Тема 4. Модерн. Общая характеристика. 1890-1910



 

Модерн (от фр. moderne — «современный») - стиль в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве конца XIX — начала XX века. Его характеризует отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий; интерес к новым технологиям и расцвет прикладного искусства. Этот стиль формируется в разных странах и поэтому имеет разные названия: во Франции – «ар-нуво», в Германии – «югендштиль», в Австрии – «сецессион», в России – «модерн». Модерн связан с желанием внести красоту в быт, соединить прекрасное с полезным. Во многом расцвет этого стиля был вызван урбанизацией и необходимостью противостоять усиливающейся стандартизации и обезличиванию среды обитания городского населения.

Архитекторы модерна широко использовали такие материалы как металл, бетон и стекло. Они стремились к мягкости, текучести форм здания, к использованию металла как в каркасе сооружения, так и в отделке – решетке дверей, окон, оформлении лестниц и балконов. Первым примером здания в стиле модерн стал дом профессора Тасселя, построенный в 1893-1894 гг в Брюсселе бельгийцем Виктором Орта (1861 - 1947). В этом здании Орта применил внутреннюю металлическую конструкцию, имеющую криволинейные формы, естественное освещение здания за счет застекления крыши, изысканное цветовое решение интерьера с применением сближенных по тону неярких тонов, а также отчетливо выявленный декоративный линейный рисунок в оформлении мозаичного пола и стен с характерным узором, получившим название «биоморфный хлыст».

Виктор Орта. Интерьер дома Эмиля Тасселя в Брюсселе. 1893-1894 гг.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Какие социально-культурные и научные обстоятельства способствовали формированию стиля модерн?

2. Почему этит стиль получил разное название в разных странах?

3. Каковы характерные черты архитектуры модерна?

4. Подготовьте сообщение о творчестве одного из архитекторов этого направления.

5. Каковы характерные черты живописи и графики модерна?

6. Подготовьте сообщение о творчестве одного из художников этого направления.

7. С чем был связан расцвет прикладного искусства в модерне?

8. Приведите примеры искусства модерна в России конца XIX — начала XX века.

 

Задание 1. Определите, какие характерные черты искусства модерна присущи особняку С.П. Рябушинского, построенному в Москве в 1900-1903 годах Федором Шехтелем. 

      

Фёдор Ше́хтель. Особняк С.П. Рябушинского (сейчас музей-квартира М. Горького). 1900-1903.

 

Задание 2. Опираясь на приведенный ниже текст, ответьте на вопросы:

Какие цвета предпочитали художники модерна?

Почему они уделяли такое значение цветовому решению костюма портретируемых?

Что может символизировать цвет одежды в портрете?

«Стиль модерн придавал большое значение символике цвета в живописи. Выбор цвета платья модели в портретном искусстве модерна нельзя считать случайностью. Для эпохи, которая мыслила символами, это невозможно. И М.А. Врубель, и В.Э. Борисов-Мусатов тщательно продумывали, во что будут одеты их модели, и часто сами создавали для них эскизы туалетов. Густав Климт, крупнейший представитель европейского модерна, характеристику пространства, фигуры и выбор цвета и дизайна одежд модели возвел в художественный принцип.

Через все искусство модерна в Европе и России проходит образ женщины в белом платье. Белый цвет всегда ассоциировался с молодостью, нравственной чистотой, непорочностью, возвышенными стремлениями. В ряду европейских дам в белом совершенно органично выглядит Н.Ю. Станюкович, запечатленная В.Э. Борисовым-Мусатовым. Дама в черном становится своеобразным лейтмотивом модерна. В облегающее блестящее черное платье одета климтовская Роза фон Росторн-Фридман, в черном платье-амазонке предстает перед нами грациозная О.М. Нестерова и величественная М.Н. Ермолова.

Излюбленная гамма модерна – голубой, фиолетовый, лиловый – также проникает в портретное искусство. Эта гамма помогает художнику передать то самое потустороннее, мистическое, фантастическое, что ищет модерн в каждом предмете, явлении, природе и человеке. Лиловый цвет выбирает Климт для портрета Марии Хеннеберг и Муха для портрета своей сестры. Похожи на видения и фантастические миражи дамы в лиловом с холстов Врубеля и Борисова-Мусатова» (Ахмерова, с. 444).

 

Слева: Валентин Серов. «Портрет М.Н. Ермоловой» (1905. ГТГ)

Справа: Климт. «Портрет Марии Хеннеберг» (1901. Вилла Хеннеберг)

 

Художественный анализ произведения: Густав Климт. «Поцелуй» (1907-1908. Галерея Бельведер. Вена).

Густав Климт (1862 —1918) — австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Его произведениям свойствны декоративность и чувственное начало. Климт, сын художника-гравера и ювелира, учился в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности. В 1897 году он стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Весна Священная», издаваемого группой художников.

Картина Климта «Поцелуй» относится к так называемому «золотому» периоду творчества, когда художник использовал наряду с масляной живописью также сусальное золото и серебро для создания своих произведений. На переднем плане полотна на холме, покрытом цветами, изображены стоящие на коленях молодые влюбленные. Юноша страстно обнимает девушку, она буквально растворяется в его объятиях. Фигурка ее тонкая и изящная, голова запрокинута и покоится в руках юноши, ноги ее расположены у края холма. В одежде девушки доминирует округлый цветочный узор, противопоставленный геометрическому «мужественному» орнаменту одеяния юноши. На голове у юноши венок из виноградных листьев, а у девушки – из цветов. Влюбленные в золотых одеждах изображены на золотом мерцающем фоне. Применение Климтом драгоценных металлов в живописи напоминает средневековые иллюминированные рукописи и византийскую мозаику – в 1903 году художник был в Италии и видел мозаики Равенны. Золото обладает традиционными значениями, связанными, в частности, с вечностью и бессмертием. Поэтому образ влюбленных, «облаченных» в золото, как бы выхвачен из потока времени и может вызвать ассоциации с архитипическими влюбленными из библейской Песни Песней (2, 5-6): «Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня».  

          Задание 3. Сравните произведение Климта с картиной итальянского художника Франческо Айеца (1791-1882) «Поцелуй» (1859) и ответьте на вопросы:

Есть ли в произведениях намек на опасность, подстерегающую влюбленных?

Если есть, то какими средствами это сообщает художник?

Какую роль в произведении Климта играет золото одежд и фона?

Слева: Франческо Айец. «Поцелуй» (1859. Брера. Милан)

Справа: Густав Климт. «Поцелуй» (1907-1908. Галерея Бельведер. Вена).

 

Художественный анализ произведения: Обри Бердслей. «Как сэр Тристрам выпил любовный напиток» (1893-1894). Иллюстрация к книге «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори

Характерные черты модерна – обобщенность и стилизация формы, плоскостной характер и декоративность использования цвета, изысканность линейных ритмов открыли для художников этого стиля широкое поле деятельности в полиграфии и издательском деле. Художником, плодотворно работавшим в иллюстрации книги эпохи модерна, был англичанин Обри Бердслей (1872-1898). Черно-белая иллюстрация «Как сэр Тристрам выпил любовный напиток» относится к трагической любовной истории Тристама и Изольды. Герои стоят друг против друга и в то же время они словно разъединяются возникающей преградой – часть основания, на котором они стоят, начинает подниматься и превращаться в столб или колонну. Декоративное цветочное обрамление сцены имеет ассиметричный характер и вносит дополнительное напряжение в образ. Тема любви переплетается с темой смерти.

 

Задание 4. Сравните иллюстрацию Бердслея «Как сэр Тристрам выпил любовный напиток» с иллюстрацией Сидни Пэджета (1860-1908) «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» к рассказу Конан Дойла «Случай с переводчиком» и ответьте на вопросы:

Какое чувство вызывает каждая иллюстрация?

Какими художественными средствами пользуется каждый художник для создания своих образов?

 

Слева: Сидни Пэджет. «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». Иллюстрация к рассказу Конан Дойла «Случай с переводчиком» (1894).

Справа: Обри Бердслей. «Как сэр Тристрам выпил любовный напиток». Иллюстрация к книге «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори (1893-1894).

 

Художественный анализ произведения: Альфонс Муха и Жорж Фуке. Золотой браслет «Медея» с кольцом. Золото, эмаль, опалы, рубины и бриллианты. (1899. Городской музей в Сакаи. Япония)

В декоративном искусстве фантазия художников модерна была по истине неистощима. Они часто обращались к растительным мотивам и образам животного мира, применяли в одном произведении разнообразные материалы, любили ассиметрию композиции и трансформацию форм, подчеркивали природную красоту материала. Примером может служить великолепный золотой браслет в виде змеи с кольцом, сделанный французским ювелиром Жоржем Фуке по рисунку чешского художника Альфонса Мухи для акртисы Сары Бернар. Голова змеи была выполнена в технике перегородчатой эмали с украшениями из опалов, рубинов и бриллиантов. Цепочка соединяла браслет с кольцом, тоже выполенным в виде змеиной головы. Браслет имел специальное приспособление и мог свободно скользить по руке. Актриса любила это украшение и носила браслет, играя роли «роковых» женщин, таких как Медея и Клеопатра.

             

Слева: Альфонс Муха и Жорж Фуке. Золотой браслет «Медея» с кольцом. Золото, эмаль, опалы, рубины и бриллианты. (1899. Городской музей в Сакаи. Япония)

Справа: Альфонс Муха и Жорж Фуке. Украшение для корсажа «Крылатый дракон». Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг. (1902. Частное собрание. Нью-Йорк)

Задание 5. Опираясь на художественный анализ произведения, приведенный выше, ответьте на вопросы:

Какие черты искусства модерна характерны для украшений, созданных ювелиром Жоржем Фуке по эскизам художника Альфонса Мухи?

Какие чувства рождают мотивы змеи и дракона, испольуемые художником? Почему он использует их для женских украшений?

 

Основная учебная литература

1. Культурология [Электронный ресурс] : Учебник / Викторов В. В. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 411 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517341

2. Солонин, Ю. Н. Культурология [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Ю. Н. Солонин ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Каган. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 566 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/C78F440F-7249-4CC2-A49D-6249B535C5EF .

3. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Силичев Д. А., 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 393 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517356

Дополнительная учебная литература

1. Культурология [Электронный ресурс]: учебник / А.М. Руденко, С.И. Самыгин, М.М. Шубина [и др.] ; под ред. А.М. Руденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 336 с. —Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=907584

2. Мартынов, А. И. Культурогенез [Электронный ресурс] : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Мартынов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 334 с. —Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/80196FF6-CA53-4003-A820-308FB0131BF7 .

3. Строгецкий, В. М. Основы культурологии [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата / В. М. Строгецкий. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 272 с. —Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/F9B32CBC-9710-44C3-86C0-66F263E145DD .

4. Столяренко, Л. Д. Культурология [Электронный ресурс] : конспект лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 167 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7CECA1CB-4D71-4F50-AA65-4927B1FFDAF4 .

5. Культурология [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Брейтман А.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 86 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=910750

6. Розин, В. М. Культурология [Электронный ресурс] : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. М. Розин. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 410 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/F67D9268-9977-463E-88DC-841BFA84CA74 .

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!