Тема 1. Импрессионизм. Общая характеристика. 1870-1890



НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Практикум

Для студентов всех форм обучения

по направлению 030900.68 «Юриспруденция»

по профилю «Правовое обеспечение национальной безопасности»

квалификация (степень) выпускника: специалист

 

Автор-составитель Н.И. Макарова

 

 

Новосибирск 2019

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум предназначен для проведения семинарских занятий по курсу «Проблемы современного искусства» и разработан в соответсвии с рабочей программой данной дисциплины. Он направлен на знакомство студентов с основными характеристиками и спецификой развития западноевропейской культуры и искусства последней трети XIX – первой половины XX вв. Он ориентирован на получение как теоретических знаний культуры и искусства этого периода, так и на развитие навыков анализа произведений искусства и критическое прочтение текстов. Кроме того, он предполагает составление студентами портфолио, в котором должны быть представлены результаты самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарским занятиям. При этом, задания, отмеченные звездочкой, должны быть выполнены письменно и вложены в портфолио. Также, задания, отмеченные двумя звездочками, предполагают подготовку и проведение студентами презентаций, посвященных творчеству отдельных художников. Подготовка портфолио, подготовка и проведение презентаций и докладов, а также выполнение контрольной работы является условием допуска студентов к зачету по дисциплине.

Цели и задачи:

Дисциплина «Проблемы современного искусства» предназначенадать слушателям представление о современном искусстве и противоречивых путях его развития. Она направлена на развитие способности студентов понимать и анализировать произведения искусства, обращать внимание на мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, обозначенные авторами, и раскрывать значение гуманистических ценностей искусства.

В процессе изучения дисциплины «Проблемы современного искусства» решаются следующие основные задачи:

  • ознакомление с основными художественными направлениями современного искусства, начиная с конца XIX века;
  • изучение особенностей восприятия и анализа произведений искусства;
  • изучение культурно-обусловленной специфики искусства разных временных периодов и разных стран;
  • повышение уровня профессионального правосознания;

§ совершенствование и развитие интеллектуального и общекультурного уровня;

  • использование на практике приобретенных умений и навыков в профессиональной деятельности.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Проблемы современного искусства» опирается на следующие элементы ООП:

С1.В.ДВ.1.1. Культурология

Дисциплина выступает опорой для следующих элементов ООП:

М3. Н.1. Научный семинар.

М3. Н.2. Научно-исследовательская работа.

 

Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины

ОК-2: способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;

ОК-3: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия;

ОК-10: способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции.

 

Практикум включает в себя краткий обзор тем, входящих в рабочую программу курса, художественный анализ отдельных произведений изобразительного искусства, тексты для анализа, а также вопросы и задания для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. В конце прилагается список тем для контрольной работы (реферата), а также список вопросов для подготовки к зачету. 

 

 

Тема 1. Импрессионизм. Общая характеристика. 1870-1890

Импрессионизм – направление в искусстве, в первую очередь в живописи, берущее свое начало во Франции в 1870х годах. Первая выставка импрессионистов состоялась 15 апреля 1874. На ней были представлены картины художников Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Берты Моризо, Эдгара Дега, а также Поля Сезанна, более известного в истории искусства как художник-постимпрессионист. Предшественником и вдохновителем импрессионистов был Эдуард Мане, который одним из первых обратился к изображению современной жизни в противовес живописи Французской Академии изящных искусств, ставяшей во главу угла темы, основанные на античной мифологии, христианстве и истории. Целью таких произведений было нравственно-патриотическое воспитание зрителей на образцах высокого искусства. Академическая живопись отличалась хорошо продуманной композицией и строгим рисунком, цвет играл второстепенную роль. Импрессионисты же обратились к изображению современной жизни, черпая сюжеты на улицах Парижа и его окрестностей. Они старались уловить меняющийся облик растущего города, перестраивающегося под влиянием градостроительных идей барона Османа, передать ощущение нового, убыстряющегося темпа жизни, связанного с промышленной революцией рубежа XVIII-XIX веков, и создавать произведения, близкие по духу представителям третьего сословия, поднявшегося по социальной лестнице в результате Великой французской революции. Стремление художников достоверно передать свое впечатление от меняющейся действительности отразилось в названии художественного направления: критик Луи Леруа (1812-1885) обозвал художников «впечатленцами», высмеивая название произведения Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872), представленное на первой выставке живописцев. 

Новая тематика поставила перед художниками задачу трансформации живописного языка. Чтобы достоверно и эмоционально передавать быстро меняющуюся действительность, импрессионисты стали работать в технике «алла прима», накладывая краску в один слой. Они стали писать свои произведения полностью на пленэре, стремясь правдиво и непосредственно передавать жизнь вокруг себя. Художники работали в пастозной манере мазками чистого цвета, отходя от привычной для Академии тональной живописи. Их картины великолепно передавали свет, воздух, движение и эмоции людей. В работе на пленэре художникам помогли появившиеся в середине XIX века краски в тюбиках, которые можно было брать с собой, работая на открытом воздухе.

Отказавшись от тональной живописи, импрессионисты также отошли в значительной степени от характерной еще с Возрождения линейной перспективы, стремясь к некоторому «усреднению» пространства, отказу от иллюзии глубины. Создавая впечатление непосредственности и мгновенности передачи действительности, они нередко выбирали так называемую «открытую» композицию, когда рама произведения, казалось, выхватывала случайный фрагмент жизни, и взгляд зрителя мог свободно уходить за пределы картины, домысливая продолжение. В создании этого непосредственного, живого впечатления художникам помогал как опыт появившейся в середине XIX века фотографии, так и пример японской гравюры, ставшей популярной в Европе со второй половины 1850х годов.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872. Музей Мармоттан-Моне, Париж)

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Какие социально-культурные и научные обстоятельства способствовали появлению импрессионизма?

2. Почему Эдуарда Мане называют родоначальником импрессионизма?

3. Каковы характерные черты живописи импрессионизма?

4. Каковы характерные черты скульптуры импрессионизма?

5. Какие художники составили ядро импрессионистов?

6. В каких жанрах живописи (и почему) преимущественно работали импрессионисты?

7. Сколько было выставок художников-импрессионистов и какой отклик они вызвали у критиков?

8. Подготовьте сообщение о творчестве одного из художников этого направления.

9. На развитие каких направлений искусства оказало влияние творчество импрессионистов?

10. Каковы были сильные и слабые стороны искусства импрессионистов?

 

Художественный анализ произведения: Клод Моне. «Мост в Аржентее» (1874. Музей Орсе. Париж)

Картина Моне является одной из лучших зрелых работ художника. Моне изобразил летний день на Сене в парижском пригороде Аржентей - популярном месте отдыха парижан. Людей на полотне нет, только река с мостом и парусными лодками. Композиция открытая – рама картины обрезает часть паруса, мост тоже виден не весь. В отличие от картин академической школы, где зритель должен словно ощупывать пространство картины, внимательно разглядывая отдельные детали, у Моне пространство сведено к некоему среднему плану за счет использования чистого цвета как в изображении переднего плана, так и в дали: голубое небо с белыми облаками отражается в воде на переднем плане, зелень деревьев продолжается в отражении на воде, а мачты лодок словно притягивают к себе вертикали опор моста. В изображении нет подробной деталировки и, таким образом, нет рассказа, свойственного традиционному пейзажу Нового времени. Вместо этого зритель, взглянув на картину, получает мгновенное ощущение радости и бодрости от солнечного света, воздуха, обаяния летнего дня у реки в то время, когда все еще тихо, люди не пришли и не нарушили тишину. В то же время есть предвкушение скорого пробуждения природы, приближения людей, которые могут поднять паруса и отправиться в плавание по Сене. Это ощущение передается зрителю с помощью как композиционного решения, так и с помощью трепещущих, вибрирующих мазков интенсивного чистого цвета.

Задание 1. Сравните произведение Клода Моне «Мост в Аржентее» с картиной Яна Йонгкинда (1819-1891) «Сена и Нотр-Дам в Париже» (1864. Музей Орсе. Париж), обращая внимание на композицию и цветовое решение, и ответьте на вопросы:

Какое произведение заключает в себе более подробный рассказ об изображенном месте и почему?

Какое произведение вызывает более непосредственный отклик у зрителя и почему?

 

       

Слева: Клод Моне. «Мост в Аржентее» (1874. Музей Орсе. Париж)

Справа: Ян Йонгкинд. «Сена и Нотр-Дам в Париже» (1864. Музей Орсе. Париж)

 

Задание 2. Опираясь на статью критика Альбера Вольфа о второй выставке импрессионистов, приведенную в книге Д. Ревалда «История импрессионизма», определите:

Что именно в произведениях художников вызвало резко негативную реакцию критика?

Почему, по Вашему мнению, было такое непонимание искусства импрессионизма?

«На выставку пришло меньше посетителей, чем в прошлый раз, но пресса была в такой же ярости, как и прежде. Хотя объявились критики, пытавшиеся в своих обозрениях отдать должное художникам, общее отношение отразилось в широко читаемой статье Альбера Вольфа.

„Улице Лепелетье не повезло, — писал он в „Figaro". — После пожара Оперы на этот квартал обрушилось новое бедствие. У Дюран-Рюэля только что открылась выставка так называемой живописи. Мирный прохожий, привлеченный украшающими фасад флагами, входит, и его испуганному взору предстает жуткое зрелище: пять или шесть сумасшедших — среди них одна женщина — группа несчастных, пораженных манией тщеславия, собралась там, чтобы выставить свои произведения.

Многие лопаются от смеха перед их картинами, я же подавлен. Эти так называемые художники присвоили себе титул непримиримых, импрессионистов; они берут холст, краски и кисть, наудачу набрасывают несколько случайных мазков и подписывают всю эту штуку...

Это ужасающее зрелище человеческого тщеславия, дошедшего до подлинного безумия. Заставьте понять господина Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения... В самом деле, попытайтесь вразумить господина Дега, скажите ему, что искусство обладает определенными качествами, которые называются — рисунок, цвет, выполнение, контроль, и он рассмеется вам в лицо и будет считать вас реакционером. Или попытайтесь объяснить господину Ренуару, что женское тело это не кусок мяса в процессе гниения с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые обозначают окончательное разложение трупа!..

И вот подобное собрание ужасов показывают публике, не задумываясь над тем, какие фатальные последствия это может иметь! Вчера на улице Лепелетье арестовали какого-то беднягу, который после посещения выставки начал кусать прохожих. Нет, на самом деле, этих сумасшедших следует пожалеть, щедрая природа наградила кое-кого из них большими способностями, и из них могли бы выйти художники. Но взаимно восхищаясь своим общим заблуждением, члены этой пустой, хвастливой, крайне посредственной группы возвели отрицание всего того, что составляет искусство, в принцип; они привязали старую цветную тряпку к половой щетке и сделали из нее знамя.

Поскольку они превосходно знают, что полное отсутствие художественного образования никогда не позволит им перешагнуть пропасть, отделяющую жалкие попытки от произведения искусства, они забаррикадировались своим неумением, равным их самодовольству, и каждый год перед открытием Салона вновь являются со своими позорными картинами и акварелями, чтобы заявить протест против великолепной французской школы, которая была так богата великими художниками...» [Ревалд, Импрессионизм, с. 32-33]

 

Задание 3. Опираясь на приведенный ниже текст о творчестве французского скульптора Огюста Родена, ответьте на вопросы:

       В чем творчество Родена близко импрессионизму?

       Какие основные произведения выполнил скульптор?

       Какие литературные произведения и какие художники повлияли на работу Родена над «Вратами ада»?

       В чем проявилось новаторство Родена?

       Что было для Родена «основной формой выражения жизни в скульптуре»?

На каких скульпторов повлияло творчество Родена? Какие произведения Вы можете привести в пример?

«В пластике второй половины XIX в. не наблюдается такого яркого развития импрессионистического направления, как в живописи. Мы не можем назвать ни одного скульптора, который бы без оговорок мог быть причислен к импрессионистам. Наиболее близок к импрессионистам в некоторых работах Огюст Роден (1840— 1917)—своим стремлением передать мгновенное в выражении человеческого лица или в позе человека в противовес синтетическому образу, подчеркивающему «извечное» у старых классических мастеров. Именно поиск временного, изменчивого в человеке, стремление воплотить в статическом искусстве всю трепетность жизни, а также новаторский характер моделировки вызвали бурю негодования общественности, когда в 1878 г. Роден впервые экспонировал сначала в Брюсселе, а затем в Париже свою скульптуру «Бронзовый век». С этого момента все выставляемые на суд публики произведения Родена будут поводом к полемике. Сурово будут встречены и его «Мыслитель», «Ева», «Адам», «Блудный сын», «Мучение» и многие другие работы, рельефы для дверей Музея декоративных искусств, получившие название «Врата ада» —так и не законченное произведение, в котором, по справедливому замечанию многих исследователей, как бы смешались грандиозные видения Микеланджело и Синьорелли с острым современным чувством тоски и одиночества, а в эпическое величие Дантовой «Божественной комедии» привнесены муки бодлеровских «Цветов зла». В целом же это произведение перегружено и дробно по композиции и не совсем ясно по назначению, не соотнесено с архитектурой, что позволило критике назвать его «воротами в никуда».

Однако в лучших вещах Родена есть чувство цельности, законченности, полноты художественного воплощения идеи. В 1884 г. Роден получил заказ от муниципалитета города Кале на проект памятника в честь героя Столетней войны Эсташа де Сен-Пьера, пожертвовавшего собой во имя спасения осажденного города. Памятник был закончен скульптором в 1886 г., но установлен лишь в 1895 г. «Граждане Кале» —это реалистическая монументальная скульптура, в которой Роден сумел отойти от литературности и воплотить героические образы людей, абсолютно разных, но объединенных единством судьбы и высокого духовного подъема. Роден, несомненно, был художником-новатором. Так, в «Гражданах Кале» он решил поставить всю скульптурную группу прямо на мостовую без постамента. Но оказалось, что это лишило памятник необходимой для подобного произведения монументальности и героизации. Как большой художник Роден чутко уловил свой просчет и отказался от первоначального замысла. Роден много и успешно занимался и жанром портрета. Портреты Родена разнообразны по характеристике, в них всегда подчеркнута одна главная черта модели: изящный артистичный Далу (1883), ироничный Рошфор (1897), полный творческого огня, темпераментный Гюго (1897).

В течение своей долгой жизни Роден, восхищаясь молодостью и красотой влюбленных, много раз повторял темы вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре, он был страстно влюблен в танец, увлекался смелой современной хореографией, и отсюда его этюды, посвященные Айседоре Дункан и Нижинскому, знаменитое бронзовое (любимый материал Родена) «Па-де-де» (1908). В 1891 г. общество литераторов, президентом которого был Эмиль Золя, заказало Родену статую Бальзака. Скульптор выполнил в процессе работы 22 этюда головы, 7 —фигуры, 16 —одежды и завершил произведение в 1897 г. Оно вызвало бурю негодования своей необычностью трактовки, подчеркнутой физиологичностью. Скульптора обвиняли в патологии, в том, что он обрядил великого писателя «в смирительную рубашку».

Несмотря на справедливость некоторых упреков Родену —то в привкусе натурализма, то в модернистской стилизации,—нельзя не признать его потрясающего умения выразить напряженные внутренние движения, подчинить пластическую форму определенному психическому переживанию. Влияние Родена на современников было огромно. В близкой манере работает Франсуа Помон; с ним долго сотрудничает такой большой и совершенно самостоятельный мастер, как Эмиль Антуан Бурдель; Шарль Деспио проходит определенный период большого увлечения Роденом. Аристид Майоль, развивающийся как скульптор самостоятельно и идущий своим, отличным путем, неизменно восхищался работами Огюста Родена, равно как и крупнейший представитель реалистического направления в скульптуре второй половины века, певец труда, автор памятника «Антверпенский грузчик» бельгиец Константин Менье.» [Ильина, с.186-188]

Задание 4. Сравните произведение Микеланджело «Умирающий раб» (1513-1515) и скульптуру Родена «Бронзовый век» (1877-1880) и ответьте на вопросы, обращая внимание на разницу в изображении тел:

Как разница в изображении тел сказывается на том и ином образе?

Какие чувства вызывают эти скульптуры?

 

                               

Слева: Микеланджело Буонарроти. «Умирающий раб» (1513-1515. Лувр, Париж)

Справа: Огюст Роден «Бронзовый век» (1877. Старая национальная галерея. Берлин)

 

Основная учебная литература

1. Культурология [Электронный ресурс] : Учебник / Викторов В. В. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 411 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517341

2. Солонин, Ю. Н. Культурология [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Ю. Н. Солонин ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Каган. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 566 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/C78F440F-7249-4CC2-A49D-6249B535C5EF .

3. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Силичев Д. А., 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 393 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517356

Дополнительная учебная литература

1. Культурология [Электронный ресурс]: учебник / А.М. Руденко, С.И. Самыгин, М.М. Шубина [и др.] ; под ред. А.М. Руденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 336 с. —Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=907584

2. Мартынов, А. И. Культурогенез [Электронный ресурс] : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Мартынов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 334 с. —Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/80196FF6-CA53-4003-A820-308FB0131BF7 .

3. Строгецкий, В. М. Основы культурологии [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата / В. М. Строгецкий. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 272 с. —Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/F9B32CBC-9710-44C3-86C0-66F263E145DD .

4. Столяренко, Л. Д. Культурология [Электронный ресурс] : конспект лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 167 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7CECA1CB-4D71-4F50-AA65-4927B1FFDAF4 .

5. Культурология [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Брейтман А.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 86 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=910750

6. Розин, В. М. Культурология [Электронный ресурс] : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. М. Розин. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 410 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/F67D9268-9977-463E-88DC-841BFA84CA74 .

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!