, и сочинить спонтанную сказку.

Пишет:

«Я девушка в длинном платье, сижу на берёзе. Мне тут хорошо. Ветер дует, берёза качается, я побаиваюсь немного упасть.

Внизу ходит какой-то злой мужик и ругается».

Прошу её попробовать слезть с берёзы, и посмотреть, что произойдёт.

«Не могу: я оцепенела, словно впала в анабиоз! Хочу, чтоб мужик ушел подальше, тогда слезу».

Рождается стишок: «а я тут на берёзе сижу в анабиозе!» Смеёмся. Со смехом становится легче, есть готовность попробовать другие варианты.

Прошу её посмотреть дальше, что видно вокруг берёзы и мужика. Оказалось, там есть забор, за которым скачут молодые красивые лошади.

Прошу её позвать себе жеребца; она подзывает, теперь ей не страшно слезть. Сев на коня, свободно уезжает. Приезжает к какому-то дому, её тянет зайти; заходит — там мужик с ружьём.

Прошу её попробовать мысленно погладить ружьё, сказать ружью ласковое слово.

Она, изумлённо:

«Ружьё превратилось в рыжего жеребёночка, и убежало играть с моей лошадкой! А мужик мне улыбается и рад, что я пришла!»

 

 

Какие мы сделали выводы из этой сказки. Во-первых, принять свою собственную «вольность» (коня) – «что хочу то делаю, сама себе хозяйка». И тогда чего, собственно, продолжать в анабиозе-то сидеть.

Во-вторых, понять, что агрессия другого человека — это его «вольность» той же природы, что и моя. И с этой силой надо договариваться и любить её (в себе — в первую очередь).

Итогом сказки стала выпущенная энергия стресса. Сила героини получила «вектор направления», уменьшился внутренний страх.

В этом примере уже видны основные приёмы сказкотерапии. Повторю их ещё раз, в виде инструкции для клиента:

«Ложитесь, закройте глаза. Представьте себя в любом образе, любым существом. Опишите себя.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!