Невысокая цена, приемлемое на ваш глаз качество картинки, и, желательно, проверенный временем производитель. Всё остальное значения не имеет.



РЕКОМЕНДАЦИИ

ВОДНЫМ ШКОЛЬНИКАМ ПО ВОПРОСАМ

ВИДЕОСЪЁМКИ В ПОХОДАХ

 

Всех приветствую. Валерий Петрович попросил меня присутствовать на занятии школы, посвящённой видеосъёмкам в походе, проводимом нашим лучшим видеографом Лёшей Твороговым, низкий ему поклон за это, для возможного участия в обсуждениях этого вопроса. Зная, насколько мало большинство из вас способно воспринять чего-то с голоса, будучи далёкими от фото- и видеосъёмки, я решил тезисно, во многом бессистемно, изложить основные моменты, связанные со съёмкой, наработанные мной собственным опытом, чтобы вы имели возможность ещё до занятия сформулировать затронувшие вас вопросы. В основном, я имею виду тут водные походы, где камеры часто безвозвратно уплывают с большелобых голов туристов, но суть съёмки общая и справедлива для всех туристов.

Аспектов съёмки и изготовления фильмов множество, и я даже готов, при необходимости, консультировать по ним интересующихся туристов, но ма́стерская съёмка требует многолетней учёбы, практики и таланта, как и любая творческая профессия. Тут же, я затрону вопросы, касающиеся большинства участников путешествий, многие из которых будут снимать даже вынуждено – по объективной необходимости, как тоже дежурство в походах, или указаниям адмирала.

Мое сообщение состоит из двух частей, почти не связанных между собой. Первая, что я написал сейчас затрагивает более общие вопросы съёмки которые я посчитал полезным для вас здесь затронуть, вторая же затрагивает вопросы и подходы выбора камеры, которые я раскрывал более полутора лет назад в помощь начинающим туристам-операторам.

Сразу оговорюсь, лучшей камеры для вас не существует в природе, иначе продавались бы только они. Все камеры, что есть на рынке имеют свои преимущества и недостатки. Выбирайте сами на свою ответственность, используя и мои рекомендации, и Лёшины и прочие, и своё собственное предпочтение. Тем более, если речь пойдёт о береговых дорогих камерах. Но не поддавайтесь на рекламные материалы и аргументы. Анализируйте их, используя, в том числе, и ютуб и сайт ixbt.com, и всё равно вы не застрахованы от ошибок, так как и для анализа также требуется и опыт, и знания.

Сейчас уровень даже любительских камер очень высок, и вы можете не отличить кадры, снятые профессиональной камерой ценой 2-5 миллионов рублей, например, на базе трех 2/3-дюймовый матриц с числом пикселей всего по 2 миллиона на матрицу (такие же размеры матриц применяются и в любительских камерах), которая снимает лишь в обычном формате FHD, а не 4 или 8К, и весит 3,5 - 5 кг, уже старой любительской камеры Сони HDR-CX900, ценой не более 60 тыс. руб., с матрицей 1–дюйм и 14 миллионов пикселей, уже снятой с продаж, чем снимаю много лет я сам, или любой современной экшн-камерой среднего класса за 7-12 тыс. рублей весом 60 гр. Для любителя различия будут лишь в мелочах.

 

Общие технические положения

 

· Чем больше матрица, и чем крупнее её пиксель, тем выше качество изображения во всех отношениях, но тем крупнее и дороже камера и объективы.

· Чем объектив светосильные, тем он лучше, но дороже, крупнее и тяжелее.

· У современных видеообъективов (в отличии от фото) максимальная резкость достигается, как правило, при полностью открытой диафрагме, что полезно учитывать при выборе режимов съёмки. При этом достигается и наименьшая глубина резкости, что очень полезно для мелкоматричных любительских камер у которых резко всё, и что ненужно.

· Света для съёмки, с учётом всех требований к ней, почти всегда не хватает, даже днём. Почему операторы используют и прожектора при солнечном свете, и дорогие светосильные объективы, и одновременно затемняющие, и цветокорректирующие фильтры и всё другое. Для компенсации недостатка света во всех любительских камерах предусмотрено электронное усиление, при котором усиливается не только полезный видеосигнал, но и шумы. Шумы проявляются в виде цветной (радужной) зернистости изображения, которая разбивает его и делает неоднородным, рябым.

· Чем сильнее коэффициент усиления изображения, тем выше в нём уровень шума, тем меньше его разрешающая способность, хуже цветность, сочность и так далее. Шум - это вредный сигнал. Он может быть хаотичным (белый шум) или иметь какой-то энергетический специфический спектр, отличный от равномерного, но он всегда вреден и от него необходимо, хотя и трудно избавляться.

· Светосильная оптика уменьшает уровень электронного усиления и тем самым повышает качество картинки, но также цену, размеры и вес аппаратуры. Производители тонко регулируют соотношение этих параметров в своих моделях камер, что и обеспечивает им соответствующую доходность и прибыльность.

· При одинаковом размере матриц, а, следовательно, цены, габаритов и веса аппаратуры, чем меньше пикселей формируют картинку и чем крупнее каждый пиксель, тем меньше он шумит. Шумы во многом создаются на границе пикселя, где наблюдается разбалансированность в процессах формирования полезного сигнала (на границе всегда всё не так, как в середине). И чем крупнее пиксель, тем меньше общая длина границ, участвующих в формировании изображения, и тем меньше шумов. Поэтому оптимально, когда число пикселей близко к тому, что требует формат съёмки. FHD – 2 МП, а 4К – 8 МП. Не гоняйтесь за камерами многопиксильными. Это хорошо для фото и маркетинга.

· Цвет в электронном тракте получается за счёт смешения сигналов, поступающих в него с отдельных пикселей, снабжённых разными цветовыми фильтрами. Существуют различные системы цветности, но наиболее применима трёхцветная система RGB (красный зелёный голубой). Однако наиболее качественное изображение достигается в трёхматричных камерах. В них цвет разлагается на три независимых потока ещё в оптическом тракте камеры с помощью специальных призм и поступает каждый на свою матрицу, в которой все пиксели одинаковы и не снабжены светофильтрами. Это позволяет увеличить и разрешение картинки и уменьшить уровень шумов, и улучшить цветопередачу, так как каждый цвет обрабатывается отдельно, независимо от других цветов. Такие матрицы применял в любительских камерах, как стандарт, Панасоник, реже Сони. Сейчас все перешли на одноматричные системы, благодаря повышению их качества и приближению к трёх матричным. А те остались в дорогом профессиональном секторе.

· Число оттенков в цветном изображении определяется числом разрядов (бит) которые отводятся на каждый цвет в общем потоке информации. В любительских камерах и мониторах применятся, в основном, 8-битные системы (256 оттенков на каждый из трёх цветов), а то и ещё меньше, и ещё 8 бит на яркость. Итого 24 – 32 бита на каждый пиксель изображения. В профессиональных - 10 бит и более. Что очень дорого и нам не нужно.

· Существуют и разные системы цветности в отношении того сколько информации выделять на тот или иной цвет, на яркость и прозрачность (альфа-канал), учитывая свойство глаза человека по-разному воспринимать те или иные сигналы, это позволяют уменьшить общий поток информации при нормальном его восприятии человеком. (это называется формат цветовой субдискретизации). Такая информация обычно присутствует в паспорте на камеру. Как правило, в любительском видео применяют формат 4:2:0, в профессиональном 4:2:2 и выше, в то время как без сжатия информации применяется формат 4:4:4. Эту информацию я привёл, чтобы вы знали, что 4:2:0 – это нормально, а 4:2:2 – это очень хорошо.

· Чем выше частота кадров при съёмке, что измеряется в числе кадров секунду, тем плавнее движение объектов в кадре и панорамы, и тем больше будет возможности при монтаже сделать замедление кадров, сохраняя плавность движения. Но тем быстрее расходуется память. Практически 120 – 240 к/с – это нечто профессиональное, 50-60 к/с – хороший компромисс. 25к/с – допустимый минимум.

· Чем выше битрейт цифрового потока, тем при прочих равных условиях съёмки лучше будут проработаны и переданы мелкие быстродвижущиеся детали кадра: шевеление листвы, струйки и брызги воды и так далее. Это вам важно, когда вам предлагается выбрать один из режимов качества съёмки в настройках камеры: высокий, средний, низкий. Чем выше поток, тем больше тратится памяти. Не экономьте на этом, если съёмка ни для отчёта, может и пригодится при монтаже. 60 -120 Мбит/с это, в основном, для 4К и полупрофессиональных форматов, 20 – 30 Мбит/с это очень хорошо для FHD, 10 – 15 Мбит/с приемлемо. Более детально всё это есть в паспортах на камеры.

 

 

 

Съёмка береговая

 

Съёмку логично разделить на береговую и бортовую. Первая обычно производится стационарными видеокамерами или фотоаппаратами, вторая - мобильными экшн-камерами.

 

Общие вопросы

 

1. При съёмке с берега качество и класс камеры, как правило, имеют большое значение. Выбор их для похода – дело дорогостоящее, ответственное и сложное. Ценовой диапазон, который я бы рассматривал для себя, чтобы не терять к себе же уважения это 37 – 100 и более тыс. руб. Но общими рекомендациями тут не отделаешься. Камера это твое и орудие, и оружие, и память, и друг, и любовь.

Несмотря на то, что ситуация на рынке в этом сегменте динамична, присутствует много производителей, в том числе и новых, я всё равно по старинке выбирал бы между Сони и Панасоник, как и в последние два – три десятилетия. Есть и Кэнон, и ЖВС, и Самсунг, и Олимпус, и Хитачи, и так далее. И я, даже, допускаю, что какая-то из фирм сейчас выстрелила чем-то очень новым совершенным и недорогим, но вероятность купиться на рекламе и маркетинге значительно выше, чем приобрести что-то лучше этих двух видео чудесников. Кеннон по соотношению цена-качество их не достаёт, ЖВС предлагает и противоударные, и водонепроницаемые за 60 тыс. руб., и так далее, но им всем, включая и ЖВС гнаться и гнаться за сони и панасонниками. Хотя для неискушённого взгляда все камеры могут показаться одинаково-чёрными и похожими.

2. Размер матриц камер, что имеет огромное значение будет колебаться от 1/3 (или 1/2,3) до 1 дюйма. Первые при малых габаритах и стоимости обеспечивают достаточно высокое для любителей качество. Съёмку ими вы можете даже не отличить от съёмки камерами, цена которых в 10, а то и 100 раз выше. И тогда, как в рекламе про порошок Дося, «если он стирает не хуже обычного, то зачем же переплачивать». Однако фанатам, а я точно фанат, - Дося не указ. Для меня камера — это не просто японская железяка, а железяка любимая. Вторые должны чуть-чуть выигрывать по светочувствительности. Но из-за малой светосилы объективов – не больше 1: 2.8, этого выигрыша не наблюдается. Объективы светосилой 1,8 или 2, двукратно утяжелят и удорожат камеру. И их единственным преимуществом является меньшая глубина резкости (несколько бо́льшая размытость фона), что для любителей даже и незаметно. Тем не менее, из верхнего любительского и нижнего профессионального диапазона камер, они уверенно вымещают камеры с матрицей 1/3 или 1/2,3, 1/2,5 дюйма. Однако и общая картинка в них мне субъективно нравится больше. Лет пять я пользуюсь однодюймовой камерой, и ей доволен – тяжёлая, большая, хорошая, но не более того.

3. Режим 4к (он же UHD) желателен, но ни как рабочий, а так, на всякий случай и для пантов, тем более в подобных камерах в этих режимах в действительности достигается разрешений 1400 – 1500 ТВ (Телевизионных линий) или 2800 – 3000 МП, и даже выше. Но практически для полноценной съёмки камера должна иметь режим всего лишь FHD(1080р) при 50-60 к/с. Но камеры с 4к всегда имеют более мощные процессоры, а потому, при стандартных режимах съёмки их вычислительная мощь может быть использована на улучшение всех технических характеристик камер. В тоже время 4к с 60 к/с резко (в 1,5 и более раз) поднимают цену и классность камеры (из-за процессоров, профессиональных форматов и режимов съёмки, глубины цветности и так даже). Но нам это ничего не даст. Любительство выдает себя не столько по возможностям камер, сколько по уровню мастерства операторов и монтажёров. Скальные надписи творили, возможно, и обезьяны, но зато какие это были уникальные экземпляры, что-то близкое к Леонардо да Винчи у людей.

4. Современные камеры с матрицей 1 дюйм, как правило, снабжены хорошей звуковой профессиональной системой, рассчитанной на внешний профессиональный микрофон, и профессиональные XLR разъёмы, что обеспечивает и профессиональный звук. Несколько лет сам снимал с такой системой, но звуковой тракт самой камеры, оказался на два класса ниже этой системы. Но нижайший уровень шумов звукового тракта такой системы (70 дб и лучше) позволял вытягивать очень тихие сигналы. 1-дюймовые камеры снабжены оптическим зумом от 12-20х (Сони) до 25х (Панасоник), удобной ручной регулировкой съёмки, и так далее, но имеют большой вес 1,5 – 2 кг, и большие размеры, удобные для съёмки и управления камерой, и неудобные для переноски в походе. Скорее, они рассчитаны на туристов – фанатов съёмок. Такие всегда находятся.

5. Желателен, или даже обязателен, штатив, и лучше, с гидро- или подпружиненной головкой, что обеспечивает плавное троганье камеры с места и плавную её проводку. Вес такого штатива не менее 3кг. Но он в походе доставляет много хлопот, а потому, чаще всего съёмки производятся с рук, что требует от оператора больших навыков и мастерства, а от камеры совершенного стабилизатора (комбинированного - оптико-цифорвого со стабилизацией по всем осям (по положению, вращению и зуммированию). Всё это надо тщательно изучать на сравнительных тестах в ютубе. Лучший стабилизатор, что у любительских Сони, стабилизирует весь оптически блок, подвешенный на подвижных опорах (а не линзы или матрицы). Им снабжаются некоторые камеры с матрицей не более 1/2,3  дюйма (Sony FDR-AX53, Sony FDR-  АХ 33В) . Подобной камерой я снимал 2 года (лет 5 назад) и был чрезвычайно доволен. Часто обходился без штатива при обеспечении неподвижности изображения, как со штатива. У всего есть и минусы, но тут плюсов больше.

6. Сейчас по доступной цене продаются электронные стабилизирующие устройства (20 тыс. руб. для камер до 3 кг) Это революция. Но…штатив они не заменяют, и весят примерно 1 кг. Это дополнительный аксессуар, позволяющий резко повысить устойчивость кадра при съёмке камерой, как в движении, так и в покое, но это и дополнительные хлопоты. Опыта его использования я не имею, но хотел бы его иметь.

7. Камера обязательно должна быть укомплектована стационарной блендой, защищающей стекло, как от бокового света, что снижает общий контраст изображения и даёт блики, так и капель воды любого происхождения. Однако в некотрых камерах (последних любительских Сони) стекло объектива углублено, и бленда к ним не предусматривается.

 

Техника съёмки

1. Камера не должна искать объект, бегать за ним, суетиться, догонять его или отставать, если, конечно, вы не снимаете сбор грибов. Это раздражает глаз зрителя и сразу же убивает в его сознании оператора. У зрителя должно сложиться впечатление, что камера (оператор) хозяин и ведёт объект, а не наоборот, что ни «хвост виляет собакой». Кроме повышенного внимания при съёмке, это достигается правильным выбором масштаба (плана) съёмки. (требуется чутьё, навык и мастерство). Мельче план – устойчивее и спокойнее картинка, но теряется близкая связь зрителя с объектом. Крупнее план – наоборот. И то, и то плохо.

2. Шевелиться в кадре должен объект. Любое шевеление самой камеры – это брак, который иногда удаётся исправить при монтаже программными стабилизаторами изображения. Лично я весь явный брак выкидываю, даже, если жалко, или вылизываю стабилизаторами. В своих видео я его не допускаю.

3. Не злоупотребляйте зумом и панарамированием, если они прямо не связаны с сопровождением уже выбранного вами движущегося объекта, например, если от вас улетает ракета, то сесть ей на хвост и посадить на него зрителя можно только зумом. Это большая, но, увы, типовая, ошибка всех любителей. Просто меняйте планы съёмки. Наезды и панорамы раздражают глаз зрителя и создают в его голове ненужную суету, если в них нет какой-то изюминки. Зритель должен блаженно спать и потреблять. Учитесь у профессионалов при просмотре их фильмов по телевизору. Их нужно применять как редкий, а то и разовый, художественной приём, для чего требуется ещё и тонкий вкус и, главное, умение. Тем не менее, их можно и нужно использовать при репортажных съёмках для смены планов, чтобы не выключать лишний раз камеру, и не упускать моменты, из расчёта, что эти места будут вырезаны при монтаже. Тем более, иногда звук бывает не менее важен, чем изображение, и его нельзя прерывать.

4. Для хорошей съёмки нужно не менее двух камер, отражающих одно и тоже событие с разных ракурсов. Иногда даже съёмка с телефона будет лучше, чем ничего. Это всё оживляет и натурализует фильм. Если нет двух береговых камер, то тут вполне хорошо, полноценно и должно использовать и бортовые камеры. Больше камер – естественнее и привлекательнее будет смотреться любой эпизод, даже выступление Президента на трибуне. Если, конечно, монтажёр обладает мастерством и вкусом.

5. Я всегда веду камеру, держа у живота в ладонях, как в мягкой люльке, еле дыша и не допуская видимого шевеления изображения в экране. При съёмке диалога это минус – лицо должно сниматься на уровне или чуть выше глаз (ото лба), тогда меньше его оптических искажений и привычнее ракурс. Но снимать ото лба, чтобы камера не шевелилась, я отвык. Ведь я не оператор. Камеру в руках держу раз в год и реже.

6. Перед съёмкой панорамы или движущегося мимо вас объекта, как с рук, так и со штатива, (особенно со штатива, когда всегда не хватает угла поворота) предварительно отрепетируйте положение ваших ног и поворот корпуса при неподвижной стойке. В противном случае, при любой перестановки ног, и перехвате рукоятки штатива, брак в плавности проводки неминуем. Его можно, но трудоёмко, подправить при монтаже (синхронным изменением масштаба кадра, скорости показа, а также последующим применением программных стабилизаторов). Но, всё равно, дефект проводки останется заметным.

7. Недопустимо, чтобы в кадре оказались заметные по размерам участки с засветкой. Это абсолютный брак. Но динамический диапазон матриц ограничен - не более 10 – 11 ступеней ( 210-11  = 1000 – 2000 раз), где 1 ступень равносильно удвоению экспозиции. Только у некоторых самы х современных матриц (например, Никон) он доходит до 13-14). Поэтому, при съёмке с белой водой в кадре, особенно, в контрсвете или при наличии чередования теней со светом, камера должна быть оснащена «Зеброй» (заштриховкой пересвеченных зон в видоискателе, чтобы информировать об этом оператора) и возможностью оперативной ручной регулировкой экспозиции. Заранее, вручную, устанавливается та экспозиция, при которой появление зебры в кадре не происходит или оно минимально. Если это невозможно, то управление экспозицией производится прямо в процессе съёмке, что требует навыка, а при монтаже – скрупулёзной работы по устранению брака в скачке освещённости. Часто это позволяет справится с проблемой засветки, но всегда путём увода изображения в тьму. Однако редакторы позволяют вытянуть его из тьмы, что не удаётся сделать при засветке.

При съёмке на автомате по экспозиции нужно заранее ввести поправку в экспозицию -1 или даже -1,5. Особенно это актуально для бортовых камер, когда оперативные поправки во время съёмки практически нереальны. Вам не удастся, при этом, насладиться видео в поезде или в машине. Кадры будут тёмно-серыми. Но зато фильм будет качественным.

8. Во многих современных камерах существуют режимы HDR или WDR? Что значительно, более, чем на 2 единицы расширяет динамический диапазон, но не самой матрицы, а полученного кадра. В этих режимах камера по каждому кадру экспонирует дважды. Один раз ориентируется по светам, второй по теням. В результате в памяти остаётся полностью проработанное изображение и после программного совмещения двух кадров в один мы видим качественный кадр. Это крайне важно при съёмках порожистых рек, и может облегчить управление при ручной съёмке. Тут нужно всё опробовать на местности или дома. Однако в недорогих камерах этот режим может оказаться практически фиктивным, что вы в рекламах не вычитаете. И тут только ваша дотошность и хороший друг, могут помочь избежать покупки подобной камеры.

9. По поводу съёмки фотоаппаратами и телефонами. Дело ваше. Я этим не занимался, и не собираюсь, не было и нет необходимости. Иногда, при павильонных или коммерческих съёмках, съёмку полноматричным аппаратом (24х36) приравнивают к профессиональной, на что есть свои аргументы и резоны. Один из них – видеоаппаратура с полноразмерной матрицей, стоит не менее 10-20 и более миллиона рублей, в то время, как с фото можно уложиться в четверть миллиона. Но полагаю, что для походов – это всего лишь дополнение к видеокамерам. Только видеокамеры максимально заточены по всем параметрам именно на видеосъёмку. Хотя жизнь меня быстро опережает и допускаю, что сейчас можно уже хороши снимать и «зажигалками».

10. Съёмка квадракоптерами, что по началу просто поражала воображение зрителя необычностью головокружительных ракурсов, что так и хочется смотреть только полёты, а остальное выбросить, никак не подменяет собой обычную съёмку, и должна использоваться, как острая приправа к основному блюду. Должна быть мера и вкус. Тем не менее, ей злоупотребляют даже «дешёвые» режиссёры современных мыльных сериалов, где она, как корова под седлом. В нашем коллективе есть опытный и грамотный оператор-видеограф (Лёша Творогов), который обогатил наши туристские фильмы подобными съёмками. Тем более он проводит и разведки порогов, когда трудно туда добраться. Но он знает в них меру и у него есть вкус, мастерство и зрелость. У меня тоже что-то есть, кроме той энергии, что требуют подобные съёмки, когда все другие туристы «курят бамбук».

11. Сильно обогащают фильм ночные съёмки. При съёмке в ночи очень удобен «китайский» лобовой фонарь на мощном светодиоде (например, дешёвым Т6) с одним большим прожектором, изменяющим угол освещения. Чем мощней, тем лучше. Чем больше диапазон изменения угла – тем лучше. Такой фонарь нужно покупать, обязательно опробовав этот угол. У всех фонарей они разные. Есть торговые точки (Митино и другие), где цены на такие фонари мало отличаются от «Китайских» (700 руб). У дешёвых фонарей на видео свет будет мерцать, что зависит и от используемой вами при съёмке выдержки, но что легко устраняется программными фильтрами при монтаже. Иногда этого и не происходит. Специальные осветительные накамерные приборы – это дополнительные хлопоты, аккумуляторы и прочее, что непрактично. Фонарь в глаза раздражает людей. Особенно тех, кто очень любит себя и свой комфорт. Такие « себялюбивые вонючки» в группе всегда найдутся (один-два на группу, не более), что придётся учитывать оператору, или снимаемым. Но, в основном, люди свои, благожелательные и терпеливые. «Бог терпел и им велел».

 

 

Съёмка бортовая

 

Бортовая съёмка, как правило, может иметь два основных направления: а) Для видеоотчёта; б) для фильма по походу и долгой памяти. Каждое направлений требует своего подхода, и они мало связанны между собой.

 

Для отчёта.

 

1. Для этого на каждом судне должно быть не менее одной экшн-камеры любого производителя и с любыми техническими характеристиками, но желательно известных и проверенных производителей. Вполне приемлемым вариантом тут будет старая популярная камера типа SJCAM 4000, которую можно ещё купить за три тысячи. При покупки других дешёвых камер велика вероятность нарваться просто на непригодные для съёмки модели, как бы их не рекламировали. Тем не менее с помощью подобной модели можно снять хорошие полноценные фильмы, не только для отчёта, но и для памяти о путешествии.

 

2. На рынке уже десятки производителей камер. Вы можете выбрать любого, но при условии, если через сравнительные тесты в ютубе вы убедитесь, что камеры пригодны, что потребует от вас скрупулёзности при исследовании кадров дневных и ночных съёмок.

 

3. Камеры нужны для возможности подтверждения прохождения каждого категорийного препятствия каждым судном. Ведь рассчитывать на береговые съёмки прохождений нельзя, ибо их организация требует времени, и группы часто их не организуют. При съёмках даже опытные матросы, находясь в спортивном возбуждении, часто забывают включать камеру. Поэтому 2 камеры позволят лучше решить вопрос съёмок для отчёта.

4. Считаю, требование наличия камеры на судне, столь же обязательным, как и наличие другого снаряжения. А нежелание многих туристов связываться с нелюбимой ими съёмкой, должно подчиниться спортивной дисциплине, которую должен обеспечить капитан судна, не выпуская его без съёмок. Ведь нажать кнопку на лбу перед препятствием не труднее, чем вовремя гребануть веслом.

5. На день у вас должно быть предусмотрено не менее двух заряженных аккумуляторов, один из которых в камере, второй - под ругой в гермоупаковке, которые ночью обязательно дозаряжаются.

6. Имейте те ввиду, что выставленные вами время и дата надёжно сохраняются на камерах только при наличии вставленного в них аккумуляторов. Их сброс может произойти даже спустя несколько секунд после извлечения аккумулятора при его смене. И этот вопрос вы должны изучить ещё дома. Иначе, последовательность ваших кадров в памяти будет сбиваться и вам трудно буде привязывать их к реальным событиям.

7. При выборе цены камеры вы должны рассматривать её, как расходный материал, и также заранее договариваться в группе о возможном распределении затрат в случае её утраты при сплаве, при условии соблюдения оператором защитных мероприятий от её утери (надёжное её привязывание к шлему помимо штатного крепления).

8. На камере должны быть выставлены следующие параметры:

Режим съёмки – полный автомат;

Формат съёмка не хуже 720 Р, но желательно 1080 Р;

Часто та кадров 25 – 30 к/с;

Качество съёмки среднее или низкое;

Формат видео (РАЛ или NTSС) – любой

9. И так основные требования:

Невысокая цена, приемлемое на ваш глаз качество картинки, и, желательно, проверенный временем производитель. Всё остальное значения не имеет.

 

Для фильма

 

В сентябре 2018 год я уже давал вам рекомендации по выбору камеры, требования к ним и так далее. Тогда этот вопрос я изучил для вас. Сейчас тратить время на это не вижу смысла, а прикреплю старые наши переписки. Полагаю, что они в силе и до сих пор. Но модели и их свойства постоянно обновляются, а цены на старые модели не падают и даже растут. Но я не вижу для себя и для вас смысла вновь копаться в этом рынке камер. Это немалый труд. Как правило камера тысяч за 11 – 13 будет хорошим выбором. А отличным – более 16 тысяч. А вам это надо?

До сих пор я считаю покупку старой камеры SJCAM 5000 Elit наиболее оптимальной, хотя цена её могла возрасти с 5-6, 7 – 8 и более тысяч.

Здесь же я приведу вам тезисно несколько существенный требований к камерам, что в голову придёт, кроме низкой цены.

 

1. Формат видео FHD, 50-60 к/с. Гнаться за 4К – он же UHD смысла не вижу. Для монтажа вам потребуется очень мощный и дорогой компьютер (не менее 2 тыс.$), с мощным многоядерных процессором и мощной дорогой видеокартой, которая используется современными видеоредакторами при монтаже не только для видео, но и для проведения вычислений при просчёте фильма для ускорения просчётов и работе в «реальном времени». Кроме того, качество и ценность фильма я вообще не связываю с форматом UHD. Это издержки маркетинка. За 4к с вас потянут деньги за 8 – 16 К и так далее, и вы будите видеть поры на жирных кожах артистов мыльных сериалов.

Однако: А) Наличие подобного режима в камере, даже при 25 к/с, косвенно свидетельству что оптический тракт и матрица способны дать полноценный FHD (1080Р) с запасом; Б) возможно, в ряде случаев вы сможете лучше скадрировать изображение, выхватив его часть, при сохранении хорошего качества FHD. Тем не менее камеры UHD дороже FHD, что для расходного материала, каким эти камеры являются, важно.

2. Чем камера лучше снимает при низкой освещённости, что вы можете определить по тестам на ЮТУБ, тем она дороже и выше по классу. Ведь для съёмки в темноте требуется большие матрицы с большими размерами пикселей, а это дорого, и малым их числом (для FHD – немного более 2 МП, для 4К – 8 МП. В этом смысле матрицы в 12, или 16 МП хуже, скорее всего, их ставят из-за фото). Желательно наличие у матриц обратной подсветки (с чем уже давно вышла СОНИ, но не только), что чуть ли ни вдвое увеличивает светочувствительность матрицы и сочность тёмных кадров. Желателен максимально мощный видеоусилитель (для снижения шумов от видеоусиления требуется большая производительность процессора), что тоже дополнительные деньги, которые могут и не окупится. Однако съёмки на воде, как правило, производятся при хорошей и средней освещённости и вы можете не различить по восприятию съёмки камерой в 30 – 35 тасяч (Сони, ГОПРО) и камерой ценой в 4-5 тысяч. Считаю матрицы Сони с типовым размером 1/3 дюйма, которые ставятся на многие китайские камеры, вполне достаточными для хорошего качественного фильма. По матрицам Панасоник сказать что-то затрудняюсь. Если они не применили обратной подсветки, я бы повременил покупать камеры с ними. Или только после тестов на ЮТУБе. Гопро сейчас применяет и свои процессоры, и свои матрицы. У них всё нормально, но дорого.

3. Угол обзора желательно иметь большим (150 – 170), но обязательно с возможностью его уменьшения без видимого ухудшения качества съёмки, что делает камеру универсальной для разных съёмок. Это уже реализуется и на Сони и на Гопро, и SJCAM, и GIT UP, и других тут нужно проверять. Но как показали мои исследования, при съёмке в условиях низкой освещённости уменьшение угла съёмки, может заметно огрублять картинку шумами, пусть и при высоком разрешении, но у разных камер по-разному. В частности, SJCAM 5000 Elit сохраняет достаточно пластичное изображение, GIT 3 огрубляет его, что невидно при хорошей освещённости, а в SJCAM 4000 не реализована подобная возможность, и она ухудшает картинку пропорционально уменьшению угла - зуммированию. Наличие в паспорте камеры возможности зуммирования со всем не свидетельствует, что она способны сохранять при этом качество картинки. При выборе камеры надо изучать этот важнейший для съёмки вопрос, сильно влияющий на возможности камеры.

4. Если кого интересует, как такое возможно зуммировать через цифру заметно не ухудшая качества картинки, отвечу. Для полноценного FHD достаточна матрица в 2 МП, в то время как они имеют 12-16 МП. Всё равно в конечной картинке нам выдаётся 2 МП. А отсюда следует и теоретическая возможность такого феномена - снимать информацию с части матрицы и объяснение этого феномена. Но остальные пиксели, тоже учувствуют в обработке и формировании конечной картинки. Поэтому её качество (что не только разрешающая способность но и многое другое) всё же может зависеть от того с какой площади матрицы снимается информация.

5. Для задних гребцов катамарана 4-ки рекомендую широкий угол 150-170 градусов, но лишь для того, чтобы в кадр входили оба передних гребца. Красиво и динамично. Однако отлично и с углом 110 градусов при котором картинка хоть и кособока, но зато реалистичнее и более узнаваемо смотрятся препятствия. Для передних – угол лучше уменьшить до 90 – 110 градусов, что в кадре не маячили лишние носы катамарана, а препятствия выглядели бы узнаваемыми.

6. Камеры должны иметь стабилизатор. Чем он эффективнее, тем выше будет качество съёмки. Этот параметр камеры – чрезвычайно важен. И его надо изучать по тестам на ЮТУБ.

7. Камера должна иметь режим «быстрый старт», который позволяет одним нажатием на кнопку и запустить съёмку, и выключить камеру. Это очень важно, ибо оператор часто, включив камеру заранее, запускает съёмку, когда она уже сама выключилась согласно энергосберегающим настройкам. Или ему постоянно приходится отрывать других членов команды вопросами мигает-немигает? Горт-негорит? И отрывать их внимание от препятствия. Этот режим должен быть хорошо оттренирован, рассчитан по секундам и выполняться оператором на автомате.

8. Камеры, прикреплённые к конструкции катамарана, дают неживую картинку, хотя подобные съёмки со специальных мачт бывают очень смотрибельны, если их мало. Их часто применял наш штатный супероператор Лёша Творогов и он в них дока. Камеры, прикреплённые на раму, для снятия работы какого-то гребца (чаще себя самого) или задних гребцов с лица ещё менее полезны, хотя и вставить в фильм такие кадры иногда хорошо. Но лучше дополнительную камеру прикрепить на шлем другого матроса, как на живой манекен, у которого, в отличии от рамы катамарана, голова всё же, крутится.

9. Как крепить камеру на шлем? Знаю только один способ – это разогреть шлем феном, газовой горелкой, паяльной лампой, костром или тёплыми камнями через тканевые прокладки, до состояния его лёгкой пластической деформации, и придавить к намеченному заранее месту площадку кронштейна под камеру, держа до твердения шлема. При этом исходная кривизна площадки (плоская или вогнутая) значения не имеет. Клеевой шов будет мёртвым, идеальным и максимально прочным. Тут может послужить даже старый - б\у скотч. Всё другое – это несерьёзно и ненадёжно.

Покупка камер через китайские Интернет-ресурсы возможна и массово практикуется. Но при этом можно подзалететь и на подмену камеры на непригодную модель, даже на Аliexpress, и на проблемы с гарантийными обязательствами, и так далее. Всё это ни раз совершалось и на моих глазах или при моём участии. При цене камеры тысяч в 8 вы выиграйте, в лучшем случае, не более тысячи, а, скорее всего, и менее. Зато общение по любым вопросам с российскими продавцами с хорошей репутацией будет простым и без нервов. У них связи с производителями налажены и всякие обманы для обоих сторон невыгодны. Опасно покупать камеры и через почту по сниженным ценам. Чтобы вам ни сулили. На почте вы всегда сначала оплатите посылку, и только потом увидите, что вам вложили в коробку. Лично проходил. Ведь судиться будет не с кем. Всё это у мошенников отработано на 100%. Через почту можно покупать только у известного вам продавца.

 

 

Два слова о монтаже

 

1. Фильм должен смотреться «одним листом», как целостная картина музыкальное или другое творческое произведение, без разрывов, перебивок и прочего – ни как «лоскутное одеял» или бразильский карнавал. Искусство монтажёра, как и художника и состоит в том, чтобы на одном полотне разными красками, пятнами, штрихами и линиями нарисовать единую жизнь так, как она есть. У зрителя не должно возникать недоумений, по увиденному, типа: «А это откуда», - желаний чего-то ускорить или замедлить, а должны возникать ощущения своего присутствия в сюжете и желание не выходить из него никогда, как когда-то мы не расставались с «Рабыней Изаурой» или с «Сантой-Брбарой». Параллельный монтаж событий или резкие смены планов, ракурсов, цветовых и световых решений должны быть направлены именно на гармоничную связь разных сторон единой жизни в походе и происходящих в ней событий.

2. Для этого при состыковке кадров в эпизоды учитывайте и направления движения в них объектов и крупность их планов, и световую насыщенность, и тональную гамму, и цветовую или световую неоднородность композиций, и, конечно же, звуковую совместимость. Звук – это не менее половины кино. Ничто не должно вызывать когнитивного диссонанса, а, наоборот – только гармонию, подобно гармонии в сказках о «Красавице и чудовище», которые заканчиваются свадьбой. А при состыковке эпизодов в сюжет учитывайте психологию и логику восприятия информации человеком.

3. Не затягивайте и не тропите события. Зритель не должен чего-то от вас хотеть и ждать. Он должен всегда приотставать от вас, и в своих желаниях что-то увидеть должен за вами тянуться.

4. Не злоупотребляйте «Переходами» при состыковке кадров, которые, хотя и придуманы именно для мягкой связки кадров. В профессиональном кино, где люди добиваются предельной плавности состыковки кадров своим мастерством, их практически не применяют. Разве, что в рекламе и другом подобной шутовстве.

5. Часто зритель ждёт конца фильма, что есть его приговор автору. И тут, чем фильм короче, тем легче избежать этой печальной участи. Особенно, когда и сказать, и показать вам, по сути, нечего, кроме как: «И я там был». Люди терпеливы и благосклонны к операторам. Но не испытывайте этих их прекрасных качеств более 5 -10 минут, чем страдаю я сам. Тебе похлопали за 3-х минутный ролик в цвете и со звуком, радуйся и быстрее умывай руки, тем более, когда современных людей поразила чума перманентной своей занятости (чем-то?), клипового мышления и клипового восприятия жизни. А то их организмы пресытятся и потребуют вина, чая, салата, горячего, праздных разговоров ни о чём, или ещё что-то интересненького для них и обидное для вас.

6. Программных редакторов по монтажу много. Выбирайте под себя. Даже советовать вам не хочется, поскольку вам это будет скучно. Но я давным-давно не занимаюсь их поиском и изучением, и от них мало чего в фильме зависит. Главное в фильме – твоя душа и мастерство. А я, как подсел на Adobe Premier ещё в 90-х, так и сижу, полагая, что Adobe, как один из флагманов в медиа индустрии отслеживает ситуацию за меня. Мне известен и не менее мощный редактор - DaVinci Resolve. И, даже мне, интересно в нём было бы посидеть, но не даёт возраст, когда легче вспоминать и рассказывать, чем слушать и внимать услышанному, когда время бежит со скоростью света, а дела, - как величина, обратная ходу времени (1/х). Ведь и возможности Adobe я использую не полностью. Пока не находил необходимости. Одно кино в год, о том, «как мы махали над водой вёслами», а более я и не делаю, не позволяет стать профессионалом в этом чудодействе. Кроме того, вырасти можно только в сообществе себе подобных, а не в домашнем заточении. Ведь чтобы быть солёным огурцом, надо купаться в бочке с рассолом.

 

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!