Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы.



Типология – это специфическая классификация государств, деление их на определенные виды на основе устойчивых и существенных признаков.

Основным критерием для деления государств на типы здесь выступают особенности общественно – экономической формации (ОЭФ). В рамках которой существует конкретное государство. ОЭФ – исторически сложившаяся форма общественных отношений, охватывающая базис (способ производства, тип производственных отношений) и надстройку (система взглядов, идеологических отношений и учреждений, в том числе государство и право). По мнению представителей данного подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин), решающим фактором в развитии общества является экономический базис, т. е. способ производства данного общества. Именно от особенностей базиса зависит характер надстройки. Государство как важнейшая часть надстройки меняет свой тип в зависимости от перемен, происходящих в экономической сфере, в области производственных отношений.

Истории известны пять ОЭФ: первобытно – общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Соответственно в зависимости от типа базиса выделяют следующие типы государств: Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, являющимися личной собственностью свободных граждан;Феодальное государство – это средство диктатуры класса феодалов – крупных собственников земли, эксплуатировавших труд экономически зависимых крестьян;Буржуазное государство – инструмент поддержания власти буржуазии над рабочим классом, который, обладая личной свободой, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту;Социалистическое государство – основано на общественной собственности на средства производства и выражающее в своей политике интересы широких слоев населения.Таким образом, в рамках формационной типологии тип государства характеризует прежде всего его экономическую основу и социальную сущность (показывает, какой социальный класс осуществляет руководство обществом).

Цивилизационная типология государств.Разработана преимущественно в 20 в. ( Арнольд Тойнби, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Освальд Шпенглер, Уолт Ростоу и др.)

Данный подход при делении государств на типы предлагает ориентироваться прежде всего на культурные характеристики общества (особенности религии, психологии, национального самосознания, морали).

Наиболее развернутую цивилизационную типологию предложил английский историк А. Тойнби. Он выделил в прошлом и настоящем человечества 13 разновидностей общества (цивилизаций). При этом цивилизацией он понимал замкнутое и статическое состояние общества, отличающегося своей историей, религией, традициями культуры. Каждому типу цивилизации, по его мнению, соответствует и аналогичный тип государства.

Цивилизационная типология государства основана на культурных факторах, которые могут весьма существенно влиять на своеобразие того или иного государства. Вместе с тем такие факторы слишком многообразны и недостаточно четкие. Кроме того, они представляют собой не столько характеристики государства, сколько общества.

Типология государств в зависимости от формы правления или политического режима.

Она распространена преимущественно в современной зарубежной научной литературе, где в отличии от российского государствоведения не приводится четких различий в употреблении терминов «тип», «форма», «разновидность» по отношению к государству.Так, например, французский автор М. Тропе называет три типа государств: монархию, аристократию и демократию. Американский политолог Р. Хейнеман выделяет такие типы государств, как демократическое, авторитарное и тоталитарное.

Вопрос. Право в системе социальных норм.

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Социальные нормы - это правила поведения людей в обществе. Социальные нормы представляют собой систему, в которую входят нормы права наряду с нормами морали, обычаями, традициями, политическими и иными нормами. Право и иные социальные нормы взаимосвязаны.

Чтобы правовые нормы были приняты обществом, законодатель при их разработке должен учитывать требования других социальных норм (морали, обычаев, и т. д.).

Нормы права имеют цель, сходную с остальными социальными нормами, - регулирование поведения людей в обществе. Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики.

Право и мораль. Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу культуры и характеру социальной организации и т. д.

Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т. е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов. Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т. е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т.д. При рассмотрении форм фиксации правовых и моральных норм обращают на себя внимание различные формы их существования. Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.). Моральные же нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. Соответственно нет каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали.

Право и обычаи. Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права. От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время. При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе, например обычай делового оборота.

Право и корпоративные нормы. Под корпоративными нормами обычно понимаются правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Наиболее распространенным примером корпоративных норм являются нормы общественных организаций (профсоюзов, политических партий). Корпоративные нормы достаточно специфичны. Так, они создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей; распространяются на членов данного сообщества; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); обеспечиваются предусмотренными организационными мерами.

По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако на этом сходство фактически заканчивается, ибо названные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами — необходимое условие его эффективности.

Виды социальных норма: Моральные-правовые, религиозные-политические, традиционные-обычные, корпоративные-эстетические.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!