Некоторые комментарии на Шри Брахма-самхиту



Его Божественной Милости

Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакура

 

 

Введение

 

“Брахма-самхита” является очень важным священным писанием. Шри Чаитанйа Махапрабху (Верховный Господь) обнаружил Пятую Главу “Брахма-самхиты” в храме Ади-кешавы, в штате Тамил Наду в Южной Индии. В этой Пятой Главе представлено философское заключение ачинтйа-бхедабхеда-таттва (одновременное единство и различие). Наряду с этим здесь представлены различные способы преданного служения, восемнадцатисложный ведический гимн, обсуждаются темы души, Сверхдуши и кармической деятельности, приводится объяснение кама-гайатри, кама-биджи и изначального Маха-Вишну, а также дается точное описание духовного мира, особенно Голоки Вриндаваны. “Брахма-самхита” также дает объяснения о полубоге Ганеше, о Гарбходакашайи Вишну, об источнике мантры Гайатри, о форме Говинды, о Его трансцендентном положении и обители, о живых существах, о высшей цели, о богине Дурге, о значении аскез, о пяти грубых элементах, о любви к Богу, о безличном Брахмане, о посвящении Господа Брахмы и о понимании трансцендентной любви, дающей человеку возможность видеть Господа. Там также объясняются ступени преданного служения и обсуждаются такие темы, как природа ума, йога-нидра, богиня процветания, преданное служение в спонтанной любви, воплощения Господа, начиная с Господа Рамачандры, Божества, обусловленные души и их обязанности, истина о Господе Вишну, молитвы, ведические гимны, Господь Шива, ведическая литература, персонализм и имперсонализм, правильное поведение и еще множество других предметов. Там также есть описание солнца и вселенской формы Господа. В “Брахма-самхите” приводится краткое научное объяснение всех этих тем. (“Шри Чаитанйа-чаритамрита”, Мадхйа-лила, 9.239-240, комментарий Его Божественной Милости, А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.)

 

 

Об авторе

 

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати родился в Джаганнатха Пури, святом месте паломничества, в семье Шрилы Бхактивиноды Тхакура, великого духовного учителя сознания Кришны в цепи ученической преемственности, берущей начало от Господа Чаитанйи. Хотя Шрила Бхактивинода занимал должность мирового судьи, он неустанно трудился, возрождая учение Господа Чаитанйи в Индии, где, к несчастью, люди пренебрегали принципами преданного служения Верховному Господу, Кришне. Он представлял себе всемирное движение сознания Кришны и молил Господа о сыне, который помог бы ему осуществить его мечту.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати явился в этот мир 6 февраля 1874 года в священном городе Джаганнатха Пури, где Шрила Бхактивинода Тхакур служил в качестве управляющего знаменитым храмом Джаганнатхи. Мальчику дали имя Бимал Прасад. В возрасте семи лет Бимал Прасад выучил наизусть все семьсот санскритских стихов “Бхагавад-гиты” и мог дать комментарии, разъясняющие их. Шрила Бхактивинода Тхакур, будучи автором множества книг и других произведений по философии сознания Кришны, обучал своего сына тому, как печатать и корректировать книги.

К тому времени, когда Бималу Прасаду исполнилось двадцать пять лет, он приобрел громкую известность как знаток санскрита, математики и астрономии. Благодаря своему научному труду по астрономии, который назывался “Сурйа-сиддханта”, он получил титул Сиддханта Сарасвати в знак признания его огромной учености. Следуя совету своего отца, в 1905 году Сиддханта Сарасвати получил духовное посвящение от Гауракишоры даса Бабаджи. Хотя Гауракишора дас Бабаджи был известен как святой человек и великий преданный Господа Кришны, он был неграмотным. Удовлетворенный смирением и самоотверженностью своего высокообразованного ученика, Шрила Гауракишора дал ему все свои благословения и попросил его “проповедовать Абсолютную Истину и не заниматься ничем другим”. Затем Сиддханта Сарасвати зарекомендовал себя как одаренный помощник в миссионерской деятельности своего отца.

После того, как в 1914 году Шрила Бхактивинода Тхакур оставил этот мир, Сиддханта Сарасвати стал редактором журнала “Саджджана-тошани”, который издавал его отец, и основал издательство “Бхагават Пресс”, чтобы публиковать литературу в сознании Кришны. Затем, в 1918 году Сиддханта Сарасвати принял отреченный уклад духовной жизни, взяв себе имя Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа. С целью проповеди сознания Кришны по всей Индии он организовал Гаудийа Матх, открыв шестьдесят четыре отделения по всей стране. Штаб-квартира его миссии, Чаитанйа гаудийа Матх, находилась в Шридхаме Майапуре, месте рождения Господа Чаитанйи. Позднее он отправил своих учеников в Европу с проповеднической миссией.

Шрила Бхактисиддханта упорядочил традиции сознания Кришны, чтобы приспособить их к техническим и общественным условиям двадцатого века. Он считал печатный станок самым эффективным средством в распространении сознания Кришны по всему миру и был автором множества важных переводов, комментариев и философских очерков. Он был первым духовным учителем, который разрешил своим отреченным проповедникам (саннйаси) носить западную одежду и путешествовать в современных экипажах, а не ходить пешком.

В 1922 году случилось так, что один разумный студент коллежда по имени Абхай Чаран Де посетил Шрилу Бхактисиддханту в центре Гаудийа Матх в Калькутте. Шрила Бхактисиддханта сразу же сообщил молодому человеку, что тому следует проповедовать послание сознания Кришны западному миру на английском языке. Хотя Абхай был неспособен немедленно исполнить желание Шрилы Бхактисиддханты, он стал активным сторонником Гаудийа Матха. В 1933 году Абхай получил формальное посвящение в ученики Шрилы Бхактисиддханты, который дал ему имя Абхай Чаранаравинда.

В тридцатых годах Шрила Бхактисиддханта расширил и увеличил свою миссионерскую деятельность и добился успеха в восстановлении сознания Кришны в качестве движущей силы духовной жизни Индии. Желая, чтобы его дело было продолжено, он побудил своих учеников создать объединенный Руководящий Совет Миссии (GBC), чтобы управлять Гаудийа Матхом в его отсутствие. 1 января 1937 года Шрила Бхактисиддханта покинул этот мир. К несчастью, его ведущие ученики не исполнили его указаний по поддержанию Руководящего Совета, и в результате Гаудийа Матх как единая проповедническая организация был разрушен.

Однако, Абхай Чаранаравинда остался верен видению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, что сознание Кришны становится всемирным движением, и он остался верен тому приказу, который он лично получил от своего духовного учителя. Он принял отреченный образ жизни, саннйасу, получив титул Бхактиведанта Свами Махараджа, и в 1965 году отправился в Соединенные Штаты проповедовать сознание Кришны на английском языке. Шрила Бхактиведанта Свами основал Международное Общество Сознания Кришны и учредил Руководящий Совет Общества, который продолжает управлять движением с момента его ухода из этого мира в 1977 году. Таким образом, благодаря искренним усилиям Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и его последователей дело Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати продолжается во всем мире.

 

 

Предисловие

 

Материалистический образ действий не может привести к трансцендентному господину, который вечно приглашает падшие обусловленные души к общению с Ним через посредство преданности, или настроения вечного служения. Изощренные приманки материального мира часто искушают обладающих чувствами живых существ, побуждая их наслаждаться его пестрым многообразием, которое противоположно лишенному двойственности монизму. Люди очень сильно подвержены склонности к преходящим бесплодным рассуждениям, даже когда они изучают предметы, находящиеся за пределами их чувственного восприятия. Эзотерический аспект в их поверхностном исследовании временных и изменчивых вещей часто сбивает их с пути постижения духовной реальности. Это становится причиной того, что они стремятся занять положение вечного в неопределенном безличном существовании, которое невозможно постичь материальными ограниченными чувствами.

Эта брошюра непременно поможет таким запутавшимся душам в их продвижении к вечной личности, пребывающей за пределами их чувственного восприятия. Самая первая строфа этой книги разобьет все приготовленные ими идеи, когда Абсолют предстанет перед ними как “Кришна”. Склонный к измышлениям ум захотел бы предложить какое-нибудь другое имя, чтобы дать свое определение неизвестному объекту. Они предпочтут называть Его в соответствии со своим опытом — “творец вселенной” или “бытие за пределами проявленного мира”, далекое от сходства с каким-либо объектом материальной природы и неподверженное изменению. Таким образом, они будут настаивать на том, что сам первоисточник не имеет другой приемлемой цели, кроме как показать направление к невидимому, неслышимому, недосягаемому, не имеющему запаха и невоспринимаемому объекту. Но при этом они не оставят своих попыток размышлять об этом объекте, основываясь на своем скудном опыте. Желающий познать истину будет обращаться к трудам, оставленным великими учеными, которые изложили множество противоречивых и ошибочных мнений, подкрепленных совершенно нелепыми доказательствами. Сравнивая различные имена, предлагаемые различными мыслителями человечества, придирчивый судья вынесет решение в пользу какой-то определенной терминологии, которая лучше всего удовлетворит его ограниченные и свойственные лишь ему прихоти. Из-за своего рабского умонастроения такой человек без всяких сомнений обрушится с ругательствами на каждого, кто попросит его обосновать свое решение. В качестве средства исправления этого порока молитвы общепризнанного прародителя этого материального мира могли бы оказать неоценимую помощь в обсуждении вопроса философской категории, которая обладает достаточной мощью, чтобы рассеять все домыслы людей, произрастающие из их материального опыта, который они приобретают в процессе экспериментального познания.

Первый гимн непременно докажет превосходство Абсолютной Истины, Верховного Господа, если только люди не подвергнут сомнению саму Его основу, мысля в категориях ограниченного времени, невежества и оскверненного сознания, а также считая Его следствием, а не высшей причиной. Верховный Господь будет очень удовлетворен, увидев, что вся их решимость направлена на прекрасного Верховного Господа, Шри Кришну, который вечно воплощен в Своем вездесущем, исполненном блаженства, всепронизывающем совершенном знании, будучи источником всех изначальных причин, бесконечного, не имеющего начала времени и поддержания всех живых существ — иными словами, всего материального и трансцендентного.

Далее в этой книге будут даны определения различным аспектам Абсолюта, являющимся составными частями высшего источника, Кришны, всепривлекающего живого существа. Кроме того, дальнейшее изложение приоткроет грань непрерывного, бесконечного, трансцендентного счастья, а также представит Самого Господа в виде источника двух компонентов — действенной и материальной причин. Трансцендентное имя “Кришна” известно как воплощение всех вечных духовных рас, а также как источник всех искаженных материальных рас, присущих умонастроению живых существ и с успехом описанных писателями и риториками ради удовлетворения нашей материальной склонности к размышлению.

Стихи “Брахма-самхиты” дают полное объяснение происхождению концепций проявленного и непроявленного. Молитвы воплощенной высшей энергии полностью разбивают монотеистические концепции различных школ, которые заняты тем, что дают поверхностные объяснения в виде эзотерической стряпни, не приводя никаких ссылок на истинный вечный аспект трансцендентного, не подверженного изменениям и нетленного проявления Вечного. Эти молитвы также разъясняют различные частичные аспекты Абсолютной Личности, чья природа очень далека от представлений тех, кто наслаждается этим материальным миром.

Самое пристальное внимание и сравнительное изучение всех преобладающих точек зрения и концепций освободит и просветит каждого, будь он материалист, закоренелый атеист, агностик, скептик, натуралист, пантеист или панантеист — ибо все они заняты лишь изучением своего знания из трех категорий, пользуясь своими ограниченными умственными способностями.

Эта брошюра представляет собой лишь пятую главу гимнов Брахмы, которые были записаны в ста главах. Верховный Господь, Шри Чаитанйа Махапрабху, обнаружил эту главу в храме Ади-кешавы в Тируваттаре, чтобы оградить от опасностей всех пребывающих в обусловленном состоянии верующих людей, и особенно — преданных Кришны. Эта небольшая книга ни в чем не уступает такому произведению, как “Шримад Бхагаватам”. Хотя “Бхагаватам” относится к категории Пуран, он подтверждает ту же самую идею, что и эта Панчаратра.

Преданные должны знать, что эти две книги ведут к одному и тому же Кришне, который является источником всех трансцендентных и материальных существ и обладает проявлением полного разнообразия.

Клеветничество и обман ограничены в этом материальном мире, тогда как в духовном мире вообще не допускаются такие нелепости, ибо духовная реальность на 180 градусов противоположна материи и лишена каких бы то ни было неловких ситуаций и разногласий.

Автор испытывает огромную благодарность, когда множество его публикаций тщательно изучаются и исследуются. Бхактивинода Тхакур дал исчерпывающее объяснение концепции высшего источника всех существ на бенгальском языке, а один из его преданных последователей в целях широкой проповеди представил это учение на английском языке. Переводы и комментарии этого произведения имеют своим источником труды Шрилы Дживы Госвами, который был современником Шри Кришны Чаитанйи Махапрабху и Его верным последователем. Любой, кто хоть немного интересуется чистым теистическим учением, сможет осуществить свои желания, внимательно читая тексты этой брошюры. Проводя свои исследования, материалисты часто бросают нам вызов и говорят, что наше провинциальное понимание теизма представляет трансцендентное единство как духовное многообразие, что полностью противоречит соображениям нравственности этого ограниченного материального мира. Но мы не соглашаемся с такими ошибочными представлениями, когда обретаем долгожданную возможность созерцать проявленную трансцендентность, уничтожающую все исторические и аллегорические домыслы. Мы должны изменить наше умонастроение наслаждающегося, когда мы обращаемся к трансцендентному существу, которое уничтожает все пороки и недостатки души. Поэтому мы смиренно просим удачливейшего искателя истины обратить особое внимание на важность очевидной трансцендентной природы Кришны.

Мы нашли необходимым издать эту маленькую книгу для англоязычного читателя, который интересуется трансцендентной истиной в ее высших и самоочевидных проявлениях. Тема, освещенная в этой книге, полностью отличается от множества заурядных поэтических произведений этого бренного мира, поскольку они дают ограниченное представление нашим несовершенным чувствам. Эта книга была найдена на юге Индии около четырехсот лет назад, обретя свое второе рождение в той же стране спустя долгое время, подобно тому, как Богине Ганге поклоняются, предлагая ей ее собственную воду.

 

Сиддханта Сарасвати

Шри Гаудийа Матх,

Калькутта, 1 августа 1932 года.

 

 

[Это перевод четырнадцати комментариев Бхактисиддханты Сарасвати к первым 14 стихам “Брахма-самхиты”, перепечатанный из журнала “Раса” (№№ с 5 по 11, вышедшие в свет с 1989 по 1992 год в Латвии).]

 

1 КОММЕНТАРИЙ

Кришна — великое верховное существо, обладающее вечным именем, вечной формой, вечными свойствами и совершающее вечные игры. Само имя “Кришна” указывает на Его вызывающее любовь предназначение, определенное вечной совокупностью высших совершенств живого существа.

Его вечное, окрашенное в небесно-голубой цвет тело излучает энергию всеохватывающего знания. В руках у Него флейта. Хотя Его безграничная духовная энергия всеохватывающа, Он, тем не менее, сохраняет Свою вечную всеочаровывающую форму средних размеров с помощью Своих определенных трансцендентных средств.

Его всеохватывающая духовность ярко проявляется в Его вечной форме. Из Кришны черпают красоту концентрированная вечность, чистое знание и пьянящее блаженство.

Творящее материю проявление Его собственного Я известно как всепроникающая Параматма, Ишвара (Верховный Господь) и как Вишну (Вседержитель). Это доказывает, что Кришна — единственный Верховный Бог.

Его несравненное, уникальное духовное тело, безгранично обаятельное, наделено бесчисленными духовными средствами (чувствами) и бесчисленными духовными знаками, каждый из которых расположен в определенном месте, которое имеет особое значение. В то же время это тело регулируется Его неисчислимыми, вызывающими любовь энергиями. Этот прекрасный духовный образ и есть Кришна, а духовная сущность Кришны идентична Его собственному образу.

Удивительно гармоничная сущность вечного полного блаженства знания является чарующе спланированной конструкцией или трансцендентным изображением (иконой).

Из этого следует, что представление о неделимой, не обладающей формой величине (Брахман), пассивное, неопределенное представление о блаженном знании есть просто полутень удивительного гармоничного свечения трех Его аспектов, а именно — полного блаженства, вечности и знания.

Это трансцендентное проявленное изображение Кришны в Его изначальном образе есть изначальная основа величия безграничного Брахмана и всепроникающей Сверхдуши.

Кришна, воистину проявленный в Его разнообразных играх, где Он выступает как владелец коров, глава пастушков, супруг молочниц, правитель трансцендентной обители Гокула и объект поклонения трансцендентных жителей прекрасной Голоки, является Говиндой.

Он — коренная причина всех причин, которые являются управляющими и подчиненными действующими силами вселенной. Взгляд Его отраженного частичного проявления на священные изначальные воды (то есть личной Сверхдуши, или Параматмы), дает начало вторичной потенции — природе, создающей этот преходящий мир.

Эта промежуточная энергия Сверхдуши выводит наружу индивидуальные души так же, как солнце испускает свои лучи. Эта книга — научный труд о Кришне, следовательно она начинается с воспевания Его святого имени.

 

2 КОММЕНТАРИЙ

Гокула, так же как и Голока, не есть что-то, что проявляется на материальном уровне. В ней есть бесконечное число образов, раскрывающих безграничную потенцию Кришны и Его возможности к проявлению. Баладева есть основа этой потенции. Трансцендентная сущность Баладевы предстает в двух аспектах — бесконечного духовного проявления и бесконечного пространства, где находятся неодушевленные грубые предметы. Материальная вселенная, занимающая четвертую часть всего проявленного, будет рассмотрена позже. Три четверти бесконечного трансцендентного пространства, принадлежащего Всемогущему, вечно радостному и бессмертному, непознаваемые и вечные, покоятся в сиянии полностью духовного и величественного цветка. Этот необычайно величественный образ отражает проявленные роскошные признаки беспредельной области или высшей атмосферы, чье сияющее местонахождение находится полностью вне сферы материальной природы, на берегу реки Вираджа, окруженной сиянием Брахмана, недвойственного живого существа. Величественная мощь безграничного духа растекается по верхней части сияющей сферы на всеочаровывающую Гокулу или вечную Голоку, которую разнообразное сияние делает в высшей степени прекрасной. Эту область часто называют обителью Всевышнего Нарайаны или первопричины всего сущего. Гокула, идентичная Голоке, есть высшая обитель. Одна и та же сфера проявляется и как Голока — высшая или трансцендентная часть, и как Гокула — низшая, или материальная часть.

Шри Санатана Госвами в своей “Брихад-Бхагаватамрите”, являющейся высшей сутью всех наставлений, сказал: “Он проявляет Свои игры на этой земле точно так же, как на Голоке. Эти уровни различаются только тем, что один находится выше, а другой — ниже. Иначе говоря, Кришна играет одну и ту же роль в играх как на Голоке, так и на материальном уровне — в Гокуле. Между Голокой и Гокулой даже нет никакой разницы, за исключением того, что то, что происходит в высших слоях Гокулы, выглядит так же, как Гокула на материальном уровне, когда Кришна проявляет там Свою разнообразную деятельность”. Шрила Джива Госвами то же самое говорит в своих шести писаниях, в Бхагавад-Сандарбхе. Он пишет: “Пойми положение Голоки. Вриндавана есть вечная обитель Кришны, и Голока и Вриндавана идентичны. Но несмотря на то, что они идентичны, безграничная энергия Кришны делает Голоку вершиной этого духовного царства, а Гокулу провинции Матхура формирует как часть материального плана, который является также проявлением трех четвертей вибхути”.

С помощью ограниченного человеческого разума нельзя понять, как эти огромные три четверти, стоящие за пределами человеческого восприятия, могут быть собраны в ограниченной низшей материальной вселенной, составляющей лишь одну четверть. Гокула — это духовная область, и, следовательно, ее нисхождение в область материального пространства и времени ни в коем случае не ограничено, она безгранично проявлена во всех своих необозримых качествах. Однако, обусловленные души способны воспринимать ее только как материальное явление, только это позволяет им низкий уровень интеллекта. Когда человек смотрит на облако, заслоненное солнцем, ему кажется, что облако покрыло солнце, хотя на самом деле маленькое облачко не может укрыть солнце. Точно так же обусловленные души с их ограниченным интеллектом, чувствами и выбором воспринимают Гокулу как незначительный клочок земли. Гокулу можно видеть из Голоки, которая вечна. Это тоже таинство. Достижение полного блаженства есть следствие успеха в осознании своего истинного “я”. Осознание своей истинной сущности достигается, когда Кришна в Своей милости срывает с обусловленных душ завесу тонких и грубых оболочек. Однако, пока не достигнуто состояние чистого преданного служения, Гокула кажется отличной от Голоки. Трансцендентный уровень безграничного духовного проявления с тысячами лепестков, подобных венчику лотоса, есть Голока, обитель Кришны.

 

3 КОММЕНТАРИЙ

Трансцендентные игры Кришны бывают двух видов — проявленными и непроявленными. Игры, происходящие во Вриндаване и доступные мирскому зрительному восприятию, считаются проявленными играми Шри Кришны, а невидимые игры Кришны счтитаются непроявленными. Непроявленные лилы всегда можно наблюдать на Голоке, они же, если того пожелает Кришна, предстают перед человеческим взором в Гокуле.

В своей книге “Кришна-Сандарбха” Шри Джива Госвами Прабху говорит: “Непроявленные игры отражаются в проявленных кришна-лилах, и голока-лилы являются непроявленными играми Кришны, видимые с мирского плана”. Шри Рупа подтвердил это в своей книге “Бхагаватамрита”. Совершенным трансцендентным проявлением Гокулы является Голока. Следовательно, Голока — это идентичное величественное проявление Гокулы. Вечные игры Шри Кришны, хотя и невидимые в Гокуле, проявлены в Голоке. Голока — это величественное трансцендентное проявление Гокулы.

Проявления непроявленных игр Кришны в отношении к обусловленным душам бывают двух видов: 1) поклонение по каналу мантр (неслышно повторяемые, освобождающие и посвященные познанию истинного Я трансцендентные звуки) и 2) спонтанная переполненность сердца духовной любовью к Кришне.

Шри Джива Госвами сказал, что поклонение через мантру возможно в надлежащем месте постоянно и сводится к одной игре. Это медитативное проявление Голоки есть игра, сопровождаемая поклонением Кришне через мантру. С другой стороны игры, совершенные на различных планах и в различных гунах, авторитетны в различных сферах, и следовательно, они являются сварасики, т. е. спонтанной, переполняющей сердце духовной любовью к Кришне.

Эта шлока имеет двойное значение. Первое значение состоит в том, что в игре, сопровождаемой поклонением через мантру, состоящую из восемнадцати букв, трансцендентные слова, помещенные в определенном порядке, проявляют только одну лилу Шри Кришны. Например, мантра клим кришнайа-говиндайа гопиджана-валлабхайа сваха является шестичастной (гексагональной) мантрой, состоящей из шести трансцендентных слов: 1) кришнайа, 2) говиндайа, 3) гопиджана, 4) валлабхайа, 5) сва, 6) ха. Эти шесть трансцендентных слов, помещенных одно за другим, составляют мантру.

В этой мудрости содержится шестичастный (гексагональный) великий трансцендентный механизм. Его изначальное семя, слово клим, занимает в этом механизме положение центральной точки опоры. Каждый, имеющий представление об этом механизме и концентрирующий свои мысли на этой духовной сущности, может достичь, подобно Чандрадвадже, знания о принципе познания.

Слово сва означает кшетрагйа, того, кто хорошо знаком со своим внутренним “я”. Слово ха обозначает трансцендентную природу. Это значение мантры было подтверждено в “Шри Хари-бхакти-виласе”. Это означает, что тот, кто желает войти в эзотерические игры Кришны, должен совершать трансцендентное служение Кришне и совершенствовать трансцендентное знание, относящееся к Господу. 1) кришна-сварупа — истинное Я Кришны; 2) кришна чин-майа-враджа-лила-виласа-сварупа — истинная природа трансцендентных игр Кришны во Врадже; 3) тат-парикара-гопиджана-сварупа — истинная природа Его духовных спутников во Врадже, т. е. духовных пастухов и пастушек; 4) тад-валлабха — истинная природа кришна-бхакти заключена в стопах духовных пастушек Враджи; 5) шуддха-дживасйа чид (гйана)-сварупа — подлинная природа духовного знания чистой индивидуальной души; 6) чит-пракритир артхат кришна-сева-свабхава — подлинная природа трансцендентного служения Кришне, как и эзотерические отношения, основана на пробуждении чистого знания индивидуума. Это означает, что раса — это единственное трансцендентное служение основной обители Шри Кришны, господствующему аспекту Абсолюта, совершаемое индивидуальной душой, духовной служанкой по отношению к доминирующей части абсолютного целого, сопровождаемое чистой преданностью в форме вечного подчинения. Игры в Голоке или в Гокуле в стадии развития преданности являются медитативным поклонением через мантру, а на стадии совершенства они проявляют себя как непрерывное трансцендентное ликование. Таково реальное положение Голоки или Гокулы, которое будет более подробно рассмотрено в дальнейшем.

Значение слов джоти-рупена мануна состоит в том, что трансцендентное значение выражено в мантре, с помощью которой (при трансцендентном желании обрести любовь к Кришне и служение Ему) человек утвреждается в вечной любви к Кришне. Такие вечные игры вечно проявлены в Голоке.

 

4 КОММЕНТАРИЙ

Очертания трансцендентной Гокулы подобны лотосу. Вечный мир имеет шестиугольную форму. В центре ее располагаются Шри Радха-Кришна, проявляющиеся в форме мантры из восемнадцати трансцендентных звуков. В том же центре находятся распространяющиеся проявления, исходящие из потенции чит. Шри Радха-Кришна являются первопричиной семени всего сущего. Писание Гопала-топани говорит, что омкара указывает на Всемогущего Гопала и Его потенцию, а слово клим равнозначно омкаре. Здесь кама-биджа или первоисточник подлинной любви относится к Шри Радха-Кришне.

 

5 КОММЕНТАРИЙ

Изначальная Гокула — это место трансцендентной любви и преданности. Следовательно, Ямуна, Шри Говардхана, Шри Радха-кунда и т. д. земной Враджа-мандалы расположены внутри Гокулы. Кроме того в ней проявляется все величие Ваикунтхи, распространяющееся во всех направлениях. Также в определенных местах Гокулы совершаются все игры четырех распространяющихся проявлений. Паравйома Ваикунтха обрела свою протяженность благодаря показу четырех распространяющихся проявлений.

На Ваикунтхе спасение, набожность, богатство и страстное влечение к мирским людям присутствуют в Гокуле в виде их изначального семени или первопричины. Веды также воспевают Господа Гокулы.

Существует десять трезубцев, направленных в десять различных направлений с целью помешать или уничтожить претендующих на вход в Гокулу посредством медитации без милости на то Кришны. Заносчивые люди, пытающиеся достичь этой области путем йоги (медитации) и гйаны (эмпирического знания), потерпят крах, пронзенные десятью трезубцами. Такой путь является самоубийством, ибо Брахма-дхама представляет покрытие Голоке в форме трезубцев. Слово шула означает трезубец. Трезубец представляет три мирских качества и три подразделения времени. Аштанга-йоги, т. е. аскеты, практикующие восьмиступенчатую йогу, жаждущие единения с Абсолютом, опрометчиво пытаясь достичь Голоки, падают в пропасть разочарования, пронзенные и изрубленные на куски этими трезубцами, нацеленными на десять направлений. Те, кто направляются к Голоке путем преданности, смешанной с желанием величия, пленяются обаянием Ваикунтхи, которая является внешним покрытием Шри Голоки, представляющим в виде восьми совершенств, таких как анима и махападма. Те, чей интеллект развит слабее, вновь падают в семичастный мир, попадая под контроль десяти защитников (десяти направлений) в виде мантр. И для них Голока остается непознанной и недоступной.

И только божественные проявления (индивидуальности) Господа, предлагающие божественные правила поведения для различных веков, всегда стремятся содействовать продвижению преданных, ищущих вход в обитель Голоку, идя путем чистой преданной любви. Там эти божественные формы Бога окружены вниманием к их величию. Их обителью является Шветадвипа на Голоке. Следовательно, Шрила Тхакура Вриндавана, проявление Вйасы, описавший чаитанйа-лилы, описал деревню Навадвипу как носящую имя Шветадвипы.

Следовательно, область Навадвипы, Враджа и Голока — это одна и та же реальность; единственное между ними различие состоит в разнообразии проявлений вечных чувств, соответствующих различным видам преданной любви. И это является самой сокровенной сущностью, которую могут понять по личной милости Кришны лишь самые возвышенные души, обладающие величайшей любовью.

Истина состоит в следующем: в этом мире есть четырнадцать сфер, расположенных одна над другой от низших к высшей. Живущие с женами и детьми и ждущие наслаждения от своих деяний поднимаются в границах трех миров: Бхух, Бхувах, Свах. Строжайшие брахмачари, аскеты и те, кто склоняется к предположительной истине, те, чье нейтральное положение дополняется деятельностью не ради ее плодов, а ради обретения свободы от всех мирских желаний, поднимаются и падают в границах миров Махах, Джанах, Тапах и Сатйа. Над этими мирами лежит обитель четырехрукого Брахмы, над которой находится безграничная Ваикунтха, обитель Кширодакашайи Вишну, возлежащего в океане молока. Парамахамса-саннйаси и демоны, убитые Шри Хари, минуя Вираджу, т. е. проходя через четырнадцать миров, входят в светозарную обитель Брахмана и достигают нирваны в форме временного избавления от временного эго. Но преданный, вдохновленный чистой любовью и преданностью (шудха-бхакти), преданный, побуждаемый огромной любовью (прематура-бхакти), преданный, побуждаемый чистой любовью (премапара-бхакти), которые служат величию Бога, обитают на Ваикунтхе, т. е. в трансцендентной обители Шри Нарайаны. Только преданные, вдохновленные всепоглощающей любовью и следующие по стопам духовных слуг Враджи, достигают Голоки. Положение преданных на Голоке, соответствующее различию их расы, определяется непостижимой энергией Кришны.

Чистые преданные, следуя преданным Враджи, и последователи чистых преданных Навадвипы, помещаются соответственно в обители Кришны и Гауры. Эти же преданные Враджи и Навадвипы постоянно черпают наслаждение, служа обители Кришны и Гауры.

Шри Джива Госвами пишет в своей работе “Гопала-чампу”: “Высшая трансцендентная обитель, названная Голокой, есть обитель го, трансцендентных коров, и гопов, трансцендентных пастушков. Там происходят игры раса Абсолюта Шри Кришны. С другой стороны обитель, названная Шветадвипой, обязана реализацией некоторых рас, исходящих из непревзойденной чистоты этой духовной обители. Два вида живых существ Верховной Голоки и Верховной Шветадвипы нераздельно связаны с Голокой”.

Суть в том, что Голока как Шветадвипа, проявлена вечно, ибо удовольствие от наслаждения расой не может полностью проявиться в играх Кришны во Врадже. Он принимает чувства и сияние Своей доминирующей части Шри Радхики и совершает вечные игры для наслаждения там кришна-расой. Шри Кришначандра, желая ощутить вкус этих наслаждений, т. е. 1) познать природу величия любви Шри Радхи, 2) познать природу прекрасной сладости Его любви, которую испытыла Шри Радхика, 3) познать природу исключительного удовольствия, которое испытала Шри Радхика благодаря познанию сладости Его любви, пришел в этот мир подобно луне в океане из чрева Шри Шачи-деви. В этом утверждении проявляется эзотерическое проникновение в суть Шри Дживы Госвами Прабху.

В Ведах также сказано: “Позволь посвятить тебя в таинство. В Навадвипе, идентичной Голоке, на берегу Ганги, Гаурачандра, являющийся Говиндой, обладающий чистым знанием, двурукий, душа всех душ, обладающий верховной великой индивидуальностью как медитирующий саннйаси и находящийся вне тройственных мирских качеств, являет процесс чистой, непривязанной преданности в этом материальном мире. Он — единственный Господь. Он — источник всех форм, Верховная Душа и Бог, проявляющий Себя в желтом, красном, синем и белом цветах. Он — направляющее Существо, исполненное чистым знанием и духовными потенциями (чит). Он — символ преданного. Он — даритель преданности и познаваем только через преданность. Тот же самый Гаурачандра, являющийся ни кем иным как Самим Кришной, чтобы ощутить вкус расы Радха-Кришны на Голоке, проявился в вечной обители, Навадвипе, идентичной Голоке”.

Это также подтверждается Ведическим утверждением: “Асан варнас трайах, кришна-варнам твишакришнам, йатха пашйах пашйати рукма-варнам, махан прабхур ваи”, а также другими положениями теистических писаний. Как Шри Кришна родился в мирской Гокуле благодаря посредничеству йогамайи, изначальной энергии Верховного Господа, так с ее помощью Он проявляет лилы Своего рождения во чреве Шачи-деви в Навадвипе на этом мирском плане. И эти абсолютные истины — содержание духовной науки, а не плод воображения, закрепощенного иллюзорной энергией Бога.

 

6 КОММЕНТАРИЙ

Уникальная потенция Кришны духовна, и она проявляется как Его внутренняя подлинная энергия, организующая игры Кришны, происходящие в Голоке или Гокуле. По ее милости индивидуальные души, составляющие пограничную энергию, могут даже быть допущены к этим играм. Иллюзорная энергия по своей природе является искаженным отражением духовной (чит) потенции. Она располагается на другой стороне реки Враджи, окружающей Брахма-дхаму, и формирует границу Маха-Ваикунтхи как внешняя оболочка Голоки. Местность, где находится Голока, абсолютно не связана с мирской, вводящей в заблуждение энергией, далекой от какой бы то ни было связи с Кришной и стыдящйся предстать перед Его взором.

 

7 КОММЕНТАРИЙ

Иллюзорная энергия не имеет прямой связи с Кришной, но имеет косвенную связь. Первопричина Вишну, возлежащий в Причинном Океане, является полным проявлением Маха-Санкаршаны, находясь в области постоянных трансцендентных игр Кришны на маха-ваикунтхе, бросает Свой взгляд на иллюзорную энергию. Даже бросая Свой взгляд, Он не вступает в связь с иллюзорной энергией, ибо Его духовная (чит) потенция рама выполняет функции Его взгляда как Его неоскверненная, всегда покорная энергия. Иллюзорная энергия, как служанка духовной (чит) потенции рама, служит полному проявлению Господа, взаимодействуя с рама, энергией времени, представляющей силу активности и возможности рама. Следовательно, здесь объясняется действие мужской творческой силы.

 

8 КОММЕНТАРИЙ

Санкаршана наделен творческим желанием, и Он является духовным проявлением Кришны, причиной рождения материального мира. Возлежа в причинных водах как изначальный пуруша-аватара, Он бросает Свой взгляд в направлении майи (ограниченной потенции). Этот взгляд является причиной, вызвавшей материальное творение. Символ мирского мужского творения Шамбху — это тусклое свечение этой отраженной лучезарности. Это тот символ, который соединяется с органом размножения майи, обители рама, или божественной потенции.

Первая фаза появления мирского желания, созданная Маха-Вишну, названа семенной основой махат, или искаженной познавательной способностью. Она идентична с ментальным началом, созревшим для творческой деятельности. Идея, лежащая в ее основе, состоит в том, что это есть желание пуруши, творящего благодаря использованию действенного и материального начала.

Действенность есть майа, или детородный женский орган. Материальное начало — это Шамбху, или мужской орган зачатия. Маха-Вишну есть пуруша, или владычествующая божественная личность, обладающая желанием. Прадхана, или субстанциональное начало в форме мирских живых существ, есть материальное начало. Природное воплощение дающего пристанище начала (адхара) есть майа.

Начало воплощенного желания является причиной половых сношений, есть доминирующая божественная личность (пуруша), духовное проявление Кришны, творца материального мира. Все эти трое — творцы. Семя любовного творческого желания на Голоке есть воплощение чистого познания. Семя сексуального желания, встречающееся в этом материальном мире, ничто иное как кали и проч., которая является отражением божественной потенции.

Вышеупомянутое, хотя и является прототипом последнего, на него совершенно не похоже. В этом материальном мире семя мирского сексуального желания является искаженным отражением подлинного творческого желания. Процесс появления Шамбху описан в десятой и пятнадцатой шлоках.

 

9 КОММЕНТАРИЙ

Полное четырехчастное распространение Верховного Господа составляет Его величие. Из этого распространения три четверти составляет блаженное, бессмертное и непостижимое величие обитателей Ваикунтхи, Голоки и т. д. В этой временной обители Майи-боги, люди и т. д. — все они со своими материальными мирами составляют величие ограниченной потенции. Все эти существа — это воплощения мужских и женских детородных органов, отличающиеся по квалификации и материальному происхождению. Другими словами, они появились в результате сексуальной связи мужских и женских детородных органов.

Вся информация, накопленная наукой этого мира, имеет природу этих сексуальных взаимоотношений. Деревья, растения и даже все бесчувственные существа — это воплощения соединения мужского и женского начал. Особенность состоит в том, что хотя такие выражения, как “мужские и женские детородные органы”, еще считаются некорректными в научной литературе, они, выражая вышеупомянутые начала, совершенно естественны, чисты и обладают непреходящей ценностью. Некорректность состоим просто в человеческом отношении к вечным обычаям общества. Но наука, и особенно высочайшая наука, не может изменить истине из уважения к общественным обычаям. Почему считается неприличным использование этих определений для того, чтобы наглядно показать источник мирского сексуального желания, основного начала этого проявленного мира? Мужская энергия, или доминирующая активная потенция, и женская энергия, или подчиненная активная потенция, могут быть поняты только благодаря использованию этих терминов.

 

10 КОММЕНТАРИЙ

Шри Нарайана, неотличный от Кришны, находится в трансцендентной атмосфере (Пара-вйоме), где преобладает духовное величие. Маха-Санкаршана, полная духовная копия распространения личности Шри Нарайаны, также является полным блаженным воплощением Шри Кришны. Силой Своей духовной энергии Его полное духовное проявление, вечно покоящееся в нейтральном потоке Вираджи, формирующим границу между духовной и материальной сферами, в процессе творения бросает Свой взгляд на ограниченную призрачную потенцию, Майу, которая находится от Него очень далеко.

Затем Шамбху, владыка прадханы, воплощает субстанциональные основы всех материальных живых существ. Шамбху (сам Рудра), тусклое отражение божественного взгляда Верховного Господа, осуществляет свои брачные отношения с Майей, основополагающим мирским началом. Но он не может действовать независимо от энергии Маха-Вишну, представляющего прямую духовную власть Кришны.

Поэтому начало махат, или искаженное познание, возникает лишь тогда, когда полное духовное проявление Кришны (т. е. изначальная божественная аватара Маха-Вишну, духовное проявление Санкаршаны, Само духовное проявление Кришны) благосклонно к активным совместным попыткам Майи (супруги Шивы, шакти) и прадханы (субстанциональной мирской причинности).

Подчиняясь инициативе Маха-Вишну, супруга Шивы успешно творит мирское эго (аханкару), пять материальных элементов (бхутас), т. е. воздух и т. п., их атрибуты (танматрас) и ограниченные чувства обусловленных душ (джив). Образующие частицы в форме лучей сияния Маха-Вишну проявляются как индивидуальные души (дживы). Далее это будет детально рассмотрено.

 

11 КОММЕНТАРИЙ

Маха-Вишну, объект поклонения гимнов всех Вед, обладает бесчисленными чувствами и потенциями. Он — изначальный пуруша-аватара, источник всех аватар.

 

12 КОММЕНТАРИЙ

Йога-нидра (божественный сон) объясняется как экстатический транс, присущий блаженству истинной духовной личности. Вышеупомянутая Рамадеви — это Йога-нидра в форме Йогамайи.

 

13 КОММЕНТАРИЙ

Изначальная божественная аватара, возлежащий в духовном Причинном Океане, столь грандиозен, что в порах Его божественной формы возникают мириады зародышей вселенных. Этот ряд вселенных является искаженным отражением бесконечного трансцендентного пространства. До тех пор, пока они остаются внедренными в Его божественную форму, они олицетворяют начало духовного отражения в форме золотых яиц.

Однако, благодаря творческому желанию Маха-Вишну их покрывают крошечные частицы великих элементов, которые являются составными частями мирской действенности и материальных причин. Когда эта золотая сперма, распространяющаяся с выдохом Маха-Вишну, входит в бесчисленные вместилища ограниченной потенции Майи, они дополняются несвязанными великими элементами.

 

14 КОММЕНТАРИЙ

Маха-Вишну, лежащий в духовном Причинном Океане, является духовным проявлением Маха-Санкаршаны. Он вошел как Его духовное проявление в эти вселенные. Все эти индивидуальные части представляют второго божественного пурушу, возлежащего в океане замыслов и во всех отношениях равного Маха-Вишну. О Нем также говорят как о внутреннем божественном советчике всех душ.

 

33 КОММЕНТАРИЙ

 

адваитам ачйутам анадим ананта-рупам

адйам пурана-пурушам нава-йауванам ча

ведешу дурлабхам адурлабхам атма-бхактау

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

 

Пословный перевод:

адваитам - неповторимый (т.е. нет другого такого же и нет подобного), недвойственный; ачйутам - не подверженный падению или не слабеющий; анадим - безначальный; ананта-рупам - Чей Облик безграничен, или же, Обладающий бесчисленным количеством проявлений, Форм; адйам - первоисточник; пурана-пурушам - древнейшая Личность; нава-йауванам - неувядающе юный; ча - так же; ведешу - Ведами; дурлабхам - непознаваемый, или недоступный постижением (Вед); адурлабхам - без труда обретаемый; атма-бхактау - предавшимися Ему душами; говиндам - Говинде; ади-пурушам - изначальной Личности; там - Ему; ахам - я; бхаджами - поклоняюсь.

 

Литературный перевод:

Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, недоступному в постижении Вед, но достижимому беспримесной преданностью души. (Поклоняюсь Тому), Кто Един и нет иного, Кто свободен от возможности пасть (Кто не слабеет и ничего не лишается), Безначальному, Чья личностная Форма не имеет пределов, Источнику всего, вечному Пуруше, обладающему очарованием неувядающей юности.

 

Комментарий:

Адваита, означает «неделимая истина абсолютного знания». Брахман, безграничное, исходит из Него как сияние Тела, а Параматма, как Его составляющая, но, не смотря на это, Он вечно остается Единым и Неделимым. Ачйута же указывает на то, что, хоть из Него постоянно исходят бесчисленные аватары, Его личные проявления, а так же миллионы джив, как отделенные частицы духа, все же Он остается ненарушенным, незатронутым и неделимым Целым, вечно исполненным высшим совершенством. Он являет Лилу Своего Рождества, однако, Он - Безначальный. Он исчезает, становится незримым после Лилы Своего Явления в мире, и все же Он вечен. Будучи нерожденным, Он являет Свое происхождение в Лиле Рождества, и, хотя само существо Его природы - вечность (т.е. Он наидревнейший), Он всегда юн. Суть такова, что Господь обладает многообразной и, казалось бы, противоречивой двойственностью, но, в действительности, под воздействием Его непостижимых шакти, все аспекты этой двойственности обретают совершенную гармонию. Вот что подразумевается под чид-дхармой, природой полностью отличной от материи.

Его столь грациозный Облик с тремя изгибами тела и флейтой в руках, наделен вечно цветущей юностью, несказанно далекой от всей той ущербности, обнаруживаемой в границах времени и пространства. В Царстве Трансцендентного нет ни прошлого, ни будущего, но только неомраченное и неизменное настоящее. В духовной сфере нет отличий между самим объектом и его качествами, но это отнюдь не такое же тождество как в материальном мире. Те качества, что в свете мирского восприятия, ограниченного временем и пространством, видятся нам противоречащими друг другу и несопоставимыми, в духовном царстве пребывают в согласии и нежной гармонии. Как же душа обретает осознание такого беспрецедентного бытия? Ограниченные интеллектуальные способности дживы постоянно загрязняются понятиями времени и пространства, и потому дживе не удается избавиться от материальной ограниченности. И если сознающая способность не распространяется на осознание трансцендентного, как тут быть? В ответ Брахма говорит, что Абсолют даже вне досягаемости Вед. Веды берут свое начало в звуке, а звук зарождается в грубо-материальном эфире. Так что сами по себе, Веды не могут непосредственно открыть нашему взору духовный мир, Голоку. Лишь когда Веды соприкоснуться с полнотой чит-шакти (живым сознанием), они обретут способность наделять трансцендентным.

Голока открывает Себя душе, когда та вовлечена в жизнь духовно-познающей природы в единстве с животворящим существом ананда-шакти, природой блаженства. Способность преданности вкушать и приносить святое блаженство безгранична и вечно полна беспримесным, неоскверненным духовным знанием. Такое вот знание и открывает Таинство Голока-таттвы в единстве с преданностью полностью лишенной какого-либо чувства самоутверждения, но утверждающей душу в видении себя частицей подчиненной интересам беспримесной преданности Богу.

 

Перевод: Дева дас

 

 

***

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!