Тема 6. Кубизм. Общая характеристика. 1907–1918



 

Кубизм (фр. cubismе, cube – «куб»), направление во французском искусстве, оказавшее основополагающее влияние на искусство последующего времени. Родоначальниками этого направления были Пабло Пикассо и Жорж Брак, идеи которых были подхвачены рядом других художников, таких как Альбер Глез, Жан Метценже, Анри Ле Фоконье, Робер Делоне, Хуан Гриз и Фернан Леже. Глез и Метценже издали в 1912 году книгу «Кубизм», в которой были представлены иллюстрации работ нескольких художников, а также дано первое объяснение основ нового направления. Авторы отмечали, что произведение искусства – это результат не столько зрительного восприятия окружающего мира, сколько продукт вовлечения всей личности художника: «Чтобы создать изобразительное пространство, мы должны прибегнуть к тактильным и моторным ощущениям, действительно ко всем нашим способностям. Вся наша личность, сжимающаяся или расширяющаяся, трансформирует плоскость картины.»

Кубисты отказались от единой точки зрения на объект, характерный для искусства со времен Ренессанса и стали включать в изображение как внешний вид предмета, воспринимаемый с разных сторон, так и субъективное восприятие предмета во времени, включающее воспоминания, переживания, ассоциации. Таким образом, они вложили в образ предмета пространственный и временной аспект. Чтобы этого достичь, художники разложили трехмерное изображение на отдельные фрагменты, которые потом собрали на плоскости в почти двумерное изображение. Эволюцию кубизма можно представить в виде следующих стадий:

Сезанновский кубизм (1907 – 1909). Следуя примеру Сезанна, изображение предметов и пространства упрощается и сводится к совокупности геометризованных форм. Изображение объекта не ограничивается одной точкой зрения. Цвет не отвлекает внимание от общего строения композиции и сводится к противопоставлению преимущественно серо-желтых и серо-голубых тонов. 

Аналитический кубизм 1909-1912 Идет активное уплощение пространства. Изображенные предметы и пространство сближаются в отношении цвета и плотности наложения краски; становятся более однородными. Появляется так называемая «решетка», «привязывающая» изображение к передней плоскости картины.

Синтетический кубизм 1912-1918 Создание композиции, позволяющей включать в изображение реальные предметы. Появление коллажа – наклеивание на холст фрагментов бумаги, обоев, песка, проволоки, веревки.

В результате своих поисков кубисты пришли к созданию новой композиции, отличной от строения картины в искусстве Нового времени.

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. Какие художники были родоначальниками кубизма?

2. Какие этапы проходит кубизм в своем развитии?

3. В чем кардинальное отличие кубизма от предшествующих стилей и направлений?

4. Какие художественные явления повлияли на формирование кубизма?

5. Каково было мнение критиков о кубизме?

6. Подготовьте сообщение о творчестве одного из художников этого направления.

7. На развитие каких направлений искусства оказало влияние творчество кубистов?

 

Задание 1. Основываясь на приведенном ниже тексте, ответьте на вопросы:

Каковы основные характеристики и особенности линейной перспективы?

В чем разница между композицией, основанной на ренессансной линейной перспективе, и композицией, разработанной Пикассо в кубистический период?

Каковы основные особенности и значение такой композиции?

 

 «Индивидуализм Нового времени проявил себя в живописи в создании линейной ренессансной перспективы, позволившей художнику властно выразить свое отношение к изображаемым персонажам и событиям. Линейная перспектива позволяет упорядочить изображение, свести его к легко воспринимаемым формулам. Пространство картины при этом понимается как некая непрерывная среда, которая может быть описана с помощью трехмерной системы координат. Эта среда существует сама по себе, независимо от находящихся в ней предметов и безразлично по отношению к ним. Это – некая объективная данность, независящая от человека. Таким образом, традиционная перспектива создает расстояние между человеком и наблюдаемыми предметами и явлениями, объективируя мир как нечто внешнее по отношению к зрителю. Другой характерной чертой линейной перспективы является изображение явлений в целенаправленной последовательности. Композиция построена таким образом, что наиболее важные детали изображения связаны между собой и направляют внимание зрителя к центру полотна, являющимся неким символическим аналогом цельности его смысловой организации. Роль зрителей, воспринимающих произведение живописи, сводится при этом к «прочтению» ясно выраженной позиции художника-творца.

Искусство XX - XXI веков существенно отказалось от описательного реализма и смысловой завершенности произведений, принадлежащих культуре Нового времени. Особое значение в процессе создания нового живописного языка принадлежит представителям кубизма и Пабло Пикассо в первую очередь. Именно в работах Пикассо кубистического периода появился новый тип композиции, позволивший зрителю занять гораздо более важное место в процессе постижения произведений искусства, а также позволивший уйти от жесткой однозначности их смысловой интерпретации. Эта новая композиционная организация полотна активно стимулирует воображение зрителей, превращая их в деятельных участников игрового постижения реальности.

Новый тип композиции Пикассо, разработанный в конце 1900 - начале 1910 годов, обладает рядом особенностей. Во-первых, он создает не «реальное», физическое, объективированное пространство, а символическое. Это символическое пространство задается абстрактным фоном, не отличающимся по плотности от графических элементов – знаков, которые несут основную информативную нагрузку в изображении. Особое значение играет «циркуляция» этих элементов, заключающаяся в появлении неустойчивых связей или соответствий между ними. Поскольку знаки неизобразительные, они приобретают значение только в контексте всего произведения, когда их можно сопоставить друг с другом согласно правилу подобия, основанному на параллельности их существенных характеристик, таких, например, как форма, цвет и текстура. «Скрипка» (декабрь 1912) - произведение зрелого кубистического периода - является хорошим примером такого сопоставления отдельных знаков, каждый из которых имеет несколько характеристик, данных в парных оппозициях. Так форма двух фрагментов газеты, использованных для данного коллажа, дана в сопоставлении выпуклая – вогнутая, а также острая – округлая. Эти пары оппозиций вызывают у зрителя ассоциации с противопоставлением активного, жесткого принципа по отношению к более мягкому, пассивному. Это в свою очередь может привести к противопоставлению и одновременно осознанию взаимозависимости противоположных начал, таких, например, как мужское и женское начало или к ряду других ассоциаций подобного рода.

Важная роль в циркуляции элементов принадлежит центру композиции. В отличие от стабильной центростремительной структуры произведений с линейной перспективой композиция Пикассо является центробежной, сосредотачивающей внимание зрителя не на центральной части, а на краях полотна. Центр произведения привлекает внимание зрителей, но он не может надолго задержать это внимание и передает его к периферийным деталям изображения, связанным между собой не последовательно, рационально, а согласно ритмическим сопоставлениям, основанным на принципе подобия их характерных черт. В силу присущего людям желания познавать и составлять некое целостное восприятие от представленных им явлений центр произведения будет постоянно привлекать к себе внимание зрителей, завершая очередной цикл рассмотрения картины и начиная следующий. Таким образом, в восприятии произведения всегда будет некая недосказанность, стимулирующая попытки зрителей прояснить его смысл, ухватить его ускользающее значение.

Анализ работ Пикассо, созданных в 1912 – 1914 годах, позволяет выделить несколько приемов, способствующих этому функционированию центра. Первый прием можно назвать «приемом маятника». В центре произведения изображены две почти одинаковые детали. Они привлекают внимание зрителя, поскольку имеют четкую, определенную форму. К тому же центр полотна, как уже подчеркивалось, неизбежно притягивает восприятие человека, рассматривающего картину. Однако эти две детали, как при движении маятника, указывают от центра к боковым и противоположным друг другу частям композиции, направляя, таким образом, взгляд от центра к периферии изображения. Этот прием характерен для таких произведений как «Поэт» и «Раковина».

Второй прием можно назвать способом «пустого центра». Он работает по принципу автоматического восприятия, когда хорошо известный предмет не способен надолго задержать внимание человека. Пикассо помещает в центр композиции легко узнаваемую и информативно ненагруженную деталь. Это может быть этикетка («Стакан и бутыль Сюз»), «дыра» («Гитара, ноты и стакан») или просто два штриха («Ноты и гитара»). Эти центрально расположенные детали легко «прочитываются» зрителем, но в силу очевидности их значения кажутся слишком банальными и поэтому вызывают у зрителей скорее вопрос, нежели подводят итог их восприятию произведения. Зрители невольно пытаются разрешить этот вопрос и обращаются за недостающей информацией к периферийным частям изображения.

Наконец, третий прием основан на применении в центре изображения множества мелких предметов. Это – способ «перегруженного центра». Зритель не может сосредоточиться на центральной, назойливо пестрой части работы и старается перевести взгляд на более спокойные и гармоничные части композиции, расположенные по краям. Как пример можно привести «Портрет девушки», выполненный летом 1914.

Таким образом, основными элементами живописной системы Пикассо стали абстрактный фон и отдельные графические знаки с парными характеристиками, которые обретают изобразительный смысл только в контексте всего произведения. При этом композиция является центробежной, способствующей циркуляции знаков и тем самым открытости, «неустойчивости» смысла. Значение произведения, раскрывающееся через возникающие в восприятии зрителя ассоциативные ряды, оказывается принципиально незавершенным. Такой игровой принцип построения живописного пространства позволил Пикассо не только раскрыть смысловое поле изображения для широкого спектра интерпретаций, но и создать предпосылки для создания провокационных ситуаций, способствующих появлению у зрителей непривычных ассоциаций и парадоксальных сопоставлений.

Композиционная особенность создаваемого таким образом пространства заключается в том, что логическая последовательность явлений преобразуется в случайное их чередование. В такой композиции есть непрерывное изменение, но нет направленного потока событий. Таким образом, восприятие произведения становится в первую очередь переживанием его становления во времени. Специфика восприятия картины зрителями при этом включает в себя как «объективный» ряд ассоциаций, заложенных автором произведения при его создании, так и «субъективные» смысловые оттенки, зависящие от личности того или иного зрителя. Сам Пикассо утверждал, что когда картина закончена, она все еще продолжает изменяться в соответствии со строем мыслей тех, кто смотрит на нее» (Макарова, с. 101-104).

 

Слева: Пикассо. «Поэт» (1912. Базельский художественный музей)

В центре: Пикассо. «Стакан и бутыль Сюз» (1912. Милдред Лейн Кемпер художественный музей. Сент-Луис)

Справа: Пикассо. «Портрет девушки» (1914. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду. Париж)

 

Художественный анализ произведения: «Авиньонские девицы». 1907. Х., м. 243,9 х 233,7. Музей современного искусства. Нью-Йорк

Пабло Пикассо (1881 – 1973) – испанский/французский художник, график и скульптор, оказавший большое влияние на искусство XX века. Пикассо родился в Малаге в Испании в семье учителя рисования; учился искусству в Барселоне и Мадриде. В 1900 посетил Париж и познакомился с творчеством импрессионистов и постимпрессионистов. В дальнейшем Пикассо становится одним из лидеров французского авангарда.

Картина «Авиньонские девицы» стала первым полотном кубизма. На большом холсте перед зрителем представлены пять фигур женщин легкого поведения (Пикассо в названии произведения обращается к известной в Барселоне улице проституток). В фигурах подчеркнута геометризация форм и стилизация лиц, напоминающих африканские маски. Пространство композиции сведено к пересекющимся под резкими углами плоскостям серых, голубых и коричневых тонов. Оно сплющено и словно выталкивает женщин к нам, в наше пространство. На перднем плане – натюрморт с фруктами, направляющий наше внимание к бедрам двух женщин, расположенных в центре композиции. Руки их высоко подняты для того, чтобы подчеркнуть обнаженную грудь, глаза призывно, жадно смотрят на зрителя. Проституция была бичом Европы этого времени, рассадником венерических заболеваний. В художественной среде такие болезни были не редкими: Мане, Гоген, Тулуз-Лотрек страдали от венерических заболеваний. Известно, что первоначальный замысел художника включал, кроме фигур пяти женщин, также двух мужчин – матроса, пришедшего в бордель, и студента-медика с черепом - символом смерти в руках.

Однако, даже без прямого напоминания о смерти композиция произведения выстроена по аналогии с известными произведениями прошлого, несущими в себе определенный нравственный смысл. Достаточно вспомнить, например, триптих Иеронима Босха «Воз сена» (1500-1502), левая створка которого изображает рай и создание первых людей, центральная в аллегорической форме представляет жизнь человечества на Земле, а правая створка – это избражение ада с его мучениями. Воз сена символизирует блага и удовольствия земной жизни, за которыми охотятся бездумно все люди, пытаясь выхватить клок сена для себя, не замечая того, что воз неуклонно направляется слева направо и прямиком в ад. Такое трехчастное деление полотна отличает также «Авиньонских девиц». Мы видим как в пространство холста слева как бы входит молодая девушка с простоватой наружностью. Затем, в центре композиции мы видим две обезличенные женские фигуры, демонстрирующие свое тело и призывающие взглядом прохожих купить его. Наконец, двух женщин справа трудно назвать людьми, поскольку лица их искажены до неузнаваемости. Перед нами устрашающие образы – результат жизненного пути проституток.

 

Задание 2. Сравните картину Пикассо «Авиньонские девицы» с произведением Анри Матисса «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия, США) и ответьте на вопросы:

Какие чувства вызывают эти произведения?

Какими художественными средствами пользуются художники?

 

Слева: Пикассо. «Авиньонские девицы» (1907. Музей современного искусства. Нью-Йорк)

Справа: Матисс. «Радость жизни» (1906. Фонд Барнса, Филадельфия. США)

 

Основная учебная литература

1. Культурология [Электронный ресурс] : Учебник / Викторов В. В. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 411 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517341

2. Солонин, Ю. Н. Культурология [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Ю. Н. Солонин ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Каган. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 566 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/C78F440F-7249-4CC2-A49D-6249B535C5EF .

3. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Силичев Д. А., 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 393 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517356

 Дополнительная учебная литература

1. Культурология [Электронный ресурс]: учебник / А.М. Руденко, С.И. Самыгин, М.М. Шубина [и др.] ; под ред. А.М. Руденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 336 с. —Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=907584

2. Мартынов, А. И. Культурогенез [Электронный ресурс] : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Мартынов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 334 с. —Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/80196FF6-CA53-4003-A820-308FB0131BF7 .

3. Строгецкий, В. М. Основы культурологии [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата / В. М. Строгецкий. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 272 с. —Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/F9B32CBC-9710-44C3-86C0-66F263E145DD .

4. Столяренко, Л. Д. Культурология [Электронный ресурс] : конспект лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 167 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7CECA1CB-4D71-4F50-AA65-4927B1FFDAF4 .

5. Культурология [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Брейтман А.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 86 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=910750

6. Розин, В. М. Культурология [Электронный ресурс] : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. М. Розин. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 410 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/F67D9268-9977-463E-88DC-841BFA84CA74 .

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!