ВЛИЯНИЕ ИГА НА КУЛЬТУРУ И МЕНТАЛИТЕТ РУССКИХ ЛЮДЕЙ
ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ
«Чтобы свеча не погасла». Слова из духовной грамоты Симеона Гордого на протяжении веков воспринимались как уверенность и надежда на сохранение русской самобытности, русского православия, русского духа, которые находили свое воплощение в многочисленных произведениях русской культуры. В начале XXI в., в эпоху глобализации угроза растворения русской, российской культуры в космополитичном культурном и информационном пространстве снова стала реальной.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ.
Варфоломей, сын ростовского боярина Кирилла и его жены Марии, учился с трудом. Родители разорились и перебрались из Ростовской земли в село Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе с овдовевшим братом Стефаном срубил в лесу келыо, принял монашеское имя Сергий и соорудил маленькую Троицкую церковь, положив начало будущей знаменитой Троице-Сергиевой лавре.
Пятьдесят лет Сергий Радонежский (1314-1392) рубил кельи для новых монахов, носил воду, пек хлеб, кроил и шил одежду. Он жил для других, самоотверженно преодолевая все жизненные невзгоды. Сергий приобрел колоссальный нравственный авторитет. Считалось, что он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и направил с князем иноков Пересвета и Ослябю, погибших в сражении.
У Сергия было необычайно выразительное скуластое худощавое лицо, обрамленное копной густых рыжеватых волос, и широкая, уже тронутая сединой борода. На шитом покрове в изображении Сергия (конец XIV — начало XV в.) мастер сумел передать отсутствующий, устремленный «внутрь себя» взгляд слегка раскосых глаз. Облик аскета, отшельника подчеркивает длинный коричневый плащ, скрывающий фигуру «старца». Это один из наиболее ранних и, как считается, достоверный портрет человека XIV в.
|
|
Над могилой Сергия Радонежского, причисленного к лику святых на следующий год после смерти, был построен собор. На территории Троице-Сергиевой лавры (в 70 км к северу от Москвы, современный г. Сергиев Посад) находятся соборы, построенные в XV-XVII вв., Московская духовная академия и духовная семинария.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ
Молодые годы Андрея Рублева (1370(?)—1430) прошли в Троицком монастыре, а иконописцем он стал в Андрониковом монастыре. Впервые имя Рублева упоминается под 1405 г., когда вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца он расписывал Благовещенский собор в Москве. Однако Рублев не стал подражать авторитетному византийскому художнику. Живопись Рублева скорее противоположна по духовному содержанию и цветовой гамме: он окончательно отказывается от византийской суровости и аскетизма.
Наиболее ярким свидетельством духовного взлета периода ига является самое замечательное произведение Андрея Рублева икона «Троица». Она была написана для нового каменного собора Св. Троицы, возведенного над гробом Сергия Радонежского. На картине библейский рассказ о том, как к праведнику Аврааму пришел сам Бог в образе трех путников. Жители города, где жил Авраам, непочтительно отнеслись к юношам. Авраам же усадил их под дубом во дворе своего дома, заколол для них тельца и проявил всевозможное гостеприимство. В картине Рублева видны миротворение, любовь, милосердие, просветление, которые были характерны для русского национального самопознания.
|
|
В творчестве Андрея Рублева завершается наметившийся уже в XII в. процесс обособления русской живописи от византийской. Так было положено начало укреплению общерусского стиля живописи, получившего наибольшее распространение в XVI и XVII вв. В живописных произведениях Андрея Рублева и художников его круга возник идеал человека Древней Руси. Искусствоведы находят в произведениях Рублева тему спокойного, уверенного героизма во имя единения в любви и согласии. Андрей Рублев скончался и похоронен в Андрониковом монастыре.
ИСТОРИОГРАФИЯ
|
|
«Татарщина сказалась у нас не в одном лишь случайном и легком заимствовании некоторых татарских слов, но и в заимствовании некоторой доли самой татарщины; эти заимствованные слова были полным выражением того зверства диких татарских орд, которым сменилась правда, выработанная народом. Татарщина откроется, когда история расскажет нам смену древней русской одежды на ту татарскую, которая покрывала наших предков с головы до ног: башмак, азям, армяк, зипун, чедыш, кафтан, учкур, шлык, башлык, колпак, клобук, тафья, темляк и т. д.; когда увидим, как "правда по закону святу" вытесняется битьем и ругательствами, унаследованными от татар и живущими доселе в словах нам уже близких и родных: дурак, кулак, кулачное право, кандалы (кайданы), кат (палач), катувать, катать, бузовать, башка, карга и т. д.; когда узнаем, как в русские обычаи входят: казна, казначей, караул, сундук, сарай, ям (откуда ямшик), харч (откуда харчевня); обращение права на правеж, заимствованный от татар; установление тархан, ярлыков, чинов, чиновников, тамги (откуда таможня), и, наконец, кабака, сменившего корчму», — перечислял один известный автор.(Прыжов И.Г. История кабаков в России. М., 1992. С.62.)
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!